12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Микуленко Лариса Ивановна42
Россия, Омская обл., с. Самсоново
7

Педагогический опыт работы по теме «Воспитание КЛАССного коллектива»


Педагогический опыт работы по теме «Воспитание КЛАССного коллектива»


Главная роль в построении и функционировании воспитательной системы класса отводится классному руководителю. 21 век – век компьютеризации, инноваций, новых технологий. Предлагают различные теории воспитания, апробируют новые системы воспитательного процесса. Но проблема воспитания остается одной из самых важных проблем на данном этапе времени.

В основу своей воспитательной системы с классом я закладываю идею воспитания дружного классного коллектива. Формирование толерантных отношений внутри класса является очень важной и ключевой задачей классного руководителя. Реализация данной идеи предполагает создание воспитывающей среды в урочное и внеурочное время, построение системы внеклассной работы, нацеленной на духовное развитие личности каждого ученика, вовлечение всех учеников в систему классных и общешкольных дел.

Основной целью своей работы как классного руководителя я считаю формирование и развитие полноценного коллектива, в котором будет комфортно ребенку на уроках и во внеурочное время, где он сможет раскрыть свои способности и найти им применение, найти себе друзей и самому стать хорошим другом.

Для достижения поставленной цели я определила следующие задачи воспитания: создание благоприятных условий и возможностей для развития личности обучающихся, формирование классного коллектива как воспитательной системы; развитие гражданско-патриотических качеств, умения ориентироваться в социальной, политической и культурной жизни общества через вовлечение учащихся в различные виды деятельности; формирование высоких нравственных принципов; установление благоприятного психологического климата в коллективе; создание в классном коллективе атмосферы сотрудничества, толерантности и поддержки; развитие самостоятельности, инициативы, самотворчества в коллективе; воспитание активной жизненной позиции каждого ученика и коллектива в целом,; мониторинг уровня сплоченности коллектива и межличностных отношений в классе.

Планируя воспитательную работу с классным коллективом, я учитываю современные требования к направлениям воспитательной работы, которые регулярно использую: гражданско-патриотическое воспитание, духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, экологическое, социальное, общекультурное и общеинтеллектуальное.

Организуя воспитательную работу в своем классе, я придерживаюсь определенных правил при общении со своими воспитанниками: не воспитывай в плохом настроении; определи, что хочешь для ребенка, узнай, что он думает по этому поводу; предоставь возможную самостоятельность; не подсказывай готового решения, а показывай возможные пути к нему.

Практика показала, что полноценность воспитания обучающихся напрямую зависит от их включения в разнообразные виды деятельности, обладающих воспитательным потенциалом: игровая, познавательная, досугово-развлекательная, художественно-творческая, спортивно-оздоровительная и др. В своей практической деятельности с классным коллективом я использую следующие методы воспитания: традиционно-принятые (убеждения, поощрения, пример, принуждение), инновационно-деятельностные (моделирование, алгоритмизация, творческая инвариантность), тренингово-игровые, неформально-межличностные, рефлексивные.

Как правило, при проведении воспитательной работы всегда возникает какая-то проблема. Её разрешение я стараюсь организовать разными путями, формами. При выборе форм воспитательной деятельности учитываю воспитательные цели, выдвинутые в классе; содержание воспитательной деятельности, актуальной для воспитанников; уровень воспитанности обучающихся, их интересов и потребностей; возможности форм воспитательной деятельности в постановке воспитанника в субъективную позицию; учет возможностей родителей, обучающихся, педагогов школы. Использование индивидуальных форм работы предполагает решение важнейшей задачи: разгадать ученика, открыть его таланты, обнаружить все ценное, что присуще его характеру, устремлениям, и все, что мешает ему проявить себя. С каждым необходимо взаимодействовать по-разному, для каждого нужен свой конкретный, индивидуализированный стиль взаимоотношений.

Для сплочения классного коллектива в своей работе я использую разнообразные формы групповой деятельности, такие, как конкурсы, викторины, турниры, аукционы, ток-шоу, дискуссии, коллективные творческие дела, горячие линии и др.

Но практика показывает, что воспитательная деятельность не всегда достигает поставленной цели. Одной из причин такого положения является пассивность ее участников. Сегодня классному руководителю необходимо осуществлять интерактивную воспитательную деятельность, нужны новые формы воспитательных практик.

В воспитании классного коллектива применяю новые современные формы воспитательных практик:

- технология КТД;

- кейс-технологии;

- технология «лэпбук;

-марафон;

- флешмоб;

- квест.

