Статья на тему «Все работы хороши, выбирай... »
Все работы хороши, выбирай…
Профессиональная деятельность является важнейшей для подавляющего большинства людей. Она совершенно необходима как для отдельной личности, так и для общества в целом. Важно понимать, что трудозанятость не является самоцелью, но служит средством для воплощения надежд человека на более качественную жизнь.
Одним из наиболее важных элементов успешной реабилитации и интеграции инвалидов в общество является трудоустройство. Выгоды, которые такая занятость дает инвалиду, абсолютно такие же, как и у обычных людей:
Рост дохода и способность покупать товары и услуги
Бо̀льшая независимость и контроль за своей жизнью
Повышение уверенности в себе и самооценки
Возможности строить отношения, общаться и находить друзей
Возможности демонстрировать свои способности, использовать существующие и приобретать новые навыки
Рост потенциала для позитивного участия в значимой деятельности, ведущей к личному удовлетворению
Возможности конструктивного и значимого использования времени
Бо̀льшая уверенность в будущем
Более структурированный и конструктивный день
Для инвалидов возможность трудиться означает даже больше, чем возможность материально обеспечить себя и свою семью. Это дает надежду вырваться из мира болезней в мир относительного благополучия.
Термин «нарушение опорно-двигательного аппарата» (ОДА) носит собирательный характер. Двигательные расстройства характеризуются нарушениями скоординированности, темпа движений, ограничением их объема и силы. С такими проблемами человек не сможет работать там, где требуется длительное пребывание на ногах, также работа у движущихся механизмов или на высоте.
Выбор профессии для каждого из вас должен решаться строго индивидуально. Но не стоит опускать руки – больным детским церебральным параличом доступен достаточно обширный круг профессий (в том числе профессии, связанные с интеллектуальным трудом). Большинство инвалидов, имеющих II и III группу инвалидности, могут работать на предприятиях легкой промышленности и бытового обслуживания, в сельском хозяйстве. Это бухгалтера, почтальоны, рабочие, портные, продавцы, колхозники, технические секретари, сапожники. И это далеко не полный перечень.
Я предлагаю вам схему для решения задачи выбора профессии:
сориентироваться в мире современных профессий;
определить перечень профессий и специальностей, имеющих противопоказания к состоянию вашего здоровья, для этого необходимо ознакомиться с рекомендациями своего врача. Необходимо учитывать все показания и противопоказания;
при помощи специальных диагностических методик (Приложение 1) определить свои склонности, интересы и особенности характера;
выяснить потребность в интересующей профессии и перспективы ее развития в районе, где вы живете и собираетесь работать;
определить путь и способы получения желаемой профессии, а так же возможность дальнейшего трудоустройства;
определить важнейшие качества для выбранной профессии и соотнести свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями к ней.
Следуя этой схеме, вы сможете очертить круг учебных заведений, с которыми в большей степени необходимо контактировать. С перечнем образовательных учреждений, принимающих на учебу граждан с нарушениями опорно-двигательного аппарата вы можете ознакомится в Приложении 2.
Люди с ограниченными возможностями имеют право и могут работать.
Удачи вам в выборе и дальнейшем трудоустройстве!
Педагог-психолог Бакшеева Г.Ф.
Приложение 1
Методика «Мои профессиональные интересы» (Г.В. Резапкина)
Методика направлена на осознание профессиональных интересов, отношения к разным видам деятельности и успешности начального опыта в глазах других людей и может быть использована для первичной диагностики профессиональных интересов.
Инструкция. Прочитайте утверждения и поставьте плюс в клетке рядом с номером утверждения, с которым вы согласны, и минус рядом с утверждением, с которым вы не согласны. Если сомневаетесь, поставьте в клетке знак вопроса.
1 | 7 | 13 | 19 | 25 | Человек |
2 | 8 | 14 | 20 | 26 | Знаковая информация |
3 | 9 | 15 | 21 | 27 | Финансы |
4 | 10 | 16 | 22 | 28 | Природа |
5 | 11 | 17 | 23 | 29 | Техника |
6 | 12 | 18 | 24 | 30 | Искусство |
1. Мне интересно разбираться в причинах поведения людей.
