12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ковалева Галина Валентиновна154724
Педагогический стаж работы 40 лет.
Россия, Воронежская обл., Нововоронеж
Материал размещён в группе «географы»
11

«Карта как средство организации учебной деятельности школьников на уроках географии»

Методическая тема: «Карта как средство организации учебной деятельности школьников на уроках географии»

учителя географии МКОУ СОШ № 4 города Нововоронежа

Ковалевой Галины Валентиновны

Изучение незнакомого края

                                                            всегда начинается с карты…

                                                                По карте можно странствовать

                                            так же, как по земле.

К. Паустовский.

Географическая карта, являясь замечательным творением человеческой мысли, особым средством познания действительности мира, накопителем, хранилищем и источником знаний, давно уже занимает одно из центральных мест в географическом образовании и в системе школьных средств обучения, прочно вошла в нашу повседневную жизнь.

Еще древнегреческий астроном, математик, музыкальный теоретик и географ Клавдий Птолемей в период с 127 по 151 года жил в Александрии, где проводил астрономические наблюдения. Птолемей был сторонником математической географии, и его сочинение представляет собой подробное руководство по составлению атласа мира, с указаниями точных координат каждого пункта. Свою работу Птолемей сопроводил атласом из 27 карт: 10 региональных карт Европы, 4 карты Африки, 12 карт Азии и сводная карта всего известного к тому времени мира. Книга завоевала такой авторитет, что даже столетие спустя, после путешествий Христофора Колумба и Магеллана, которые ниспровергли основные положения Географии, все еще выходили карты в стиле Птолемея.

Карта - отличный путеводитель, надёжный источник информации, незаменимое учебное пособие, эффективное средство научных исследований территорий, обязательный документ при решении многих хозяйственных задач, основа для изысканий и проектирования инженерных сооружений.

В учебном процессе карта служит средством формирования и конкретизации географических понятий, развивает у учащихся воображение, память, логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, устанавливать связи, делать выводы, формировать географическое мышление.

В учебном процессе карта выполняет разнообразные образовательные функции.
1. Карта служит главным средством наглядности в географии. На ней можно обозреть сразу огромные пространства земной поверхности и весь земной шар. Зрительный образ недоступного для непосредственного обозрения пространства, создаваемый с помощью карты, служит основой для формирования представлений о нем. 
2. Главная функция карты — отражение сведений о размещении предметов на земной поверхности. Она служит особым незаменимым средством познания, так как никакие другие средства — ни слово, ни картина, ни даже личное знакомство с местностью — не дают ясных и точных представлений о размещении предметов в пространстве, о направлениях, очертаниях и сочетаниях. «Являясь отправным пунктом всякого географического исследования, сопровождая его во всех стадиях работы, карта вместе с тем есть и конечный его итог. Ее с полным правом можно назвать альфой и омегой географии»,— такими словами оценивает роль карты в научной географии академик - географ Л. С. Берг.

3. Карта отражает языком условных символов не только размещение, но и характеристику самих изображенных на ней предметов, не только состояние, но и движение, развитие и изменение их. Возможности карты увеличиваются при сопоставлении предметов друг с другом и установлении пространственных связей и взаимодействия между ними. Например, определяя по карте географическое положение, ученик может достаточно обоснованно характеризовать климат страны, ее растительность и др. Сопоставляя эти данные с изображением на карте рельефа и гидрографии, может делать заключения о водном режиме рек, характере почв, особенностях хозяйственной деятельности людей в данной природной обстановке и т.д.

Она раскрывает свое богатое содержание лишь тому, кто имеет знания и картографические и географические и умеет ими пользоваться, т. е. умеет читать карту.

«Упор на карту» – это положение выдвинул известный русский географ Н. Н. Баранский ещё в предвоенные годы. Это положение остаётся актуальным и для современного преподавания школьной географии. Современному учителю очень трудно из огромного потока разнообразной информации выбрать самое важное, наиболее интересное и доступное для восприятия. Это относится и к умению читать карту и «снимать» с неё необходимую информацию. В преподавании географии в школе карты имеют не меньшее значение, чем учебники. Это одна из отличительных черт данного школьного предмета от других дисциплин школьной программы. Карты наглядно иллюстрируют содержание учебника, создавая у учащихся пространственное представление об изучаемой территории. Изучение карты – интереснейшее занятие. К. Паустовский писал, что «изучение незнакомого края всегда начинается с карты… По карте можно странствовать так же, как по земле».