Считаю, что данные формы способствуют не только сохранению активности обучающихся, но и сохранению традиционности воспитательного воздействия на коллектив в целом.

На некоторых из них хотелось бы остановится подробнее и поделиться имеющимся практическим опытом.

В настоящее время в нашем классном коллективе широко используется технология коллективных творческих дел (КТД). Основная цель КТД заключается в том, чтобы все члены коллектива на добровольных началах, с интересом и желанием включились в реализацию дела, могли раскрыть свои творческие способности. Для того, чтобы иметь четкое представление о КТД, нужно знать идеи, лежащие в его основе. Таких важных идей можно выделить шесть (И.П. Иванов): коллективная организация деятельности; коллективное творчество; коллективное целеполагание; организация ситуаций-образцов; эмоциональное насыщение жизни коллектива; общественная направленность деятельности коллектива.

Содержание КТД — забота о себе, своем коллективе, о близких и далеких людях. На первый план в КТД выступает создание учащимися нового жизненного опыта, обогащение каждого участника собственным опытом гражданского отношения к окружающей жизни и к себе как товарищу других людей. Каждое КТД формирует гуманистические качества личности и ее нравственную позицию, поскольку на первый план коллективного дела выходит забота об улучшении общей жизни, коллективная деятельность для других. Наиболее значимыми для воспитания классного коллектива стали тематические КТД: «За безопасность на дороге», «Мы и закон», «Мы за ЗОЖ!», «Мой край», «Земля в опасности», «Никто не забыт, ничто не забыто!», «Моя семья».

Кейс-технологии занимают важное место в воспитании, так как данный метод направлен на решение определенной проблемы, однако данная проблема не дается в готовом виде, а формулируется исходя из условий реальной ситуации. Суть его в том, что обучающимся предлагается осмыслить реальную жизненную ситуацию (решение кейсов), описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. Так, например, мы решали кейсы по следующим темам: «Мы живем среди людей», «Дело было вечером», «Добро и зло». Данная практика способствует развитию критического мышления, приобретению обучающимися положительного жизненного опыта.

Задачу снижения познавательной активности детей во внеклассной деятельности мне помогает разрешить технология «лэпбук». Лэпбук (lapbook) - в дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях». При создании лэпбука обучающиеся не приобретают готовые знания, а добывают их сами в процессе собственной исследовательско - познавательной деятельности. Применение данной практики положительно зарекомендовало себя. Таким образом, лэпбук - это собирательный образ плаката, книги, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, формируя навыки поисковой и исследовательской деятельности. Совместная деятельность обучающихся в малой группе означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад. С одной стороны, каждый должен понимать свою значимость, а с другой нельзя допускать, чтобы кто-то остался без определенного задания, думая, что всю работу сделает за него кто-то другой. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет формировать и развивать навыки сотрудничества.

Данную интерактивную технологию мы используем при подготовке к различным внеклассным мероприятиям, викторинам, конкурсам.

Особняком стоят марафон (небольшой курс или идея для выполнения), флешмоб (вариант социальной или тематической акции). Внедрение данных практик позволяет индивидуализировать воспитательный процесс, способствовать сплочению коллектива, формированию общественного сознания и гражданской позиции.

Квесты - приключенческие игры по заданной теме способствуют распространению индивидуального опыта, раскрепощению, вырабатывают командность, позволяют совершенствовать навыки поиска информации. Способствуют в игровой форме преподнести практически любой материал.

Подводя итог, я могу с уверенностью сказать, что современные формы воспитательных практик, описанные выше, апробированы в нашем классном коллективе, успешно применяются, помогают в достижении поставленной цели, направленной на формирование и развитие коллектива.

При реализации любой воспитательной концепции очень важно видеть и знать ее результаты. Результативность своей воспитательной работы считаю наличие призовых мест в общешкольных и районных мероприятиях, максимальную сплоченность классного коллектива на данном этапе. Социально-психологический микроклимат в нашем классе меняется на протяжении всего периода обучения. В начале отмечались вспышки агрессии среди обучающихся, непонимание, выделение лидеров. Затем дети становились более терпимы друг к другу, начали общаться всем классом. Считаю, что уровень сплочения классного коллектива каждый год значительно повышается. Каждый ученик в классе имеет коллективное поручение, с которым успешно справляется. Работает актив класса, который вовлекает во внеклассную и внеурочную деятельность весь коллектив.

И вместе мы – КЛАССный коллектив!

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.