Статья «Экологическое воспитание детей с ОВЗ в условиях коррекционной школы»
Буковцова Е.Н.
МКОУ «Общеобразовательная школа» №30
г.Белгород, РФ
:
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ
Одной из самых острых и насущных проблем современного общества является проблема сохранения окружающей среды. Дети с ограниченными возможностями здоровья являются неотъемлемой частью нашего общества и так же, как и другие члены общества, обязаны вносить свой посильный вклад в сохранение природы. Значит, они должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях, касающихся природосохранения, соответствовало существующим в обществе социальным нормам. Целью экологического воспитания в школе, обучающей детей с ОВЗ, является формирование экологической культуры, основанной на знаниях о природе, умениях мыслить и строить свою деятельность в природе на основе природосохранения, целесообразности, экологической оправданности, соблюдения нравственных и правовых принципов природопользования. Важно донести до сознания каждого воспитанника, что его правильное поведение позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества [1].
Главными принципами экологического воспитания в школе являются междисциплинарный подход в формировании экологической культуры воспитанников, систематичность, непрерывность и последовательность. Авторы рассказывают об опыте работы, которая проходит во внеурочное время, так как считают, что более эмоционально познание природы происходит при непосредственном контактировании с ней. Ребенок через свои чувства (восхищение, радость, удивление, умиление, гнев, возмущение, сострадание и др.) переживает свое отношение к природе и стремится сохранить ее, проявляя тем самым любовь к миру природы.
Детям необходимо увидеть, как распускаются первые листочки, ощутить запах травы, услышать пение птиц, и в этом активно помогают ежедневные прогулки на свежем воздухе в парке, сквере, на пришкольной территории. Наблюдения проводятся исходя из деления природы на живую и неживую, в соответствии с временем года. Радует, когда дети показывают первый лед в лужах, первый желтый лист, сообщают, что уже видели майских жуков, первые подснежники в лесу.
Каждая прогулка включает в себя тематические беседы взрослого, чтение стихов, отгадывание загадок, игровые задания. Дети учатся сосредотачивать внимание на предметах окружающего мира и явлениях природы, анализировать и устанавливать простейшие причинно-следственные связи во время наблюдения за сезонными изменениями природы, птицами, насекомыми, растениями. Тут же составляются предложения, как правильно вести себя в парке, сквере, в лесу: береги ветки деревьев и кустарников, охраняй кору деревьев от повреждений, цветы красивы только в поле, в букетах они быстро вянут, береги гнезда птиц от разорения.
Совместное с детьми изготовление кормушек, ежедневное подкармливание зимующих птиц, наблюдение, какие птицы остались, какие улетели, чем кормятся зимой, позволяют детям почувствовать себя частью живой природы. Осенью вместе с педагогом ребята собирают разноцветные листья, шишки, семена деревьев, сушат цветы, тем самым приобщаясь к работе с природным материалом, поделки из которого дают возможность «продлить жизнь» растениям, познать их красоту. Труд создаёт особенные благоприятные условия в развитии мышления и воспитании любви к природе.
Практическая деятельность служит для человека одним из основных источников познания и развития. При уходе за комнатными растениями ребята часто оказываются равнодушными к ним, поливают автоматически, не задумываясь, для чего это необходимо. Чтобы вызвать интерес к данному виду работы, педагог может дать задание узнать особенности и полезные свойства цветов, выявить родину каждого растения.
Только при полноценном использовании наблюдений, бесед, опытов, разнообразных экологических игр, чтения художественной литературы экологического содержания, при включении посильной трудовой деятельности в повседневную жизнь можно сформировать экологическую культуру у детей с умственной отсталостью, что позитивно отразится на коррекции недостатков их психофизического развития.
Таким образом, проводя систематическую работу по формированию у воспитанников экологической культуры, педагоги стремятся к тому, чтобы они стали полноправными рачительными хозяевами на нашей земле и умели противостоять антигуманным действиям по отношению к природе.
Список использованной литературы:
Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. - М., 2005.-170с
Е.Н. Буковцова, 2019