«Воспитание у учащихся начальных классов культуры здорового образа жизни»

0
0
Материал опубликован 19 April

Доклад на тему:

«Воспитание у учащихся начальных классов культуры здорового образа жизни»

Единственная красота, которую я знаю, — это ЗДОРОВЬЕ.

Здоровье у человека — состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

К наукам, изучающим здоровье, относятся: гигиена, диетология, фармакология, биология, эпидемиология, психология (психология здоровья, психология развития, экспериментальная и клиническая психология, социальная психология), психофизиология, психиатрия, педиатрия, медицинская социология и медицинская антропология, психогигиена, дефектология и другие.

Охрана здоровья человека (здравоохранение) — одна из функций государства. В мировом масштабе охраной здоровья человечества занимается Всемирная организация здравоохранения.

На 2011 год в сфере психологии здоровья изучается преимущественно поведение, связанное со здоровьем — виды, факторы, способы изменения.


Всемирный день здоровья «Здоровье для всех» отмечается ежегодно 7 апреля, Всемирный день психического здоровья — 10 октября.

Каждому из нас свойственно стремление быть сильным и здоровым, сохранить как нельзя дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Эта главная ценность жизни. Его не купишь ни за какие деньги, его надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка. Здоровый образ жизни школьника является основой хорошего самочувствия и успешной учебы каждого ребенка и подростка.

Вот уже на протяжении целого десятилетия в нашей стране складывается тревожное положение с состоянием здоровья детей и подростков. Эти цифры с каждым годом растут.
Все родители хотят обеспечить своим детям счастливое детство, дать хороший старт во взрослую жизнь. Но современного школьника подстерегает большое количество соблазнов, которые мешают вести правильный образ жизни, обеспечивающий хорошее здоровье и успеваемость на уроках. Чрезмерное увлечение компьютерными играми и телепередачами, предпочтение чипсов домашнему обеду – все это является негативными факторами, постепенно разрушающими здоровье наших детей.

Воспитание здорового образа жизни школьников – одна из основных задач, которые встают сегодня перед родителями. Его формированием занимается также и школа, однако решающая роль принадлежит, в первую очередь, семье.

В настоящее время пути и средства оздоровления детей-школьников сводятся в основном к комплексу профилактических мероприятий, т.е. утверждается принцип «Здоровье — это отсутствие болезней».

В современных экономических условиях из-за недостаточного финансирования в здравоохранении снижается объем профилактической работы. В связи с этим возрастает значение воспитания здорового образа жизни каждого человека. Актуальным становится утверждение Н.М.Амосова: «Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем».

Учеными доказано, что здоровье человека только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем наполовину — от образа жизни. Сегодня установлено, что 40% заболеваний взрослых берут свое начало с дошкольного возраста.

В этих условиях особенно важной становится задача сохранения и укрепления здоровья детей в процессе школьного образования и воспитания. Эта задача должна решаться не только с помощью медицины, но и с использованием педагогических методов, путем внедрения способов и средств неспецифической профилактики заболеваний.

Школьнику необходимо познать особенности своего организма, возможные патологии здоровья и пути их исправления; основы управления собственным здоровьем и выживания в современных условиях жизни, т.е. уже с раннего возраста ребенок должен стать для себя врачом, психологом, физиологом, учителем, психотерапевтом, тренером. Он должен получить базовые знания, которые помогут ему в дальнейшей жизни.

Учиться управлять своим здоровьем следует с самого рождения, и успех такого обучения на начальном этапе зависит от знаний и умений воспитателей и педагогов, которым, к сожалению, еще не хватает соответствующей информации о методах сохранения и защиты здоровья у детей.

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ

                                    «Я и моё здоровье»

Первый уровень знаний н умений

Для детей 6—7 лет

Дать представление о человеке: о себе, мальчиках и девочках, близких родственниках. Познакомить с частями тела человека (голова, туловище, руки, ноги). Учить детей мыть руки перед едой, после загрязнения; следить за чистотой лица, учить чистить зубы, содержать в порядке нос; учить пользоваться индивидуальными полотенцами, носовым платком, зубной щеткой, расческой, соблюдать опрятность в одежде, обуви.

