12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ляйсан312
Россия, Башкирская респ.

Муниципальное казенное учреждение Управление образования

муниципального района Бирский район Республики Башкортостан

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр детского творчества «Радуга»

муниципального района Бирский район Республики Башкортостан

 

СОГЛАСОВАНО

на заседании Научно-методического совета МАОУ ДОД ЦДТ «Радуга»

муниципального района Бирский район РБ

Протокол № ____ от «___»_______20___г.

Председатель НМС______Г.М. Убайдуллаева

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ ДОД

ЦДТ «Радуга»

___________ В.И. Абрамова

Приказ № _____ от «___»____2013 г.

 

Программа

дополнительного образования детей

 

«Воздушная сказка»

 

Рассчитана на 2 года обучения

для обучающихся 7-13 лет

( 6 часов в неделю)

 

 

Автор-исполнитель программы:

педагог дополнительного образования

Акатьева Ляйсан Рамилевна

 

 

 

Бирск – 2019

 

Пояснительная записка

Английскому слову twist («скручивать») обязан своим названием твистинг – чрезвычайно увлекательное занятие, где есть место полету фантазии и, пожалуй, волшебству. Ведь на самом деле это что-то удивительное и немного магическое – покорить одну из стихий, придать форму воздуху, заключив его под тонкой оболочкой воздушного шарика. Именно этим и занимаются поклонники твистинга, когда из специальных шаров для моделирования создают разнообразные фигуры, скульптуры и целые композиции: гирлянды и цветы, животных и персонажей любимых мультфильмов. А твистер-дизайнеры замахиваются даже на изготовление сногсшибательных костюмов и платьев, настоящих шедевров, способных на равных конкурировать с привычными нарядами из ткани.

В своем деле твистеру никак не обойтись без специальных шаров моделирования (сокращенно ШДМ). ШДМ - это особые шарики, сделанные в виде длинной трубочки и имеющие с одной стороны горловину для надувания. Они тяжелее обычных воздушных шаров, поэтому готовые модели в твистинге не парят в воздухе, не летают, даже будучи накачаны гелием. При изготовлении фигурок может использоваться как единственный шар (односложное моделирование), так и несколько шаров (многосложное моделирование). Каждое из этих направлений требует определенных навыков, не лишено своих секретов и тонкостей, так что профессиональные твистеры предпочитают работать и оттачивать свое мастерство в рамках какого-то одного стиля.

Твистинг сейчас очень популярен на Западе и в Америке. Для России твистинг пока довольно-таки новое направление. Поэтому занятия моделированием из воздушных шаров будут очень интересны детям.

Немногие знают, что твистинг зародился еще на заре человеческой цивилизации. Это развлечение было известно древним египтянам, о чем свидетельствует изображение состоящего из отдельных сегментов верблюда, обнаруженное на одной из пирамид. Не пренебрегали твистингом и ацтеки, когда приносили в жертву своим богам не живых животных, а их модели, сооруженные из надувных кишок. Со временем искусство скручивания фигурок забылось и возродилось лишь с изобретением резины, правда, в несколько усеченном виде: твистеры использовали только круглые воздушные шары. Однако твистинг не стоял на месте. В 1912 году появился первый воздушный шар вытянутой формы, а уже в конце 30-х годов фокусниками был продемонстрирован имевший небывалый успех номер, в ходе которого из шаров создавались разнообразные фигурки. К концу двадцатого столетия твистинг превратился в весьма популярное увлечение, объединяющее огромное количество людей: появились сообщества и организации твистеров, стали проводится конференции, посвященные искусству скручивания шаров.

Скручивание ярких цветов и забавных фигурок животных вполне может стать приятным и одновременно полезным хобби. Это необычное увлечение способно оказать положительное влияние на развитие фантазии и творческих способностей человека, значительно улучшить его ориентирование в пространстве, благотворно сказаться на совершенствовании мелкой моторики рук. Этим объясняется актуальность занятий твистингом. Программа имеет художественно-эстетическую направленность.

