Воспитание классного коллектива: Социологический проект «Какие мы?»

4
2
Материал опубликован 24 June 2021

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8
г. Ртищево Саратовской области»

(МАОУ «СОШ №8 г. РТИЩЕВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»)





Воспитание КЛАССного коллектива


Какие мы?


(Социологический проект)







Бритова Татьяна Викторовна,

учитель начальных классов

МАОУ «СОШ №8 г.Ртищево

Саратовской области»














г. Ртищево


2021 г.

Слово «коллектив» происходит от латинского слова colligo, что в переводе на русский означает «объединяю», а латинское collectivus – «собирательный». Таким образом понятие коллектива указывает на объединение людей, на существование между ними связующих отношений, которые основываются на совместной деятельности. Чтобы успешно осуществлять обучение и воспитание учащихся, необходимо сплотить их в дружный и работоспособный коллектив. Для создания и воспитания ученического коллектива необходимо вовлекать всех учащихся в разнообразную и содержательную совместную деятельность.

Коллектив необходим как среда взаимодействия, средство эффективного влияния на детей. Он является формой целостной организации детской жизни, дает возможность оказывать одновременно воспитательное влияние на всех детей вместе и на каждую личность в отдельности. От того, насколько грамотно организован процесс воспитания на начальной ступени образования, зависит успешность каждого ученика в дальнейшем. Для этого необходимо глубже узнать детей. Начинаю со знакомства с учащимися, их родителями, семейными обстоятельствами, интересами, увлечениями. Для этого провожу определённую исследовательскую работу с помощью наблюдений, бесед, анализа детских творческих работ, специально подобранных вопросов, диагностических методик. Выдвигаю перспективу «завтрашней радости» (А.С. Макаренко), т.е. объявляю о начале подготовки интересного творческого дела, которое потребует коллективной деятельности, участия каждого в общей работе. Понимая степень ответственности и важности своей работы, стараюсь не останавливаться на достигнутом и ищу новые, эффективные формы воспитания классного коллектива.

Начинаю работу с серии социологических исследований под общим названием «Какие мы?», которые направлены на изучение ценностных ориентиров сверстников. Выясняю, чем они интересуются, чему хотели бы научиться. Широкая программа этого исследования включает в себя такие сферы, как музыкальные и литературные предпочтения, спортивные интересы, кулинарные, отношение школьников к учёбе, здоровью, к компьютерным играм, деньгам, хобби младших школьников. (Шатилова М.Ю., Селезнёва Н.И. Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации.//В:Учитель, 2010,с.135)

Предлагаю детям в начале учебного года составить карту мыследеятельности. Дети записывают спонтанно возникающие мысли, идеи по теме, фиксируют их словами, короткими фразами. Так получается схема (карта) планируемого, желаемого, продуманного, которая позволяет проследить содержание темы. Каждый ребёнок выделяет наиболее значимое и интересное для себя направление. Затем дети по совпадению интересов делятся на мини-группы для совместной работы над одной из тем.

Работа по составленной карте проводится в течении полугода. Каждая мини-группа составляет план работы, выявляет проблемные вопросы, выдвигает предложения, делает выводы. После завершения исследования дети демонстрируют свой результат на определённом этапе урока, на кружке, на классном часе. Затем объединяются в другие мини-группы по интересам, и так продолжается работа до тех пор, пока дети не познакомятся со всеми интересами и увлечениями своих одноклассников.

Роль учителя – консультирование, помощь, поддержка, направление учащихся в методически нужное русло. Предлагаю ученикам, где можно найти источники информации, посоветоваться с родителями или написать письмо-обращение к родителям с просьбой включиться в работу. Беру на себя обязанности координатора и организатора.

На начальном этапе пока у ребят нет опыта коллективной работы, активно участвую в работе групп на правах равного его члена. Первое время я постоянно нахожусь вместе с детьми, показываю им, как воплощаются в жизнь их желания и идеи. В процессе исследования в первую очередь формируется актив класса, в который входят дети, пользующиеся уважением среди товарищей. Активисты в дальнейшем помогают мне в разработке мероприятий, в планировании интересных практических дел, в распределении поручений, дают советы. Перед началом социологических исследований обязательно вырабатываем совместно правила работы в мини-группах. Это в значительной мере облегчит организацию совместной работы. По желанию детей в работу над проблемами включаем сюжетно-ролевые игры, тренинги, анкеты, сочинения, советы психолога. В играх ребята охотнее реализуют то, что кажется им трудновыполнимым в жизненных ситуациях.

