Статья «Воспитание и образование в поликультурном просранстве: проблемы, потенциал, решение»
Грошева Елена Дмитриевна, учитель начальных классов
МБОУ «Большекайбицкая СОШ – центр образования» -
«Араслановская НОШ» Кайбицкого муниципального района РТ
2101000344@edu.tatar.ru
ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ПРОБЛЕМЫ, ПОТЕНЦИАЛ, РЕШЕНИЕ
Аннотация. 2021 год в Республике Татарстан был объявлен Годом родных языков и народного единства. Поликультурное образование в нашей республике является актуальной проблемой. Личности ребёнка уделяется серьёзное внимание, она должна обладать межкультурной компетентностью, она формируется на родной этнической культуре и отечественной, т.е. современные дети получают образование и воспитание в поликультурной среде.
Ключевые слова и фразы: поликультурное воспитание, поликультурное образование, родная культура, толерантность.
В нашем мире живёт множество людей, разных по национальности, религии, характеру. Каждый из нас должен понимать и уважать друг друга, несмотря на наши отличия. Ребёнка надо воспитывать с рождения, а совершенствоваться ему предстоит всю жизнь. Поликультурное воспитание – это направление педагогической науки и практики, направленное на воспитание поколения в духе поликультурности, на развитие чувства уважения к разным нациям. Актуальность поликультурного воспитания объясняется тем, что социальная реальность нашей жизнедеятельности не может существовать в качестве монокультурной. Л.Л.Супрунова, В.В. Макаев, З.А.Малькова отожествляют поликультурное воспитании с формированием личности человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умения жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий. [5, с.116] Поликультурное образование - это образование, построенное на идеях подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды. Целью такого образования является формирование умения общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий, воспитание понимания своеобразия других культур, искоренение негативного отношения к ним. Современный человек должен быть толерантным, терпимым, с развитым чувством уважения к людям иной культуры, умеющим жить с ними в мире и согласии, с готовностью к активному взаимодействию. В конце XX века в мире пошёл процесс сближения стран и народов, произошла мощнейшая миграция населения (в мире 2000 народов и более 200 стран), превращая планету в «глобальную деревню». Это потребовало сменить ценностные ориентации и переориентироваться с монокультурного образования на многокультурное, т.е.поликультурное при сохранении в качестве стержня свою собственную культуру. [2 c.632] Поликультурное образование даёт возможность приобщиться к взглядам на жизнь разных народов, создаёт условия, при которых может сформироваться устойчивое положительное отношение к тем, кто рядом, но не похож на других. Поликультурность, как качество личности, должно развиваться с детских лет и на протяжении всей жизни под влиянием различного общества. В школу приходят дети разных национальностей, из разных семей, с разным социальным статусом. Необходимо научить младших школьников уважать не только себя, но и тех, кто рядом. [4 c.104] Учитель начальных классов должен: - воспитывать толерантность; - учить понимать культуру других народов; - уважать культурные различия между представителями разных национальностей. В начальной школе дети уже чётко знают о своей национальности, объясняя её национальностью родителей, местом проживания и языком, на котором говорят. Богатые возможности поликультурного образования предоставляют многие предметы учебного цикла, изучаемые в начальной школе. Чтобы реализовать поликультурное содержание образования, необходимо использовать примеры из разных культур, по возможности знакомить с произведениями устного народного творчества, писателей и поэтов тех национальностей, которые учатся в классе. Начальная школа приобщает к различным культурам, развивает способности к образному восприятию мира. Перед начальной школой стоят задачи обучения культуре речи и письма на родном языке; формирование чувства гордости за свою страну, его народ; формирование уважительного отношения к культуре иных народов. Основой поликультурного образования в школе является литература. В процессе изучения детской литературы происходит передача духовных традиций от поколения к поколению. Уроки литературы – это уроки мудрости, постижения жизни. Цели литературного образования заключаются во введении учеников в мир прекрасного, воспитании интереса к художественному слову, уважение к культуре других народов. Поликультурное воспитание средствами изобразительного искусства способствует эмоционально-эстетическому овладению региональной, национальной и мировой культурой в процессе ознакомления с художественным творчеством разных народов. Однако научиться уважать другую культуру можно лишь в том случае, если человек любит и ценит культуру своего народа. Ведь ещё Н.М.Карамзин писал: «Народ, который не знает своей культуры, истории – презренен и легкомыслен». Именно поэтому вопросы поликультурного воспитания педагога должны базироваться на знании своей культуры, на культурных ценностях и традициях своего народа. Для того чтобы передать воспитанникам знания о культурных ценностях народа, педагог должен обладать хорошим багажом знаний, хорошо ориентироваться в поликультурой среде. Работа по поликультурному воспитанию в начальной школе является главной для дальнейшей работы в средних и старших звеньях. Но особо в образовательной среде современной школы можно выделить внеурочную деятельность. Огромные возможности для достижения результатов поликультурного воспитания предоставляет народная художественная культура, фольклор, с которым мы знакомим детей на внеурочной деятельности «Читательская компетентность». Дети с большим удовольствием инсценируют народные сказки. Знание фольклора, применение его в обыденной жизни должно быть заложено в сознание ребёнка. Ознакомление учащихся с народными играми и праздниками не только своего народа даёт возможность формировать культуру межнационального взаимодействия. Во внеурочное время играем в игры «Сокол и лиса», «Горелки» и др.[3 c.78, 194]У школьников формируется устойчивое уважительное, заинтересованное отношение к культурам родной страны и другого народа. Работая с детьми смешанного состава - русские, татары, чуваши, я организую работу так, чтобы дети могли рассказать о «своей» культуре (традициях, особенностях быта, национальной одежде и другое). В настоящее время в Кайбицком районе Республики Татарстан проходит фестиваль-конкурс детского народного творчества «Родной язык – богатство народа». Мой ученик подготовил исследовательскую работу на тему «Чувашский народ : культура, обычаи и традиции» и занял 3 место. Свою работу он будет представлять на ОРКСЭ перед одноклассниками. Завершая, я могу сказать следующее, учитель должен иметь поликультурные знания, умения и навыки, позволяющие создать атмосферу толерантности, организовать педагогическую деятельность в соответствии с национальными особенностями тех этнических групп, которые составляют учащиеся класса. В качестве главных целей поликультурного образования я выдвигаю: формирование «Человека культуры» во всей многогранной полноте интеллектуального, культурного, психологического и социального развития и способного к жизнедеятельности в поликультурной среде.
Литература
1.Алдошина М.И. Актуальные проблемы поликультурного образования /Марина Алдошина.-М:LAP Lambert Academik Publishing, 2014.-124с
2.Безрукова В.С. Основы духовной культуры (Энциклопедический словарь педагога) Екатеринбург, 2000.- 937с
3.Кенеман А.В. Детские подвижные игры народов СССР.Под.ред.Т.И.Осокиной.-М.:Просвещение,1989.-239с.
4.Сироткин Л.Ю., Хузиахметов А.Н. Младший школьник, его развитие и воспитание .Казань,1998.-210с
5.Супрунова Л.Л., Свиридченко Ю.С.Поликультурное образование.-М.:Aca demia,2013.-240c.