Воспитание моральных качеств и чувств патриотизма с помощью физической культуры и спорта.

0
0
Материал опубликован 13 May

Статья для работы с учащимися 6-8 класса











Воспитание моральных качеств и чувств патриотизма с помощью физической культуры и спорта.



Работу выполнил:

учитель физической культуры

МБОУ «Сыбайкасинская ООШ»

Моргаушского муниципального округа

Чувашской Республики

Соколова Елена Витальевна









2024 год

Введение

Во все века люди высоко ценили такие качества человека как нравственность, мораль, воля, характер. Глубокие социально – экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Актуальность проблемы воспитания школьников стоит сегодня на первом месте вместе с учебным процессом.

Основная цель политики государства в области физической культуры – оздоровление нации, формирование здорового образа жизни населения, гармоничное воспитание здорового, физически крепкого поколения.

Физическая культура – составная часть общей культуры, область социальной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья, воли и совершенствования его двигательной активности.

Таким образом, для общества в целом в качестве ценностей выступают здоровье, образования, физическая культура как составная часть общей культуры. Эти ценности и цели находят свое отражение в реальных процессах развития и модернизации общего и профессионального образования.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года воспитание определено как «первостепенный приоритет». Важнейшие задачи воспитания – формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативы, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Одной из главных целей школьного образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Следовательно, учебно-воспитательный процесс становится больше ориентированным на личность ученика, его индивидуальные возможности, способности и интересы.Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых моральных качеств личности подростка, в которых имеет немаловажную роль воля и его нравственное воспитание.

Черты гражданского облика личности закладываются в детском, подростковом, юношеском возрасте на основе опыта, приобретаемого в семье, школе, социальной среде, и формируют в дальнейшем всю жизнь человека.

Актуальность работы. Важнейшая социальная задача современного общества состоит в том, чтобы вырастить поколение граждан, гармонически сочетающих в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. При этом важнейшим материальным, интеллектуальным и духовным средством воспитания гармонично развитой, социально активной личности является физическая культура и спорт. Воспитание в человеке высоких моральных, волевых, эмоциональных, коммуникативных качеств означает оздоровление общества, гармонизацию социальной жизни и в результате повышение созидательного общественного настроя.

Кроме того, в условиях все увеличивающейся нагрузки на человека в результате воздействия неблагоприятных экологических и антропогенных факторов, в условиях загрязнения окружающей среды, распространения вредных привычек, общего ухудшения здоровья населения немаловажным является воспитание в человеке стремления к здоровому образу жизни. Это стремление, в свою очередь, тесно связано с ответственностью за себя и своих близких, готовностью активно действовать, способностью самому выбирать векторы развития.

Таким образом, актуальность работы обусловлена комплексом факторов: как общественно-политических, связанных с необходимостью воспитания граждан молодой страны, которые обладали бы высоким моральным и интеллектуальным потенциалом, ответственностью и активностью, так и экологических, которые вызывают острую необходимость в формировании у подрастающего поколения навыков здорового образа жизни, сознательного и ответственного отношения к своему здоровью, что невозможно без должного уровня развития личности.

Семь морально-волевых качеств, ценимых обществом.

Психологи выделяют следующие морально-волевые качества личности:

Самостоятельность

Самостоятельность — это желание и способность действовать без посторонней помощи.

Психологи называют самостоятельным человека, которому свойственны самостоятельное принятие решений, взятие на себя ответственности за свои действия, самоконтроль.

Самостоятельность начинает проявляться уже в дошкольном возрасте. Младшие дети используют самостоятельность как средство достижения своих целей, а подрастая – для самоутверждения. У подростков мотивом к проявлению самостоятельности нередко служит желание испытать себя, проверить свои возможности.

Инициативность

Инициативность является частным случаем самостоятельности и ассоциируется, прежде всего, с деловой, предпринимательской хваткой.

Инициатива представляет собой желание и стремление начинать и организовывать новые виды деятельности там, где их прежде не было.

С точки зрения общественной морали инициативный человек характеризуется высокими лидерскими и предпринимательскими качествами, отсутствием страха перед ответственностью. Все или некоторые из таких качеств обычно присущи людям волевым, а потому инициативность, сутью которой в принципе является мотивация, рассматривается обществом как проявление волевых качеств.

Инициативность делает человека активным, энергичным, и творчески подходящим к своей работе.


Дисциплинированность

Что такое дисциплинированность отлично понимают военные.

Дисциплинированность представляет собой осознанное желание и стремление подчиняться общепринятому порядку для пользы общего дела. И поскольку дисциплинированность связана с интересами групп людей, психологи относят ее к морально волевым качествам личности.

Дисциплинированный человек понимает, что подчинение дисциплине упорядочивает его деятельность и направляет его усилия в нужное русло для достижения результата в интересах группы в целом.

Со временем усвоенная дисциплинированность превращается в привычку и может принимать уже не только общественно значимую форму, но и самодисциплину.

