Статья на тему «Экологическая культура младшего школьника через проектную деятельность»
Экологическая культура младшего школьника через проектную деятельность
В своей жизни люди решают задачи двух типов:
1тип – регулярно повторяющиеся, стандартные
2 тип – нестандартные, новые
Для задач первого типа определены результаты, способы их получения, для второго типа задачи определены в общих чертах. Проектная деятельность решает задачи второго типа. Исходя из стратегических задач, целью проекта является воспитание у детей чуткости, отзывчивости к проблемам других существ, развитие сочувствия, сострадания к бедам и горестям. Умений анализировать события и самостоятельно принимать решения по оказанию помощи человеку, животным, растениям, окружающему миру, знакомство с охраняемыми территориями округа.
Определены задачи:
1. Формирование знаний о жизни на планете Земля.
2. Воспитание экологически здоровых потребностей, мотивов, побуждений и привычек поведения, направленных на здоровый образ жизни.
3. Воспитание бережного использования и защиты окружающей среды.
4. Повышение экологической грамотности.
5. Развитие эмоциональной сферы обучающихся.
Основные направления деятельности
1. Получение информации о целях и задачах экологического просвещения
2. Изучение книг по экологии, книг о природе, знакомство с Красной книгой Югры.
3. Формирование экологического сознания через проекты, классные часы, экологические мероприятия.
Ожидаемые результаты
1. Экологическое образование обучающихся.
2. Воспитание личности, гражданина России, которая рано или поздно станет страной с чистыми реками, тенистыми лесами, прекрасными и светлыми городами и сёлами.
В процессе развития экологической культуры младшего школьника условно выделила 3 этапа, совпадающие с переходом из класса в класс и обозначающие качественно новые ступени его экологической культуры. Путь от «Я – природа» к «Я и природа» ребёнок проходит в начальной школе.
1-2 класс (первый этап)
Базовым является опыт, приобретённый в дошкольном возрасте. Новая ступень развития связывается с приобретением им экологически ориентированного личного опыта за счёт наблюдений различных состояний окружающей среды, разъяснений учителя, первоначальных оценок деятельности людей; выполнения правил поведения, общения с животными растениями; творческого воплощения своих впечатлений в устных рассказах, рисунках, бережного отношения к природе; наблюдение за деятельностью взрослых и участие в этой деятельности.
Признаками сформированности экологической культуры на первой ступени условно можно считать:
1. Проявляет интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, животных, пытается оценить их состояние с позиции – «хорошо-плохо».
2. С желанием участвует в экологической деятельности.
3. Пытается передать свои чувства через рассказ, рисунок.
4. Старается выполнять правила поведения.
5. Проявляет готовность оказать помощь людям, растениям, животным.
6. Пытается контролировать своё поведение, чтобы не причинить вред окружающей среде.
3 класс (второй этап)
Происходит переход от наблюдения к наблюдению – анализу, соотнесение своих действий с последствиями для окружающей среды, собственными «открытиями» и удовлетворением потребности в знаниях о конкретных объектах окружающей среды, бережном отношении к предметам быта, участие в труде.
Показатели сформированности экологической культуры на данном этапе:
1. Интерес к объектам окружающего мира, их анализ.
2. Участие в деятельности взрослых с проявлением самостоятельности и творчества.
3. Забота о животных и растениях.
4. Выполнение правил поведения в окружающей среде.
4 класс (третий этап)
На данном этапе личный опыт наполняется новым содержанием: анализом наблюдений за состоянием окружающей среды, осознанным соблюдением норм и правил поведения в окружающей среде, заботой о представителях животного и растительного мира, использованием полученных знаний на практике, отражением своих впечатлений в различных видах творчества.
Показатели сформированности экологической культуры на данном этапе:
1. Соблюдение ряда правил в окружающей среде вошло в привычку.
2. Выражена потребность в заботе о представителях животного и растительного мира.
3. Ребёнок способен самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности.
4. Доброта, отзывчивость и внимание к окружающему сопровождается готовностью оказать помощь тем, кто в ней нуждается.
Примерный перечень экологических проектов для учащихся начальной школы
От класса к классу одни и те же проекты усложняются и дополняются новыми.
Проект разведчиков.
Все проекты выполняются в игровой форме, которая содержит долю тайн и загадок. Цель должна быть личностно значимой (увидеть, открыть, показать свои умения), но обучить ребят постановке экологически значимых целей (кому нужна та информация, которую они добудут в разведке, кому она будет полезна, кто должен задуматься над результатами разведки, какие дела и кому подскажет разведка)
Ожидаемый результат: уметь наблюдать окружающий мир
Примерные названия проектов:
1. Разведка осенних примет
2. Разведка прекрасного и удивительного
3. Кто где живёт
4. Что где растёт
5. Где живут сказки
На втором этапе проекты усложняем переходом от наблюдения к анализу, на третьем этапе возрастает рол самостоятельности детей в выборе маршрутов.
