12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Марина Сергеевна100

Трофимова Марина Сергеевна,

учитель русского

языка и литературы

МОБУ «СОШ «Муринский ЦО №1»



Информационно-коммуникационные технологии в практике преподавания русского языка и литературы

Мы живем в эпоху цифровизации образования. Информация потоком льётся на детей и подростков с экранов телевизоров, компьютеров и смартфонов. Как ориентироваться ребёнку в этом безграничном море многогранной и порой противоречивой информации? Как уметь отделять зёрна от плевел, правдивую информацию от ложной?

Согласно теории поколений У. Штрауса и Н. Хоува, современные дети поколения «zoomers»— это дети информационного века, которые не представляют своей жизни без интернета, поскольку они чуть ли не с раннего детства проводят досуг с гаджетом в руках. Поэтому они быстрее многих педагогов осваивают технические новинки, мгновенно перемещаются в виртуальном пространстве, в котором могут найти для себя ответы на любые вопросы. Ученикам нового поколения традиционные уроки с использованием только учебника, доски и мела не столь интересны. Поэтому учителю просто необходимо включать в урок информационно-коммуникационные технологии (далее ИКТ), которые не только значительно повысят мотивацию обучающихся к изучению школьных предметов и эффективность обучения, но и в определённой степени будут способствовать развитию самостоятельности и самоконтроля.

Согласно ФГОС, «реализация программы начального общего и основного общего образования должна обеспечиваться современной информационно-образовательной средой». Современный урок на сегодняшний день немыслим без информационных технологий, поскольку обучение должно затрагивать разные каналы восприятия информации учеников: аудиальный, визуальный, кинестетический.

Из собственного опыта применения ИКТна уроках русского языка и литературы могу сказать, что интерактивные формы работы всегда повышают интерес и любознательность детей, помогают удержать внимание, создают атмосферу психологического комфорта и ситуацию успеха. Конечно, полностью отказываться от классического урока русского языка и литературы мы не должны, всё же работа с текстом учебника и выполнение письменных и устных заданий в тетради должны оставаться первостепенными. Тем не менее включение на разных этапах урока элементов компьютерных технологий значительно оживляет и украшает урок. Так, например, практически на каждом уроке изучения нового материала стараюсь использовать мультимедийные презентации, где красочно и оригинально можно преподнести каждую тему. Проблемные задачки и лингвистические разминки тоже удобно проводить на электронной доске.

Незаменимы презентации на этапе обобщения и закрепления в процессе подготовки к экзаменам, когда необходимо освежить в памяти выпускников большой объём учебного материала, представив его в виде таблиц, схем или алгоритмов. Причем преимущество мультимедийной презентации перед другими средствами обучения в том, что информация дается не вся сразу, а постепенно, порционно, таким образом удается выстроить логику изложения учебного материала, что способствует лучшему усвоению темы. Кроме того, обобщающие презентации позволяют значительно экономить время на повторение теории и больше заниматься практическими упражнениями. Эффективным средством обучения являются интерактивные тренажеры, на которых ученики могут закрепить то или иное правило орфографии или пунктуации. Задания с последующей проверкой активизируют внимание обучающихся, развивают орфографическую зоркость. Однако стоит помнить о временных нормах использования компьютера, чтобы заботиться о зрении учеников.

Весьма увлекательными могут быть уроки развития речи, если на них применять ИКТ. Если раньше сочинение-описание картины было для большинства детей скучным занятием, то сейчас все иначе, так как прямо на уроке можно совершить виртуальную экскурсию по музеям и художественным галереям всего мира. Ученики могут внимательно рассмотреть каждую деталь на изучаемой картине, а уже после попробовать себя в качестве экскурсовода и создать свое сочинение-описание. Таким образом, благодаря ИКТ удается вовлечь школьников в учебный процесс, активизировать их умственную деятельность и помочь раскрыть их способности.

Еще один полезный инструмент в работе современного учителя — электронная доска SMART Board. В школе, где я сейчас работаю, такая возможность появилась недавно, поэтому пока удалось использовать на практике лишь некоторые функции: «Шторка» (для временного сокрытия определённого текста), «Электронное перо» (заполнение пропусков в словах, расстановка знаков препинания, рисование схем и др.), «Перетаскивание» (установить последовательность, соотнести понятия и их определения). Интерес к изучению русского языка с использованием электронной доски многократно увеличивается.

Весьма полезно применение ИКТ и на уроках литературы: это не только включение в урок яркого, разнообразного иллюстративно-информационного материала о писателях и их произведениях, но и виртуальные путешествия по литературным музеям, и совместное творчество, связанное с созданием по книгам интерактивных викторин, квестов и буктрейлеров, для которых материал подбирают учащиеся самостоятельно. Конечно же, изюминкой любого урока литературы являются аудиотексты литературных произведений в исполнении мастеров художественного слова. Таким образом, через такие уроки и формы работы развивается самостоятельность учащихся, совершенствуется умение находить, отбирать и оформлять текстовый и иллюстративный материал. Использование интерактивных кроссвордов, квестов, занимательных тестов и ребусов повышает интерес к урокам словесности и воспитывает любовь к родному языку.

Дистанционное обучение, с которым все учителя, ученики и их родители столкнулись в последнее время, активизировало создание разнообразных информационных продуктов, образовательных платформ, значительно упростивших и изменивших образовательные традиции. Так, например, онлайн-тесты на разных популярных интернет-платформах позволяют учителю оперативно проверить знания учащихся по всем предметам. Причем онлайн-тестирование с каждым разом все совершенствуется, что позволяет избежать списывания и необъективности оценивания. Проведение онлайн-уроков тоже теперь не кажется диковинкой. Многие учителя за время дистанционного периода обучения не только освоили технологию создания онлайн-урока, но даже создали свои образовательные каналы.

Само время диктует образованию новые ориентиры. Применение информационно-коммуникационных технологий напрямую отвечает требованиям модернизации образовательного процесса. В этом смысле сегодня на школьного учителя возлагается весьма важная миссия не только обучить, воспитать и развить, но и научить ребенка ориентироваться в безбрежном море виртуальной информации, чтобы извлекать для себя полезные и нужные знания.











Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.