Психологи различают следующие виды дисциплинированности:

1. Самодисциплина

Самодисциплина происходит от усвоенной модели дисциплинированности. Изначально человек может подчинятся установленному порядку через силу или ради извлечения выгоды для себя. Но со временем он может осмыслить полученный жизненный опыт и решить для себя, что дисциплина является для него благом. В этом случае основные положения дисциплинированности встраиваются в установочную систему человека и становятся, по сути, его установками и убеждениями.

2. Дисциплину из соображений выгоды;

3. Дисциплину по принуждению.

Дисциплина из соображений выгоды или по принуждению достигается с помощью “пряника” или “кнута” в зависимости от того как относится к ситуации человек, в ней оказавшейся. В одном случае человек подчиняется установленному порядку, чтобы избежать наказания, в другом – корысти ради.

Психологической основой дисциплинированности является умение подавлять свои желания, подчинять свое поведение целесообразной необходимости. В своей высшей форме развития дисциплинированность становится привычкой.

Однако необходимо учесть, что чрезмерно жесткая дисциплина приводит к ригидности мышления и поведения. Человек утрачивает творческую инициативу, а группа – необходимую гибкость поведения.

Организованность

Организованность является частным случаем дисциплинированности. Организованность проявляет себя через волевое управление своим временем.

Организованного человека характеризует умение управлять своим временем и вносить необходимые коррективы в свое расписание.

Как видно такое определение опирается главным образом на мотивацию. Однако организованности присущ и морально-волевой компонент. Ведь организованность подпитывается самоконтролем и выдержкой, качествами, присущими волевым людям.

Героизм

Героизм и его деятельное выражение — подвиг — это преодоление особо сложных препятствий, требующее от человека предельного напряжения воли.

Героизм это общественно значимый поступок, который может быть поставлен в пример и в назидание последующим поколениям людей. Такой героический поступок в иных случаях является результатом всех жизненных усилий человека.

Характерным примером героизма может служить разработка российскими учеными в 50 – 60 годы вакцины против полиомиелита.

Эта страшная болезнь, в то время являлась настоящим национальным бедствием не только в Советской России, но и по всему Миру. Болезнь поражала, прежде всего, детей, однако взрослые люди, в частности Франклин Делано Рузвельт, также пострадали от нее.

В Росси борьбу с полиомиелитом вели Анатолий А. Смородинцев и Михаил П. Чумаков. Именно их ”живая” вакцина помогла справиться с болезнью не только в России, но и за ее пределами. Два этих человека спасли Мир от тяжелой болезни и их поступок, безусловно, можно считать проявлением героизма.

Самоотверженность

Самоотверженность является экстремально сильным проявлением героизма, так как обычно сопряжена с самопожертвованием.

Примером проявления таких морально волевых качеств могут служить поступки многих первооткрывателей и ученых, в частности Юрия А. Гагарина. Ведь его полет в космос был в то время первым полетом в экстремально опасную для жизни человека среду. Никто ранее не совершал ничего подобного, и риск для жизни был невероятно высок…

Самоотверженность вообще характерна для многих деятелей науки и первооткрывателей. И примеров проявления таким людьми самопожертвования можно привести предостаточно.

Принципиальность

Принципиальность это морально волевое качество, которое служит защите и отстаиванию какой-либо идеи. Некоторые идеи формулируются обществом как свод правил (законов) обязательных для выполнения каждым членом общества.

Однако всегда находятся люди, готовые попрать общепринятые и разделяемые большинством правила совместного сосуществования в обществе. Они готовы пойти на любые “искусительные” меры, дабы отвратить блюстителей морали и норм. Именно в ситуациях “искуса” воля человека проявляет себя как принципиальность и желание отстаивать и насаждать в хорошем смысле этого слова общепринятый порядок.

Роль физической культуры и спорта в формировании личности.

Черты гражданского облика личности закладываются в детском, подростковом, юношеском возрасте на основе опыта, приобретаемого в семье, школе, социальной среде, и формируют в дальнейшем всю жизнь человека.

Школьные годы — один из важнейших этапов в становлении человека как активного члена общества. В этот период человек формируется не только физически, но и морально. Вот почему в эти годы должна быть не только создана прочная основа для укрепления здоровья и физического совершенствования человека, но и сформированы определенные психофизические качества. На современном этапе развития образования главной целью школьного предмета «физическая культура» является содействие формированию физической культуры школьников. Следовательно, в рамках этого предмета: одновременно решаются образовательная и воспитательная задачи. На уроках физкультуры наряду с овладением техникой выполнения упражнений происходит развитие и основных двигательных качеств (быстроты, ловкости, силы, выносливости и гибкости), а также воспитание морально-волевых качеств с использованием полного арсенала средств физической культуры.

Физическая культура представляет собой единство реальной (практической) и идеальной (психической) деятельности. В процессе этой деятельности человек вступает в связи и отношения с общественной и природной средой. Чем универсальнее будут его связи, тем более всесторонне и гармонично будет развит человек, тем универсальнее будут его связи со средой.

Функции физической культуры можно разделить на 4 группы:

1. Общее развитие и укрепление организма (формирование и развитие физических качеств и способностей, совершенствование двигательных навыков, укрепление здоровья, противодействие и сдерживание процессов инволюции и т. д.).