2. Мне интересно разгадывать ребусы и головоломки.
3. Мне интересно следить за финансовыми новостями.
4. Мне интересно смотреть фильмы и передачи о растениях, животных.
5. Я интересуюсь техническими новинками.
6. Мне интересны новости культуры и искусства.
7. Я легко знакомлюсь с людьми.
8. Обычно делаю мало ошибок в письменных работах по иностранному и русскому языку.
9. Я легко считаю в уме.
10. Я могу влиять на ход развития растений и животных.
11. Я могу сделать несложный ремонт домашней техники.
12. Принимаю участие в спектаклях, концертах, конкурсах.
13. Мне нравится помогать в учебе сверстникам, играть с малышами.
14. Я с удовольствием решаю логические задачи.
15. Мне нравится участвовать в планировании семейного бюджета.
16. Я с удовольствием ухаживаю за растениями, животными.
17. Я охотно и подолгу могу что-нибудь мастерить.
18. Люблю ходить в музеи, театры, на выставки.
19. Друзья обращаются ко мне за помощью в случае конфликтов между ними.
20. Учителя отмечают мои способности к языку.
21. Знакомые интересуются моим мнением по вопросам, связанным с бизнесом.
22. Мне говорили, что я могу находить общий язык с животными и растениями.
23. Результаты моего технического творчества одобряют даже незнакомые люди.
24. Людям нравятся мои первые шаги в искусстве.
25. Думаю, что из меня получится хороший врач, учитель, психолог.
26. Думаю, что из меня получится хороший лингвист, переводчик или юрист.
27. Думаю, что из меня получится хороший экономист, предприниматель.
28. Думаю, что из меня получится хороший агроном, ветеринар, зоотехник.
29. Думаю, что из меня получится хороший инженер, конструктор, рабочий.
30. Думаю, что смогу достичь успехов в искусстве.
Обработка результатов. Подсчитайте число баллов в каждой строке с учетом того, что плюс – это два балла, знак вопроса – 1 балл, минус – 0 баллов. Запишите полученное число в последней колонке рядом со словами «Человек», «Знаковая информация», «Финансы», «Природа», «Техника», «Искусство».
8-10 баллов – выраженный интерес к предмету труда.
4-7 баллов – умеренный интерес к предмету труда.
0-3 баллов – интерес к предмету труда не выражен.
Человек. К этой группе относятся профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием, лечением, защитой людей. Эти профессии требуют от человека терпения, умения брать ответственность на себя, контролировать свои эмоции. Главное содержание труда в этих профессиях — эффективное взаимодействие между людьми (врач, медсестра, учитель, воспитатель, официант, продавец, парикмахер).
Техника. К этой группе относятся профессии, связанные с проектированием, производством и обслуживанием любой техники, от космических ракет и компьютеров до наковальни и 14 молота кузнеца. Эти профессии требуют от человека практических навыков, технических способностей, точности, ответственности (инженер, конструктор, монтажник, слесарь-сантехник и др.).
Природа. К этой группе относятся все профессии, связанные с животными и растениями. Исследование, изучение и использование природных ресурсов, уход за животными и растениями, их лечение — вот возможные виды деятельности. Людей этих профессий объединяет деятельная любовь к природе. Одно дело – играть с домашними животными и любоваться цветами. И совсем другое – день за днем ухаживать за ними, наблюдать, лечить, выгуливать, не считаясь с личным временем (селекционер, зоотехник, ветеринар, растениевод, геодезист, эколог).
Знаковая информация. К этой группе относятся все профессии, связанные с использованием устной и письменной речи, работой с документами и цифрами. Предметом труда для специалистов этой группы профессий является информация, которую можно представить в виде текстов, формул, знаков, кодов, графиков, диаграмм и чертежей (лингвист, математик, программист, документовед).
Искусство. К этой группе относятся профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературной, художественной, сценической деятельностью. Создание произведений искусства — особый процесс. Для творческих профессий мало одного желания – необходимы творческие способности, талант, трудолюбие (художник, писатель, актер, музыкант).
