12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Нуртдинова Айсылу Рафаиловна77
учитель русского языка и литературы высшей категории
Россия
7

Возможности технологии дистанционного обучения в преподавании русского языка и литературы в современной школе

Возможности технологии дистанционного обучения

в преподавании

русского языка и литературы

в современной школе





Дистанционное образование позволяет

реализовать два основных принципа

современного образования – « образование

для всех» и «образование через всю жизнь».

В.А. Канаво

 

 

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. 

Использование дистанционных образовательных технологий – это не модное веяние времени, обусловленное появлением современных гаджетов, а значит, и новых возможностей коммуникации. На самом деле это качественно новый уровень взаимодействия между учителем и обучающимися. Современным обществом востребована активная личность, способная ориентироваться в бесконечном информационном потоке, готовая к непрерывному саморазвитию и самообразованию. В такой ситуации педагог получает новую роль – роль проводника знаний, помощника и консультанта. Знания же выступают не как цель, а как способ развития личности.

При реализации образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся. 

Современные средства телекоммуникаций в дистанционном образовании обеспечивают интерактивный способ обучения. Обучающиеся получают возможность осуществлять оперативную связь, а преподаватель – оперативно реагировать на запросы ученика, контролировать и своевременно корректировать его работу.

Использование дистанционных технологий стимулирует педагога к постоянному самообразованию и саморазвитию, ведь оно предполагает умение:

1) вести поиск в различных электронных справочниках, базах данных, информационно-поисковых системах;

2) организовывать хранение информации, проводить ее анализ и выбирать адекватные формы ее представления с помощью современных мультимедийных технологий;

3) использовать полученные данные при решении конкретных творческих и проблемных задач.

Цель внедрения дистанционных образовательных технологий в систему обучения состоит в обеспечении доступности качественного образования для обучающихся, независимо от места проживания, социального положения и состояния здоровья.

Использование технологий дистанционного обучения даёт широкие возможности для управления учебной деятельностью школьников, формирует новый характер взаимодействия учителя и ученика (партнёрство, совместное решение учебных задач), новые формы оперативного контроля учебной деятельности (онлайн-консультирование, рецензирование всех работ обучающихся, создание электронного портфолио).

 

Дистанционное обучение школьников с ОВЗ

Особенно актуально дистанционное обучение для детей с ограниченными возможностями здоровья. Такие школьники могут обучаться на дому в удобное время и в оптимальном темпе, необходимо лишь владение элементарными навыками работы с компьютером. Личный опыт двухлетней работы с обучающимися с ОВЗ подтверждает, что использование дистанционных технологий помогает индивидуализировать обучение, создать ситуацию успеха, обеспечить деятельностный подход, ориентировать на самообразование и саморазвитие.

Дистанционные уроки с детьми-инвалидами проводятся в режиме онлайн. Всегда четко обозначается время, когда ученик и учитель встречаются в Skype.

Также выделяю время на получение от ученика отсканированной копии домашнего задания, его проверки, сканирования проверенной работы и последующей отправки назад обучающемуся. Все отсканированные письменные работы хранятся в отдельных папках.

t1620745075aa.png



Организующей основой дистанционного, как и очного,  обучения являются программа, учебник, поурочные методические рекомендации и подробные инструкции учителя.  Но и в силу специфичности  такого вида обучения большую часть образовательных средств составляют электронные: гипертекстовые и мультимедийные учебники и пособия, интерактивные практикумы, тестовые системы, видеофильмы, иллюстрации, словари, справочники, энциклопедии и любые другие материалы в цифровом формате, если они используются для решения учебных задач.

При планировании дистанционного урока учитываю, что осознание учеником изучения нового материала, его закрепление и т.д. будет происходить индивидуально, в зависимости от его подготовленности и обученности.

Процесс обучения состоит из следующих этапов: 1) получение новых знаний; 2) выполнение различных тренировочных заданий, упражнений с применением новых знаний; 3) обобщение и систематизация знаний.

На этапе получения новых знаний для более качественного запоминания учебного материала возможно использование видеозаписи лекции, создание видеороликов, организация видеоконференции, в рамках которой педагог излагает новый материал.

Применение новых знаний в практической деятельности реализую в программах-тренажерах, играх. Использование функции «Демонстрация экрана» в рамках индивидуального занятия позволяет контролировать работу, выполняемую обучающимся.