Новизна программы состоит в том, что твистинг дарит веселое времяпрепровождение, позитивные эмоции и незабываемые впечатления. Это веселое занятие развивает творческие способности детей и взрослых и находит применение на любом празднике: оформить зал, сделать декорации и костюмы, оригинальные подарки от роскошных букетов до забавных игрушек, провести конкурсы и аттракционы – все это можно изготовить с помощью твистинга. Но чтобы научиться этому, нужно много знаний и умений, которые можно получить на занятиях объединения.

Неоценима роль моделирования и конструирования в умственном развитии. Изготавливая модель, ребята учатся планировать и исполнять намеченный план, находить наиболее рациональное конструктивное решение, создавать свои, оригинальные поделки. Занятия развивают интеллектуальные способности, воображение и конструктивное мышление, прививают практические навыки работы с шариками-конструкторами. Например, твистеру приходится четко представлять количество изгибов на будущей модели и, исходя из этого, точно рассчитывать, какой объем воздуха необходимо закачать в шарик. Важно не ошибиться при закручивании фигурки: имеет значение и число поворотов на каждом изгибе (как правило, три-четыре), и направление движения (только в одну сторону), и место, с которого следует начинать изготавливать модель (горловина шарика). Всему этому, разумеется, следует учиться.

При создании моделей происходит эстетическое обучение, развитие и воспитание. Моделирование и конструирование имеют большие возможности в развитии ребят. Развивающий характер обучения определяется всей системой занятий. Ребята вначале пополняют определённую сумму знаний, которая является основой для последующей работы. С накоплением знаний они постепенно переходят к изготовлению более сложных моделей и самостоятельной разработке конструкций. При этом вся трудовая деятельность способствует развитию творческих способностей.

Существенны и воспитательные возможности занятий по моделированию и конструированию. Практически все изделия могут служить выставочными экспонатами, наглядными пособиями, подарками, и поэтому мы стараемся выполнить их как можно лучше. Групповой метод вырабатывает у ребят чувство коллективизма, товарищества, ответственности за порученное дело.

Особенность программы состоит в получении знаний, умений и навыков в занятии, которое до сих пор не было знакомо юным жителям г. Бирска. Занимаясь в объединении «Воздушная сказка» ребята не только учатся изготавливать фигурки из шаров, но и занимаются продуктивной творческой деятельностью, а педагог поддерживает детские инициативы и способствует их осуществлению.

 

Организация учебной деятельности

Программа включает в себя разделы: основы твистинга, фигурки, цветы, украшения, головные уборы и костюмы, самостоятельное творчество.

Количество детей в группе – 12 человек. Возраст – 7-13 лет. Программа рассчитана на 2 года.

Данная программа построена на следующих принципах:

гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

воспитание гражданственности, трудолюбия, любви к окружающей природе, родине;

общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся;

создание условий для самореализации личности;

содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми.

Цель: развитие творческих способностей учащихся, их фантазии, художественного вкуса.

Задачи:

Образовательные:

формирование у учащихся элементов культуры труда и творчества, составной частью которых являются знания основ технологических знаний и компонентов художественно-изобразительной деятельности;

обучение детей основам твистинга

Развивающие:

развитие эстетических вкусов учащихся, повышение их творческого уровня

совершенствование мелкой моторики пальцев рук.

Воспитательные:

воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи.

развитие усидчивости.

Форма занятий – в основном практикум по изготовлению моделей. В теоретической части ребята знакомятся со схемами и чертежами будущих моделей, использованием различных видов шариков и инструментов, возможными вариантами оформлений праздников, проведения конкурсов и игр.

Необходимое обеспечение материалами, инструментами и пособиями:

1. шары для моделирования

2. круглые воздушные шарики

3. ручные насосы для надувания шариков

4. ножницы

5. маркеры

6. двухсторонний скотч

8. схемы фигур из шаров

9. ноутбук

 

Основные принципы построения программы:

1. Принцип деятельности лежит в основании программы объединения как программы инновационной образовательной деятельности.

2. От простого к сложному – с очень важным условием творческой деятельности – делать все самостоятельно.

3. Принцип сотворчества детей и взрослых.

4. Принцип наглядности.

5. Принцип практической направленности, то есть все полученные знания должны носить прикладной характер и постоянно применяться на практике.

