Статья «Воспитательный потенциал урока иностранный язык и проектная методика как эффективное средство организации творческой и учебной деятельности на уроке английского языка»
Воспитательный потенциал урока иностранный язык и проектная методика как эффективное средство организации творческой и учебной деятельности на уроке английского языка
В условиях значительного расширения международных связей России во всех сферах деятельности – политической, экономической, культурной – знание иностранного языка входит в набор необходимых знаний современных специалистов самого широкого круга. Иностранный язык является средством общения, познания, получения и накопления информации. Основное назначение иностранного языка как предметной области обучения видится в овладении обучающимися умением общаться на иностранном языке.
В средне специальных учреждениях, так же как и в школе иностранный язык выступает прежде всего как средство коммуникации, и главная цель его изучения – развитие иноязычной коммуникативной компетенции, которая носит прагматический характер, т.е. ориентирована на практическую пользу человеческого существования на Земле.
Изучая учебный материал, обучающиеся имеют возможность узнавать других людей, осваивать другие способы мышления и дополнительные средства коммуникации. Таким образом, через ознакомление с «другой жизнью» они могут осуществлять проекцию своей жизни. Разумеется, в процессе изучения учебного материала, если не учитывать воспитательный потенциал, можно получить противоположный результат личностного развития: например, обучающиеся приобретают такое качество, как неуважительное отношение к людям, истории, традициям страны изучаемого языка.
Я считаю, чтобы воспитательный потенциал реализовался, надо создать систему воспитания на уроке, которая представляет совокупность взаимосвязанных элементов, приводящих к поставленной цели. Основу гуманистической воспитательной цели составляют наивысшие ценности, которые выработала история человеческой жизни, – человек, жизнь, счастье, общество, природа. Отношение к данным ценностям и есть те ключевые показатели в личности студента, школьника, которые формируются в ходе урока.
Отсюда важным при обучении иностранному языку является содержание учебного материала, так как оно обусловливает социально-сущностную сторону воспитания в процессе обучения: какой окажется личность в человеческом обществе, т.е. носителем каких отношений она окажется для общества и человечества.
Я считаю целесообразным включение в курс изучения иностранного языка историко-фактологического материала, одним из главных элементов которого является исторический материал, отражающий общественно-историческую жизнь во всем своем разнообразии.
Помимо того, что обучающиеся узнают об исторических событиях, фактах, персоналиях своей страны и страны изучаемого языка, происходит формирование их личностно-гражданственных качеств, в частности исторической памяти.
Историко-фактологический материал как содержательный компонент учебного курса иностранного языка призван обеспечить практическое решение воспитательной задачи – формирование ценностного отношения к обществу, отечеству и человеку как феномену мира. Носителями исторической памяти, прежде всего, являются люди старших поколений, так как они могут разговаривать с молодежью «по праву памяти». Когда же это право подвергается сомнению и критике, тогда-то и возникают поколения «Иванов, не помнящих родства». К большому сожалению, некоторые сегодняшние студенты, школьники не знают ни одного героя Великой Отечественной войны, проявляя дремучее неведение.
Чтобы обеспечивался выход на отношение, которое должно проживаться «здесь и сейчас», процесс изучения иностранного языка на уроке нуждается в особом педагогическом подходе.
Историко-фактологический материал в учебном курсе – это еще и условие культурологического обеспечения урока иностранного языка. Общее историческое прошлое, историческая память и традиции, пространственно-временные отношения, идеалы и нравственные ценности – вот факторы, которые влияют на формирование личности в культуре, создают возможность для диалога культур, сохранения и развития их самоценности и уникальности. Стремление узнать и понять своеобразие иной культуры – это необходимое условие для понимания оригинальности собственной в процессе ее личностью.
Обучение на билингвистической основе (основе двуязычия) обретает потенциальную возможность выступать не только в качестве дидактического пути углубленного языкового образования, но и является процессом приобщения в культуре.
Чтобы реализовать воспитательный потенциал историко-фактологического материала, необходимо смоделировать процесс учебных занятий таким образом, чтобы он содержал в себе воспитательное воздействие на обучающихся. Решению этой задачи способствует раскрытие эстетического в содержании самого учебного материала. Показ эстетической сущности предмета – такая же важная и необходимая задача педагога, как и выявление его научной сущности.