4. Карта в процессе обучения географии выполняет очень важную психолого-педагогическую роль — способствует упорядочению знаний, облегчает их усвоение и запоминание.
Роль эта сохраняется за картой не только в школе, но и тогда, когда взрослый человек пополняет свои географические знания из книг, газет, журналов и т.д. Вот почему очень важно, чтобы в школе было прочно закреплено в памяти учеников положение определенного количества географического номенклатурного материала на карте. С этой целью учителя широко применяют различные приемы, ведущие к запоминанию картографического рисунка: вычерчивание карт или картосхем по памяти, заполнение контурных карт, и др.

Например, с картами могут проводиться разнообразные по содержанию и форме фронтальные и индивидуальные практические работы на любых уроках географии, решаться всевозможные задачи, связанные с изучением и хозяйственным освоением территории.

В процессе своего развития природа и общество непрерывно изменяются, и поэтому созданная карта с течением времени перестаёт соответствовать действительности, устаревает. Требование современности –они должны быть современными и одновременными. В связи с этим перед учителем географии встаёт ещё одна задача – следить за всеми изменениями, которые происходят и своевременно вносить поправки, чтобы предоставлять учеников только точные факты.

Поэтому изучение карты должно сопровождаться научной, энциклопедической, справочной информацией, что позволит сформировать образное представление географического объекта, 

 Формирование картографической грамотности современного школьника.

Уровни результатов географического образования определяются прохождением человеком следующих познавательных ступеней:

1 ступень - формирование грамотности

2 ступень - приобретение образованности

3 ступень - формирование предметных компетенций

4 ступень - овладение культурой работы с разного рода информаций.

Восприятие картографической информации учащимися во многом зависит от психолого-возрастных особенностей личности, особенностей развития мышления, памяти.

Этапы восприятия картографической информации в каждом курсе географии становятся более сложными, т.е. изучение и приобретение практических навыков работы с картой строится по принципу: «от простого к сложному».

Начиная с 6 класса в начальном курсе географии, ставятся следующие учебно-воспитательные цели: Объяснить понятие «географическая карта», описывать типы карт и их практическое использование, развивать умение добывать знания при помощи карт.

Изучение физической географии в 7 классе опирается на карты природы и хозяйства мира, материков и их частей.

Физическая география России в 8 классе опирается на карты природных явлений и объектов. Так изучение климата, рельефа, почвы, воды, природные зоны России требует наличие карт, без которых невозможно правильное формирование представлений обо всех климатических, тектонических и др. процессов и явлений.

Так при изучении административно-территориального устройства России, необходимо давать самые последние сведения о количестве субъектов РФ. Изучение этой темы не возможно без наличия самой новой административно-территориальной карты страны.

В связи с возрастными особенностями восприятия школьников к картам предъявляются особые требования, в отличие от других учебных пособий. Главное требование – соответствие карты содержанию школьной программы. На карте должны иметь место все элементы действительности, которые описываются в изучаемом разделе учебника. Необходимо наличие полного соответствия между картой и учебником. Все собственные названия, встречающиеся в учебнике, должны быть на карте. Каждый крупный раздел программы должен быть обеспечен специальными картами.

Карта используется на всех стадиях урока. Объясняя новый материал, учитель увязывает его с картой. При проверке выполнения домашнего задания необходимо требовать, чтобы ученики каждый упоминаемый в задании пункт местности указывали на карте. Карта может быть нужна как при закреплении объяснённого материала, так и при задании его на дом. Когда учащиеся используют карту, то они еще и развивают свои творческие способности. Большее развитие творческих способностей, умение читать карту и усваивать новый материал помогает контурная карта

Важную роль в формировании такого рода прикладных знаний играет правильная организация систематической работы и с контурными картами. Использование контурных карт позволяет развивать у учащихся чувство пространства, умение по географической основе определять взаиморасположение объектов, особенности конкретной территории. Систематическое использование на уроках географии контурных карт способствует также формированию умения по словесной географической характеристике территории определять положение этой территории на карте. На мой взгляд, наличие именно этих навыков говорит о хорошем знании географии. Здесь необходимо:

— создавать тематические контурные карты, связывать то содержание, которое будет на них нанесено, с содержанием конкретных тем программы и с изучаемым учебным материалом;
— к каждой из контурных карт давать систему заданий числом не более пяти, лучше дифференцированных по уровню сложности, выполнение которых позволит наиболее эффективно использовать эту карту при обучении географии;
— при подготовке комплекта контурных карт стараться использовать масштабы, позволяющие разместить контурную карту на одной полосе. Карты мира и России на одном развороте;
— заранее наносить на контурную карту часть географических объектов (в соответствии с тематикой и содержанием), которые могут служить в качестве образца для заполнения, и ориентиров, облегчающих «картосоставительскую» деятельность учащихся. Количество заранее нанесенных объектов целесообразно сокращать от класса к классу по мере овладения учащимися приемами работы с контурной картой.