Для детей 7—8 лет

Закреплять знания о человеке: я, мои друзья, семья. Закреплять знания о частях тела человека. Дать знания о том, что на голове есть волосы, уши; на лице — глаза, нос, рот. Каждая часть тела выполняет определенные функции: глаза видят, уши слышат, нос дышит, руки держат, берут, выполняют упражнения и т.д. Приучать детей самостоятельно мыть руки, лицо, полоскать рот после еды, чистить зубы, расчесываться, пользоваться носовым платком, мочалкой, салфеткой. Учить тщательно пережевывать пищу, не разговаривать во время еды; следить за чистотой тела, особенно ног, ногтей, волос, зубов. Дать знания о значении перечисленных гигиенических навыков для сохранения здоровья. Учить детей при появлении болей обращаться к взрослому за помощью.чувствует; нос дышит, улавливает запахи; уши слышат. Расширять знания о строении, функциях частей тела: руки делают много полезных дел; ноги помогают двигаться, голова думает; туловище поворачивается, наклоняется, здесь находятся важные органы — сердце, легкие и др.

Разъяснять детям важность для здоровья сна, питания, гигиенических процедур, движений, закаливания. Учить детей оказывать себе элементарную помощь при ушибах, обращаться за помощью к взрослым при заболевании, травме; самостоятельно умываться, мыть руки по мере загрязнения, после пользования туалетом, ухода за животными, перед едой. Закреплять умения чистить зубы, полоскать рот после еды, пользоваться расческой, носовым платком, мочалкой, одежной щеткой, полотенцем для рук, ног, салфеткой. Учить детей отворачиваться при чихании, кашле; во время еды тщательно пережевывать пищу, брать ее понемногу, сохранять правильную позу за столом.

Учить следить за чистотой воздуха в помещении, проветривать его при необходимости. Закреплять навыки ухода за телом.

 Второй уровень знаний и умений

Для детей 8—9 лет

На основе ранее полученных знаний познакомить детей с элементарными анатомо-физиологическими особенностями организма человека, дать первоначальные представления об органах чувств, коже, опорно-двигательном аппарате. Вызвать у детей интерес, желание познавать свой организм. Дать знания об охране здоровья органов, воспитывать стремление беречь свой организм, формировать гигиеническую культуру, обучать способам укрепления своего здоровья. Учить валеологической оценке собственного здоровья и его коррекции.

Закреплять знания о функциях частей тела человека. Дать представление о разнообразии функций внешних органов: рот говорит, ест; зубы жуют; язык помогает жевать, говорить; кожа

Помощники человека

Глаза нужны, чтобы видеть вокруг себя людей, родных, предметы, явления природы. Глаза разной формы, цвета; их защищают брови, ресницы, веки. Они умеют видеть вблизи и вдали, различают цвета, форму предметов, объем. Элементарные знания о строении глаза (зрачок, радужка, оболочки), его функциях (острота зрения, умение видеть вблизи, вдали, в цвете), возможных нарушениях зрения (слепота) и их причинах, гигиене зрения при чтении, играх, работе с иголкой, ножницами, при просмотре телепередач, гимнастике для снятия напряжения зрения. Умение давать оценку своего зрения (остроты, цветового восприятия).

Нос помогает человеку дышать, улавливать запахи. Нос имеет две ноздри, крылья, ходы, в которых холодный воздух согревается, горячий — охлаждается, очищается от пыли, увлажняется или подсушивается. Нос помогает распознавать, какую пищу мы едим, окружающие запахи (приятные, неприятные, сигналы опасности: пожар, газ и т.д.). Заболевания носа: насморк, носовое кровотечение. Умение оказывать помощь при носовом кровотечении, беречь нос, бороться с насморком, «не копать» в носу, умение различать запахи.

Уши имеют ушные раковины, наружный слуховой проход, улитку. Уши связаны с носоглоткой, мозгом. Человек благодаря ушам слышит речь (громкую, тихую), музыку, разные звуки, шумы и т.д. Человек может очень хорошо слышать и быть глухим. Причины нарушения слуха. Гигиена слуха ребенка. Правила ухода за ушами. Умение дать оценку остроты своего слуха.