Финансы. К этой группе относятся профессии, связанные с финансово-экономической деятельностью. Предметом труда для специалистов этой группы профессий являются денежные средства, а содержанием труда – финансовые операции, в том числе начисление заработной платы, планирование и контроль доходов и расходов организаций и предприятий (экономист, бухгалтер, брокер).
Многие профессии трудно отнести к одному предмету труда. Например, секретарь должен не только быть специалистом в области знаковой информации (работа с документами), но и уметь пользоваться компьютером и офисной техникой, эффективно общаться с людьми. Хороший учитель кроме профессиональных знаний и умения общаться должен обладать артистизмом.
Методика «Определение профессионального типа личности»
(Г.В. Резапкина)
В основе лежат методики Е.А. Климова и Дж. Холланда, дополняющие друг друга. Методика включает профессии, доступные лицам с ограниченными возможностями здоровья.
Инструкция. Прочитайте список профессий, сравнивая их попарно. После каждой профессии стоит буква. Это код профессии. В бланке ответов рядом с кодом наиболее привлекательной из двух профессий поставьте «+». Например, если в паре «Мастер по ремонту транспорта (Р)» — «Специалист по медицинскому оборудованию (С)» для вас интереснее первая профессия, поставьте «+» в бланке ответов на строке «Р»; если интереснее вторая профессия, поставьте «+» в строке «С».
Бланк ответов
Р |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
И |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
О |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
П |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Техника | Мастер по ремонту транспорта (Р) | Специалист по медицинскому оборудованию (С) |
Специалист по защите информации (И) | Агент по продаже техники (П) | |
Оператор связи (О) | Звукооператор (А) | |
Монтажник (Р) | Мастер производственного обучения (С) | |
Инженер-конструктор (И) | Менеджер по автопродажам (П) | |
Диспетчер (О) | Дизайнер сайтов и компьютерных программ (А) | |
Природа | Ветеринар (Р) | Санитарный врач (С) |
Биолог-исследователь (И) | Фермер (П) | |
Лаборант-эколог (О) | Ландшафтный дизайнер (А) | |
Озеленитель (Р) | Лаборант (С) | |
Геодезист (И) | Заготовитель сельхозпродуктов (П) | |
Инженер по кадастру (О) | Дрессировщик (А) (О) | |
Человек | Массажист (Р) | Воспитатель (С) |
Психолог (И) | Торговый представитель (П) | |
Секретарь (О) | Музыкальный руководитель (А) | |
Официант (Р) | Социальный работник (С) | |
Социолог (И) | Менеджер по продажам (П) | |
Страховой агент (О) | Руководитель художественной студии (А) | |
Искусство | Ювелир (Р) | Парикмахер (С) |
Искусствовед (И) | Продюсер (П) | |
Музейный работник (О) | Музыкант (А) | |
Реставратор (Р) | Косметолог (С) | |
Литературовед (И) | Арт-директор (П) | |
Эксперт по произведениям искусства (О) | Художник (А) | |
Знак | Верстальщик текстов (Р) | Менеджер по кадрам (С) |
Инженер-программист (И) | Менеджер по рекламе (П) | |
Библиотекарь (О) | Художественный редактор (А) | |
Оператор связи (Р) | Юрисконсульт (С) | |
Методист (И) | Брокер (П) | |
Бухгалтер (О) | Литературный переводчик (А) |
Обработка результатов. Подсчитывается количество плюсов в каждой строке.
8-10 — ярко выраженный тип.
5-7 — средне выраженный тип.
2-4 — слабо выраженный тип.
Максимальное количество плюсов указывает на отношение к одному из шести типов.
Реалистический тип. Люди, относящиеся к этому типу, предпочитают выполнять работу, требующую практических навыков. Их руками создан окружающий нас предметный мир. Люди реалистического типа настойчивы и уверены в себе, в работе предпочитают четкие и конкретные указания. Придерживаются традиционных ценностей, поэтому критически относятся к новым идеям. Близкие типы: интеллектуальный и офисный. Противоположный тип — социальный.