2. Подготовка к трудовой деятельности и защите Родины (повышение работоспособности, устойчивости против неблагоприятных условий труда, гиподинамии, профессионально-прикладная подготовка и т. п.).

3. Удовлетворение потребностей в активном отдыхе и рациональном использовании внерабочего времени (развлечения, игры, компенсация).

4. Раскрытие волевых, физических качеств и двигательных возможностей человека на предельных уровнях.

5. Для нормального функционирования человеку необходим определенный объем физических и социальных компонентов, таких, как пища, воздух, солнечный свет, отдых, движение и т. п. Физическая и умственная активность, нормальное функционирование способностей возможны в ограниченном диапазоне условий. Физкультура расширяет эти возможности, а также решает задачи поддержания необходимого равновесия между человеком и окружающей средой в двигательном, эмоциональном и других аспектах. Физические упражнения используются не только для укрепления здоровья, но и для того, чтобы адаптировать организм человека к различным потребностям общественной жизни, способствовать проявлению индивидуального творчества.

В обществе физкультура является важнейшим средством воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Она способствует повышению социальной и трудовой активности людей, экономической эффективности производства. Физкультурное движение опирается на многостороннюю деятельность государственной и общественной организации в области физической культуры и спорта (ФКС). На современном этапе решается задача превращения массового физкультурного движения в общенародное, базирующееся на научно обоснованной системе физического воспитания, которое охватывает все слои общества. Существующие государственные системы программно- оценочных нормативов к физическому развитию и подготовленности различных возрастных групп населения.

Обязательные занятия физкультурой по государственным программам проводятся в дошкольных учреждениях, во всех типах учебных заведений, армии, на предприятиях и др. – в режиме рабочего дня (производственная гимнастика, физкультурные паузы и т.п.). Для организации массовой физкультурно-оздоровительной работы на предприятиях, учреждениях, учебных заведениях и др. созданы коллективы физической культуры.

Основными задачами физического воспитания молодого поколения являются: укрепление здоровья и закаливание организма, правильное физическое развитие, сообщение детям и молодежи необходимых двигательных умений и навыков, совершенствование их физических способностей, содействие формированию важнейших морально- волевых качеств.

«Гармоническое, всестороннее развитие деятельности человеческого организма должно составлять общую цель воспитания и образования, задачи которых только в частности отличаются между собою: воспитание захватывает в свою область нравственные качества человека и его волевые проявления, следовательно, способствует выработке нравственного характера лица, между тем как образование имеет в виду систематическое умственное, эстетическое и физическое развитие; оно должно приучить молодого человека изолировать получаемые им ощущения и впечатления, сравнивать их между собой и составлять из представлений отвлеченные понятия, выяснять на основании усвоенных истин встречающиеся явления и, наконец, действовать с возможно большею целесообразностью и настойчивостью».

Физическое воспитание - одна из составных частей системы воспитания, имеющая целью укрепление здоровья человека и его правильное физическое развитие. В единстве с умственным образованием, нравственным и эстетическим, трудовым воспитанием и обучением физическое воспитание содействует всестороннему развитию личности человека.

Физкультура и развитие морально-волевых качеств .

Кроме развития организма, трудно переоценить роль физкультуры и спорта в формировании личностных черт человека. Наряду с сохранением и укреплением здоровья, повышением уровня физической подготовки одной из задач физической культуры и спорта является воспитание морально-волевых качеств, привитие потребности физического и нравственного совершенствования .

Развитие волевых качеств представляет собой формирование таких качеств личности, как решительность, настойчивость, независимость, смелость, упорство, целеустремленность, позволяющих человеку действовать в соответствии с собственными целями, идеалами и ценностями, независимо от случайных обстоятельств и давления со стороны других людей. Развитие волевых качеств в онтогенезе связано со становлением мотивационных систем ребенка, устойчивости и осознанности его желаний и стремлений. Основой развития волевых качеств является формирование устойчивой иерархии мотивов, при которой одни мотивы становятся более значимыми и доминируют над другими. Воспитание волевых качеств заключается в формировании социально значимой нравственной, моральной или познавательной мотивации, которая приобретает для ребенка побуждающий и смыслообразующий характер

Воля как качество личности представляет собой сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Задачей воли является управление поведением человека, саморегуляция активности, особенно в случаях возникновения каких-либо препятствий. Когда люди, обладающие необходимыми знаниями, придерживающиеся близких убеждений и взглядов на жизнь, с разной степенью интенсивности приступают к решению стоящей перед ними задачи или, когда при столкновении с трудностями одни из них прекращают свои попытки, а другие действуют с удвоенной энергией – эти явления связывают с такой особенностью психики, как воля. В настоящее время существуют несколько вариантов понимания и исследования воли: либо выделение всех реальностей, для которых вводилось понятие «воля», и выбор одной из них как отвечающей современному пониманию воли; либо выделение во всех реальностях того общего, что позволяет все их связать с волей; либо изменение содержания понятия «воля» для обозначения какой-то новой реальности.