Практика показывает, что в режиме Skype некоторые обучающиеся могут отвлекаться и даже сбивать темп учебного занятия. Для решения этих проблем целесообразно:

* давать учебный материал дозированно и с учетом индивидуального уровня подготовленности обучающихся;

* использовать разнообразные виды деятельности, менять их в рамках одного учебного занятия;

* чередовать материалы, содержащие звуковую и визуальную информацию;

* проводить физкультпаузы, зрительную гимнастику.

Стараюсь вовлечь родителей обучающихся в образовательный процесс, организую дистанционное общение с ними, осуществляю постоянную связь. Это способствует тому, что родители становятся единомышленниками и помощниками педагога.

В дистанционном режиме по электронной почте или через Skype осуществляю пересылку учебных материалов (текстовую информацию и видеоматериалы).

Контроль знаний проводится посредством выполнения тестовых заданий и итоговых проверочных работ. На этом этапе организуется взаимодействие с учениками в офлайн режиме (электронная почта) и онлайн режиме (текстовая конференция, Skype).

 

Применение дистанционных образовательных технологий способствует решению следующих задач:

* повышение учебной мотивации;

* развитие познавательной активности обучающихся через умение работать с различными дополнительными источниками информации, используя технические возможности компьютера и сети Интернет;

* стимулирование самостоятельности обучающихся в учебном процессе.

На уроках русского языка используются презентации, видеофильмы, аудиофайлы, разнообразные тесты, электронные учебники и тренажеры, звуковые диктанты, электронные энциклопедии, материалы лингвистических и литературоведческих сайтов и т.д. Вот некоторые примеры:

 

* Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех  http://www.gramota.ru /

* Культура письменной речи  http://gramma.ru /

* Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия  http://megabook.ru /

* Русские словари. Служба русского языка  http://www.slovari.ru/start.aspx ?s=0&p=3050

* Электронная библиотека - тексты русской литературы http://public- library.narod.ru /

 

На уроках литературы часто показываю видеоматериалы в качестве иллюстраций к произведению, для сопоставления авторской и режиссёрской интерпретаций, для сравнения фрагментов художественного текста и видеофрагмента, для выполнения заданий на восстановление сюжетной линии произведения, а также для организации беседы по просмотренному эпизоду.

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов   http://fcior.edu.ru /  дает большие возможности для проведения дистанционного урока русского языка и литературы на высоком уровне. Речь идет о разнообразных учебных модулях, для воспроизведения которых необходимо установить специальную программу – проигрыватель ресурсов  Использование предлагаемых модулей помогает провести полноценный урок со всеми необходимыми этапами.

В своей работе использую материалы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school- collection.edu.ru /:/ многоуровневые интерактивные таблицы, тесты, лингвистические загадки, иллюстрации к художественным произведениям, разнообразные задания по работе с текстом художественного произведения и т.д.

Сетевой мультимедийный учебный курс «Телешкола»

Огромную помощь в организации дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья оказывают уроки Телешколы - http://internet- school.ru / Некоммерческое партнёрство «Телешкола» — первое аккредитованное и лицензированное общеобразовательное учреждение, осуществляющее образовательную деятельность в рамках основного и дополнительного образования в системе общего образования РФ, использующее в полном объёме технологии дистанционного обучения и имеющее право выдачи документа о среднем общем образовании государственного образца. НП «Телешкола» осуществляет образовательную деятельность  с 2000 года на основе комплексной информационно-образовательной платформы «Интернет-школа «Просвещение» для дистанционного обучения с использованием технологий дистанционного обучения и учебных электронных ресурсов для общеобразовательных учреждений. На платформе размещены сетевые образовательные ресурсы для организации учебного процесса в системе  основного и дополнительного образования.

Уроки русского языка Телешколы (например, 5 класс, 205 часов) очень интересно составлены, интерактивны, обладают высоким уровнем наглядности, ярким оформлением, содержат много анимаций, иллюстраций, дополнительных сведений, интересных рубрик («Словарь понятий и терминов», «Хочу все знать», «Известные имена», «Клуб знатоков», «Веселая переменка», «Золотое слово») и будут привлекать внимание любого ученика.