Исследовательский тип. Людей этого типа отличают независимость мышления, аналитические способности, умение формулировать и излагать свои мысли, решать логические задачи, выдвигать новые идеи. Они часто выбирают научную работу и условия, дающие свободу для творчества. Работа способна увлечь их настолько, что стирается грань между рабочим временем и досугом. Мир идей для них может быть важнее, чем общение с людьми. Близкие типы: реалистический и артистический. Противоположный тип: предпринимательский.
Социальный тип. Люди этого типа предпочитают работу, связанную с обучением, воспитанием, лечением, обслуживанием. Они гуманны, чувствительны, ориентированы на социальные нормы, способны понять эмоциональное состояние другого человека. Для них характерны развитая речь, живая мимика, интерес к людям, готовность прийти на помощь. Близкие типы: артистический и предпринимательский. Противоположный тип: реалистический.
Офисный тип. Люди этого типа склонны к работе, связанной с ведением документации, а также обработкой и систематизацией информации, предоставленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов. Они отличаются аккуратностью, пунктуальностью, практичностью, ориентированы на социальные нормы, предпочитают четко определенную деятельность. Склонны к работе, не связанной с широкими контактами и принятием ответственных решений. Близкие типы: реалистический и предпринимательский. Противоположный тип: артистический.
Предпринимательский тип. Люди этого типа находчивы, практичны, быстро ориентируются в обстановке, самостоятельно принимают решения, готовы рисковать, ищут острые ощущения. Любят и умеют общаться. Имеют высокий уровень притязаний. Предпочитают деятельность, требующую энергии, организаторских способностей, связанную с руководством, управлением и влиянием на людей. Близкие типы: офисный и социальный. Противоположный тип: исследовательский.
Артистический тип. Люди этого типа оригинальны, независимы в принятии решений, редко ориентируются на мнение окружающих, обладают необычным взглядом на жизнь, эмоциональной чувствительностью. Отношения с людьми строят, опираясь на свои ощущения, эмоции, 18 воображение, интуицию. Обладают обостренным восприятием, избегают жесткой регламентации, предпочитая свободный график работы. Часто выбирают профессии, связанные с литературой, театром, кино, музыкой, изобразительным искусством. Близкие типы: интеллектуальный и социальный. Противоположный тип: офисный.
Методика «Интеллектуальная лабильность»
Тест рекомендуется использовать с целью прогноза успешности в профессиональном обучении, освоении нового вида деятельности и оценки качества трудовой практики. Тест требует от испытуемого высокой концентрации внимания и быстроты действий. Обследуемые должны в ограниченный отрезок времени (несколько секунд) выполнить несложные задания, которые будет зачитывать экспериментатор. Обследование можно проводить как индивидуально, так и в группе. Каждому испытуемому выдается специальный бланк.
Инструкция: будьте внимательны. Работайте быстро. Прочитанное мною задание не повторяется. Внимание! Начинаем!
Содержание теста
(квадрат номер 1) Напишите первую букву имени Сергей и последнюю букву первого месяца года.
(квадрат номер 4) Напишите слово ПАР так, чтобы любая одна буква была написана в треугольнике.
(квадрат 5) Разделите четырехугольник двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями.
(квадрат 6) Проведите линию от первого круга к четвертому так, чтобы она проходила под кругом 2 и над кругом 3.
(квадрат 7) Поставьте плюс в треугольнике, а цифру 1 в том месте, где треугольник и прямоугольник имеют общую площадь.
(квадрат 8) Разделите второй круг на три, а четвертый на две части.
(квадрат 10) Если сегодня не среда, то напишите предпоследнюю букву вашего имени.
(квадрат 12) Поставьте в первый прямоугольник плюс, третий зачеркните, в шестом поставьте 0.
(квадрат 13) Соедините точки прямой линией и поставьте плюс в меньшем треугольнике.
(квадрат 15) Обведите кружком одну согласную букву и зачеркните гласные.