6. Занятия по этой программе предполагают учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, они направлены на раскрытие его творческих возможностей.

7. Все задания, включенные в программу, прорабатываются и дублируются, выполняются различными способами. Это обеспечивает закрепление полученных навыков, а также появление интереса к занятиям, возникновение потребности в общении и участии в занятиях.

 

Курс твистинга – сугубо практический. Если мы действительно хотим научить создавать интересные и оригинальные фигурки и композиции из воздушных шариков, то на занятиях объединения дети должны как можно больше сами моделировать. Большая часть времени уделяется практике, то есть интерактивным развивающим методам обучения, когда перед детьми ставится новая задача и они решают ее индивидуально, или в группе, или коллективно (создание фигурки – индивидуально, создание композиции – чаще в группе, оформление помещения – коллективно).

Конечно, на занятиях имеют место и такие методы и приемы преподавания, как вступительное и заключительное слово педагога, беседа и т.д. Однако особое место занимает метод инструктивно-практический, когда, повторяя действия педагога и слушая его объяснения, дети овладевают очередным приемом твистинга, чтобы потом на этой основе уже творить самим.

На занятиях объединения ученик становится главной действующей фигурой. Педагог становится в этой ситуации активным помощником, его главная функция – организация и стимулирование процесса обучения. Он организует высокую мотивацию и активную деятельность ученика по овладению знаниями, умениями, навыками. Главное – развить способности ребенка, подготовить обществу личность, способную самостоятельно мыслить, принимать решения, создавать новое.

 

 

Учебно-тематический план І года обучения

п/п

Наименование тем

Всего часов

В том числе

теория

практика

1

Вводное занятие. ПДД. Правила поведения на занятиях.

9

6

-

2

Материаловедение. Инструменты. Техника безопасности.

3

1

1

3

Основы твистинга. Скрутки.

6

2

2

4

Цветы, фигурки животных и другие поделки из ШДМ

66

10

34

5

Украшения, головные уборы и костюмы

18

4

8

6

Изготовление игрушек на палочке и с конфетами

12

3

5

7

Самостоятельное творчество

33

-

22

8

Изготовление игрушек из круглых шаров и ШДМ

33

6

16

9

Изготовление подарков к праздникам

39

8

18

14

Итоговое занятие

3

2

-

 

Итого:

219

63

159


 

Содержание программы 1 года обучения

 

1 – 2 занятие. Подготовительное занятие.

Теория. Проведение инструктажей. ПДД

3 занятие. Вводное занятие

Теория. Правила техники безопасности. Правила поведения на занятиях.

4 занятие. Материаловедение

Теория. История происхождения воздушных шаров, правила работы с ШДМ, инструменты для работы с воздушными шарами, терминология

Практика. Ознакомление с различными видами шаров, инструментами для аэродизайна.

5-6 занятия. Скрутки

Теория. Виды скруток, правила их выполнения

Практика. Выполнение простой скрутки, скрутки с замком, скрутки в форме уха, скрутки с перегибом, скрутки в виде тюльпана, скрутки с хлопушкой, скрутки пуфик.

7 занятие. Зачетное занятие по типам скруток

Практика. Самостоятельное выполнение различных скруток

8 – 18 занятия. Фигуры животных, птиц и насекомых из шаров для моделирования (ШДМ)

Теория. Беседа о фигурах из шаров, которые предстоит выполнить с демонстрацией схем и инструкций

Практика. Выполнение фигурок мышки, собачки, лебедя, крокодила, улитки, жирафа, кролика, оленя, слона, лошади, змейки, дракона, колибри, ушастой собачки лошади с гривой, бабочки, лошадки-качели, уточки, рыбки, попугая, простой уточки, черепашки и др.

19-20 занятия. Конкурсные занятия по фигурам животных из ШДМ

Практика. Самостоятельное выполнение фигур из ШДМ на свободную тему и на тему «Африка».

21-25 занятия. Цветы из ШДМ

Теория. Беседа о цветах из шаров, которые предстоит выполнить с демонстрацией схем и инструкций

Практика. Выполнение ромашки из 3-х, 4-х и 5-ти лепестков, розы, тюльпана, большой ромашки, ириса, орхидеи, одуванчика и др.

