12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Урлапова Екатерина Ильинична48
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск


 

Роль информационно-коммуникативных технологий в организации учебной деятельности школьников на уроках английского языка

Статью подготовил:

преподаватель английского языка

Урлапова Екатерина Ильинична

для участия во Всероссийском конкурсе педагогического мастерства

на лучшую статью «Роль информационно-коммуникативных технологий в организации учебной деятельности школьников»

 

 

С переходом российской системы образования на новые образовательные стандарты компетентностный подход признается ведущим при подготовке выпускников. Роль информационно-коммуникативных технологий возрастает в формировании базовых компетенций, особенно при изучении иностранного языка. Это обусловлено расширением международных экономических связей, увеличением числа предприятий, работающих с зарубежными партнерами, большим использованием на предприятиях импортного оборудования и зарубежных технологий.

Одна из актуальных проблем в обучении иностранного языка в школе является необходимость применения полученных знаний учениками на практике. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Одним из перспективных подходов, позволяющих решить поставленные перед современной системой образования задачи, является формирование коммуникативных умений обучающихся.

Коммуникативная деятельность представляет собой сложную многоаспектную систему взаимодействия людей. Коммуникативная деятельность - специфически культурная форма общения, живой обмен информацией между людьми посредством знаков и символов, при котором информация передается целенаправленно, принимается избирательно, а взаимодействие осуществляется в соответствии с определенными правилами и нормами, в соответствии с уровнем социального интеллекта участников коммуникаций [2].

Сама по себе коммуникативная деятельность представляет собой систему операций. Каждая операция коммуникативной деятельности определяется:

субъектом — инициатором коммуникативной деятельности;

субъектом, которому адресована инициатива;

нормами, по которым организуется коммуникативная деятельность;

целями, которые преследуют участники коммуникативной деятельности;

ситуацией, в которой совершается взаимодействие [1].

Подготовка школьников к коммуникативной деятельности связана с развитием и формированием у них коммуникативной компетенции, способностью применять на практике коммуникативные знания, умения и навыки.

И.А. Зимняя определяет коммуникативную компетенцию как овладение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность; ориентацию в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету [1].

Коммуникативная компетентность является метапредметным результатом освоения образовательной программы, обеспечивает формирование и развитие коммуникативной деятельности школьников и приводит к проявлению интеллектуальных, познавательных, творческих и коммуникативных способностей, соблюдению этикетных норм, умению социально взаимодействовать.

Формирование коммуникативной компетенции начинается уже в дошкольном возрасте. Дети постепенно овладевают устной речью, начинают общаться с ровесниками, родителями и другими людьми, для достижения своих целей используют различные коммуникативные средства. Формирование коммуникативной компетенции продолжается и на следующих этапах в начальной школе и среднем звене. Общеизвестно, что общение в жизни ребенка является предпосылкой и условием развития его мышления и речи.

Развитие коммуникативной компетенции осуществляется через информационно-коммуникативные технологии. В настоящее время компьютер используется не только как предмет изучения, но и как средство обучения. Из всех технических средств обучения именно компьютер удовлетворяет дидактическим требованием. Компьютер обладает дополнительными возможностями, которые позволяют управлять учебным процессом, максимально адаптировать его к индивидуальным особенностям обучаемого.

Являясь учителем английского языка, целью своей работы считаю формирование у учащихся способностей использовать русский язык как инструмент формирования коммуникативной компетентности учащихся.