Когда говорят о составе волевых качеств, то имеют в виду их совокупность (их количество, различия и связи между ними). Разные авторы, Н. Ф. Добрынин, В. К. Калин, С. А. Петухов, А. Ц. Пуни, П. А. Рудик, Р. Ассаджиоли, выделяют от 10 до 34 волевых свойств личности. Это происходит потому, что в большинстве случаев состав волевых качеств и их классификация определяются умозрительно, без экспериментального доказательства их самостоятельности и принадлежности именно к волевой регуляции.

Однако отмечается их слабаядифференцированность (А. Ц. Пуни, М. С. Говоров). Набор волевых качеств в них выглядит как случайный. Чаще всего отмечаются такие качества,как целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержка, самостоятельность, смелость, стойкость, самообладание и инициативность.

Развитие волевых качеств опирается на функцию воображения, благодаря которой будущие, предвосхищаемые результаты «нужного» действия становятся более значимыми и сильными для ребенка, чем сиюминутные удовольствия. Волевые усилия как раз и заключаются в преодолении ситуативных побуждений ради более значимой, но отдаленной цели. Волевые качества ребенка воспитываются только при известной степени самостоятельности, когда он сам может ставить себе цели и выбирает способы их достижения. В условиях сверхзаботы и гиперопеки волевые качество личности ребенка остаются в зачаточном состоянии.

На уроках физкультуры происходит постоянное взаимодействие с партнерами и соперниками, в котором рождаются, проявляются и закрепляются черты личности ребенка. Уроки физкультуры представляют собой благодатное поле для формирования положительных черт личности, лидерства, борьбы со страхами, развития соревновательных способностей, воспитания чувства коллективизма, моральной и физической подготовки к переживанию различных стрессовых состояний.

Постоянно преодолевая нагрузки, иногда заставляя себя, действуя через напряжение, человек борется со второй стороной своей личности — медлительной, слабой, ленивой, трусливой. В ходе занятий спортом ребенок учится мобилизовать свою волю, проявлять волевые качества, необходимые для достижения цели, уметь рассчитывать силы, управлять поединком, эффективно действовать при нехватке времени.

Кроме того, факторами самооценки ребенка, которая формируется в это время, являются собственная активность личности, оценка окружающих людей, умение правильно оценивать действия других. Формирование самооценки в процессе двигательной деятельности предполагает: привлечение внимания ребенка к художественному образу окружающей его природы, к способности создавать собственный художественный образ — «образ красивого тела», красивому двигательному поведению окружающих взрослых. В большей мере этому способствует увлекательная двигательная деятельность, связанная с четкой установкой на результат (игры-драматизации, спортивные и подвижные игры, спортивные упражнения, игры-эстафеты). Ребенок оценивает свое «Я» по непосредственным усилиям, которые он приложил для достижения поставленной цели. В связи с развитием самооценки развиваются такие личностные качества, как самоуважение, совесть, гордость.

Игровой и соревновательный методы физического воспитания

Игровой метод: особенности и применение

Для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса используются различные средства, методы, приемы и способы физического воспитания. Игровой и соревновательный методы, которые широко используются на уроках физкультуры позволяют решать многие задачи формирования гармоничной личности, стоящие перед преподавателем.

Игра и соревнование являются многообразными общественными явлениями, и их значение выходит далеко за сферу физического воспитания. Возникнув на ранних этапах истории и развиваясь вместе с культурой общества, игры и соревнования удовлетворяют потребности в самосознании и внешнем контактировании, духовном и физическом развитии, отдыхе и развлечении.

Игровой метод характеризуется определенными особенностями.

1. «Сюжетная» организация: деятельность играющих организуется в соответствии с образным или условным сюжетом (планом игры), в котором предусматривается достижение определенной цели в условиях постоянного и в значительной мере случайного изменения ситуации.

Игровой сюжет либо непосредственно заимствуется из окружающей действительности, отражая различные действия и отношения, либо специально создается, исходя из потребностей физического воспитания, как условная схема взаимодействия играющих — это особенно характерно для современных спортивных игр.

2) Разнообразие способов достижения цели — возможность достижения игровой цели (выигрыша) обычно не связана с каким-либо одним способом действий. Почти всегда существуют различные пути выигрыша, допускаемые правилами игры, которые лимитируют лишь общую линию поведения, но не определяют конкретные действия.

3) Комплексный характер деятельности: игра включает в себя различные двигательные действия — бег, прыжки, метания и т. д. Правда, иногда игровой метод применяется и на основе относительно однородных действий.

4) Широкая самостоятельность действий занимающихся, высокие требования к их инициативе, находчивости, ловкости — игровой метод предоставляет играющим простор для творческого решения двигательных задач, при этом постоянное и внезапное изменение ситуаций по ходу игры обязывает решать эти задачи в кратчайшие сроки и с полной мобилизацией двигательных способностей.

5) Моделирование напряженных межличностных и межгрупповых отношений, повышенная эмоциональность в большинстве игр хотя и условно, но с достаточно высокой степенью психической напряженности, воспроизводят активные межличностные и межгрупповые отношения, которые строятся как по типу сотрудничества (между игроками одной команды), так и по типу соперничества (между противниками в парных и командных играх). Это создает высокий эмоциональный накал и содействует выявлению этических качеств личности.

