Воспитательное занятие «Культура поведения и общения»
Воспитательное занятие «Культура поведения и общения »
Цель: расширить представления детей о правилах поведения и общения.
Задачи:
1)развивать умение правильно оценивать свое поведение и поведение других;
2) учится применять навыки культурного поведения и общения в повседневной жизни;
3) воспитать уважительное отношение к окружающим.
План мероприятия.
Интерактивная беседа. Мотивация к занятию.
Работа у доски «Культурный человек»
Индивидуальная работа «Проблемные вопросы»
Разбор и оценка ситуаций «Кто здоровается первым?»
Итог :повторение и закрепление.
Оборудование
Проектор, ноутбук, карточки с индивидуальными заданиями «Проблемные вопросы», картинки и высказывания по теме.
Ход воспитательного часа.
Слайд 1
Интерактивная беседа. Мотивация к занятию
СЛАЙД 2
Воспитатель Ребята, чем отличаются дикие растения от культурных? Ну, например, дикая груша от культурной, породистой груши?
Примерные ответы детей:
– Дикая груша растет, где и как попало, а культурная – в саду.
– За дикой грушей никто не ухаживает, а культурную - поливают, удобряют, прививают.
– Плоды у дикой груши некрасивые, невкусные, а у культурной - плоды хорошие.
Воспитатель: Люди тоже бывают дикие и культурные. Чем они отличаются? СЛАЙД 3
Примерные ответы детей:
– Дикие не умеют себя вести, а культурные ведут себя разумно, вежливо, за них не стыдно
Воспитатель: Как вы считает, людям приятнее общаться с культурным человеком или с диким?
Дети отвечают, что с культурным человеком общаться интереснее и приятнее.
Воспитатель:
Груше можно сделать прививку, и она станет культурной. А человеку можно сделать прививку? Что можно ему привить?
Примерные ответы детей:
– Можно сделать прививку от гриппа, от дифтерии.
– Можно привить правила культуры, хорошие манеры.
– Можно привить хорошие навыки, привычки.
Воспитатель:
Если мы привьем человеку навыки и привычки культурного поведения, каким он станет?
Дети хором отвечают: культурным
Воспитатель: СЛАЙД 4 Вот мы и подошли к теме нашего занятия культура поведения и общения .
Сегодня мы выясним, что такое культура поведения, культура общения, кто такой культурный человек. Попытаемся с вами сформулировать правила культурного человека и научимся применить эти правила в повседневной жизни.
А сейчас давайте обратимся к словарям и узнаем, что же значит культура поведения и общения. Внимание на экран.
СЛАЙД 5. Прочти …
Педагогический словарь:
Культура поведения - соблюдение норм и правил человеческого общежития, умение находить правильный тон в разных условиях общения с окружающими.
СЛАЙД 6
Педагогический словарь:
Культура общения - система знаний, умений и навыков адекватного поведения в различных ситуациях общения .
СЛАЙД 7
Культурный человек- это человек воспитанный, который усвоил правила поведения в обществе, он постоянно стремится совершенствоваться, следит за собой, за своим языком, за своими поступками.
2.Работа у доски «Культурный человек»
СЛАЙД 8
Воспитатель: А теперь давайте разберемся на конкретных примерах что значит быть культурным человеком?
Перед вами на доске нарисован человечек. Пусть каждый из вас подарит ему признак культурного человека, но не торопитесь и думайте т.к. не все определения подходят для культурного человека.
(от человечка в разные стороны чертятся стрелочки и ученики по очереди выбирают характеристики воспитанного человека со стола воспитателя и клеят на доску)
…. Еще раз зачитай, какими качествами должен обладать культурный человек.
….. а какие качества остались неподходящими(Читает).Почему?
СЛАЙД 9 Молодцы, с этим заданием вы справились и разобрались чем отличается культурный от дикого, некультурного человека.
Воспитатель Ребята, и как мы с вами уже убедились, признаков культурного человека очень много, и они важны в разных сферах жизни, давайте посмотрим в каких:
СЛАЙД 10
Культура поведения и общения в различных сферах :
Культура общения в школе, классе, столовой
Культура общения и поведения дома
Культура поведения в общественных местах
Культура делового общения
Культура телефонного общения
Однако все сводится к одному, главному принципу: СЛАЙД 11
«Уважай окружающих людей».
Уважение к окружающим – это закон для культурного человека.
А всегда ли мы выполняем этот закон?
Скажите для чего вам нужно знать и выполнять правила поведения и общения в обществе?
В связи с этим у меня появились к вам несколько заданий. Ваша задача представить, что ситуация происходит на самом деле с вами, и разрешить ее. (Раздаю детям индивидуальные задания по 1 вопросу..)
3.Индивидуальная работа
Ситуации.
Детям раздаются карточки с заданием-вопросом. Ребята должны обдумать ситуацию и высказать свое мнение по своему вопросу.
Вопросы для работы в приложение №1
СЛАЙД 12 Молодцы и с этим заданием вы тоже справились отлично.
4. Разбор и оценка ситуаций «Кто здоровается первым?»
СЛАЙД 13
Предлагаю вам послушать рассказ «Кто здоровается первым?» и ответить на вопрос: почему с Димкой никто не здоровался?
