12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
mishanka051174
5

Возможности дистанционного обучения: моя идея в подготовке обучающихся 9 классов к ОГЭ по русскому языку и её реализация

Е.А. Азанова

Возможности дистанционного обучения: моя идея в подготовке обучающихся 9 классов к ОГЭ по русскому языку и её реализация


2020 год – наверное, самый тяжёлый год для всех педагогов. Это связано с суровой пандемией, когда учителя должны были быстро «перестроить» свои учебные программы и преподавать темы в дистанционном формате. Что же такое дистанционное обучение?

Дистанционное обучение – это взаимодействие учителя и обучающихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность. Дети работали в основном самостоятельно, т.к. в деревне, где работала наша школа, Интернет плохо работал или его вообще не было в некоторых местах. А у меня 9 класс! И ещё не было известно к этому времени, что девятиклассники не сдают экзамены. Нужно было выкручиваться! Поэтому самой продуктивной, на мой взгляд, оказались комплексные задания. Что это такое и из чего они состоят?

В 2019-2020 учебном году в 9 классе я преподавала такие предметы, как «русский язык» и «литература». Был один час для спецкурса «Комплексный анализ текста. Подготовка к ОГЭ по русскому языку», где мы решали различные экзаменационные варианты. Я брала те темы, которые проходили на уроках русского языка и литературы и составляла примерные варианты ОГЭ.

Вашему вниманию предлагаю одну из таких работ (приложение 1). В качестве сжатого изложения предлагала текст из учебника русского языка, по которому мы занимались. Задания для частей 2 и 3 варианта составляла на основе текста повести М.А. Булгакова «Собачье сердце», которую мы начали изучать с ребятами согласно учебной программе. Для сжатого изложения можно было бы взять отрывок из этой же повести, но повесть – это художественная литература, а на экзамене ребятам предложат текст публицистического стиля.


Приложение 1.


Подготовка к основному государственному экзамену-2020


Инструкция по выполнению работы


Письменная работа состоит из трёх частей, включающих в себя 9 заданий (похожа на экзаменационную работу ОГЭ по русскому языку-2020).

Часть 1 включает в себя 1 задание и представляет собой письменную работу (сжатое изложение на основе упражнения из учебника).

Часть 2 состоит из 7 заданий (2-8). Задания части 2 требуют проведения различных видов анализа слова, предложения, текста.

Ответами к заданиям 2-8 является слово (несколько слов) или последовательность цифр.

Задание части 3 выполняется на основе того же текста, который Вы читали, работая над заданиями части 2.

Выполняя задание 9 части 3, дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ (сочинение-рассуждение).

Разрешено пользоваться орфографическим словарём.

Контрольная работа оценивается по тем же критериям, что и экзаменационная работа ОГЭ по русскому языку-2020.


Часть 1


Задание 1. Сжатое изложение (на основе упражнения 301, страницы 145-146 учебника «Русский язык»).

Прочитайте (по возможности – прослушайте, если есть, кому читать) текст 2 раза и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения – не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.


Часть 2


Задание 2. Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.


Бок болит нестерпимо, и даль моей карьеры видна мне совершенно отчётливо: завтра появятся язвы, и спрашивается, чем я их лечить буду? (2) Летом можно смотаться в Сокольники, там есть особенная, очень хорошая травка, а кроме того, нажрёшься бесплатно колбасных головок, бумаги жирной набросают граждане, налижешься. (3) И если бы не грымза какая-то, что поёт на кругу при луне «милая Аида» - так, что сердце падает, было бы отлично. (4) А теперь куда пойдёшь? (5) Не били вас по заду сапогом? (6) Били. (7) Кирпичом по рёбрам получали? (8) Кушано достаточно. (9) Всё испытал, с судьбой своей мирюсь, и если плАчу сейчас, то только от физической боли и холода, потому что дух мой ещё не угас… (10) Живуч собачий дух.