(квадрат 17) Продлите боковые стороны трапеции до пересечения друг с другом и обозначьте точки пересечения последней буквой названия вашего города.
(квадрат 18) Если в слове «синоним» шестая буква гласная, поставьте в прямоугольнике цифру 1.
(квадрат 19) Обведите большую окружность и поставьте плюс в меньшую.
(квадрат 20) Соедините между собой точки 2, 4, 5, миновав 1 и 3.
(квадрат 21) Если два многозначных числа неодинаковы, поставьте галочку на линии между ними.
(квадрат 22) Разделите первую линию на три части, вторую на две, а оба конца третьей соедините с точкой А.
(квадрат 23) Соедините нижний конец первой линии с верхним концом второй, а верхний конец второй - с нижним концом четвертой.
(квадрат 24) Зачеркните нечетные цифры и подчеркните четные.
(квадрат 25) Заключите две фигуры в круг и отведите их друг от друга вертикальной линией.
(квадрат 26) Под буквой А поставьте стрелку, направленную вниз, под буквой В - стрелку, направленную вверх, под буквой С - галочку.
(квадрат 27) Если слова "дом" и "дуб" начинаются на одну и ту же букву, поставьте между ромбами минус.
(квадрат 28) Поставьте в крайней слева клеточке 0, в крайней справа плюс, в середине проведите диагональ.
(квадрат 29) Подчеркните снизу галочки, а в первую галочку впишите букву А.
(квадрат 30) Если в слове "подарок" третья буква не И, напишите сумму чисел 3 + 5.
(квадрат 31) В слове "салют" обведите кружком согласные буквы, а в слове дождь зачеркните гласные.
(квадрат 32) Если число 54 делится на 9, опишите окружность вокруг четырехугольника.
(квадрат 33) Проведите линию от цифры 1 к цифре 7, так, чтобы она проходила под четными цифрами и над нечетными.
(квадрат 34) Зачеркните кружки без цифр, кружки с цифрами подчеркните.
(квадрат 35) Под согласными буквами поставьте стрелку, направленную вниз, а под гласными - стрелку, направленную влево.
(квадрат 36) Напишите слово "мир" так, чтобы первая буква была написана в круге, а вторая в прямоугольнике.
(квадрат 37) Укажите стрелками направления горизонтальных линий вправо, а вертикальных вверх.
(квадрат 39) Разделите вторую линию пополам и соедините оба конца первой линии с серединой второй.
(квадрат 40) Отделите вертикальными линиями нечетные цифры от четных.
(квадрат 41) Над линией поставьте стрелку, направленную вверх, а под линией - стрелку, направленную влево.
(квадрат 42) Заключите букву М в квадрат, К в круг, О в треугольник.
(квадрат 43) Сумму чисел 5 + 2 напишите в прямоугольнике, а разность этих же чисел - в ромб.
(квадрат 44) Зачеркните цифры, делящиеся на 3, и подчеркните остальные.
(квадрат 45) Поставьте галочку только в круг, а цифру 3 - только в прямоугольник).
(квадрат 46) Подчеркните буквы и обведите кружками четные цифры.
(квадрат 47) Поставьте нечетные цифры в квадратные скобки, а четные в круглые.
Перед проведением методики экспериментатор должен внимательно ознакомиться с заданиями и во время процедуры обследования четко произносить номер квадрата, в котором будет выполняться очередное задание, так как номера заданий и квадратов на бланке испытуемого не совпадают.
Оценка производится по количеству ошибок. Ошибкой считается любое пропущенное, не выполненное или выполненное с ошибкой задание.
Норма выполнения:
0-4 ошибки – высокая лабильность, хорошая способность к обучению;
5-9 ошибок – средняя лабильность;
10-14 ошибок – низкая лабильность, трудности в переобучении;
15 и более ошибок – мало успешен в любой деятельности.
Тест требует мало времени для проведения тестирования и обработки результатов, вместе с тем он дает достаточно точный прогноз профессиональной пригодности.