Предъявление историко-фактологического материала необходимо сопровождать наглядно-иллюстративными средствами. На первом месте среди них стоит искусство. Искусство (музыка, живопись, кино, литература) называют «школой чувств», так как, воздействуя художественными образами на обучающегося, оно порождает сопереживание, пробуждает эмоции. Художественный образ, формирующийся в сознании обучающегося, способствует эмоциональному восприятию материала и эмоциональному развитию личности. Там, где кончается ощущение красоты жизни и природы, там начинается цинизм, неоправданная жестокость, духовный распад личности.
Психологическое обеспечение урока предполагает эмоциональное воздействие во время предъявления материала.
Еще В. Г. Белинский обращал внимание на эмоциональную сторону отношений, говоря, что без чувств идеи холодны, светят, а не греют, лишены жизненности энергии, не способны перейти в дело, что полнота и совершенство человеческой натуры заключаются в органическом единстве разума и чувства.
Педагог, вовлекая обучающихся в учебно-познавательную деятельность, должен организовать ее надлежащим образом. Большую эстетическую радость доставляет четко организованная и успешно выполняемая учебная работа. Добившись успеха в учебной деятельности, обучающийся, испытывает чувство радости, эстетически оценивают свою работу и видит в ней красоту. И наоборот, претерпевая неуспех, ребенок оценивает свою работу как нечто некрасивое, в этом случае разрушается гармоническое отношение к учебной деятельности. Эстетическому развитию способствует также общественное признание, подчеркивающее социальную красоту успешной индивидуальной учебной деятельности.
В. Я. Мясищев отмечал, что сама по себе деятельность – игра, учение, труд – для формирования основных психологических качеств, составляющих нравственное ядро личности, может оказаться процессом нейтральным, если между ее участниками не организованы отношения, требующие сотворчества, сотрудничества, взаимопомощи, коллективизма, если не происходит постоянного подкрепления хода деятельности провоцированием взаимоотношений, побуждающих к нравственным поступкам. Деятельность обучающихся на уроке должна носить субъектно-осмысленный характер. Средством придания деятельности субъектно-осмысленного характера может быть игра. Игра, прежде всего социально-ролевая, мною понимается как форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления действия. Именно в игре как особом виде общественной практики, воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, обеспечивается познание и усвоение предметной и социальной действительности, а также протекает интеллектуальное и нравственное развитие личности. Например, ролевая игра на уроке по теме «Россия и Великобритания: какими мы видим друг друга», когда обучающиеся русской группы – «русские» и английской группы – «англичане», в условной ситуации рассказывают о том, как русские и англичане видят друг друга со стороны, какие у них существуют обычаи и устои.
Не возникает никаких сомнений в том, что для каждого педагога важным является повышение эффективности обучения. И этот вопрос требует постоянного поиска решений, которые могли бы оптимизировать учебный процесс.
Как же сформировать стойкую положительную мотивацию обучающихся к изучению иностранного языка, создать условия для личностного роста подростков, полного раскрытия их интеллектуального и творческого потенциала, развития познавательных интересов?
Не меньшую роль для субъектно-осмысленной деятельности обучающихся играет метод проектов. Проект – это возможность для студентов, школьников выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме. Преимущества ее известны давно и широко используются в методике преподавания иностранного языка. Следует отметить положительные стороны этого вида работы:
- повышение общей мотивации учащихся;
- образовательная и воспитательная ценность;
- повышение значимости английского языка как средства общения.
Отправной точкой при выборе именно этого вида работы являются особенности возрастной психологии. Для подростков характерны повышенная интеллектуальная активность и стремление к самообразованию. Являясь личностно ориентированным видом работы, проекты обеспечивают благоприятные условия для самопознания, самовыражения и самоутверждения ребят. Проекты предполагают активизацию их деятельности: обучающиеся подбирает информацию в справочниках, ищут фотографии и рисунки и даже самостоятельно делают аудио- и видеозаписи. В этом случае повышенная познавательная и творческая активность обусловлена стремлением подростков проявить инициативу, что-то сделать самим. Посредством своих работ ребята учатся концентрировать усилия, управлять своей деятельностью и добиваться результатов.