(11) Но вот тело моё изломанное, битое, надругались над ним люди достаточно. (12) Ведь главное что – как врезал он кипяточком, под шерсть проело, и защиты, стало быть, для левого бока нет никакой. (13) Я очень легко могу получить воспаление лёгких, а получив его, я, граждане, подохну с голоду.


Укажите варианты ответов, в которых содержится верная информация. Запишите номера ответов.

1) предложение 1 – сложное предложение с различными видами связи: сочинительной, бессоюзной, подчинительной.

2) предложение 2 – сложное предложение с различными видами связи: бессоюзной, сочинительной.

3) предложение 3 – сложное предложение с различными видами связи: сочинительной, подчинительной.

4) предложение 9 – сложное предложение с различными видами связи: бессоюзной, сочинительной, подчинительной.

5) предложение 13 – сложное предложение с различными видами связи: сочинительной, бессоюзной.


Задание 3. Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.


Пёс остался в подворотне (1) и (2) страдая от изуродованного бока (3) прижался к холодной стене (4) задохся (5) и твёрдо решил (6) что больше отсюда никуда не пойдёт (7) и тут (8) и (9) сдохнет в подворотне.


Задание 4. Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «собаки сердце», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.


Задание 5. Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания слова. Запишите номера этих ответов.


1) НЕГОДЯЙ – существительное с НЕ пишется слитно, т.к. можно подобрать синоним.

2) СЛУЖАЩИХ – написание гласной в суффиксе действительного причастия зависит от основы глагола, от которого оно образуется.

3) ЕЩЁ – наречие-исключение из правила написания гласной после шипящей.

4) У-У-У-У-У-ГУ-ГУ-ГУУ – междометие пишется через дефис, т.к. оно образовано повторением основ.

5) ОСВЕЩЁННОМ – в полных страдательных причастиях настоящего времени пишутся НН.


Прочитайте текст и выполните задания 6-9.


М.А. Булгаков

Собачье сердце

Глава 1

(в сокращении)


(1)У-у-у-у-у-гу-гу-гуу! (2)Гляньте на меня, я погибаю. (3)Вьюга в подворотне ревёт мне отходную, и я вою с ней. (4)Пропал я, пропал. (5)Негодяй в грязном колпаке – повар в столовой нормального питания служащих Центрального Совета Народного Хозяйства – плеснул кипятком и обварил мне левый бок. (6)Какая гадина, а ещё и пролетарий. (7)Господи боже мой – как больно! (8)До костей проело кипяточком. (9)Я теперь вою, вою, да разве воем поможешь.

(10)Чем я ему помешал? (11)Неужели я обожру Совет Народного Хозяйства, если в помойке пороюсь? (12)Жадная тварь! (13)Вы гляньте когда-нибудь на его рожу: ведь он поперёк себя шире. (14)Вор с медной мордой. (15)Ах, люди, люди. (16)В полдень угостил меня колпак кипятком, а сейчас стемнело, часа четыре приблизительно пополудни, судя по тому, как луком пахнет из пожарной Пречистенской команды. (17)Пожарные ужинают кашей, как вам известно. (18)Но это – последнее дело, вроде грибов. (19)Знакомые псы с Пречистенки, впрочем, рассказывали, будто бы на Неглинном в ресторане «Бар» жрут дежурное блюдо – грибы, соус пикан по 3 р. 75 к. порция. (20)Это дело на любителя – всё равно что калошу лизать… (21)У-у-у-у-у…

(22)Бок болит нестерпимо, и даль моей карьеры видна мне совершенно отчётливо: завтра появятся язвы, и спрашивается, чем я их лечить буду? (23) Летом можно смотаться в Сокольники, там есть особенная, очень хорошая травка, а кроме того, нажрёшься бесплатно колбасных головок, бумаги жирной набросают граждане, налижешься. (24) И если бы не грымза какая-то, что поёт на кругу при луне «милая Аида» - так, что сердце падает, было бы отлично. (25) А теперь куда пойдёшь? (26) Не били вас по заду сапогом? (27) Били. (28) Кирпичом по рёбрам получали? (29) Кушано достаточно. (30) Всё испытал, с судьбой своей мирюсь, и если плАчу сейчас, то только от физической боли и холода, потому что дух мой ещё не угас… (31) Живуч собачий дух.