Большое внимание уделяю обсуждению, анализу поступков и поведения. Дети учатся отвечать на вопросы, делать выводы, обобщать, анализировать и логически рассуждать. Сегодня особенно важно культурно-речевое воспитание детей. «Там, где дети усиленно учатся говорить…там люди не оскорбляют друг друга на каждом шагу, потому что лучше понимают друг друга», - писал известный русский учёный А.М. Пешковский. (Пешковский А.М. Объективная и нормативная точка зрения на язык.// Советское языкознание в 20-е и 30-е годы, с.240)

Работая в микро-группе, ребёнок овладевает различными формами общения, учится слушать и слышать товарища, учитывать его мнение и привычки.

Данную работу начала со 2-го класса. Проанализировав результаты, пришла к выводу о необходимости более раннего начала социологического исследования интересов детей.

Потому что в 1 классе им всё интересно, они желают активно участвовать во всех делах, у них огромное желание трудиться, знакомиться друг с другом, общаться.

Благодаря данным исследованиям второклассники познакомились со школьными обязанностями, уже вполне адаптировались к школьной жизни, научились общаться дистанционно. Учащиеся получают знания о том, как жить в едином коллективе, овладевают навыками общения со сверстниками, при этом зная интересы, пожелания, предпочтения своих одноклассников; упражняются в применении приемлемых способов культуры поведения.

Схема мыследеятельности (2класс, 1 полугодие)



ИСКУССТВО

КАКИЕ МЫ?

ОТНОШЕНИЕ К УЧЕБЕ

ХОББИ


МОИ

ОБЯЗАННОСТИ

НАШИ МЕНЬШИЕ ДРУЗЬЯ

МУЛЬТФИЛЬМЫ

ЗАЩИТНИКИ

ПРИРОДЫ

ЗДОРОВЬЕ

МУЗЫКА

СПОРТ

    Во втором полугодии карту пришлось скорректировать и общаться дистанционно. Для организации дистанционного обучения и воспитания успешно использовала сервисы цифровой образовательной платформы Учи.ру, популярные мессенджеры WhatsApp и Viber, Discord, а также электронную почту. Ребята учатся цифровому этикету, главным правилам групповой переписки, поведению в соцсетях, придерживаясь важнейшего принципа – понятно, деликатно, конструктивно доноси свои настоящие мысли и мнения и так же реагируй на чужие. Онлайн-платформа развивает умение добывать информацию в различных источниках и обрабатывать её в процессе взаимодействия с одноклассниками, родителями. Марафоны Учи.ру предполагают коллективное достижение поставленной цели. Для выполнения требований марафона лучше использовать метод кооперации. В этом случае каждый ребёнок делает какую-то часть работы, которая направлена на достижение общей цели. Чат, в отличие от обычных мессенджеров, приучает детей к формальному общению для решения «рабочих» вопросов. Если дети общаются не по теме или выражаются некорректно, у меня есть возможность запретить им писать сообщения в чате. Внеурочная деятельность содержит игровые сценарии для проведения коллективных или командных игр. Командообразующие игры являются методом формирования навыков уважительного и безопасного взаимодействия в классе. Успешность игры напрямую зависит от психологического климата в классе. (Платформа Учи.ру. https://edu.uchi.ru/mod/book/view.php?id=113&chapterid=104)

Этапы формирования благоприятного психологического климата:

Создание психологически безопасной среды;

Создание условий, при которых сотрудничество и поддержка выгодны;

Раскрытие таланта каждого;

Помочь осознать ценность каждого.

Командообразующие марафоны Учи.ру – соревнование по количеству решённых на платформе карточек одновременно между классами внутри школы и между учениками одного класса, в которых с удовольствием участвуют мои ученики («Тайны Египта», «Затерянная Атлантида», «Сказочная Лапландия» и др.).

В процессе взаимодействия друг с другом учащиеся овладевают навыками эффективной коммуникации, учатся выражать мнение в корректной форме, преодолевать конфликты, а также позиционировать себя. В результате наблюдается повышение уровня инициативности и доверия в коллективе. Моя задача заключается в поощрении собственной позиции ученика, в создании атмосферы сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. Стараюсь помочь ребёнку познать себя, самоопределиться и самореализоваться.

2 класс, 2 полугодие

КУЛИНАРИЯ

ТРУД И ОТДЫХ

КАКИЕ МЫ?