Уроки сетевого курса позволят детям не только ознакомиться с новым материалом, но и проверить, насколько хорошо они запомнили правила, смогут ли применять полученные знания. Для этого авторы разработали интересные тесты и практические задания. С нами учащиеся научатся писать сочинения и изложения — это важный и непростой вид работы на уроках русского языка. В уроках курса найдётся много полезных советов и рекомендаций, которые обязательно помогут учащимся справиться с любым заданием.

Тренажёры — это задания, которые не оцениваются. Задания тренажёров можно выполнять несколько раз. Тренажёр может содержать подсказку.

Тесты «Проверь себя»— это задания, которые оцениваются в режиме реального времени. Степень правильности выполнения задания сначала выражается в процентах, а затем автоматически «переводится» в привычные оценки.

Задания с открытым ответом — это задания, которые могут быть выполнены во время или после изучения интернет-урока. Задания с открытым ответом проверяет сетевой учитель. Это по преимуществу различные творческие задания.

Необходимо отметить как положительный факт наличие разноуровневых домашних заданий:

Домашнее задание

Вариант 1

Перепишите текст, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы. Подчеркните в тексте все имена существительные. Определите их число, род. Озаглавьте текст. Определите тему текста.

Вариант 2

Напишите небольшое сочинение на тему «Паспорт имени существительного», используя составленную вами презентацию.

Вариант 3

Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. Русский язык. 5 класс. §20, упр. 89.

Уроки по развитию речи представлены превосходно. К примеру, урок, посвящённый сочинению по жанровой картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка!», содержит и рассказ о художнике, и репродукции других его картин, посвящённых детям, и интерактивный вариант самой картины, помогающий понять роль детали в произведении живописи.

Все возникшие вопросы можно обсудить на форуме по уроку. Сетевой мультимедийный учебный курс русского языка разработан таким образом, что вполне может заменить традиционный учебник. Начиная с 6 класса, темы русского языка объединены в модули, что способствует систематизации знаний учащихся.

Подобным образом объединены в тематические модули и уроки литературы.

Каждая тема модуля содержит несколько разделов: «Изучаем», «Тренируемся», «Контроль», «Словари и справочники», «Дополнительные источники информации», «Домашнее задание», «Онлайн-урок», «Итоги урока». Разделы рубрики «Изучаем» содержат очень много информации, иллюстраций, а также ссылок на дополнительные источники. Учащиеся должны хорошо владеть различными видами чтения (изучающим, поисковым, ознакомительным), работать с электронными справочниками и словарями, которые есть в данном курсе или существуют автономно на различных серверах.

Кроме того, сетевой учебный курс содержит электронную версию учебника литературы. В то же время нельзя забывать о книге как печатном издании. Необходимо прививать учащимся интерес, любовь к книге и уважение к ней.

Виды деятельности учащихся в сети Интернет при изучении русского языка и литературы

Деятельность учащихся в ходе проведения уроков русского языка и литературы и в ходе выполнения домашних заданий может быть разнообразной и очень интересной:

Работа с различными словарями  http://www.slovari.ru /

Сбор мультимедиа-материалов по заданной теме (текст, иллюстрации, анимации, видео, аудио)

Написание и защита рефератов http://express- externat.spb.ru/component/content/article/123-2009-12-09-22-58-25

Самостоятельная работа с лекцией и видеолекцией  http://univertv.ru/video/filologiya/russkij_yazyk /?mark=science

Работа с веб-квестом  http://laraas2011gmail.blogspot.ru/p/web.html

Составление коллекции аннотированных ссылок по теме урока

Создание документов Google (презентаций, анкет и т. п.)  https://drive.google.com /?authuser=0#my-drive

Публикация статей

Создание тематических веб-страниц

Создание видео-роликов

Создание фотосериалов и презентаций  https://picasaweb.google.com /

Создание плэйкаста, открыток, игр, викторин  http://www.playcast.ru /

http://www.imagechef.com/photos

Участие в ролевой игре

Участие в учебных исследованиях и проектах

Участие в онлайн-конкурсах и олимпиадах



Контроль знаний, умений, навыков с помощью дистанционных технологий:

Разноуровненвые онлайн-тесты  https://docs.google.com/spreadsheet/viewform ?formkey=dFd4RUNaWFNEcDlxS1Jwd09JbmZYZXc6MQ

Игровые формы контроля

Индивидуальные и групповые задания

Дидактические материалы онлайн  http://proektrus.narod.ru/proekt3.htm

Контрольно-измерительные материалы  http://ege.yandex.ru/russian /

Использование дистанционных технологий при подготовке к ЕГЭ

    t1620745075ab.png

            

В то же время не следует забывать о традиционных видах деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы: работа с учебником, письменные работы в тетрадях, устный опрос, выполнение иллюстраций, чтение, пересказ, анализ текста, чтение наизусть, выполнение различных творческих работ.