(32)Но вот тело моё изломанное, битое, надругались над ним люди достаточно. (33) Ведь главное что – как врезал он кипяточком, под шерсть проело, и защиты, стало быть, для левого бока нет никакой. (34) Я очень легко могу получить воспаление лёгких, а получив его, я, граждане, подохну с голоду. (35)С воспалением лёгких полагается лежать на парадном ходе под лестницей, а кто же вместо меня, лежащего холостого пса, будет бегать по сорным ящикам в поисках питания? (36)Прохватит лёгкое, поползу на животе, ослабею, и любой спец пришибет меня палкой насмерть. (37)И дворники с бляхами ухватят меня за ноги и выкинут на телегу…

(38)Дворники из всех пролетариев – самая гнусная мразь. (39)Человечьи очистки – самая низшая категория. (40)Повар попадается разный. (41)Например – покойный Влас с Пречистенки. (42)Скольким он жизнь спас. (43)Потому что самое главное во время болезни перехватить кус. (44)И вот, бывало, говорят старые псы, махнёт Влас кость, а на ней с осьмушку мяса. (45)Царство ему небесное за то, что был настоящая личность, барский повар графов Толстых, а не из Совета Нормального питания. (46)Что они там вытворяют в нормальном питании – уму собачьему непостижимо. (47)Ведь они же, мерзавцы, из вонючей солонины щи варят, а те, бедняги, ничего не знают. (48)Бегут, жрут, лакают.

(49)Иная машинисточка получает по IX разряду четыре с половиной червонца, ну, правда, любовник ей фильдеперсовые чулочки подарит. (50)Да ведь сколько за этот фильдеперс ей издевательств надо вынести. (51)Ведь он её не каким-нибудь обыкновенным способом, а подвергает французской любви. (52)Сволочи эти французы, между нами говоря. (53)Хоть и лопают богато, и всё с красным вином. (53)Да… (54)Прибежит машинисточка, ведь за 4,5 червонца в «Бар» не пойдёшь. (55)Ей и кинематограф не хватает, а кинематограф у женщин единственное утешение в жизни. (56)Дрожит, морщится, а лопает… (57)Подумать только: 40 копеек из двух блюд, а они, оба эти блюда, и пятиалтынного не стоят, потому что остальные 25 копеек завхоз уворовал. (58)А ей разве такой стол нужен? (59)У неё и верхушка правого лёгкого не в порядке, и женская болезнь на французской почве, на службе с неё вычли, тухлятиной в столовой накормили, вот она, вон она… (60)Бежит в подворотню в любовниковых чулках. (61)Ноги холодные, в живот дует, потому что шерсть на неё вроде моей, а штаны она носит холодные, одна кружевная видимость. (62)Рвань для любовника. (63)Надень-ка она фланелевые, попробуй, он и заорёт: до чего ты не изящна! (64)Надоела мне моя Матрёна, намучился я с фланелевыми штанами, теперь пришло моё времечко. (65)Я теперь председатель, и сколько ни накраду – всё на женское тело, на раковые шейки, на Абрау-Дюрсо. (66)Потому что наголодался я в молодости достаточно, будет с меня, а загробной жизни не существует.

(67)Жаль мне её, жаль! (68)Но самого себя мне ещё больше жаль. (69)Не из эгоизма говорю, о нет, а потому что мы действительно не в равных условиях. (70)Ей-то хоть дома тепло, ну а мне, а мне… (71)Куда пойду? (72)Ух…

(73)Ведьма сухая метель загремела воротами и помелом съездила по уху барышню. (74)Юбчонку взбила до колен, обнажила кремовые чулочки и узкую полосочку плохо стиранного кружевного бельишка, задушила слова и замела пса.

