Возможности цифровой образовательной платформы Яндекс.Учебник на уроках в начальной школе для развития функциональной грамотности у учащихся
Поколение нынешних детей исследовать Марк Пренски назвал цифровыми аборигенами. «Цифровые аборигены» - поколение тех, кто родился и вырос в окружении гаджетов. Для этих детей цифровая среда стала окружающим миром, где их пользовательский опыт формировался с 1,5 – 2 лет. Они обрабатывают информацию по своему и делают все иначе: общаются, занимаются творчеством, делятся с другими информацией, коммуницируют. И эта новая реальность влияет на познавательные возможности ребенка и формирует привычки ума для цифрового мира.
Работа с учебными текстами занимает существенное, а часто и ведущее, место в процессе обучения. К каким результатам чтения того или иного текста должно приводить ученика? Повышает коэффициент полезного действия от такого чтения? Насколько управляемо достижение такого безусловного результата со стороны преподающих и самих учащихся? Таким процессом управляет учитель в непосредственном сотрудничестве с учащимися.
Исследования последних лет свидетельствует о существенных проблем в области сформированности читательской компетентности у современных школьников. В рамках международных исследований качества и грамотности чтения PlSA B PIRLS были выявлены следующие негативные моменты:
- учащиеся неверно истолковывают содержание прочитанного текста в связи с незнанием/неверной интерпретацией фактов, изложенных в тексте;
- учащиеся трактуют слишком поверхностью смысл текста, без учета его «подтекста» и социокультурного контекста;
- учащихся неверно понимают значение отдельных слов/фраз и поэтому неверно в целом понимают смысл текста.
Для избежания данных дефицитов необходимо развивать функциональную читательскую грамотность.
Функциональная грамотность — способность работать с информацией для решения жизненных задач ( межпредметный навык)
Читательская грамотность — способность понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Существуют стадии формирования читательской грамотности:
1) обучение чтению;
2) чтение для обучения;
3) чтение для жизни.
Формирование читательской грамотности опирается на формирование читательского умения:
- находить и извлекать информацию;
- интегрировать и интерпретировать информацию;
- осмысливать и оценивать содержание и форму текста;
- использовать информацию.
Для развития читательского умения используем разнообразие текстов:
-по структуре (сплошные. Несплошные, множественные);
- по жанру (художественные, публицистические, научные);
-по ситуации чтения ( для личных или общественных целей, для практических целей и для образования).
Как известно, основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию; формирование приемов математической деятельности у обучающихся начальной школы, реализующей компетентностный подход в обучения.
На начальном этапе обучения – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщения, классификация умозаключение, систематизация, отрицание, ограничению. Важна техника чтения. Формированию функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню логических приемов.
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.
Измерение читательской грамотности происходит по следующим уровням:
-трудность задания ( трудность умения и трудность текста);
- форма вопроса (открытые и закрытые);
- балльная оценка ответа ( модель частичного оценивания);
высокий уровень читательской грамотности- объёмные тексты.
Информация необходимая для решения задачи не лежит на поверхности. Элементы информации сообщаются в разном порядке. Часть информации сообщается не словами, а в виде графиков, рисунков, карт.
Из своих наблюдений мы заметили, что на формирование функциональной грамотности младших школьников оказывает влияние применяемые в процессе обучения технологии и создание развивающей среды. Убеждены, что техника чтения является важнейшим фактором, который в итоге влияет на процесс формирования функциональной грамотности. У каждого ребёнка эта дорога индивидуальна и на ней есть свои сложности. Средства формирования навыков мышления — предметные задания, а форма организации — проблемные ситуации.
При планировании уроков рекомендуется учитывать:
1. Количество детей с базовым, повышенным, пониженным и недостаточным уровнем смыслового чтения и работы с информацией обучается в классе.
2. Урок организуется как пространство сотрудничества, где открываются возможности для проявления своих достижений и задаёт зону ближайшего развития каждого ученика.
Все методы, используемые педагогом, должны быть направлены на развитие познавательной , мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого обучающегося, развитие его функциональной грамотности. Процесс обучения начинается на уровне знаний: запоминания фактов, дат.
Подобрать интересные задания к уроку для выстраивания линии в развитии функциональной грамотности бывает непросто. Приходится потратить много времени на поиски, прежде, чем найти что-то стоящее. Чтобы помочь с этим учителю , в Яндекс.Учебнике предлагается библиотека ( витрина) таких заданий. Это главная страница в библиотеке, где собраны задания на актуальные темы.
В логике календарно- тематического плана основных УМК мы понимаем , когда и какие темы проходят в классе. В течение учебного года можно собирать занятия из заданий нескольких тематических подборок по этим темам, чтобы в любой момент можно было сразу выдать их или воспользоваться готовыми подборками.