6) Вероятное программирование действий и ограниченные возможности дозирования нагрузки.

Игровая деятельность является наиболее продуктивным направлением в современной методике физвоспитания. Игровой метод всегда привлекает и радует ребенка, а варьирование различных его форм дает возможность успешного решения задач физического воспитания.

Игровой метод используется для комплексного совершенствования движений при их первоначальном разучивании, для совершенствования физических качеств, потому что в нем присутствуют благоприятные предпосылки для развития ловкости, силы, быстроты, находчивости, самостоятельности, инициативности, выносливости в усложненных условиях. Он является также весьма действенным средством для воспитания коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и других нравственных качеств личности. В игре проявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы. Игры развивают у детей способности к действиям, которые имеют значение в повседневной практической деятельности, а также в гимнастике, спорте и туризме. Кроме этого, игровая деятельность всегда связана с возникновением и развитием между играющими определенных отношений, что способствует активному общению детей, установлению контакта с одноклассниками.

Правила и двигательные действия подвижной игры закрепляют в сознании играющих представления о существующих в обществе отношениях между людьми, о поведении в реальной жизни.

Упражнения, выполняемые в игровой форме — подвижные игры, игровые задания, использование различных снарядов, стендов и т. д. — повышают интерес к спорту и физкультуре, стимулируют усвоение техники отдельных элементов упражнений, способствуют стремлению к преодолению трудностей для решения поставленных задач.

Исключительно велико значение соревновательного метода в воспитании морально-волевых качеств: целеустремленности, инициативы, решительности, настойчивости, способности преодолевать трудности, самообладании и др. Необходимо, однако, помнить, что фактор соперничества и связанные с ним отношения могут способствовать формированию не только положительных, но и отрицательных черт характера (эгоизма, чрезмерного честолюбия, тщеславия и т. п.). Поэтому соревновательный метод оправдывает свою роль в нравственном воспитании лишь при условии высококвалифицированного педагогического руководства.

Современные подростки развивают у себя волевые качества на занятиях такими видами спорта, которые связанны с большой физической нагрузкой и риском, где требуются незаурядная сила и мужество. Это – бокс, борьба, тяжелая атлетика, хоккей. Увлекаясь многими видами спортивных занятий вначале ради развития волевых личностных качеств, некоторые подростки затем продолжают заниматься ими же для достижения высоких результатов. Благодаря этому получает дальнейшее развитие мотивация достижения успехов.

Одним из условий повышения эффективности формирования у подростков морально-волевых качеств при занятиях спортом является взаимодействие субъектов деятельности, входящих в состав педагогической системы «ученик – педагог (тренер) – детский спортивный коллектив».

Специфической особенностью этого взаимодействия является создание педагогом у учащихся установки на развитие целеустремленности, инициативы и чувства ответственности перед товарищами, коллективом. Их наличие определяет развитие и других морально-волевых свойств личности подростка, содержание нравственно-волевой направленности, нравственно-волевую зрелость. Наряду с общеобразовательной школой, которой принадлежит ведущая роль во всестороннем развитии личности ученика, особое значение принадлежит учреждениям дополнительного образования, в т. ч. детско-юношеским спортивным школам. В них функционируют различные секции, где формируются такие нравственные качества как ответственность за свои поступки и поведение своих товарищей, глубокая заинтересованность в общем успехе, сила воли, стремление к достижению высоких результатов. Наряду с этим занятия в спортивных секциях позволяют школьникам развивать у себя быстроту, ловкость, силу, упорство.

Не вызывает сомнения тот факт, что активные занятия детей в секциях и группах физкультурно-спортивной направленности позволяет им более полно раскрыть свои способности, обрести уверенность в себе, вырасти личностью, готовой к дальнейшей интеллектуальной, профессиональной и духовной деятельности, личностью с альтруистическим, толерантным отношением к жизни, готовой прийти на помощь.

При занятиях спортом подростков, где формируются такие нравственные качества как ответственность за свои поступки и поведение своих товарищей, глубокая заинтересованность в общем успехе, сила воли, стремление к достижению высоких результатов. Наряду с этим занятия спортом позволяют школьникам развивать у себя быстроту, ловкость, силу, упорство.

Для реализации этих целей педагогу-тренеру необходимо приложить немало усилий, направленных на развитие у юных спортсменов способности к постановке жизненно важных целей, умение соотносить их с нравственными ценностями общества, принимать осознанные этические решения, проявлять морально-волевую готовность к преодолению трудностей.

Патриотическое воспитание.

Патриотизм как качество личности человека проявляется в любви к своему Отечеству, преданности, готовности служить своей Родине, привязанности человека к родной земле, языку, культуре и лучшим' традициям своего народа Патриотическое воспитание - это часть общегражданской культуры и общегражданского воспитания, опирающаяся на общечеловеческие ценности (жизнь, здоровье, духовно-нравственное воспитание человека, права и свободы личности), Оно направлено на воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительнее отношение к другим народам, к языкам, традициям и культуре народов, проживающих в Российской Федерации.