Проекты дружбы
Данные проекты преимущественно индивидуальные, так как объектом дружбы выступит домашнее животное или комнатное растение.
Ожидаемый результат: дружеский контакт ребёнка со своим питомцем или растением, выражение своих впечатлений в рассказе, рисунке.
Примерные названия проектов
1. Словарь взаимопонимания
2. Мы играем
3. Подарки для друга
4. Портрет друга
На втором этапе объектом взаимодействия выступают комнатные растения. На третьем дети сами могут оказывать помощь растениям и животным.
Проекты «Мой дом»
Цель связана с благоустройством своего дома, создание уюта, наведением чистоты и порядка, создания атмосферы радости. Чаще данные проекты индивидуальные, но следить за чистотой можно в классе, школе, во дворе.
Ожидаемый результат: соблюдаем порядок дома, в подъезде, дворе, умение ладить с людьми.
Примерные названия проектов
1. У каждой вещи – своё место
2. Уголок моих игрушек
3. Книжки – мои друзья
4. Оранжерея в моём доме
5. В моём доме уютно всем
Проект «Эко – мы»
Осуществляется в социальной среде. Ожидаемый результат: привить умение соблюдать правила поведения в обществе, выполнять простейшие социальные роли, оказывать помощь.
Примерные названия проектов
1. Я – покупатель
2. Обратись к прохожему
3. Как к кому обратиться
4. Радость людям – радость нам
5. Приглашение в библиотеку
6. Сделаем вместе
Проект «Эко – я»
Ожидаемый результат: формирование навыков самообслуживания, укрепление здоровья.
Примерные названия проектов
1. Как стать добрым
3. Задание самому себе
4. Помогу себе сам
5. Подарок коллективу
В начальной школе можно проводить проектные недели.
Вся начальная школа работает в необычном режиме. Школа выбирает тему проекта, все предметы работают на проект. Неделя проходит в феврале, когда первоклассники на каникулах. В каждом классе учитель называет тему проекта, а дети рассказывают о том, как понимают её содержание. Учитель выступает в роли координатора.
Примерные темы:
1. Тот, кто с нами плакал и смеялся, не может быть чужим.
2. Флора и фауна Югры.
3. По страницам Красной книги.
Цель: расширить знания об окружающем мире, развивать чувство сопереживания, учить работать в группах, развивать самостоятельность и творчество.
Ожидаемый результат: расширить умение работать с разными литературными источниками, углубление знаний об окружающей среде, совершенствования навыка написания сочинений, умение представить проект, развитие умение оказать помощь.
Тот, кто с нами плакал и смеялся, не может быть чужим. (пример)
2 класс
Сочинения в виде книги с иллюстрациями. Темы сочинений ребята выбирают самостоятельно: «Мои близкие люди», «О братьях наших меньших», «Почему нельзя загрязнять реку». Учитель помогает исправить ошибки. Дети помогают друг другу рисовать иллюстрации, создают макет из предметов, которые загрязняют реку, ставят сказку «Репка» (важно участие каждого, так как помогают деду вытащить репку)
3 класс
Общую тему можно разбить на подтемы:
1. Всегда ли детство счастливое? (сочинение)
2. Чужих детей не бывает. (найти материал о детях полка, о детях, которые во время войны жили в чужих семьях)
3. Мир вокруг нас. (Красная книга своей местности)
4. Человек и природа – едины.
Из газет и журналов узнать о жизни детей в детских домах, беспризорниках. Можно посетить детский дом. Собранный материал можно оформить в виде книги, поставить спектакль по сказке Эдда Шима «Снег и Кисличка» (Сказка о том, как Снег пожертвовал жизнью ради маленькой Кислички).
4 класс
Сбор и оформление стендов о людях, которые рискуя своей жизнью спасли людей во время Великой Отечественной войны.
Защита проектов должна проходить открыто, с приглашением родителей. Хорошо приглашать младших школьников на защиту проектов старшеклассников, чтобы учащиеся начальной школы знакомились с научной терминологией, наблюдали за техникой выступления, умели сравнивать себя с ровесниками.
Занятия исследовательской деятельностью, выполнение проектов развивают аналитические способности, формируют способность принимать решения, повышают конкурентоспособность.