Есть недостаток в краеведческих картографических средств обучения. Иногда восполняю за счет самостоятельного изготовления, либо иного целевого назначения. Это, прежде всего, справочные административная и общегеографическая карты области. атласов, в том числе на фотокосмической основе, планы и атласы городов.

Важным фактором уроков географии является демонстрация материала. Все хорошо знают: без карты нет географии. Мы привыкли видеть учителя географии с большой кипой разнообразных карт. Это не всегда удобно.

Переход к новому поколению интерактивных карт дает учителю возможность сделать его урок более насыщенным, красочным и запоминающимся. Кроме того, интерактивные карты живут намного дольше своих бумажных собратьев и имеют возможность постоянно обновляться, что немаловажно в условиях современной российской школы. Опыт практического применения показывает, что с появлением интерактивных карт повышается уровень восприятия учащимися материала, представленного в картографической форме.

Еще одним преимуществом интерактивных карт перед обычными картами на бумажных носителях является возможность составления учебных заданий для выполнения учащимися, как на уроке, так и дома. Теперь выполнение заданий, связанных с заполнением контурных карт, превратилось из рутинной работы в увлекательный процесс, а сами карты стали красочными и информационно насыщенными. Все это делает уроки географии более интересными и наглядными, что повышает интерес учащихся к познанию нашего многообразного Мира.

Школьная ГИС позволяет учителю и ученику построить собственную цифровую карту на базе уже существующих карт.

В отличие от традиционного набора бумажных контурных карт, учитель получает возможность предложить ученику практически любые по охвату территории и содержательной нагрузке контурные карты.

Наиболее полезной функцией электронных карт является возможность  комбинирования их слоев. Это позволяет выявлять причинно-следственные связи и закономерности.

Достоинства применения интерактивных карт, в процессе обучения:

- сочетание устного материала с изображением иллюстраций, схем, карт, таблиц, диаграмм, видео- и звуковой информации делает урок интересным, наглядным за счет использования современных мультимедийных технологий;

- концентрация внимания учащихся на основных моментах учебного материала;

- использование интерактивной карты во время внеучебной деятельности для самостоятельной работы, для дополнительных занятий, для выполнения домашнего задания;

- снимать часть обозначений, упрощая карту, делая ее более наглядной; делать рисунки и наносить надписи при помощи обыкновенной клавиатуры и прямо на интерактивной доске.

- позволяет проверить знания в интерактивном режиме, совместно, в ходе урока, составлять опорные схемы, проводить сравнение и т.д.;

- приближать участки земной поверхности для более детального рассмотрения;

- позволяет одновременно использовать различные способы представления информации: числа, текста, изображения.

- удобно использовать для вывода информации в виде распечаток на принтере в качестве раздаточного материала для учащихся: справочного материала, памяток и т.п.;

При работе с картами следует применять:

- Графический приём - построение по картам профилей местности, разрезов, схем, диаграмм, графиков.

-Визуальный приём, основанный на зрительном восприятии картографического изображения, сравнении объектов местности по положению, форме, размерам, структуре.

- Математический приём - перевод объектов и явлений в систему цифровых показателей для установления взаимосвязей между ними.

- Картометрический приём - измерение на картах длин, площадей, углов, определение высот и глубин, координат.

Сбор – хранение - передача - обработка информации - получение нового информационного продукта. В зависимости от целей учебного процесса карта может выступать как:

- объект изучения,

- средство наглядности,

- источник знаний,

- результат исследования.

По картам можно проследить историю развития культуры человеческого общества. Эволюция карты от наскальных рисунков до интерактивных изображений Земли, позволяет говорить о постоянном интересе человека к картографии. Изучение картографической информации в электронном или печатном виде является сегодня одной из главных задач школьной географии. «Карта – это обязательный свидетель географического открытия». А современный учитель не должен быть равнодушен к новым открытиям на уроках географии.

Опубликовано в группе «географы»


Комментарии (4)

Ковалева Галина Валентиновна, 07.04.19 в 17:46 1Ответить Пожаловаться
Пожалуйста, пользуйтесь на здоровье, Марина Юрьевна!
Ковалева Галина Валентиновна, 27.03.19 в 05:52 1Ответить Пожаловаться
Пожалуйста, пользуйтесь на здоровье!
Ковалева Галина Валентиновна, 29.03.19 в 07:13 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Светлана Владимировна!!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.