Бланк ответов
Тест эмоций (модифицированная методика Басса-Дарки)
Тест состоит из 35 утверждений, характеризующих различные проявления агрессивного поведения (физическая, косвенная, вербальная, или словесная, агрессия, раздражительность, негативизм, обидчивость, подозрительность). Результаты могут быть представлены в виде графика, показывающего степень и форму проявления агрессии и помогающего соотнести свое поведение с требованиями профессий, связанных с управлением, общением, обслуживанием, воспитанием, обучением.
Инструкция. Каждый оказывался в ситуации, когда трудно сдерживать свои эмоции. Прочитайте следующие утверждения. Если вы реагируете похожим образом, обведите в бланке номер вопроса.
Бланк ответов
1 | 8 | 15 | 22 | 29 | Ф - |
2 | 9 | 16 | 23 | 30 | К - |
3 | 10 | 17 | 24 | 31 | Р - |
4 | 11 | 18 | 25 | 32 | Н - |
5 | 12 | 19 | 26 | 33 | О - |
6 | 13 | 20 | 27 | 34 | П - |
7 | 14 | 21 | 28 | 35 | В - |
1. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.
2. Иногда я раздражаюсь настолько, что швыряю какой-нибудь предмет.
3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
4. Пока меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбу.
5. Мне кажется, что судьба ко мне несправедлива.
6. Я знаю, что люди говорят обо мне за спиной.
7. Я не могу удержаться от спора, если со мной не согласны.
8. Мне не раз приходилось драться.
9. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.
10. Иногда люди раздражают меня просто своим присутствием.
11. Я нарушаю законы и правила, которые мне не нравятся.
12. Иногда меня гложет зависть, хотя я этого не показываю.
13. Я думаю, что многие люди не любят меня.
14. Я требую, чтобы люди уважали мои права.
15. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.
16. Иногда я выражаю гнев тем, что стучу по столу.
17. Я часто чувствую, что могу взорваться, как пороховая бочка.
18. Если кто-то пытается мною командовать, я поступаю ему наперекор.
19. Меня легко обидеть.
20. Многие люди мне завидуют.
21. Если я злюсь, я могу выругаться.
22. Если не понимают слов, я применяю силу.
23. Иногда я хватаю первый попавшийся под руку предмет и ломаю его.
24. Я могу нагрубить людям, которые мне не нравятся.
25. Когда со мной разговаривают свысока, мне ничего не хочется делать.
26. Обычно я стараюсь скрывать плохое отношение к людям.
27. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.
28. Если кто-то раздражает меня, я говорю все, что о нем думаю.
29. На удар я отвечаю ударом.
30. В споре я часто повышаю голос.
31. Я раздражаюсь из-за мелочей.
32. Того, кто любит командовать, я стараюсь поставить на место.
33. Я заслуживаю больше похвалы и внимания, чем получаю.
34. У меня есть враги, которые хотели бы мне навредить.
35. Я могу угрожать, хотя не собираюсь приводить угрозы в исполнение.
Обработка. Подсчитайте число обведенных номеров в каждой строчке. Оно означает уровень ваших негативных эмоций. Отметьте на графике эти семь чисел и соедините их линией. Если ваши точки на графике расположены выше средней линии, можно говорить о выраженности различных форм агрессии.
5 |
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
0 | Ф | К | Р | Н | О | П | В |
Физическая агрессия проявляется в виде склонности решать вопросы с позиции силы. Эта стратегия поведения свойственна неуравновешенным, незрелым и неуверенным людям, имеющим негативный опыт общения, подкрепленный неправильным воспитанием.
Косвенная агрессия проявляется в бессмысленных и разрушительных действиях, цель которых – сброс негативных эмоций (вандализм, битье посуды, хлопанье дверями). Косвенная агрессия свойственна трусливым, неуравновешенным, незрелым и неуверенным людям, имеющим негативный опыт общения, подкрепленный неправильным воспитанием.
Раздражение также является одной из форм проявления агрессивного поведения. Раздражение, то есть демонстрируемое недовольство ситуацией или другим человеком, проявляется в виде презрительной мимики, пренебрежительных жестов, язвительных высказываний. В основе раздражения нередко лежат личностные проблемы, проблемы со здоровьем, переутомление, необходимость заниматься нелюбимым делом, недостатки воспитания. Раздражительный человек передает свое состояние окружающим, снижая свою и чужую работоспособность.