Таким образом, дистанционное образование практически ни в чём не уступает организации образовательного процесса в очной форме

Грамотное сочетание дистанционных и здоровьесберегающих технологий дает очевидные результаты, главный из которых – повышение учебной мотивации. Надо отметить, что одной из особенностей дистанционного образования является возможность доработки выполненных индивидуальных заданий. Если обучающийся недостаточно хорошо выполнил задание, то учитель может вернуть его на доработку, указав на ошибки, которые необходимо исправить. Бесспорно, использование дистанционных образовательных технологий в традиционном обучении помогает создать атмосферу взаимногосотрудничества, позволяет школьнику почувствовать поддержку со стороны педагога, способствует установлению более доверительных отношений между участниками образовательного процесса и, таким образом, индивидуализации обучения.

Дистанционные элективные курсы

Организация дополнительных элективных курсов в виде дистанционных продуктов дает возможность широкого доступа школьников к данному виду обучения. Для организации обучения разрабатываются электронно-образовательные ресурсы, доступ к которым возможен с любого школьного или домашнего компьютера, подключенного к сети Интернет. Если на сервере школы дистанционного обучения установлена программа для видеоконференцсвязи, можно проводить видеозанятие одновременно с несколькими учащимися. Педагог и школьники будут видеть и слышать друг друга, смогут общаться в чате.

Элективные курсы в дистанционной форме и учат школьников работать с разными источниками информации, применять практические знания при выполнении различных учебных задач, развивают навыки самостоятельной работы. Если обучающийся в какой-то день по уважительной причине не вышел на занятие, он всегда может найти его в электронной образовательной среде и самостоятельно изучить материал.

Безусловно, в процессе дистанционных занятий обучающиеся могут столкнуться с некоторыми техническими и психологическими трудностями, например, низкоскоростной Интернет, сбои в сети, неумение осуществлять самостоятельную учебную деятельность наравне с другими. В этом случае считаю важным создание благоприятного микроклимата, а это зависит от профессиональной компетентности педагога. Поэтому стараюсь учитывать психологические особенности обучающихся, строить учебный процесс на основе принципов взаимоуважения и сотрудничества.

Опыт применения дистанционных технологий дает право говорить о ряде преимуществ такого обучения:

доступность для обучающихся "перекрестной" информации, так как у них появляется возможность обращаться к альтернативным информационным источникам, используя технические возможности компьютера, ресурсы сети Интернет;

индивидуализация процесса обучения, предполагающая организацию многопланового сопровождения и поддержки обучающихся со стороны учителя;

повышение качества образовательного процесса за счет ориентации на использование автоматизированных обучающих и тестирующих систем, заданий для самоконтроля и т.п.;

развитие творческого и интеллектуального потенциала школьников за счет самоорганизации, стремления к знаниям, умения взаимодействовать с современной компьютерной техникой, самостоятельно принимать ответственные решения;

оперативное обновление методического сопровождения учебного процесса, так как содержание методических материалов на электронных носителях легче поддерживать в актуальном состоянии.

Список литературы

1. Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение. Учебно-методическое пособие. - М.: ВУ, 2007.

2. Дроздецкая Г. В. Вопросы дистанционного образования при обучении русскому языку и культуре речи // Философия образования. - 2011. - № 6 (39). - С. 307-315.

3. Дистанционное обучение/ Учебное пособие под ред. Е.С.Полат. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008.

4.Особенности организации дистанционных уроков   http://moodle.iktinfo.org.ru/mod/page/view.php ?id=45

11



Опубликовано


Комментарии (1)

Сорокина Светлана Валерьевна, 12.05.21 в 03:49 0 Ответить Пожаловаться
Спасибо за интересный опыт работы.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.