Задания на формирование читательской грамотности помогают детям учиться работать с информацией: понимать и использовать прочитанное, соотносить информацию со своим опытом и знаниями и интерпретировать ее.
Текстом PISA учитываются следующие характеристики читательской грамотности:
Чтение - это сложно организованная деятельность и не все её элементы поддаются измерению.
Для текста PISA важнейшими составляющими читательской деятельности признаны следующие три:
Ситуации — разнообразные цели чтения и контексты, в которых необходимо ориентироваться с опорой на текст.
Текст — разнообразные материалы для чтения.
Читательские умения — когнитивные стратегии и способы работы с текстом.
Материал заданий Яндекс.Учебник разработан в соответствии с читательскими умениями, выделенными в рамках международных исследований по функциональной грамотности. В каждом задании есть методические комментарии.
Считается, что одним из активных методов формирования учебно-познавательной компетенции на уроке является создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к воспитанию и развитию творческих способностей обучающихся. К обучению их в системе активных умственных действий. Эта активность проявляется в том, что ученик анализируя, сравнивая, синтезируя , обобщая , конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию. В сочетании с постановкой проблемного вопроса, задач и заданий наиболее эффективным способом активизации познавательной деятельности является наглядность ( картины, иллюстрации, схемы, таблицы, опорные конспекты и т.д)
Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность обучающегося, а умение решать проблемы, возникающие в познании, во взаимоотношениях людей, в профессиональной жизни, в личностном самоопределении. Ядром данного процесса выступает функциональная грамотность, так как под ней понимают « способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний».
Задания комплексные или структурированные, объединённые общей темой или проблемой. Каждое из заданий включает в себя тексты, в которых представлена некоторая ситуация, и 1-6 вопросов различной трудности. Задания не типичные, а близкие к реальным проблемным ситуациям. Для решения проблемы требуется не только знание предмета, но и сформированность общеучебных и интеллектуальных умений.
Форматы заданий в Яндекс. Учебнике позволяют решать эти вопросы системно на каждом предмете.
Типы заданий Яндекс. Учебника:
1. Задания на умения выявлять, какой именно информации не хватает.
2. Задания, в которых источником информации является рисунок.
3. задания на умения определять источники информации.
4. Задания на умение осуществлять поиск необходимой информации.
5. Задания на умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Пример-подборка « Я» попадает в историю с Луной.
Задания на формирование читательской грамотности помогает детям учиться работать с информацией: понимать и использовать прочитанное, соотносить информацию со своим опытом и знаниями и интерпретировать ее. Материал разработан в соответствии с читательскими умениями, выделенными в рамках международных исследований по функциональной грамотности. В каждом задании есть методические комментарии.
В подборке есть итоговая карточка самооценки , способствующая развитию регулятивных УУД. Ее можно добавить последней в любое задание, чтобы получить обратную связь от ученика. Ответы ребенка дополняют объективные результаты выполнения заданий.
Формирование учебно-познавательных компетенций является необходимым условием эффективности учебной деятельности обучающихся в школе. Осуществляется оно по двум основным направлениям : содержание учебного предмета; определенная организация познавательной деятельности.
Обеспечить качественное усвоение стандарта образования возможно только через деятельностный подход к обучению. Примеры формулировок учебно- познавательных компетенций в деятельностной форме: ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснять свою цель; организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; работать с инструкциями, использовать элементы вероятных и статистических методов познания, описывать результаты, формулировать выводы; выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий( текстовые и графические редакторы, презентации); иметь опыт восприятия картины мира.
Формирование учебно-познавательных компетенций предполагает:
- выражение обучающимися своего собственного мнения, чувств;
- активное включение в реальную деятельность;
- происходит непроизвольное запоминание явлений и процессов;
-стимулируется развитие творческого мышления, воображения;
-кроме того создаются не только для свободы выражения мысли, но и для осмысления воспринимаемого.
Учебный процесс, целью которого является формирование учебно-познавательной компетентности, должен развиваться в рамках личностно- деятельностного подхода.
На протяжении нескольких лет учителями начальных классов МБОУ Кулундинской СОШ №1 ведётся активная работа на платформах Яндекс. Учебник и Учи. ру. Всеми были пройдены курсы повышения квалификации по рациональному использованию современных цифровых платформ. Опыт учителей был обобщён на уровне края и получил высокую профессиональную оценку. По ежемесячной статистике, проводимой образовательными платформами, учителя и ученики нашей школы входят в число наиболее активных и результативных пользователей данных цифровых платформ. Хочется отметить, что с внедрением заданий данных ЦОР в урочную и внеурочную деятельность по итогам мониторинга, проводимого в каждом полугодии, мы проследили положительную динамику в развитии функциональной грамотности у учащихся.
Учителя начальных классов Довбня Светлана Александровна, Иванова Елена Николаевна Алтайский край. Кулундинский район Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кулундинская средняя общеобразовательная школа №1