Рот — это важный помощник человека, он помогает говорить, есть. Язык находится за зубами, он движется при еде, разговоре. С помощью языка различают вкус пищи: сладкой, кислой, соленой; проглатывают пищу. Во время пения, разговора язык участвует в произношении разных слов. Зубы пережевывают пищу, растирают ее, откусывают кусочки. Называются зубы по-разному (резцы, клыки, коренные) и измельчают пищу также по-разному. Зубы необходимо беречь: чистить два раза в день, полоскать рот после еды, не пить горячего после холодного и наоборот, не грызть орехов, не ковырять в зубах острыми предметами и т.д. Заболевания зубов. Смена зубов у детей, правила гигиены при выпадении зубов. Приемы укрепления зубов. Знания о правилах еды: тщательно пережевывать пищу, есть не торопясь.

Кожа покрывает тело человека, она эластичная, теплая, упругая, но разной толщины. Кожа защищает организм от ударов, солнца, воды. Почему иногда бывает холодно или жарко. Кожа помогает различать теплое или холодное, гладкое, шероховатое, боль. Это орган выделения пота, она может пропускать некоторые вещества. На коже есть точки, которые можно массировать с целью закаливания, укрепления здоровья. Правила точечного массажа. Определять с помощью воспитателя точки для укрепления индивидуального здоровья. Значение чистоты и целостности кожи. Гигиена кожи, значение гигиенических процедур для здоровья: правила мытья рук, лица, шеи, ног, тела. Купание. Уход за ногтями и волосами. Гигиенические требования к туалетным принадлежностям: мылу, мочалке, полотенцам.

Скелет составляет твердую основу тела человека, он защищает органы, на нем держатся мышцы. Скелет образован костями, которые соединены подвижно и неподвижно. Позвоночник. Длину тела (рост) и вес можно измерить ростомером, весами. Рост человека изменяется с возрастом.

Мышцы помогают телу двигаться. Есть крупные и мелкие мышцы. Во время движений мышцы сокращаются, напрягаются. Они могут быть сильными, выносливыми. Эти качества можно тренировать с помощью специальных упражнений. Силу и выносливость мышц можно проверить с помощью тестов. Во многих видах спорта человек проявляет силу, ловкость, гибкость, выносливость, быстроту (легкая атлетика, тяжелая атлетика, хоккей, футбол, гимнастика и др.).

Анализ научной литературы, обобщение педагогического опыта позволили установить, что важнейшим средством создания положительной мотивации детей младшего школьного возраста к освоению ценностей здорового образа жизни является создание доброжелательных отношений в процессе совместной деятельности. Для родителей средствами мотивации могут стать различные формы совместной с детьми деятельности, консультации, для педагогов — научно-исследовательская работа, апробация результатов исследований на научно-практических конференциях, участие в конкурсах профессионального мастерства.

Среди всего многообразия здоровьесберегающих технологий, используемых в начальной школе, принято выделять:

1) Санитарно-гигиенические технологии — направлены на формирование культурно-гигиенических навыков, ответственного отношения к собственному внешнему виду (опрятности и аккуратности), стремления поддерживать чистоту и порядок в классной комнате, на школьном дворе и т. д. Одним из самых распространенных приемов формирования культурно-гигиенических навыков в начальной школе является дежурство (по классу, по столовой и т. д.), а также субботники, предполагающие уборку территории школы, на которые рекомендуется приглашать родителей учащихся с целью приобретения позитивного опыта совместной деятельности.

2) Физкультурно-оздоровительные технологии — ставят своей целью физическое развитие младших школьников (силы, выносливости, ловкости, координации движений, гибкости и т. д.) в процессе занятий учащихся на уроках физической культуры и в спортивных секциях. В этом же направлении представляется закономерным рассматривать физкультминутки и развитие мелкой моторики на обычных уроках образовательного процесса современной начальной школы.