«В последнее время вокруг Димки стало твориться что-то непонятное. С ним перестали здороваться знакомые. Вчера, например, по дороге в школу встретилась ему соседка, баба Катя. Димка смотрел на нее во все глаза, а она прошла мимо, и даже не поздоровалась. Подходя к школе, Димка встретил учителя математики, и тот тоже молча прошел мимо. Весь день Димка мучительно искал ответ на вопрос, почему никто с ним не здоровается. А вечером во дворе нос к носу столкнулся с Ленкой из 5-Б. Он буквально сверлил ее глазами – и представьте себе, она даже не сказала «привет». Всю ночь Димка мучительно искал разгадку этого странного явления и решил, что вокруг него зреет заговор».
А как вы считаете, ребята, почему с Димкой никто не здоровался? СЛАЙД 14
Примерные ответы детей.
– Никакого заговора вокруг героя рассказа нет. Просто он сам должен был поздороваться первым.
– Мужчины должны первыми здороваться со старшими, с женщинами, а не ждать, пока с ними поздороваются.
– А девочки тоже должны первыми здороваться со старшими, но не с мальчиками.
СЛАЙД 15
Воспитатель: Действительно, младшие первыми должны здороваться со старшими, мальчики первыми должны приветствовать девочек, но если вы забыли это правило, поздороваться первым никогда не помешает.
А теперь продолжение этого рассказа.
СЛАЙД 16
«На следующий день наш герой встретил своего друга Дениса, и тот объяснил, что Димка первым должен был всех приветствовать. И решил Дима исправить положение и поздороваться со всеми еще раз, да не просто так, а за руку. Что может быть лучше, чем крепкое мужское рукопожатие!
Он решил начать с бабы Кати. Та, как всегда, возвращалась из магазина с огромной сумкой на колесиках. «Здравствуйте, баба Катя!» – закричал Димка и бросился к старушке, протянув руку для рукопожатия. Старушка поздоровалась, но на рукопожатие не ответила. Она решили, что Димка хочет ей помочь, и радостно вручила ему свою тяжелую сумку. Пришлось уже быть до конца благородным и тащить эту сумку на 5 этаж. Из-за этого Димка чуть не опоздал в школу – а ведь ему еще предстояло поприветствовать учителя математики!
Ивана Ивановича Димка увидел издалека. Но в руках у него был тяжелый портфель. Димка решил не рисковать и дождаться, пока Иван Иванович оставит портфель в учительской. Как только учитель вышел в коридор, Димка протянул ему руку: «Здравствуйте Иван Иванович!». Но учитель торопливо отвел руки за спину и виновато улыбнулся: «Здравствуй, Ежиков, к сожалению, дать мне тебе нечего». Расстроенный, Димка пошел к 5-Б классу, чтобы хоть Ленке подарить свое крепкое мужское рукопожатие, но Ленка возмутилась и прочитала ему лекцию»
Как вы думаете, ребята, о чем ему рассказала Лена?
Примерные ответы детей.
– Что он своим поведением унизил старушку, учителя и Лену
– Что первым протягивает руку всегда старший, а не младший.
– Что первой всегда протягивает руку женщина, а не мужчина, и если она этого не сделала, то здороваться за руку с ней не надо.
– Когда встречаются два мужчины одного возраста и положения (например, два одноклассника), не имеет значения, кто первым протянет руку для рукопожатия.
Воспитатель. Наш герой, оказывается, не знал элементарных правил культуры поведения и, сам того не желая, оскорбил и обидел окружающих.
СЛАЙД 17
5. Подведение итогов.
О чем мы сегодня на занятии вели разговор?
Что нового вы узнали?
Назовите признаки культурного человека?
Расскажите в каких сферах жизни нужны эти навыки?
Сегодня на занятии мы говорили что такое культура поведения и культура общения, выяснить, кто такой культурный человек и какими качествами он должен обладать. На примере различных ситуаций и героев рассказа учились правильно поступать по отношению к окружающим.
Станете ли вы культурными людьми зависит только от вас самих, ведь все эти правила только инструменты для того, чтобы уметь культурно себя вести и общаться. Ваша задача – научиться этими инструментами пользоваться в жизни.
СЛАЙД 18
Спасибо за внимание. Мне было приятно с вами работать.
Культура поведения и общения
PPTX / 986.18 Кб
Приложение №1. Ситуации.
1.Находясь в автобусе и приближаясь к своей остановке, вы хотите пробраться к выходу. Какие слова произнесли бы вы и как поступили?
2.Как у незнакомого человека спросить, как пройти к театру?
3.Почему в общественных местах некультурно размахивать руками, жестикулировать?
4.Почему в общественных местах некультурно громко разговаривать, смеяться?
5.Как вести себя при кашле?
6.Как должен пройти человек в кино, в театре при посадке на свое место?
7.Почему некультурно мусорить?
8.Двое взрослых разговаривают между собой, а тебе срочно нужно задать вопрос. Как ты поступишь?
9.Каким может быть обращение к людям, которые мешают вам пройти, когда вы очень спешите?
10.Кто кого должен пропустить: тот, кто входит в магазин, или тот, кто выходит?
11.Почему за столом некультурно говорить с набитым ртом, размахивать вилкой?
12.Если вы заметили знакомого вдалеке (на другой стороне улицы, в автобусе и т. п.), и если заметили и вас, то нужно поприветствовать знакомого как?
13.Если вы входите в комнату, где находится много людей, как нужно поздороваться?