В этом возрасте обучающимся важно получить оценку не только со стороны педагога, но и своих сверстников. Поэтому очень важно, что обучающиеся с разным уровнем языковой подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями.
У подростков центр физической и духовной жизнедеятельности перемещается во внешний мир. Общаясь по-английски, обучающиеся открывают для себя ценность языка в международном общении.
Обязательная и воспитательная ценность проектов заключается в межпредметных связях, которые способствуют развитию у обучающихся познавательной активности, воображения, самодисциплины, навыков совместной деятельности и умений вести исследовательскую работу. Выполнение проектов дает возможность на практике использовать знания и методы, взятые из других областей.
Во многих методических и психологических работах обсуждается идея значительной зависимости усвоения материала и продуктивности деятельности от отношения студентов к изучаемому. Ребенок должен четко и ясно понимать, что он делает (изучает), почему и зачем, где и каким образом он сможет использовать полученные знания и языковые навыки. Осознав тему, цель и способы выполнения работы, обучающийся сможет соотнести их со своими способностями и выразить согласие начать познавательную деятельность.
Я считаю, работу над организацией самоопределения студентов следует проводить на всех ступенях ещё со школы (начальной, средней, старшей). Первые два-три года изучения английского языка обучающихся выполняют микропроекты, составляют тематические альбомы, коллажи, рисуют постеры и открытки.
Работая по учебно-методическому комплексу В.П. Кузовлева, я имею возможность использовать проектную методику как на уроке, так и во внеурочное время. После изучения каждой темы в учебниках предусмотрена организация данного вида деятельности.
Приведу пример работы на 1 курсе над проектом «The Way Teenagers Live». Были выделены три этапа: планирование и накопление материала; выполнение проекта; презентация проекта.
Начиная новую тему, нацеливала обучающихся на поиск информации и материалов, которые они смогут использовать в будущих проектах. Вниманию ребят были представлены две темы «What Is Hot With the Young Generation?» и «Is It Easy to Be Young?», посвященные вопросам, которые касаются непосредственно самих подростков и их жизни. Проблемы молодежи всегда остаются актуальными. В обществе идет вечный спор отцов и детей. У студентов была возможность рассказать, что их интересует, волнует, сравнить себя с зарубежными ровесниками. На каждом уроке обозначалась проблема для обсуждения:
- How do teens express their individuality?
- Why do teens choose a subculture?
- Are you a member of some youth group? Why did or didn’t you join it?
- What music do teens choose now? What music do you prefer?
- How much are teens is Russia like teens in other countries?
- Are all young people violent? What problems worry young people in your country? What problems seem more important to you? Why?
- What is the ‘right’ age to begin dating? Do you agree that today’s teenagers exercise more freedom in dating that the teenagers in the eighties?
- Do the teen years bring luck? What does growing up mean to you?
Обсуждение этих вопросов проходило в форме дискуссий, в ходе которых ребята, опираясь на свой опыт, высказывали свое отношение к различным жизненным ситуациям. Студенты составляли вопросы к различным интервью, собирали печатный и иллюстративный материал, писали эссе и выполняли художественные переводы.
Обучающиеся старались самостоятельно планировать свои действия и самостоятельно решать, какие материалы им понадобятся для подготовки проекта и где их найти. В случае возникновения трудностей они обращались за помощью. Ребята получали совет, как готовить черновые варианты работ, которые можно было бы проверить и скорректировать с целью избежания языковых ошибок в конечном варианте.
Многие студенты решили выполнить свои презентации с мультимедиа эффектами, что делало работы более наглядными, динамичными и привлекательными.
1. Сысоев П.В. Концепция языкового поликультурного образования: Монография. – М.: Еврошкола, 2013.
2. Сысоев П.В. Обучение иностранному языку на старшей ступени общего среднего (полного) образования. Профильный уровень (10-11 классы). // Иностр.языки в школе. – 2012. – №2.
3. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. – М.: Академия, 2004.
4. Артемов В.А. Психология обучения иностранным языкам. – М.: Просвещение, 1969.
5. Симонов В.П., Черненко Е.Г. Образовательный минимум: измерение, достоверность, надежность // Педагогика. – 1994. - №4.