Статья на тему «Элементы практики реализации регионального и этнокультурного содержания образования во внеурочной деятельности младших школьников»

1
0
Материал опубликован 19 October 2020

Шалгинов М. Г., учитель истории, обществознания МБОУ «Московская СОШ им. А. П. Кыштымова»

 

Элементы практики реализации регионального и этнокультурного содержания образования во внеурочной деятельности младших школьников

 

Наша страна является полиэтническим государством, ее можно представить в виде мозаики, которая состоит из множества народов. При этом каждый народ отличается друг от друга по разным признакам, в частности по многочисленности этнического состава, по социально-экономическим характеристикам, а так же по языку и культуре, духовному складу и национальному характеру. Кроме того, для полиэтнических регионов нашей страны характерно смешивание и переплетение культур, что выдвигает перед педагогами задачу реализации поликультурного образования, которое направлено на формирование этнокультурной компетентности школьников. В этой связи возникла потребность в воспитании социально ответственного подрастающего поколения, которое может успешно действовать в полиэтническом пространстве, способствовать возрождению культуры разных этносов, сохранению их культурного своеобразия.

Сущность этнокультурной компетентности заключается в том, что человек, обладая данной компетентностью, является активным носителем опыта во взаимодействии и принятии этнокультур. Полученные знания и умения позволят ученику принять и правильно оценить специфику и условия взаимодействия с представителями разных культур, находить оптимальную модель поведения с целью поддержания атмосферы согласия и взаимного доверия, для достижения высокой эффективности в совместной деятельности.

Этнокультурная компетентность как объективно-субъективное явление включает в свое содержание следующую совокупность:

а) готовность и способность обучающегося чтить традиции своего народа и уважать культуру других;

б) изучать многообразие этнических культур с целью мирного существования в полиэтнической

среде;

в) дифференцировать и применять полученные знания об этнокультурах для решения проблем во взаимодействии и взаимопонимании;

г) анализировать и систематизировать знаний об этнических культурах, с целью нахождения и признания в них общего и различного (специфичного);

д) готовность обучающегося включаться в межэтническое взаимодействие в виде активного сотрудничества.

Младший школьный возраст - период интенсивной социализации, усвоения различных нравственных норм. Поэтому именно в этом возрасте правомерно уделять значительное внимание духовно-нравственному развитию и воспитанию личности, формированию вектора культурно­ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с благотворными устоями духовности и нравственности родного отечества, корнями уходящими в далекое прошлое.

Важно уже с младшего школьного возраста учить умению раскодировать ценности, выраженные в культуре. Это умение поможет человеку в дальнейшем понять и принять общечеловеческую культуру, не преувеличивая и не умаляя при этом роль культуры как своего, так и другого народа нашего полиэтнического общества. Необходима специальная организация этого процесса, поскольку социальный опыт, заложенный в культуре, не наследуется человеком, а усваивается в процессе образования.

Формирование этнокультурной компетентности предполагает введение ребенка изначально в родную для него, а затем и иные культуры. При этом, как считает один из крупнейших специалистов по межкультурной коммуникации М. Беннет, вначале у ребенка должна быть сформирована готовность признавать этнокультурные различия как что-то позитивное, которая затем должна развиться в способность к межэтническому пониманию и диалогу.

Ввести детей в увлекательный мир культуры, развить у ребят чувство уважения, непредубеждённого понимания смысла поведения и культурных особенностей этносов региона, знакомить с особенностями природы родного края - всё это можно успешно реализовать в процессе внеурочной деятельности. Формы и методы подачи материала на занятиях могут быть различными. Занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий, аудио- и видеозаписей. Во время знакомства с литературой очень нравится ребятам выполнение творческих заданий: составление фольклорных сборников с иллюстрациями, кроссвордов, инсценировка сказок, чтение стихотворений. Так, например, на праздниках участникам в игровой форме предлагается познакомиться с историей своего региона, населённого пункта, традициями и обычаями, фольклором и играми, что даёт немало полезного для души и формирует культуру межнациональных отношений.

Важным направлением является изучение духовных традиций не только какого-либо народа, но и истории духовного развития конкретной семьи. Так, учащиеся вместе с родителями могут составлять родословное дерево, собирать и изучать фотографии, семейные архивы. Интересны творческие работы в номинациях: «Составление календаря семейных праздников», «География моей семьи», «Семейная реликвия» и т.д.

Для развития этнокультурной компетентности обучающихся используется комплекс мероприятий: проведение интегрированных занятий с целью приобщения к национальным ценностям, изучение декоративно-прикладного творчества, танцевального, музыкального искусства, народных традиций, обычаев, национальных игр; организация тематических, фольклорных, обрядовых вечеров развлечений, конкурсов на знание национальной культуры с участием родителей; проведение этнофольклорных праздников, этнических игровых программ и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что этнокультурную компетентность стоит формировать именно у обучающихся начальных классов, так как в данный период ребенок приобретает первые фрагментарные знания о своей этнической принадлежности, когда еще не сложились стереотипные формы эмоционально-оценочного отношения к представителям других национальностей.

 

Использованная литература:

1. Авдуевская, Е. П. Особенности социализации подростка в условиях быстрых социальных изменений / Е.П. Авдуевская, С.А. Баклушинский // Ценностно-нормативные ориентации старшеклассника. Труды по социологии образования. Том III. Выпуск IV. М: ЦСО РАО, 1995.

2. Адриненко, М. А. Формирование этнической толерантности у школьников в поликультурном пространстве начальной школы [Электронный ресурс] / -.- URL: http://knowledge.allbest.ru

3. Гайсина Р.С., Головнева Е.В., Гребенникова Д.А. ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Фундаментальные исследования. - 2015. -№ 2-22.

4. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования [Электронный ресурс] / И.А.Зимняя// Интернет-журнал «Эйдос». - 2006. - 5 мая. - Режим доступа: -.- URL:http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm.

5. Поштарева, Т. В. Формирование этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде образования [Электронный ресурс]: автореф. дисс... доктора пед. наук : 13.00.01 / Т.В. Поштарева. - Владикавказ, 2009. -.- URL: http://dlib.rsl.ru/01004300613

6. Этнокультурное образование. Разработки. -.- URL: http://iro.perm.ru/information_razrab etno.htm

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации