Статья «Спорт и физическая культура как фактор эстетического, духовного и физического воспитания подрастающего поколения»
Спорт и физическая культура как фактор эстетического, духовного и физического воспитания подрастающего поколения.
Исторической наукой установлено, что элементы физической культуры и спорта появились на самой ранней ступени развития человечества. Система физического воспитания и спорта направлена на развитие эстетических, духовных и физических качеств человека на подготовку его к определенному роду профессиональной деятельности, в конкретных социально- экономических условиях общественного строя. Первобытно - общинный строй предъявлял к своим членам общества определенные требования по физической подготовке (быстрота, сила, ловкость, выносливость и т.д.), которые обеспечивали успех в охоте, войне, в защите от стихийных бедствий ставя, таким образом, само существование человека в зависимость от уровня его физических качеств. Для рабовладельческого общества Древняя Греция является ядром эстетического, духовного и физического воспитания. В Спарте и Афинах с 7 летнего возраста дети занимались наряду с науками гимнастикой, фехтованием, верховой ездой, плаванием, бегом, а с 15 лет борьбой и кулачным боем. С помощью физической культуры и спорта воспитывались сильные, ловкие, физически развитые люди. Большое культурное значение в жизни Древней Греции имели Олимпийские игры. В этот период прекращались войны. Древнегреческие философы были олимпийскими чемпионами (Пифагор, Аристотель, Демосфен и др.). У многих древних народов существовал обычай использовать различные физические упражнения и игры при переходе из одной возрастной группы в другую. На Кавказе в 19 веке кроме физической подготовки юноши обучались горскому этикету. Сформировавшись на ранних этапах человеческого общества, совершенствование физической культуры продолжается и по настоящее время. Конец 20 начала 21 века во многих странах стал периодом модернизации и строительства современных спортивных сооружений, создаются модели физкультурно- спортивных движений.
В соответствии с ФЗ РФ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», физическая культура - это часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития. Физическое воспитание имеет уникальную возможность решить проблему гармонизации биологического развития, социального и духовного в человеке, механизм, с помощью которого можно преодолеть разрыв между пониманием нравственных норм и поведением.
В процессе обучения подрастающее поколение должно пройти теоретическую и физическую подготовку. Теоретическая подготовка заключается в: - получение знаний в области организации физического воспитания, физкультурных движений, основы гигиены, теоретические знания по видам спорта, профилактике травматизма. Теоретические знания вместе с практическими навыками содействуют спортивному совершенствованию в избранном виде спорта и внедрению физических упражнений в быт подрастающего поколения. Физическая подготовка составляет главное содержание занятий в общеобразовательных учреждениях, включая в себя занятия гимнастикой, легкой атлетикой, спортивными и подвижными играми, плаванием, лыжной подготовкой, туризмом.
Физическая культура представляет для эстетики широкий круг возможностей: красота тела, гармонию высоко координированных движений. Соответствуют канонам искусства художественная гимнастика, фигурное катание, синхронное плавание и т.д. чем занимается подрастающее поколение, обучаясь в спортивных школах. Использование музыки на уроках физической культуры на спортивно- массовых мероприятиях в общеобразовательных учреждениях, а так же при выступлениях спортсменов формирует музыкальный вкус. Движение, сочетаемое с ритмичным словом, песней или музыкой, выполняется точнее, грациознее. Соответственно подобранные движения в сочетании с ритмом, мелодией совершенствуют двигательные реакции учащихся и интенсивнее влияют на эмоциональное состояние личности. По результатам анкетных опросов только 50 % городских учащихся относительно удовлетворительное эстетическое развитие. На данный факт необходимо обратить значительное внимание.
Эстетическое воспитание подрастающего поколения для гармонического развития личности должно заключаться в следующем:
- воспитывать способность чутко воспринимать, глубоко чувствовать и правильно оценивать красоту в сфере физической культуры, спорта, в других областях её проявления;
- воспитание эстетических чувств, вкусов, понятий имеющих непосредственное отношение к физкультурной, спортивной деятельности, правильного понимания внешней и внутренней красоты человека исходя из единства эстетического и этического, нравственного и духовного, патриотического;
- понимание красоты спортивного поведения, спортивного зрелища, сохранение и приумножение спортивных традиций.
Литература:
Царин А.В. «О культуре физической и духовной» М, 1989г. с.58).
Лаптев А.П. «Гигиена физкультурника.» М, 1989г. с.48
Дубровский В.И. «Движения для здоровья.» М, 1989г. с.50).
Френкин А.А. Эстетика физической культуры. М.: ФиС, 1983.