Поликультурное образовательное пространство России как фактор развития дошкольного образования

1
0
Материал опубликован 19 October 2016

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Поликультурное образование в России – это новая модель в системе образования, отвечающая современным требованиям и перспективам развития российского общества и государства, представляет собой  образовательную систему, которая в рамках единого государственного образовательного стандарта формирует содержание обучения и воспитания в соответствии со структурой российской идентичности, то есть руководствуется целями трансляции этнокультурного наследия и национальных культур народов России в широком контексте российской и мировой цивилизации [1, с. 11].

Словарь по общественным наукам дает следующее толкование поликультурному образованию: «Поликультурное образование – процесс, заключающийся в создании условий для формирования у личности мировоззренческой установки на конструктивное сотрудничество на основе приобщения к этнической, российской и мировой культурам» [2, с. 5].

Фактически поликультурное образование представляет собой институт социализации обучающихся, воспитанников, призванных обеспечить:

¾     на познавательном уровне – освоение образцов и ценностей родной, российской, мировой культуры, культурно исторического и социального опыта человечества;

¾     на ценностном уровне – формирование предрасположенности к межкультурной коммуникации и обмену, толерантности по отношению к другим народам, культурам, социальным группам;

¾     на оценочном уровне – формирование умения четко формулировать собственное отношение к событиям и явлениям, ясно выражать свою точку зрения и аргументировать высказываемые суждения;

¾     на деятельностном уровне – активное взаимодействие с представителями различных культур при сохранении собственной языковой и культурной компетенции;

¾     на социально-психологическом уровне – формирование гармоничной российской идентичности на основе этнокультурного и национально-территориального самосознания.

Содержание поликультурного образования сохраняет общий принцип единства и системности Российского образования и соответствует ФГОС к структуре основной общеобразовательной программа дошкольного образования.

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования определены единые воспитательные процессы, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою Родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов [4, с. 12].

Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, и чем больше ребенок будет знать о своей стране, ее истории, достижениях, тем больше будет создано условий для формирования зрелого гражданина и настоящего человека.

В нашем дошкольном учреждении воспитываются дети разных национальностей, поэтому мы считаем актуальным и необходимым развивать у них уважение и терпимость к людям внезависимости от их расовой и национальной принадлежности, языка, и вероисповедания.

Педагоги нашего ДОУ находятся на начальном этапе создания Программы поликультурного образования, что на наш взгляд является созданием благоприятного гуманистически социального климата, способствующего гармонизации отношений между представителями всех социокультурных групп.

Нами выделены основные задачи Программы:

¾     знакомство детей с основами национальной культуры, приобщение детей к языку, литературе, истории своего этносоциума, направленные на сохранение национальных культур народов России;

¾      воспитание и понимание самобытности культур разных народов, бережного отношения к национальным ценностям, этническим особенностям;

¾     воспитание позитивного отношения к культурным различиям, обеспечивающим условия для самореализации личности;

¾     приобщение к основам мировой культуры и воспитание уважения к представителям других народов;

¾     формирование культуры межнациональных отношений воспитанников в полиэтническом коллективе;

¾     воспитание личности в духе мира, взаимопонимание с другими народами, осознание необходимости культуры мира.

Реализацию поликультурного компонента мы осуществляем через интеграцию образовательных областей («Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»)

Освоение первоначальных представлений социального характера и включение воспитанников в систему социальных отношений педагоги нашего детского сада реализуем через развитие игровой деятельности детей; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу путем проведения воспитательных мероприятий, духовно-нравственной и национально-культурной направленности.

Для закрепления материала используем игровую деятельность, так как именно игра дает возможность ребенку самому «прожить» то, о чем он узнал на занятии.

Рассказы о народных традициях не достигнут цели, если не найдут продолжения в играх, в изобразительной, музыкальной деятельности. Участвуя в настольно-дидактических играх, дети воспроизводят ход событий. Для обогащения сюжетных игр читаются небольшие, сходные по тематике произведения. Задача педагога – помочь дошкольнику найти возможные «выходы» и поддержать интерес творческому переосмыслению полученных знаний. Такие «выходы» целесообразно реализовывать средствами народного фольклора как наиболее понятного и доступного большинству детей.

При разработке Программы мы учитывали семейное воспитание, т.к. оно является неотъемлемой частью в воспитании всесторонней личности ребенка. Родители наших воспитанников являются не пассивными наблюдателями, а активными союзниками. Данная работа проводится через такие мероприятия, как семинары-практикумы, викторины, семейные посиделки, праздники: «Осенины», «Воронья каша», «Наурус», «Масленница», «Кукушкин чай» и мн.др.

Развитие системы поликультурного дошкольного образования является неотъемлемой частью общей стратегии культурного развития каждого этнического сообщества, создавая тем самым гуманитарный фундамент для гражданских, надэтнических принципов общественного устройства.

 

Литература

1.       Аракелян О.В. Поликультурная школа – новая модель в системе образования // Воспитание школьников. – 2010. - №3. – С. 11-17.

2.       Боровик В.Г. О некоторых проблемах поликультурного образования // Администратор образования. – 2012. - №8. – С. 4-11.

3.       Липова И.В., Жаворонкова Т.Г. Кружковая работа как средство воспитания толерантности дошкольников в поликультурном пространстве ДОУ // Начальная школа. – 2011. - №6. – С. 16-19.

4.       Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах / Под общ.ред. М.Е. Верховкиной, А.Н. Атаровой. – СПб.: КАРО, 2014. – 112 с.

5.       Чоросова О.М. Методология и практика формирования поликультурной компетентности у субъектов образовательного процесса // Методист. – 2006. - №9. – С. 2-6.

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации