Эссе на тему «Как понимается поликультурное образование и в чём основные проблемы»
Эссе на тему: «Как понимается поликультурное образование и в чём основные проблемы».
В начале XXI века, в эпоху глобализации и усиления культурного многообразия мира повышается значимость поликультурного образования в развитии личности подрастающего поколения. Усилившиеся миграционные процессы открыли новые реалии мира, требующие учитывать и уважать культурные особенности народов. Кроме этого наиболее ярко проявляется проблема познания своей собственной культуры, не только прошлой, но и настоящей, современной. Более острыми становятся неизбежные противоречия, возникают вопросы: «Как позиционировать себя в системе культуры сегодня? «Как привить обучающимся понимание, принятие и уважение к культурным различиям народов?», «Как научить детей вести конструктивный диалог с окружающим миром?».
Чтобы ответить на данные вопросы, необходимо понимать, что такое «поликультурное образование», каким образом его необходимо осуществлять. Многие зарубежные и отечественные специалисты, занимающиеся изучением данной темы, дают определения поликультурного образования, одно из них определяет поликультурное образование как важное направление общего образования, которое нацелено на создание условий по формированию у взрослеющего человека готовности к успешной жизни и деятельности в многокультурном мире. Поликультурное образование характеризуется нацеленностью на создание в образовательных учреждениях условий для выбора обучающимися культурной идентичности; стремлением обеспечить педагогическими средствами равноценные предпосылки для получения качественного образования всеми учащимися, независимо от их расовой, этнической, религиозной принадлежности, языка, пола, социального статуса, физических и интеллектуальных особенностей; ориентация на утверждение в школе и обществе принципов социальной справедливости, соблюдения прав человека. Поликультурное образование является важной частью современного образования, способствующее усвоению обучающимися знаний о культурах других народов; уяснению общего и особенного в традициях, образе жизни, культурных ценностях народов; воспитанию в духе уважения этнокультурных систем.
В российской справочно-педагогической литературе поликультурное образование трактуется как образование, направленное на приобщение подрастающего поколения к этнической, национальной и мировой культуре, развитие на этой основе толерантного сознания, формирование готовности жить в многонациональном мире.
Наиболее четко сущность поликультурного образования сформулирована в докладе Международной комиссии ЮНЕСКО о глобальных стратегиях развития образования в XXI веке, в котором подчёркнуто, что одной из функций школы – научить людей жить вместе, помочь преобразовать существующую взаимозависимость государств и этносов в социальную солидарность. В этих целях образование должно способствовать тому, чтобы человек осознал свой корни, мог определить то место, которое он занимает в мире и принимать, понимать и уважать другие культуры.
Таким образом, в понимании поликультурного образования можно выделить общие черты: поликультурное образование направлено не только на воспитание учащихся в духе уважения к представителям других наций и народностей, но и на обеспечение полноценного образования всеми обучающимися, создание в образовательных учреждениях такой школьной среды, которая отвечала интересам разных этнокультурных общностей и удовлетворяла их образовательные потребности, научила жить и взаимодействовать людям разной культуры.
Реализация идей поликультурного образования осуществляется по трём основным направлениям: создание условий для обучения детей-выходцев из этнических меньшинств; внедрение в содержание образования обучения на родном языке и воспитание уважительного отношения к культурным меньшинствам со стороны носителей доминирующей культуры в обществе. Для этого необходимо существование демократического общества и правовое государство, в котором культурное меньшинство пользуется равными правами и имеет равные возможности, создаются условия для идентификации человека как в культуре своей общности, так и в общенациональной культуре. В рамках поликультурности каждый человек рассматривается как многокультурная личность – с одной стороны, как носитель культурных ценностей определённой социальной группы, а с другой – как представитель общенациональной культуры.
Ключевым понятием поликультурного образования являются «культура» и «образование». Культура человека проявляется в его идеалах, ценностях, верованиях, языке, нормах поведения, в отношениях с другими людьми, а также в материальных творениях. Образование включает развитие способностей человека, воспитание нравственного отношения к миру, людям и самому себе. Воспитание, обучение и развитие представляют взаимосвязанный процесс, в ходе которого человек овладевает определёнными знаниями, осваивает систему культурных ценностей, приобретает опыт социальных отношений. С помощью образования передаются наиболее значимые достижения в области культуры, нравственные ценности и модели поведения, способы общения и деятельности. В таком понимании образование является важной составной частью и одновременно эффективным средством приобщения детей к социокультурному опыту человечества и формирование культуры на личностном уровне. Таким образом, поликультурное образование – это образование, связанное с познанием человеком окружающего мира и самого себя. Но нельзя ожидать, что ученик сразу станет поликультурным. Воспитание поликультурности – это длительный процесс, в ходе которого и учитель, и ученик проходят несколько уровней: толерантность, понимание и принятие другой культуры, и утверждение культурных различий.
Одной из актуальных проблем в образовании является формирование у обучающихся такого важного качества, как толерантность. Толерантность – это способность человека понимать, принимать, уважать культурные различия других, способность вести конструктивный диалог с окружающим миром. В данном случае толерантность выступает как инструмент поликультурного образования. Обучение толерантности – первый и очень важный уровень в становлении ученика и учителя. Толерантность – это «личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда являются многомерными, а значит, и взгляды на этот мир различны и не могут, не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу». Но толерантность не означает терпимость в отношении к социальной несправедливости. Быть толерантным – значит, уже бросать вызов ненависти, расизму, дискриминации, несправедливости, не совершать насильственных и жестоких действий по отношению к другим людям.
Второй уровень в становлении индивида многокультурной личностью – это понимание и принятие другой культуры. Оно предполагает изучение и оказание поддержки культурным различиям, с которыми обучающиеся приходят в школу. Здесь возникает проблема – как мотивировать молодёжь понимать и принимать другую культуру? Если обучающиеся принимают различия, то своими поступками и делами признают и утверждают их важность и ценную значимость как для себя, так и для окружающих.
Уважение культурных различий – третий уровень поликультурного становления личности, оно предполагает восхищение и высокую оценку культурных различий.
Утверждение культурных различий – четвёртый уровень поликультурного образования и становления личности. Его труднее всего достичь и детям, и взрослым, Лучше всего человек утверждает свою идентичность в процессе деятельности. На этой стадии и учитель, и ученик понимают, что толерантности, понимания, принятия и уважения культурных различий уже недостаточно, необходима активная позиция. Для ребёнка на этом уровне не возникает вопроса: дружить или не дружить с тем, у кого иное этническое происхождение, цвет кожи, пол, он дружит с ребятами независимо от этих черт. Учитель, утверждающий культурные различия, всегда солидарен с такими детьми.
Таким образом, поликультурное образование с этих позиций – это воспитание и образование в процессе культурного разнообразия и взаимодействия. Оно направлено на установление благоприятных отношений взаимного обмена и взаимопонимания между представителями различных культур. Главная цель поликультурного образования состоит в том, чтобы сформировать навыки, отношения, знания, которые помогут ученику для функционировать в своей этнической культуре и культуре других этносов. Цель процесса образования – формирование личности ребёнка, готового к активной созидательной деятельности в современной поликультурной среде, сохраняющего свою культурную идентичность, уважающего и принимающего другие культуры.