26-27 занятия. Букет из цветов.

Теория. Основы цветоведения, правила сбора цветов в букет

Практика. Работа со спектральным кругом, цветовой гаммой. Выполнение банта из шаров. Сбор цветов в букет.

28-29 занятия. Зачетные конкурсные занятия по букетам

Практика. Самостоятельное выполнение букетов

30 занятие. Фигуры из ШДМ на техническую тематику

Теория: Беседа о фигурах из шаров на техническую тематику, которые предстоит выполнить с демонстрацией схем и инструкций

Практика: Выполнение самолета, гитары, машины.

31-34 занятия. Новогодние поделки из шаров

Теория. Беседа о традициях празднования нового года.

Практика. Выполнение фигур снеговика, елочки, елочных игрушек, новогодних букетов.

35 занятие. Рождественская поделка

Теория. Беседа об истории праздника Рождества Христова.

Практика. Выполнение рождественского венка

36-38 занятия. Фигуры из ШДМ на техническую тематику

Практика. Выполнение меча, вертолета, рапиры, кораблика, лука, автомата, гоночного автомобиля.

39 занятие. Зачетное занятие по фигурам из ШДМ на техническую тематику.

Практика: Самостоятельное выполнение фигур

40-42 занятия. Фигуры из круглых шаров и ШДМ

Теория. Правила работы с круглыми шарами и их правильное сочетание с ШДМ.

Практика. Выполнение божьей коровки, рыбки, бабочки, пчелки, человечка, зайчика, осьминога.

43 занятие. Сюжетная композиция из изученных фигур

Практика. Самостоятельное выполнение фигур и совмещение их в одну композицию

44-45 занятия. Выполнение подарков ко дню Святого Валентина Теория. История празднования дня Святого Валентина.

Практика. Выполнение подарков ко дню Святого Валентина (влюбленный щенок, валентинка, сердечный букет, витое сердце)

46-47 занятия. Выполнение подарков на День Защитника Отечества

Теория. История празднования Дня Защитника Отечества

Практика. Выполнение подарков ко Дню Защитника Отечества (солдатик, танк)

48 занятие. Выполнение фруктов из шаров и бумаги

Теория. Правила работы с бумагой

Практика. Выполнение фруктов из шаров с последующим закреплением на леске или веревке.

49 занятие. Совмещение небольших фигур с букетами.

Теория. Правила правильного совмещения небольших фигур с букетом

Практика. Выполнение букетов с декором.

50-51 занятия. Выполнение подарков мамам, сестрам, бабушкам

Теория. История празднования Международного женского дня

Практика. Выполнение подарков мамам, сестрам, бабушкам

52-53 занятия. Выполнение браслетов

Теория. Правила выполнения браслетов из шаров

Практика. Выполнение браслетов из ШДМ и круглых шаров

(Браслет-мордашка, браслет-бабочка, браслет-ромашка, браслет-божья коровка, браслет пчелка)

54-55 занятия. Выполнение головных уборов и очков .

Теория. Правила выполнения головных уборов и очков из шаров

Практика. Выполнение короны, шляпки, шляпы арлекина, очков

56-57 занятия. Выполнение карнавальных костюмов

Теория. Знакомство с костюмами мастеров твистинга из шаров Практика. Выполнение костюма бабочки, пирата, клоуна.

58 занятие. Конкурс на лучший костюм

Практика. Самостоятельное выполнение костюмов из шаров 59-60 занятия. Выполнение небольших фигур на палочках для шаров

Теория. Правила крепления фигур из шаров на палочки для воздушных шаров

Практика. Выполнение простых фигур на палочках для шаров 61-62 занятия. Выполнение небольших фигур с конфетами

Теория. Правила правильного помещение конфет в шары

Практика. Создание композиций с конфетами внутри

63-67 занятия. Сложные фигуры из круглых шаров и ШДМ

Теория. Правила сборки сложных фигур из шаров

Практика. Выполнение сложных фигур из шаров (зайчик, кошка, собачка, клоун, капитошка, мишка)

68-69 занятия. Выполнение подарков ко Дню Победы

Теория. История праздника. Беседа о великом подвиге ветеранов.