Социально-экономические и политические преобразования, происходящие в нашем обществе в последние годы, затронули патриотические чувства и патриотическое сознание детей школьного возраста и учащейся молодежи. Распад бывшего Советского Союза, ввод Вооруженных сил СССР в Афганистан, подавление демократических движений в Тбилиси, Прибалтике, Баку и военные события в Чечне (1992-1995 г.) значительно ослабили патриотическое воспитание молодежи, подорвали авторитет нашей армии. Кроме того, искажение всей послеоктябрьской истории нашей страны, фальсификация истории Великой Отечественной войны, многочисленные публикации, подрывающих авторитет Советской Армии и принижающие ее освободительную миссию, привели к изменению отношения учащейся молодежи к армии и патриотизму.

В результате реформирования Вооруженных Сил России, разрушения советского патриотизма в огромном дефиците оказались патриотические чувства и духовно-нравственная культура у современной молодежи. Молодежь оказалась не готовой к восприятию перемен, происходящих в социально-экономической, политической, культурной и духовно-нравственной сферах жизни общества. Сегодня у значительной части учащейся молодежи призывного возраста, в том числе и учащихся старших классов, деформированы патриотические чувства, нравственные устои и культура поведения. Для этой категории молодежи присущи негуманные качества личности, такие как цинизм, нигилизм, жестокость, безразличие, неуважительное отношение к историческому прошлому, героическим и трудовым подвигам народа, безответственность, безнравственность и потеря духовно-нравственных ориентиров. Все это оказывает отрицательное влияние на патриотическое и нравственное воспитание школьников.

В последние годы значительная часть учащейся молодежи не хочет служить в армии и уклоняется от призыва. Анкетирование показало, что более 80 % выпускников городских и сельских общеобразовательных школ не желают служить в армии, более 70 % родителей не хотят, чтобы их сыновья служили в армии, 90 % опрошенных студентов первого курса, обучающих в вузах, не хотят служить в армии. Педагогические наблюдения выявили, что в последнее время в образовательных учреждениях значительно ослаблена военно-патриотическая работа с детьми и молодежью. Выпускники общеобразовательных школ и учащаяся молодежь призывного возраста потеряли интерес к военной службе. Падение престижа военной службы создает угрозу делу защиты Родины.

Все эти негативные явления обусловлены отсутствием четко продуманной, социально-ориентированной и целенаправленной программы по нравственному и патриотическому воспитанию учащейся молодежи и должной воспитательной работы в образовательных учреждениях.

Педагогические наблюдения выявили, что в большинстве общеобразовательных школах слабо организована работа по военно-патриотическому воспитанию и недостаточно используются возможности физической культуры и спорта в воспитании патриотизма, развитии физических и морально-волевых качеств, а также в подготовке учащихся старших классов к службе в армии.

На протяжении последних десяти лет в Российской Федерации наблюдается ухудшение показателей физического развития, физической подготовленности и состояния здоровья школьников допризывного и призывного возраста. По данным Министерства здравоохранения и социальной защиты РФ и районных, городских военных комиссариатов более 80 % выпускников общеобразовательных школ не пригодны к военной службе, 60-70 % имеют слабую физическую подготовленность, и они не могут выполнять контрольные нормативы по физической подготовке и 60 % имеют различные отклонения в состоянии здоровья, 30 % страдают хроническими заболеваниями. Это обусловлено не только проблемами экономики и экологии, ухудшением качества и уровня жизни у большинства населения, но и отсутствием должной лечебно - профилактической, спортивно-оздоровительной работы, направленной на предупреждение заболеваемости, сохранение, укрепление здоровья и на повышение физической подготовки учащихся старших классов.

Наблюдение показало, что в большинстве общеобразовательных школах недостаточное внимание уделяется физической подготовке, развитию физических и нравственно-волевых качеств, формированию военно-прикладных навыков, необходимых для службы в армии. В физической культуре и спорте заложены большие возможности для патриотического воспитания и повышения физической подготовки юношей призывного возраста. Известно, что человек, имеющий хорошую физическую и морально-волевую подготовку, владеющий разнообразными двигательными навыками быстрее адаптируется в сложной и внезапно возникающей ситуации и более короткие сроки осваивает новые трудовые операции.

Военная служба, как правило, требует больших физических и нервно-эмоциональных напряжений и физических усилий. Готовность человека к этим условиям и его способность переносить физические и психические нагрузки составляют одно из решающих условий успеха военных действий. Физическая культура и спорт должны обеспечить у будущих военнослужащих высокий уровень развития физических и морально-волевых качеств. На решение этой задачи должно быть направлено физическое воспитание учащихся допризывного и призывного возраста.

Бесспорно, что навыки быстрого бега, ходьбы, передвижения на лыжах, метания гранаты, плавания, стрельбы, рукопашного боя, преодоления полосы препятствий, переноски груза, вождение мотоцикла, трактора и автомобиля имеют большое военно-прикладное значение. Однако в системе физического воспитания учащихся допризывного и призывного возраста этим видам спорта уделяется недостаточное внимание. Это отрицательно влияет на их физическую и военно-прикладную подготовку.