3) Экологические здоровьесберегающие технологии — ориентированы на формирование у младших школьников интереса к природе и окружающему миру, приобщения к исследовательской деятельности в сфере экологии и охраны окружающей среды. Наиболее распространенными формами работы являются экскурсия, проектная деятельность, эксперимент, содействующие осознанию значимости экологической и продосообразной деятельности людей, формированию ценностного отношения к природе и окружающему миру.

4) Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности — получили необыкновенную актуальность в наши дни в связи с неблагополучной санитарно-эпидемиологической обстановкой. Повышение грамотности учащихся начальной школы по вопросам безопасности жизнедеятельности происходит в процессе внеклассных занятий (внеурочной деятельности). Основными формами работы являются классные часы, экскурсии, тематические встречи.


Нельзя забывать, что младший дошкольный возраст — время, когда ребенок еще только совершает переход от игры, как ведущего типа деятельности, к учебе с ее безусловным доминированием познавательно-аналитического начала.

Как следствие, среди форм реализации здоровьесберегающих технологий рекомендуется максимально использовать игровые приемы работы. В игре происходит процесс преобразования деятельности через поиск нового способа выполнения игрового задания, его модернизации в условиях новой мотивации. Среди видов игр, которые рекомендуется использовать в процессе становления культуры здорового образа жизни у младших школьников в современной школе можно назвать:

– игры-тренинги, направленные на активизацию положительной мотивации к обучению и психологическую разгрузку младших школьников, проводимые в ходе предметных занятий;

– подвижные и спортивные игры на уроках физкультуры и во внеурочной деятельности;

– игры-путешествия, квесты и другие нестандартные формы работы с детьми.


Учитывая, что игровая деятельность в младшем школьном возрасте остается одной из ведущих, игровые технологии можно назвать одними из эффективнейших средств становления ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе социализации, а главное, игры приносят ребенку искренние удовольствие и радость, становясь незаменимыми мотиваторами интенсивного процесса естественного познания мира и самого себя.

Среди родителей, наряду с традиционными формами воздействия на родительскую аудиторию (родительские собрания, индивидуальные консультации), могут быть апробированы новые виды взаимодействия:

– в рамках совместной с детьми проектной деятельности — родители участие в разнообразных познавательных, исследовательских, творческих, игровых проектах: «Правила и нормы здорового образа жизни», «Мой дом — планета Земля» и т. д.;

– в аспекте участия родителей в организации субботников, культурно-массовых мероприятий, экскурсий, спортивных праздников и т. п.


Для детей младшего школьного возраста рекомендуется использовать такие формы работы, как образовательные квесты. Например, квест-игра «Путешествие в царство царя Берендея». Игра может проводиться на природной территории любого из городских парков культуры и отдыха в выходной день вместе с родителями и детьми. Целью квест-игры является воспитание экологической культуры детей и родителей. Родители с детьми двигаются по определенному маршруту, который указывали персонажи (Баба-Яга, Кикимора, Леший, Богиня Дивия, Царица осень, тетушка Сова, Царь Берендей). После выполнения заданий (нарисовать правила поведения в лесу, сделать скворечники из бросового материала, вспомнить стихи и песни о природе, разгадать загадки, собрать гербарий и т. п.) младшим школьникам (под непосредственным руководством педагогов и родителей) предлагается составить альбомную презентацию «Мое открытие». Содержание презентации составят собранные детьми гербарии, фотографии интересных моментов в жизни природы, кроссворды и ребусы на знание правил здорового образа жизни и законов окружающего мира, логические схемы и художественные иллюстрации. Предлагаемый комплекс практических рекомендаций основан на осознании того факта, что формирование целостного представления младших школьников о здоровом образе жизни невозможно без личностного осмысления полученных в ходе социального взаимодействия знаний, умений и навыков. Моменты мотивации и рефлексии являются важнейшими в структуре процесса формирования ценностного отношения к ЗОЖ всех субъектов образовательного процесса: детей, педагогов, родителей.

Заключение

Быть здоровым – естественное желание каждого человека.  Основы физического и психического здоровья закладываются в детском возрасте. Считаю, что важно с самого детства формировать у человека здоровый  образ жизни. Надо учить ребенка любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром,  будет действительно здоров.

6


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.