КОМПЬЮТЕР И ДЕТИ

РЕЖИМ ДНЯ


МЕССЕНДЖЕРЫ

ИДЕАЛЬНЫЙ УЧИТЕЛЬ

СЛАДОСТИ

ЛИТЕРАТУРНЫЕ

ПРЕДПОЧТЕНИЯ

ТРАДИЦИИ

       Практика работы над исследованием показала, что совместная деятельность, инициатива, творческий поиск пришлись детям по душе. Ребятам захотелось продолжить работу в 3 классе. У них появились новые интересы, увлечения. Некоторые уже известные проблемы исследовали глубже, приобретая больше опыта.

К 3-4 классам школы повышенное значение детей приобретают отношения со сверстниками, и здесь открываются дополнительные возможности для активного использования этих отношений в учебно-воспитательных целях, в частности для стимулирования психического развития ребёнка через публичное одобрение в присутствии товарищей его поступков и достижений, через соревнование со сверстниками, через многие другие действия и ситуации, затрагивающие социальный престиж ребёнка.



3 класс, 1 полугодие


ПРАЗДНИК ПОЭЗИИ

ОЛИМПИАДА,

КОНКУРСЫ

КАКИЕ МЫ?

ДОРОЖНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

ОНЛАЙН ИГРЫ

ДЕТСКАЯ КОСМЕТИКА

МАСТЕРСКАЯ ДЕДА МОРОЗА

ЛЮБИМЫЕ ПРЕДМЕТЫ

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ


      Во время подготовки ребята учатся культуре поведения, умению общаться со взрослыми и друг с другом, вести диалог, отстаивать свою точку зрения, не бояться высказывать своё мнение об услышанном, прочитанном, увиденном, становятся инициаторами многих новых дел.

3 класс, 2 полугодие


КАКИЕ

МЫ?

СЭЛФИ

ПАСХАЛЬНЫЕ УКРАШЕНИЯ

АЗБУКА

ЗДОРОВЬЯ

КОСМОС

УМЕЛЫЕ РУЧКИ

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ

БЕЗАПАСНОСТЬ

ДИЗАЙНЕРЫ И

РЕКЛАМНЫЕ АГЕНТЫ

ДЕТИ И ДЕНЬГИ

        Большую роль в воспитании коллектива играют традиции. «Ничто так не скрепляет коллектив, - говорил А.С. Макаренко,- как традиции. Воспитать традиции, сохранить их – чрезвычайно важная задача в воспитательной работе. Школа, в которой нет традиций…не может быть хорошей школой, и лучшие школы, которые я наблюдал… - это школы, которые накопили традиции» (А.С. Макаренко. Сочинения.Т.V.С.121)

Рассмотрим работу одной из групп по проблеме «Традиции».

Задачи:

- узнать о школьных традициях;

- проанализировать уже имеющиеся классные традиции;

- узнать суждения детей, родителей, учителей;

- предложить новые традиции на основе своих интересов и потребностей.

Проблемные вопросы:

- Как дети и родители относятся к традициям?

- Вырабатывают ли традиции общие нормы поведения?

- Украшают ли традиции школьную жизнь?

План:

1.Составили анкеты для детей и взрослых.

2.Наметили ключевые дела класса.

3.Выработали законы жизни в классе.

4.Провели сочинение о запоминающихся событиях в классе.

5.Организовали выставку лучших творческих работ учащихся.

6.Обработали полученную информацию и сделали выводы.

Так традицией стали совместные экскурсии во время каникул, посещение выставки, поход в кинотеатр с родителями.

t1624549607bg.gif

Многие классные мероприятия стали добрыми традициями: «День Матери», «Новогодний огонёк», «Прощание с азбукой», «Покорми птиц зимой», на которые всегда с большим удовольствием спешат родители.

t1624549607bh.gift1624549607bi.gif

В этом учебном году мероприятия проводятся без присутствия родителей. Им после проведения традиционного мероприятия предоставляется фотоотчёт. С самого первого дня в классе существует традиция – поздравление от класса каждому ученику в день рождения. Приятно услышать искренние пожелания от своих одноклассников и от учителя в этот радостный и приятный день. Тема «Здоровье» исследуется группами с каждым классом всё глубже, говорим о здоровье всё больше. Дети активно и с интересом учатся правилам личной гигиены, закаливанию, с удовольствием играют в подвижные игры, принимают участие в Дне Здоровья.

t1624549607bj.gif

Неизменной остаётся традиция празднования Дня Победы. В преддверии празднования 75-я Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов учащиеся моего класса приняли активное участие в акции «Открытка ко Дню Победы», во Всероссийской акции #Окна Победы#, «Бессмертный полк», в открытых мероприятиях «Маленькие герои большой войны», «Я говорю с тобой из Ленинграда», в защите проектов «Не в России семьи такой….», «Кто нас защищает».