Спортивная деятельность, воспитывая патриотизм и формируя нравственно-волевые качества (честность, справедливость, ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, доброжелательность, решительность, целеустремленность, смелость, сила воли), развивает у юношей призывного возраста чувство любви к Родине и высокой ответственности за свою спортивную подготовку. Спортсмены-школьники стремятся прославить свой коллектив, свою республику новыми спортивными достижениями что является одним из важнейших форм проявления патриотизма. Кроме того, в процессе занятий спортом проявляются и формируются многообразные национальные отношения между спортсменами и тренерами различных районов, городов, республики государств. Спорт и спортивные соревнования объединяют и сближают различные народы, духовно-нравственную культуру различных этносов и национальностей, воспитывают любовь и преданность к своей Родине, выступают как средства нравственного и патриотического воспитания.

Воспитание морально-волевых качеств тесно связано с патриотическим воспитанием и психологической подготовкой.В чувстве патриотизма, долг перед коллективом, стремление своей победой на состязаниях поднять престиж, предприятия, города.являются мощным стимулом для систематической тренировки и для победы на соревнованиях. Все это, в свою очередь, способствует воспитанию настойчивости и упорства, целеустремленности, воли к победе, желанию преодолеть любые трудности.

В условиях реформирования Российского государства, патриотизм, как нравственная высшая ценность, не утратил своей значимости и актуальности. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим, и желание сохранять, приумножать богатства своей страны.

Патриотизм проявляется не только в сложных, тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа.

Патриотизм – понятие очень широкое. Это, прежде всего, состояние души, которое выражается в неравнодушии к судьбе отечества, в способности сопереживать, испытывать боль и радость от происходящего в стране. Этим состоянием определяются и мысли, и слова, и поступки человека-патриота. Спросите у молодежи, что такое патриотизм или кого можно считать патриотом. Большинство окажется в затруднении с ответом.

Крушение идеалов, кризис нравственности и духовных ценностей – серьезная проблема в воспитании молодежи.

Ведущая роль в формировании гражданского мировоззрения учащихся принадлежит образованию, конкретно, педагогу, который обязан помочь молодежи в формировании осознанной гражданской позиции. В современных, жестких социально-экономических условиях подготовка молодежи к жизни – это, прежде всего, формирование у нее целеустремленности, самостоятельности, уверенности в собственных силах. Общеизвестна формула: "Патриотами не рождаются – патриотами становятся". Становятся под влиянием тех факторов, тех условий, в которых живут. Возрождение патриотических чувств можно добиться решением разных задач, в том числе и через физическое развитие молодежи и формирование потребности в здоровом образе жизни.

Все знают латинское изречение "Menssanaincorporesano" ("В здоровом теле здоровый дух"). Идеал гармоничного развития человека появился в глубокой древности. Забота о физическом здоровье считалась в Древней Греции и Риме обязательной для каждого гражданина. Во все времена, во все эпохи мальчиков специально обучали и готовили к роли защитника, борца, а девочек воспитывали как вдохновительниц на подвиг своих близких. Философы Древней Греции верили, что мужчины и женщины должны обладать не только такими атрибутами, как физическая красота, сила и здоровье; лишь в соединении с моральными и духовными качествами, развитыми посредством упражнений и состязаний, они могут создать совершенного человека, гармонично развитое существо во всех его элементах и действиях". Приоритетным направлением учебной программы по дисциплине "Физическая культура" является воспитание физически здоровой личности человека. Именно на занятиях физической культурой и на тренировках человек многократно ставится в условия для проявления таких качеств, как решительность, настойчивость, самодисциплина. Постоянное осознанное преодоление физических трудностей, борьба с нарастающим утомлением воспитывают волю, уверенность в себе. Многие спортивные и особенно игровые моменты моделируют возможные жизненные ситуации, ситуации в учебном и производственном коллективе. Правила и нормы поведения в спортивной деятельности (коллективизм, трудолюбие, уважение к сопернику и др.) переносятся в повседневную жизнь.

Спорт высших достижений – один из элементов патриотического воспитания общества. Он не только обеспечивает всестороннее физическое развитие человека, но и содействует воспитанию его морально-волевых качеств. История современных Олимпийских игр – это сотни, тысячи примеров проявления высоких человеческих качеств: смелости, мужества, неиссякаемой воли к победе, целеустремленности, трудолюбия, патриотизма. Специфика спорта – в зрелищности, привлекающей многомиллионные массы людей, переживающих перипетии спортивных поединков, активно выражающих свои симпатии и антипатии спортсменам и командам.

