Статья «Возможности дистанционного обучения: идея, технологии, методы, средства»
«Возможности дистанционного обучения: идея, технологии, методы, средства»
Дистанционное обучение за 300 лет прошло историю развития от курсов, рассылаемых через газету, до целых школ, вмещающихся в телефон. Вместе с техникой развивались педагогические и методологические процессы, чтобы обучение на расстоянии смогло стать прямым конкурентом традиционных уроков. Конечно, некоторым навыкам невозможно обучить без постоянной практики и обратной связи от эксперта, но подавляющее большинство обучающих курсов отлично передаются и на дистанцию. Это стало возможным благодаря развитию технологий дистанционного обучения. За последние 20 лет самым перспективным видом дистанционного обучения стало онлайн-обучение. То, что у большинства людей есть компьютер или гаджет с доступом в Интернет, делает его отличной средой для образования.
Кроме этого, технологии позволяют создавать тренажеры, которые помогают оттачивать практические навыки в том, в чем раньше на расстоянии было невозможно.
1.Что такое дистанционное обучение.
Дистанционное обучение — это форма получения образования (наравне с очной, заочной, очно-заочной и экстернатом), при которой в образовательном процессе используются традиционные и специфические методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях.
Дистанционное обучение нельзя представить без:
Способа передачи информации от учителя к ученику и обратно. Это может быть электронная почта, связь через ЭКЖ или через приложения вайбер и ватсап.
Документов, необходимых для подтверждения осуществления или получения образования. Это заявление, договор об оказании платных услуг, чек (квитанция) об оплате, копии паспорта, свидетельства о браке и диплома, свидетельствующего наличие высшего образования.
Наличия у организации, предоставляющей образовательные услуги, лицензии на право осуществления образовательной деятельности, приложения к лицензии, свидетельства о государственной аккредитации.
Самым распространённым способом получения дистанционного образования является интернет. В 2003 году инициативная группа ADL впервые начала разработку дистанционного стандарта интерактивного обучения SCORM. Благодаря введённым стандартам обучающиеся люди смогли более глубоко осваивать учебную программу. Система дистанционного обучения развита не только в России, но и за рубежом.
2.Характерные черты и преимущества дистанционногообучения.
1.Гибкость: обучаемые по системе дистанционного образования (СДО) в основном посещают занятия в виде лекций и семинаров в удобное для себя время, в удобном месте и в удобном темпе.
2. Модульность: в основу программ ДО положен модульный принцип. Каждый отдельный курс создает целостное представление об определенной предметной области. Это позволяет формировать учебную программу, отвечающую индивидуальным или групповым потребностям.
3.Экономическая эффективность: средняя оценка мировых образовательных систем показывает, что ДО обходится на 50% дешевле традиционных форм образования.
4.Новая роль преподавателя: на него возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректирование преподаваемого курса, консультирование при составлении индивидуального учебного плана, руководство учебными проектами и др. Он управляет учебными группами взаимоподдержки. Асинхронное, как правило, взаимодействие обучаемых и преподавателя в СДО предполагает обмен сообщениями путем их взаимной посылки по адресам корреспондентов. Это позволяет анализировать поступающую информацию и отвечать на нее в удобное для корреспондентов время. Методами асинхронного взаимодействия являются электронная голосовая почта или электронные компьютерные сети.
5.Специализированный контроль качества образования: в качестве форм контроля в ДО используются дистанционно организованные экзамены, собеседования, практические, лабораторные и проектные работы, компьютерные интеллектуальные тестирующие системы. всей системы ДО. От успешности ее решения зависит академическое признание курсов ДО, возможность зачета их прохождения традиционными учебными заведениями. Поэтому для осуществления контроля в СДО должна быть создана единая система государственного тестирования.
6.Использование специализированных технологий и средств обучения: технология дистанционного обучения - эта совокупность методов, форм и средств взаимодействия с человеком в процессе самостоятельного, но контролируемого освоения им определенного массива знаний.