Практика. Выполнение цветов для ветеранов (букет из гвоздик)

70-71 занятия. Зачетное занятие по выполнению сложной фигуры из круглых шаров и ШДМ

Практика. Самостоятельное выполнение сложной фигуры из круглых шаров и ШДМ

72 занятие. Конкурс на лучшую сложную фигуру из круглых шаров и ШДМ

Практика. Самостоятельное выполнение сложной фигуры из круглых шаров и ШДМ

73 занятие. Итоговое занятие.

Теория. Подведение итогов пройденного курса твистинга. Беседа с элементами блиц-опроса

 

 

Учебно-тематический план 2 года обучения

п/п

Наименование тем

Всего часов

В том числе

теория

практика

1

Вводное занятие. ПДД. Правила поведения на занятиях.

9

9

-

2

Повторение знаний, полученных за 1-й год обучения

3

2

1

3

Фигуры людей из шаров

15

2

13

4

Фигуры мультипликационных персонажей из ШДМ и круглых шаров

45

3

42

5

Животные, птицы, морские обитатели из шаров

9

1

8

6

Музыкальные инструменты из шаров

12

1

11

7

Цветы

6

1

5

8

Выполнение техники из шаров

27

2

25

9

Выполнение ростовых фигур людей разных профессий

24

2

22

10

Самостоятельное творчество

33

-

33

11

Изготовление подарков к праздникам

33

8

25

12

Итоговое занятие

3

3

-

 

Итого:

219

34

185

 

Содержание программы ІІ года обучения

1-2 занятия. Подготовительное занятие.

Теория. Проведение инструктажей. ПДД

3 занятие.

Теория. Правила техники безопасности. Правила поведения на занятиях.

4 занятие. Повторение знаний, полученных за 1-й год обучения

Теория. Терминология. Виды шаров. Виды скруток. Правила работы с шарами.

Практика. Скрутки

5-9 занятия. Фигуры людей из шаров

Теория. Общие правила изготовления фигур людей из шаров. Беседа о фигурах из шаров, которые предстоит выполнить с демонстрацией схем и инструкций

Практика. Изготовление фигур людей из шаров (принц, принцесса, девушка в бальном платье, старик, старуха, фея, строитель)

10 занятие. Зачетное занятие по выполнению фигур людей

Практика. Самостоятельное выполнение фигур людей из шаров 11 – 25 занятия. Фигуры мультипликационных персонажей из ШДМ и круглых шаров

Теория. Беседа о фигурах из шаров, которые предстоит выполнить с демонстрацией схем и инструкций

Практика. Выполнение фигурок героев мультфильмов из шаров (Микки Маус, Минни Маус, Плуто, Дональд Дак, Спанч Боб, зайчик, Баба Яга, Шрек, Лунтик, смешарики, Тигра, ковбой)

26-27 занятия. Конкурсные занятия по фигурам героев мультфильмов из ШДМ и круглых шаров

Практика. Самостоятельное выполнение фигур героев мультфильмов 28-30 занятия. Животные, птицы, морские обитатели из шаров

Теория. Беседа о фигурах из шаров, которые предстоит выполнить с демонстрацией схем и инструкций

Практика. Выполнение фигур животных, птиц, морских обитателей из шаров (кошка, заяц, пингвин, попугай, чайка, свинья, собака с косточкой, корова, дельфин, кит, осьминог, черепаха)

31-34 занятия. Новогодние поделки из шаров

Теория. Беседа о фигурах из шаров, которые предстоит выполнить с демонстрацией схем и инструкций

Практика. Выполнение фигур на новогоднюю тематику (Дед Мороз, сани, олени, снеговик)

35 занятие. Рождественская поделка

Теория. Беседа о символах Рождества.

Практика. Выполнение рождественского ангела

36-38 занятия. Зачетные занятия по выполнению фигур животных, птиц, морских обитателей из шаров

Практика. Самостоятельное выполнение фигур животных, птиц, морских обитателей из шаров

39-42 занятия. Музыкальные инструменты из шаров

Теория. Виды музыкальных инструментов.