На протяжении нескольких десятилетий в образовании появлялись все новые виды физической культуры, совершенствовались методы тренировок и организация проведения спортивных соревнований, но всегда сохранялась исходная задача – формирование и воспитание гармонически развитого человека.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Формирование ответственной, активной, сознательной личности, обладающей высокими морально-волевыми характеристиками, является требованием времени. С одной стороны, наличие таких граждан необходимо для устойчивого развития государства, с другой стороны, в условиях все усиливающегося воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды требует от каждого из нас владения навыками здорового образа жизни. Значительное комплексное воздействие на личность с целью формирования ответственного отношения к себе и развития духовных и нравственных качеств оказывает физкультура и спорт. Изучение этого воздействия находится на стыке различных наук, поскольку, кроме проблем сугубо физкультуры и спорта, эта тема включает в себя вопросы социологии, психологии, педагогики. Однако до сих пор в науке и обществе не сформировалось целостное представление о том, как же можно использовать потенциал физкультуры и спорта для физического и нравственного совершенствования человека и его полноценной самореализации.

занятия физкультурой представляют собой благодатное поле для формирования положительных черт личности, лидерства, борьбы со страхами, развития соревновательных способностей, воспитания чувства коллективизма, моральной и физической подготовки к переживанию различных стрессовых состояний. Постоянно преодолевая нагрузки, иногда заставляя себя, действуя через напряжение, человек борется со второй стороной своей личности — медлительной, слабой, ленивой, трусливой. В ходе занятий спортом человек учится мобилизовать свою волю, проявлять волевые качества, необходимые для достижения цели, уметь рассчитывать силы, управлять поединком, эффективно действовать при нехватке времени.

Для воспитания личности средствами физкультуры и спорта широко используются игровой и соревновательный методы. При этом использование игрового метода более оправданно для детей, а соревновательного — для старших школьников и взрослых.

Игры и соревнования удовлетворяют потребности в самосознании и внешнем контактировании, духовном и физическом развитии, отдыхе и развлечении.

В игровом методе присутствуют предпосылки для развития ловкости, силы, быстроты, находчивости, самостоятельности, инициативности, выносливости в усложненных условиях. Он является также весьма действенным средством для воспитания коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и других нравственных качеств личности. В игре проявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы.

Главная черта соревновательного метода — сопоставление сил в условиях упорядоченного соперничества или борьбы за первенство. Соревнование является способом организации и стимулирования деятельности в различных сферах жизни — в производственной деятельности, в искусстве (художественные конкурсы, фестивали), в спорте и т. д.

Фактор соперничества в процессе состязаний, условия их организации и проведения создают особый эмоциональный и физиологический фон, который усиливает воздействие физических упражнений и может способствовать максимальному проявлению функциональных возможностей организма.

Таким образом, значение соревновательного метода в воспитании морально-волевых качеств: целеустремленности, инициативы, решительности, настойчивости, способности преодолевать трудности, самообладании и т.п. очень велико. Необходимо, однако, помнить, что фактор соперничества и связанные с ним отношения могут способствовать проявлению как положительных, так и отрицательных черт характера (эгоизма, чрезмерного честолюбия, тщеславия и т. п.). Поэтому соревновательный метод оправдывает свою роль в нравственном воспитании лишь при условии высококвалифицированного педагогического руководства.

Роль спорта и физкультурой в формировании личности состоит в том, что сложные условия, необходимость преодолеть трудности заставляют человека проявлять волевые качества, преодолевать себя, а по мере их развития и закрепления эти качества генерализуются — переносятся на внеспортивную жизнь. Таким образом, спорт позволяет решать целый ряд воспитательных задач.

















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



1. Азоров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы.- М.: «Аргументы и факты», 2002, 608 с.

2. АнтоноваГ.П.Уровень развития познавательных интересов у детей 6-7 лет.// Вопросы педагогической психологии: Тезисы докладов VII съезда психологов. М.: АН, 1989.- 104 с.
3. Архангелский JI.M.
Ценностные ориентации и нравственное развитие личности.- М.: «Знание», 1978,- 64 с.
4. Бедний М.С. Семья здоровье общество. М.: «
Мысль»,- 1986. -233с.

5.Белухин Д.А. Основы личностно - ориентированной педагогики./ Д. А. Белухин - М., 1996,с.320.

6.Болотина Л.Р., Латышина Д.И. Методика внеклассной воспитательной работы в начальных классах. М., «Просвещение», 1978.134 с.
7. Воспитание в учебе и труде. // под ред.
Сенькевич Г.Г., Александровской В.П.- Минск, 1967.- С.91-104.

8.Кабуш В. Т. Открытые воспитательные системы, проблемы и пути решения./В.Т.Кабуш - Минск, 1995.

9. Капотов В.М. Введение в общую теорию развития личности./В. М.Капотов - М., 1991.

10. Марьенко И.С. Нравственное воспитание детей в семье. М.: «Просвещение», 1972,- 238 с.

11.Марьенко И.С. Нравственное воспитание школьников. М: «Просвещение», 1969. -309 с.
12. Педагогика :Крат.курс : Учеб. пособие/И.Ф.Харламов.-2-е изд.,стер.-Мн.:Выш.шк.,2004.-272с.

13. Педагогика. Основные положения курса/С.А.Пуйман.-3-е изд, стереотипное .-Мн.: «ТетраСистемс», 2002.-256с.

14. Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьника./ М.И.Шилова — М., 1990.








в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.