(75)Боже мой… (76)Какая погода… (77)Ух… (78)И живот болит. (79)Это солонина, это солонина! (80)И когда же это всё кончится?

(81)Наклонив голову, бросилась барышня в атаку, прорвалась в ворота, и на улице начало её вертеть, вертеть, раскидывать, потом завинтило снежным винтом, и она пропала.

(82) … (83)Отчаяние повалило его [пса]. (84)На душе у него было до того больно и горько, до того одиноко и страшно, что мелкие собачьи слёзы, как пупырышки, вылезали из глаз и тут же засыхали. (85)Испорченный бок торчал свалявшимися промерзшими комьями, а между ними глядели красные зловещие пятна обвара. (86)До чего бессмысленны, тупы, жестоки повара… (87)«Шарик» - она назвала его… (88)Какой он, к чёрту, «Шарик»? (89) Шарик – это значит круглый, упитанный, глупый, овсянку жрёт, сын знатных родителей, а он лохматый, долговязый и рваный, шляйка поджарая, бездомный пёс. (90)Впрочем, спасибо на добром слове.

(91)Дверь через улицу в ярко освещённом магазине хлопнула, и из неё показался гражданин. (92)Именно гражданин, а не товарищ, и даже – вернее всего – господин. (93)Вы думаете, я сужу по пальто? (94)Вздор. (95)Пальто теперь очень многие и из пролетариев носят. (96)Правда, воротники не такие, об этом и говорить нечего, но всё же издали можно спутать. (97)А вот по глазам – тут уж и вблизи и вдали не спутаешь. (98)О, глаза – значительная вещь. (99)Вроде барометра. (100)Всё видно – у кого великая сушь в душе, кто ни за что ни про что может ткнуть носком сапога в рёбра, а кто сам всякого боится. (101)Вот последнего холуя именно и приятно бывает тяпнуть за лодыжку. (102)Боишься – получай. (103)Раз боишься – значит, стоишь… (104)р-р-р… (105)гау-гау…

(106)Господин уверенно пересёк в столбе метели улицу и двинулся в подворотню. (107)Да, да, у этого всё видно. (108)Этот тухлой солонины лопать не станет, а если где-нибудь ему её и подадут, поднимет такой скандал, в газеты напишет: меня, Филиппа Филипповича, обкормили.

(109)Вот он всё ближе и ближе. (110)Этот ест обильно и не ворует, этот не станет пинать ногой, но и сам никого не боится, а не боится потому, что вечно сыт. (111)Он умственного труда господин, с французской остроконечной бородкой и усами седыми, пушистыми и лихими, как у французских рыцарей, но запах по метели от него летит скверный – больницей. (112)И сигарой.

(113)Какого же лешего, спрашивается, носило его в кооператив Центрохоза? (114)Вот он рядом… (115)Чего ищет? (116)У-у-у-у… (117)Что он мог покупать в дрянном магазинишке, разве ему мало Охотного ряда? (118)Что такое? (119)Кол-ба-су. (120)Господин, если бы вы видели, из чего эту колбасу делают, вы бы близко не подошли к магазину. (121)Отдайте её мне.

(122)Пёс собрал остаток сил и в безумии пополз из подворотни на тротуар. (123)Вьюга захлопала из ружья над головой, взметнула громадные буквы полотняного плаката «Возможно ли омоложение?»

(124)Натурально, возможно. (125)Запах омолодил меня, поднял с брюха, жгучими волнами стеснил двое суток пустующий желудок, запах, победивший больницу, райский запах рубленой кобылы с чесноком и перцем. (126)Чувствую, знаю – в правом кармане шубы у него колбаса. (127)Он надо мной. (128)О мой властитель! (129)Глянь на меня. (130)Я умираю. (131)Рабская наша душа, подлая доля!