Практика. Выполнение музыкальных инструментов из шаров (гитара, барабан, арфа, фортепиано, саксофон)

43 занятие. Зачетное занятие по выполнению музыкальных инструментов из шаров

Практика. Самостоятельное выполнение музыкальных инструментов из шаров

44-45 занятия. Выполнение подарков ко дню Святого Валентина Теория. Беседа о традициях и истории празднования Дня Святого Валентина.

Практика. Выполнение подарков ко дню Святого Валентина (валентинки из шаров)

46-47 занятия. Выполнение подарков ко дню Защитника Отечества

Теория. Беседа о фигурах из шаров, которые предстоит выполнить с демонстрацией схем и инструкций

Практика. Выполнение подарков папам, братьям, дедушкам из шаров (парашютист, оружие)

48-49 занятия. Выполнение цветов из шаров

Теория. Беседа о фигурах из шаров, которые предстоит выполнить с демонстрацией схем и инструкций

Практика. Выполнение цветов из шаров

50-51 занятия. Выполнение подарков мамам, бабушкам, сестрам Теория. История празднования Международного женского дня

Практика. Выполнение подарков мамам, бабушкам, сестрам (подарочные композиции к Международному женскому дню).

52-60 занятия. Выполнение техники из шаров

Теория. Беседа о фигурах из шаров, которые предстоит выполнить с демонстрацией схем и инструкций

Практика. Выполнение техники из шаров (автомобиль, аэроплан, скутер, самокат, пылесос, телефон, компьютер)

61-62 занятия. Зачетное занятие по выполнению техники из шаров Практика. Самостоятельное выполнение техники из шаров 63-70 занятия. Выполнение ростовых фигур людей разных профессий

Теория. Правила создания ростовых фигур

Практика. Выполнение ростовых фигур людей разных профессий(медсестра, пожарный, полицейский, учитель, строитель)

71 занятие. Самостоятельная работа

Практика. Самостоятельное выполнение ростовых фигур людей разных профессий

72 занятие. Конкурс на лучшую фигуру из круглых шаров и ШДМ Практика. Самостоятельное выполнение фигуры из круглых шаров и ШДМ

73 занятие. Итоговое занятие

Теория. Подведение итогов пройденного курса твистинга. Беседа с элементами блиц-опроса

 

Предполагаемые результаты

Обучающиеся должны:

знать виды шаров, инструментов для работы с воздушными шарами

знать историю возникновения и развития производства воздушных шаров

знать правила работы с воздушными шарами и инструментами

уметь выполнять различные виды скруток

уметь выполнять животных, технику, цветы и другие фигуры из шаров для моделирования

уметь выполнять костюмы из воздушных шаров

уметь выполнять фигуры и композиции из круглых шаров и ШДМ

 

Способы проверки результативности

Проведение зачетных занятий по основным разделам программы

Проведение выставок

Оформление праздников

 

Список литературы

Литература для педагога:
1.  Шар Левин, Майкл Учай. Веселое моделирование из воздушных шариков. – М.: Айрис-пресс, 2003
2.  Драко Михаил. Моделирование забавных животных из шариков. – Минск: Попурри, 2004.
3.  Яскович Ирина. Моделирование из шариков.— М.: Альфа софт, 2005.
4.   Животные из шариков. Перевод с англ. на рус. Яз. Юлии Гусаковой.—М.: Новый формат, 2006.
5. https://sites.google.com/site/modeliruemizsarikov /
6. http://www.balloonhq.ru /
7. http://www.cuteballoon.net /
8. http://www.aerodesigne.ru/


Для обучающихся:
1.Михаэль Мюллер. Воздушные шары. —М.:Арт—Родник,2007
2. Пицык А.А. Твистинг. Волшебные шарики.—М.: Феникс,2013
3. Пицык А.А. Волшебные шарики.—М.:Феникс,2013
4. Михаил Драко.Прикольные фигурки из шариков для моделирования.–М.:Попурри,2012
5. Михаил Драко.Веселые животные из шариков для моделирования.–М.:Попурри,2012.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.