7. Опора на современные средства передачи образовательной информации: центральным звеном СДО являются средства телекоммуникации и их транспортная основа. Они используются для обеспечения образовательных процессов: необходимыми учебными и учебно-методическими материалами; обратной связью между преподавателем и обучаемым; обменом управленческой информацией внутри системы ДО; выходом в международные информационные сети, а также для подключения в СДО зарубежных пользователей.
3.Методы дистанционного обучения.
Применение дистанционных методов может обеспечиваться такими способами как:
1.обмен лекционных, практических, учебных, периодических других материалов через электронную почту или непосредственно на самом электронном ресурсе образовательного учреждения;
2.проведение видеоконференций;
3.проведение аудиоконференций;
4.обмен информацией через организацию форумов и чатов;
5.проверка знаний в форме тестирования, различных заданий (контрольные, лабораторные и т.д.), вебинаров и др.
4.Формы дистанционного обучения.
1.Лекционные занятия. Лекции могут быть как печатном виде, так и в мультимедийном виде. Например, видео или аудио лекции.
2.Практические занятия Практические занятия способствуют осмыслению изученного материала и применения сформированных умений на практике. Занятия могут быть в виде решения задач, различных практикумов, ответов на кейсы, кроссворды, тесты.
3. Семинарские занятия Проводятся с целью обсуждения различных тем данной дисциплины. Проводиться семинарские занятия могут с помощью веб-занятий (вебинар) 4.Консультации.Проводятся с целью устранения недопонимания какой-либо образовательной программы, поддержки со стороны преподавателя. Проводиться консультации могут с помощью чат-занятий и телеконференций.
5.Технологии дистанционно обучения.
1.Способ доставки учебного материала от преподавателя ученику
2.Способ связи между учеником и преподавателем
3.Интерактивность уроков
4.Наличие или отсутствие индивидуального подхода к ученику
5.Обучение по общему расписанию или выстраивание своего собственного способа контроля усвоения знаний
6.Заключение
Под дистанционным обучением понимается особый вид образования, при котором происходит интерактивное взаимодействие обучающихся со специализированной образовательной системой. При этом происходит самостоятельное изучение материалов, при незначительном участии преподавателя или вообще без него.
Дистанционное обучение основывается как на общепедагогических принципах, так и на специфических принципах: интерактивности, открытости, гибкости, адаптивности, передаваемости, базовых знаний, идентификации, индивидуализации, регламентности обучения, педагогической целесообразности.
При дистанционном обучении реализуется личностно-ориентированный подход к обучению, происходит максимальная индивидуализация обучения. Развитие современных информационных технологий позволяет максимально упростить обучение посредством таких форм обучения как чат-занятия, телеконференции, аудио и видео-лекции, вебинары, электронная почта и другие.
Методы взаимодействия могут осуществляться посредством самообучения, обучение «один к одному»,обучение «один к многим»,обучение «многие к многим», также есть методы проектов, проблемного обученияи исследовательский метод обучения.
Одним из главных элементов контроля знаний является тестирование. У этого метода есть как преимущества, так и недостатки. Одним из преимуществ считается, что тестирование дает объективную оценку, но в то же время недостатком является возможность сфальсифицировать результаты. Поэтому применение и использование дистанционного обучения вызывает много разногласий и является актуальной дискуссией экспертов.
Литература:
1.Полат Е. С. Педагогические технологии дистанционного обучения / Е. С. Полат, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред.Е. С. Полат. – М.: Академия, 2006.
2.Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. - 3-е изд., стер. - Москва : Большая российская энциклопедия, 2009. - 527 с
3.Дистанционные образовательные технологии. [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://helpiks.org/5-91099.html
4.Лугин В.Г. Формы и методы Дистанционного обучения. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://repetitmaster.ru/forms-and-methods-remote-education.html
5.Технологии дистанционного обучения. [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://antitreningi.ru/info/e-learning/tehnologii-distancionnogo-obucheniya/
Этника27
Потамошнева Наталья Алексеевна
Созонова Екатерина Ивановна