t1624549607bk.gif

Уже стало традиционным ежегодное участие ученицы класса Васиной Софии во Всероссийском творческом конкурсе «Спасибо маленькому герою», в 2019 году она стала победительницей в номинации «Рисунок». Торжественная церемония награждения проходила в Музее Победы на Поклонной горе.

t1624549607bl.gift1624549607bm.gif


В течении всего года мы оформляем классный альбом, в котором есть много фотографий, дипломов, грамот, сертификатов. А в конце учебного года мы делимся своими успехами и достижениями в учёбе, творчестве, спорте на совместном с родителями празднике «Вот и стали мы на год взрослей». Во втором классе презентация альбома прошла в онлайн-формате.

Итак, традиции класса – это нормы коллективной школьной жизни, которые воплощают обычаи и желания детей, способствуют обогащению жизни коллектива и его развитию.


t1624549607bn.gift1624549607bo.gif


С каждым годом традиции становятся разнообразнее, что позволяет практически каждому ребёнку принять в них участие и раскрыться как творческому человеку. Дистанционное обучение помогло появиться ещё интересным традициям. Участие в сетевых проектах, в дистанционных всероссийских и международных конкурсах помогает проверить свои знания по любым предметам, получить много новых знаний, учит работать в Интернете, узнавать новые возможности Интернета.

t1624549607bp.gift1624549607bq.gift1624549607br.gif

Так постепенно в классе складываются определённые нормы жизни и традиции, особый микроклимат, который способствует и лучшему взаимопониманию детей, и полноценному развитию личности. Ребята научились быть деятельными, активными на уроках, на переменах и во время проведения праздников. У учащихся возрос интерес к учению, к школе. Все дети привыкли выполнять общественные поручения, стали легко организуемы. В конце учебного года планирую провести анкетирование «Мои впечатления от 3 класса», на основе чего строить воспитательную программу на следующий учебный год.

Данная работа способствует решению следующих задач:

- развитие умения жить в коллективе;

- формирование коммуникативных навыков;

- развитие эмоциональной регуляции поведения;

- формирование позитивной моральной позиции;

- раскрытие творческого потенциала детей;

- повышение уверенности в своих силах, уровня доверия;

- активизация познавательных интересов.

Добрые и деловые отношения между детьми в классе, помощь, взаимовыручка, ответственность за порученное дело, крепкое товарищеское сплочение способствуют формированию дружной классной семьи. А главное каждый ребёнок становится чем-то и в чём-то интересен, привлекателен, значим и даже «знаменит» независимо от своих способностей к учению.

Создать КЛАССный коллектив сразу невозможно, для этого требуется длительное время. Прежде чем развивать, необходимо изучить внутренний мир ребёнка, особенности воли и черты его характера, каковы его интересы и склонности, идти в ногу со временем. Надо найти более верный путь к его сердцу, использовать наиболее целесообразные методы педагогического воздействия.




Список использованной литературы.


Харламов И.Ф. Работа классного руководителя по созданию и воспитанию ученического коллектива // Педагогика. – М.:Гардарики, 1999. – 520с.

http://www.p-lib.ru/

Шатилова М.Ю., Селезнёва Н.И. Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации.// В.: Учитель, 2010, 170 с.

Цифровая образовательная платформа Учи.ру. Командообразующие игры как метод формирования навыков уважительного и безопасного взаимодействия в классе.

https://edu.uchi.ru/course/view.php?id=36

(https://edu.uchi.ru/mod/book/view.php?id=113&chapterid=104)

Лебедев В.А. Как помочь ребёнку стать самостоятельным.// Начальная школа,- М.: Просвещение, 1994, с.9

Чистоткина Н.А. КТД: радость общения детей и взрослых.// Начальная школа, -М.: Просвещение, с.14-15

Пешковский А.М. Объективная и нормативная точка зрения на язык.// Советское языкознание в 20-е и 30-е годы, с.240

https://classes.ru/grammar/135.Zvegintsev/worddocuments/145.htm

Организация классного коллектива. Учебные материалы. //Педагогика. С.1

https://works.doklad.ru/

Тушканова О.И. Психологические особенности ребёнка от рождения до 17 лет.// В.: Учитель, 1999, 64 с.

Максимова Т.Н. Классные часы.// Учебный год, 2 класс// М.: ВАКО, 2014, 268 с.

Максимова Т.И., Дробинина Т.Т. Классные часы.// Учебный год, 3 класс// М.: ВАКО, 2014, 251 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Интересная работа!

25 June 2021