Негативизм – реакция, типичная для подростков, совершающих бессмысленные и вредные в первую очередь для себя поступки из чувства протеста. Суть ее в пословице «выбью себе глаз, пусть у тещи будет зять кривой». Основой негативизма могут быть личностные проблемы, проблемы со здоровьем, неправильное воспитание.
Обидчивость – ничем не оправданная готовность видеть в словах и поступках других людей насмешку, пренебрежение, желание унизить. Основой обидчивости могут быть личностные проблемы, проблемы со здоровьем, негативный опыт, неправильное воспитание.
Подозрительность – ничем не оправданная готовность видеть в словах и поступках других скрытый умысел, направленный против вас. В крайних своих проявлениях может быть симптомом нездоровья.
Вербальная (словесная) агрессия проявляется в речевой несдержанности. Обидное, неуместное, грубое или язвительное слово способно разрушить отношения между людьми и запустить любую форму агрессии.
Основой агрессии могут быть личностные проблемы, негативный опыт, неправильное воспитание. Неспособность контролировать свои эмоции может быть признаком психического заболевания. За агрессивным поведением многие люди скрывают свою слабость и неуверенность. Агрессивное поведение разрушает отношения между людьми и провоцирует конфликты.
Неспособность контролировать проявление своих негативных эмоций резко ограничивает выбор профессии: при высоком уровне раздражения, физической, косвенной и вербальной (словесной) агрессии вам не следует выбирать профессии, связанные с управлением, общением, обслуживанием, воспитанием, обучением. Обращение с животными также требует умения контролировать себя, сдерживать раздражение. Людям с повышенным уровнем агрессии необходимо учиться контролировать свои эмоции.
Низкие значения по этому тесту (точки расположены ниже пунктирной линии) свидетельствуют об уступчивости и бесконфликтности. Однако в этом случае человеку может не хватать упорства в достижении своих целей и отстаивании своей позиции.
Анкета здоровья (Опросник вегетативной лабильности)
Методика состоит из 20 утверждений и направлена на выявление тревожности, связанной с учебной деятельностью и отношениями со сверстниками и взрослыми.
Инструкция. Прочитайте утверждения. Если вы согласны, поставьте рядом плюс, если не согласны, поставьте минус.
1. У меня бывают головные боли после напряженной работы.
2. Перед важными уроками мне снятся тревожные сны.
3. В школе я чувствую себя неуютно.
4. Мне трудно сосредоточить внимание на объяснении учителя.
5. Если преподаватель отступает от темы урока, меня это сбивает.
6. Меня тревожат мысли о предстоящем зачете или экзамене.
7. Иногда мне кажется, что я почти ничего не знаю о предмете.
8. Если у меня что-то не получается, я опускаю руки.
9. Я часто не успеваю усвоить учебный материал на уроке.
10. Я болезненно реагирую на критические замечания.
11. Неожиданный вопрос приводит меня в замешательство.
12. Мне часто трудно сосредоточиться на задании или предмете.
13. Я боюсь отвечать, даже если хорошо знаю предмет.
14. Иногда мне кажется, что я не смогу усвоить весь учебный материал.
15. Мне больше нравятся письменные ответы, чем устные ответы у доски.
16. Меня тревожат возможные неудачи в учебе.
17. Когда я волнуюсь, я краснею и заикаюсь.
18. Я часто ссорюсь с друзьями из-за пустяков и потом жалею об этом.
19. Психологический климат в классе влияет на мое состояние.
20. После спора или ссоры я долго не могу успокоиться.
Обработка результатов. Подсчитайте количество положительных ответов. 0-6 — низкий уровень тревожности. Вы спокойно реагируете на события, происходящие с вами. Однако люди с низкой тревожностью могут оказаться в нужный момент неподготовленными. Иногда показать высокий результат мешает низкая мотивация достижений. Необходимо учиться управлять своим психическим состоянием, чтобы в ситуациях экзамена показать все, на что способны.
