Статья на тему «Воспитание и развитие нравственности»
Воспитание и развитие нравственности.
Нравственное воспитание является необходимым для правильного развития и становления личности ребенка. С ранних лет воспитанием ребенка занимаются родители, прививая им нормы поведения в семье и обществе. В школьном возрасте к родителям прибавляются учителя, которые так же оказывают влияние на нравственную сторону развития ребенка. Каждый из нас с ранних лет знает о понятиях «плохо» и «хорошо».
К сожалению, в современном обществе все меньше обращают внимание на развитие нравственности. Да, дети сейчас более развиты творчески, с младенчества им развивают когнитивную сферу, мелкую моторику, забывая об остальном. Конечно, такое происходит не во всех семьях, есть семьи, в которых родители уделяют внимание всем сферам развития ребенка. Но бывает и так, что в силу занятости, родители не всегда уделяют ребенку много времени, поэтому ребенок предоставлен сам себе, все ответы на интересующие вопросы он ищет в интернете.
Интернет бес сомнений во многом полезен, он может дать много хорошей информации, но не только хорошей, встречается и такая информация, которую детям не нужно знать. Открытость интернет ресурсов для детей, различные видео-контенты, в которых показано насилие, унижение над другими людьми и животными, нецензурные высказывания, не только не приводят к развитию нравственных качеств, но наоборот снижают их уровень.
Поэтому одним из направлений моей работы с детьми школьного возраста является развитие нравственности. Для того, чтобы знать с чем работать, нужно понимать, что же такое нравственность, и что она в себя включает.
Нравственность - это характеристика личности, которая является когнитивной основой для формирования нравственно здоровой личности. Нравственно здоровая личность адекватно оценивает обстановку, социально ориентирована и имеет устоявшиеся ценности. Нравственность включает в себя определенные качества личности, такие как: порядочность, сострадание, эмпатия, трудолюбие, щедрость, честность и доброта. Поведение субъекта в обществе формируется благодаря развитым нравственным качествам.
Детям, а в особенности подросткам не нравится, когда их поучают. С ними необходимо вести диалог, общаясь на равных, давая высказать свои мысли, показать чувства. Поэтому мои занятия сформированы таким образом, чтобы, обсуждая вместе какую-то тему, мы вместе приходили к выводу. Такая форма работы детям и подросткам нравится. В зависимости от возраста сложность обсуждаемых тем варьируется.
Для занятий я использую набор метафорических карт «Мастер сказок» автор Татьяна Зинкевич-Евстигнеева. Мной разработана программа для развития нравственности на основе этих карточек. Занятия проводятся индивидуально, перед ребенком выкладываются по очереди сюжетные карточки. Ребенок рассматривает каждую карточку, мы ее проговариваем - что происходит, как нарисованный сюжет отражает реальную жизнь. Каждая последующая карточка является продолжение предыдущей, поэтому, когда все карточки выложены, получается одна история. По окончанию занятия психологом задаются вопросы ребенку: как он понял историю, о чем она, что мы из нее узнали, что из истории мы можем применить в реальной жизни и еще много различных вопросов.
Темы для обсуждения различные, это: зависть, жадность, злость, ссоры, оскорбления, эгоизм, обиды, умение прощать и просить прощение, эмпатия, доброта, забота, внимание, умение благодарить и делиться и другие. Так же мы не только обсуждаем, но и рисуем продолжение сюжетов, когда ребенок что-то хочет дополнить, рисуем персонажей, если мы плохих превращаем в хороших и наделяем их положительными качествами.
Если занятия проходят в групповой форме, то сюжет карточек обыгрывается. На таком примере, детям так же хорошо видно, как поступать правильно, а как поступать не нужно. После сценки идет групповое обсуждение.
В заключении хотелось бы сказать, что процесс воспитания и развития нравственности не допускает перерывов. Развивать нравственные качества необходимо на собственном примере. Результатом воспитания и развития нравственности будет являться формирование целостной личности с гармоничным взаимодействием чувств и ценностей.
Педагог-психолог
Чапля.Н.И
Список литературы:
Татьяна Зинкевич-Евстигнеева: Мастер сказок. 50 сюжетов в помощь размышлениям о жизни, людях и себе для взрослых и детей. Автор: Зинкевич-Евстигнеева Татьяна Дмитриевна Издательство: Речь, 2016 г. Серия: Мастер сказок