По своему методическому назначению образовательные электронные издания и ресурсы, и их компоненты можно классифицировать на:

 обучающие (ОЭИ, удовлетворяющие потребности системы обучения в формировании знаний, умений, навыков учебной или практической деятельности, обеспечении необходимого уровня усвоения учебного материала),

тренажеры (ОЭИ, удовлетворяющие потребности системы обучения в отработке разного рода умений и навыков, повторении или закреплении пройденного материала),

контролирующие (ОЭИ, удовлетворяющие потребности системы обучения в контроле, измерении или самоконтроле уровня овладения учебным материалом),

информационно-поисковые и информационно-справочные (ОЭИ, удовлетворяющие потребности системы обучения в сообщении сведений, формировании умений и навыков систематизации информации),

демонстрационные (ОЭИ, удовлетворяющие потребности системы обучения в визуализации изучаемых объектов, явлений, процессов с целью их исследования и изучения),

имитационные (ОЭИ, удовлетворяющие потребности системы обучения в представлении определенных аспектов реальности для изучения структурных или функциональных характеристик),

лабораторные (ОЭИ, удовлетворяющие потребности системы обучения в проведении удаленных экспериментов на реальном оборудовании),

моделирующие (ОЭИ, удовлетворяющие потребности системы обучения в моделировании объектов, явлений, процессов с целью их исследования и изучения),

расчетные (ОЭИ, удовлетворяющие потребности системы обучения в автоматизации различных расчетов и других рутинных операции),

учебно-игровые (ОЭИ, удовлетворяющие потребности системы обучения в создании учебных ситуаций, деятельность обучаемых в которых реализуется в игровой форме),

игровые (ОЭИ, удовлетворяющие потребности системы обучения в организации досуга учащихся, развитии у обучаемых памяти, реакции, внимания и других качеств),

коммуникационные (ОЭИ, удовлетворяющие потребности системы обучения в организации межличностного общения педагогов, администрации, обучаемых, родителей, специалистов, общественности, доступа педагогов и обучаемых к требуемым информационным ресурсам),

интегрированные (ОЭИ, сочетающие в себе комплекс интегрированных средств, удовлетворяющих широкому спектру потребностей системы обучения).

Использование ИКТ на уроках английского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, а также повышает творческий потенциал. Построение схем, таблиц в презентации позволяет наглядно предоставить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся.

Методическим средством организации может стать использование мультимедийных презентаций, которые вызывают любопытство детей, побуждают к обмену впечатлениями – общению, т.к. это яркие, зримые образы, что существенно обновляет методику проведения уроков. Использование кроссвордов, иллюстраций, различных занимательных заданий, тестов делают урок интересным. Нестандартные способы организации уроков возбуждают интерес и живое участие школьников.

 

На уроках английского языка используются следующие виды работы с интерактивной доской:

разработка заданий, сопровождающихся слайдами с правильными ответами (поэтапное нахождение решения);

организация индивидуальной работы с обучающимися (создание собственных заданий, выполнение заданий дома);

работа с видео, текстами и его анализ (развитие исследовательских навыков);

организацию работы по операционному выполнению заданий (самопроверка).

Таким образом, систематическое использование информационных технологий на уроках способствует активизации познавательной деятельности обучающихся, развитию наблюдательности, эстетической восприимчивости.

Благодаря внедрению информационно-коммуникационных технологий, ребята стали лучше усваивать учебный материал, повысился интерес к предмету. Анкетирование показало, что 100% учащихся признают необходимость проведения уроков с использованием ИКТ, 80% считают, что уроки с использованием ИКТ привлекают сменой видов деятельности и наглядностью, 82% признали, что уроки с использованием ИКТ помогли овладеть навыками поиска информации, ее переработки, отбора, анализа и представления готового продукта. Проведенные проверочные работы показали рост качества знаний в тех классах, где на уроках по определенным темам использовались ИКТ. Эти цифры наглядно показывают, что использование ИКТ помогает формировать универсальные учебные навыки учащихся и делает урок более привлекательным.

 

Список литературы:

 

Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. - М.:Исслед. центр по проблемам качества подготовки специалистов, 2004. - 38 с.

Корнилова Л.И. О коммуникативной деятельности студентов в процессе иноязычной подготовки в вузе / Л.И. Корнилова, О.Н. Михайлина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2016. - №3. – С. 205-207.

Панов А.Н. Системно-деятельностный подход в образовании: Методические рекомендации. – Томск, 2012. – 96с

 

 

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.