7-13 — средний уровень тревожности. Умеренный уровень тревожности оказывает на человека стимулирующее действие. Однако вам следует учитывать, что ваше внутреннее состояние 38 неустойчиво и зависит от влияния внешних факторов – успеха или неуспеха в делах, отношений с близкими людьми, здоровья.
14-20 — высокий уровень тревожности. Вероятно, вы часто испытываете нервное перенапряжение. Обратите внимание на режим дня, займитесь физкультурой, пересмотрите свои привычки. Определите, что для вас сейчас самое главное, и на время отложите второстепенные дела. Не сравнивайте себя с другими! Возможно, у вас более тонкая и чувствительная нервная система, чем у других людей. Учитывайте это при планировании своей работы. Не стремитесь к общению с большим числом людей. Люди с высокой тревожностью беспричинно волнуются по поводу предстоящих событий. Волнение и неуверенность мешают им достичь успеха, поэтому для них важно научиться управлять своим психическим состоянием.
Учебные заведения средне-специального образования, принимающие на учебу граждан с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
Ивановский радиотехнический техникум-интернат проводит обучение по специальностям: техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники
Ивановское профессиональное училище-интернат проводит обучение по специальностям: оператор швейного оборудования, портной, закройщик, парикмахер, садовник, рабочий зеленого хозяйства, изготовитель художественных изделий из керамики, секретарь
Калачевский техникум-интернат для инвалидов проводит обучение по специальностям: экономика и бухгалтерский учет, банковское дело, программирование в компьютерных системах
Калужский реабилитационно-образовательный комплекс проводит обучение по специальностям: обувщик по ремонту обуви, мастер по обработке цифровой информации , оператор ПЭВМ, художник росписи по дереву, изготовитель художественных изделий из лозы, слесарь-ремонтник швейного производства, швея-мотористка
Колледж индустрии гостеприимства и менеджмента № 23 г. Москвы проводит обучение по специальностям: рабочий зеленого хозяйства, швея, слесарь механосборочных работ, техник-программист, менеджер по продажам, специалист по домашнему и коммунальному хозяйству
Колледж № 16 по подготовке социальных работников г. Москвы проводит обучение по специальностям: право и организация социального обеспечения, социальная работа
Московский политехникум Комитета социальной защиты населения проводит обучение по специальностям: делопроизводство, архивоведение, экономика, бухгалтерский учет и контроль, право и организация социального обеспечения
Научно-практический реабилитационный центр для инвалидов Департамента социальной защиты населения города Москвы проводит обучение по специальностям: право и организация социального обеспечения, документационное обеспечение управления и архивоведение, издательское дело, живопись (по видам), дизайн (по отраслям), декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам), экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), садово-парковое и ландшафтное строительство
Новороссийский колледж строительства и экономики. Центр дистанционного обучения по специальностям среднего профессионального образования проводит обучение по специальностям: прикладная информатика, компьютерные системы и комплексы, экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям). Форма обучения: дистанционная
Оренбургский государственный экономический колледж-интернат проводит обучение по специальностям: экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), коммерция (по отраслям), право и организация социального обеспечения
Профессионально-реабилитационный центр. Техникум для инвалидов проводит обучение по специальностям: коммерция, лабораторная диагностика, агент рекламный, делопроизводитель, мастер по обработке цифровой информации, портной
Техникум Реабилитационного центра для инвалидов г. Москвы проводит обучение по специальностям: декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам), дизайн (по отраслям), издательское дело, садово-парковое и ландшафтное строительство, живопись (по видам), экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), право и организация социального обеспечения, документационное обеспечение управления и архивоведение
Высшее профессиональное образование можно получить в Московском государственном гуманитарно-экономическом университете. Здесь проводится подготовка по направлениям: «журналистика», «издательское дело», «юриспруденция», «экономика», «менеджмент», «психология», «социология», «перевод и переводоведение», «прикладная математика», «прикладная информатика».