(132)Пёс пополз, как змея, на брюхе, обливаясь слезами. (133)Обратите внимание на поварскую работу. (134)Но ведь вы ни за что не дадите. (135)Ох, знаю я очень хорошо богатых людей! (136)А в сущности – зачем она вам? (137)Для чего вам гнилая лошадь? (138)Нигде кроме такой отравы не получите, как в Моссельпроме. (139)А вы сегодня завтракали, вы, величина, мирового значения, благодаря мужским половым железам. (140)У-у-у-у… (141)Что же это делается на белом свете? (142)Видно, помирать-то ещё рано, а отчаяние – и подлинно грех. (143)Руки ему лизать, больше ничего не остаётся.

(144)Загадочный господин наклонился к псу, сверкнул золотыми ободками глаз и вытащил из правого кармана белый продолговатый свёрток. (145)Не снимая коричневых перчаток, размотал бумагу, которой тотчас же овладела метель, и отломил кусок колбасы, называемой «особенная краковская». (146)И псу этот кусок. (147)О бескорыстная личность! (148)У-у-у!

(149)- Фить-фить, - посвистал господин и добавил строгим голосом: - Бери, Шарик, Шарик!

(150)Опять Шарик. (151)Окрестили. (152)Да называйте как хотите. (153)За такой исключительный ваш поступок.

(154)Пёс мгновенно оборвал кожуру, с всхлипыванием вгрызся в краковскую и сожрал её в два счёта. (155)При этом подавился колбасой и снегом до слёз, потому что от жадности едва не заглотал верёвочку. (156)Ещё, ещё лижу вам руку. (157)Целую штаны, мой благодетель!

(158)- Будет пока что… - (159)Господин говорил так отрывисто, точно командовал. (160)Он наклонился к шарику, пытливо глянул ему в глаза и неожиданно провёл рукой в перчатке интимно и ласково по Шарикову животу.

(161)- А-га, - многозначительно молвил он, - ошейника нету, ну вот и прекрасно, тебя-то мне и надо. (162)Ступай за мной. – (163)Он пощёлкал пальцами. (164)– Фить-фить!

(165)За вами идти?! (166)Да на край света. (167)Пинайте меня вашими фетровыми ботинками, я слова не вымолвлю.


(По М.А. Булгакову*)

* Михаил Афанасьевич Булгаков (1891-1940 гг.) – русский советский писатель.


Задание 6. Анализ содержания текста.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.


1) Одним из повествователей данного отрывка является собака.

2) Для повествователя повар столовой нормального питания служащих Центрального Совета Народного Хозяйства является жадной тварью.

3) Собаке не нравилась его кличка, т.к. она не соответствовала его внешнему виду, но после охотно принимает её.

4) Повествователя звали Филипп Филиппович.

5) Повествователя можно охарактеризовать как умного, здравомыслящего создания.


Задание 7. Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, где средством выразительности является сравнение.


1) Знакомые псы с Пречистенки, впрочем, рассказывали, будто бы на Неглинном в ресторане «Бар» жрут дежурное блюдо.

2) На душе у него было до того больно и горько, до того одиноко и страшно, что мелкие собачьи слёзы, как пупырышки, вылезали из глаз и тут же засыхали.

3) Он умственного труда господин, с французской остроконечной бородкой и усами седыми, пушистыми и лихими, как у французских рыцарей, но запах по метели от него летит скверный – больницей.

4) Пёс пополз, как змея, на брюхе, обливаясь слезами.

5) Пожарные ужинают кашей, как вам известно.


Задание 8. Лексический анализ.

Найдите в тексте синоним к слову КОЛПАК (предложение 16). Напишите этот синоним.


Часть 3

Задание 9.

9.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя, журналиста и публициста В.Г. Короленко: «Русский язык достаточно богат, он обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли».

Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


9.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Опять Шарик. Окрестили. Да называйте как хотите. За такой исключительный ваш поступок». Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


9.3. Как Вы понимаете значение слова МИЛОСЕРДИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое милосердие?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающие Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.