12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Ерофеева Наталия Александровна57 Россия, Ивановская обл., Иваново Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему «Вулканы. Гейзеры»
Ерофеева Н.А.
Учитель географии МБОУ «СШ №7» г. Иваново
Вулканы. Гейзеры
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока: сформировать представление учащихся о вулканах и гейзерах, закономерностях распространения вулканизма,
объяснить необходимость обеспечения безопасности населения
Урок направлен на достижение следующих результатов:
Предметные: ученики смогут дать определение «вулкан», «землетрясение», «магма», «сейсмическая активность»; отличить визуально различные типы вулканов друг от дрруга;
Метапредметные: развивать навыки работы с географической картой, умение строить развернутый ответ на вопрос по плану; работать с текстом учебника и дополнительными материалами, совершенствовать навыки работы с контурной картой; обосновывать свои выводы, опираясь на текст и карту; развивать навыки критического мышления.
Личностные: осознать неполноту знаний, проявить интерес к новому содержанию. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Ответственность при принятии решения.
Основное содержание: вулканы – это огнедышащие горы, возникают в зонах сейсмической активности на земной поверхности и дне океана; существует «Тихоокеанское огненное кольцо», гейзеры образуются только в местах активной вулканической деятельности.
Понятия: вулкан, жерло, кратер, конический вулкан, щитовой вулкан, действующий вулкан, потухший вулкан, кратер, жерло, гейзер
Форма организации учебной деятельности: полилог, фронтальная работа, индивидуальная работа.
Оборудование:
И.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. География. Начальный курс. 5 класс.М., Дрофа, 2016;
Атлас «География», 5 класс, Дрофа, 2016;
Физическая карта полушарий (настенная и в атласе)
Интерактивная доска, проектор, персональный сайт учителя и канал на You Tube
Компьютер с выходом в Интернет
Раздаточный материал (Приложения).
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||||||||
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ | |||||||||||||
Приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку. Психологически настраивает обучающихся на урок. | Приветствуют учителя. | ||||||||||||
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ | |||||||||||||
Учитель предлагает учащимся выполнить проверку знаний по теме «Землетрясения. Движение земной коры» | Выполняют задание на установление соответствий и после - взаимопроверку. Зачитывают синквейны «землетрясение» | ||||||||||||
МОТИВАЦИЯ | |||||||||||||
Демонстрирует отрывок из новостной ленты от 28 февраля 2017 года (Этна проснулась) Мотивирует учащихся, побуждает к высказыванию своего мнения | Просматривают ролик, высказывают свои мнения об увиденном | ||||||||||||
Побуждает к высказыванию своего мнения и подводит учащихся к формулировке темы урока. Корректирует тему, сформулированную учащимися | Отвечают на вопрос: Что мы с вами сегодня будем изучать? Формулируют тему урока. Записывают тему в тетради. | ||||||||||||
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ | |||||||||||||
Организует диалог, направленный на формирование целей урока. Корректирует цели, предложенные учащимися. | Слушают рассказ учителя: Люди не всегда знали о существовании вулканов – когда то давно они думали что это горы и при периодических извержениях погибало много людей. Сегодня люди знают и о существовании теплой воды в недрах земли, которую нагревают «внутренности» вулкана - гейзеров и используют их в своей жизни и деятельности Отвечают на вопросы: Почему образуются вулканы? Одинаковы ли они по своему внешнему виду и свойствам? Зачем человеку гейзеры? Высказывают свои предположения, формулируют цели урока | ||||||||||||
ОСНОВНОЙ ЭТАП - ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА | |||||||||||||
Организует и помогает правильно выстроить работу в паре; организует поисковую работу учащихся и самостоятельную работу учащихся с учебником | Смотрят на картинки и распределяют их на группы: горы и вулканы. Отвечают на вопрос: в чем принципиальное отличие вулкана от горы? Слушают рассказ учителя о возникновении слова «вулкан» у древних римлян. Читают материал учебника и выполняют индивидуальные задания в рамках работы пары: выписывают в тетрадь части вулкана и виды вулканов по-активности | ||||||||||||
Помогает проверить полученные в результате поисковой работы знания: предлагает посмотреть видеосюжет: | Смотрят видео сюжет, дают ответы о результатах полученных сведений при работе с текстом учебника | ||||||||||||
Предлагает выполнить физкультминутку: | Выполняют упражнения | ||||||||||||
Организует работу по формированию географического положения вулканов | Отвечают на вопросы: Как вы думаете, вулканы равномерно распределены по планете? Найдите вулканы на самом большом материке Земли Определите, на каком материки Земли нет действующих вулканов? Работают с физической картой полушарий | ||||||||||||
Организует работу по установлению причинно-следственной связи | Отвечают на вопросы: В каких территориях планеты чаще всего происходят землетрясения? А где образуются вулканы? Существует ли связь между расположением вулканов и землетрясениями? Отвечают на вопросы, устанавливают зависимость | ||||||||||||
Организует работу по формированию понятия «гейзер» Демонстрирует материалы Единой коллекции ЦОР: | Смотрят материалы, делают выводы о связи расположения гейзеров и действующих вулканов | ||||||||||||
ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ | |||||||||||||
Осуществляет первичное закрепление, используя прием «Установи соответствие»:
| Выполняют задание. Осуществляют взаимопроверку по - образцу, оценивают друг друга. | ||||||||||||
ВЫПОЛНЕНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ УРОКА | |||||||||||||
Организует беседу, связывая результаты урока с его целями. | Отвечают на вопросы: Что такое вулканы? В каких местах планеты они образуются? Какие виды вулканов вы знаете? Как вулканы связаны с гейзерами? | ||||||||||||
РЕФЛЕКСИЯ | |||||||||||||
Организует работу учащихся, создает положительный эмоциональный итог урока, использует прием «Азбука» | Каждая парта записывает как можно больше слов на букву «В», тесно связанных с изучаемой темой. Обосновывают свой список – показывают связь слов с темой. Побеждает парта с самым длинным списком. | ||||||||||||
КОММЕНТИРОВАНИЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ | |||||||||||||
Комментирует домашнее задание | Записывают домашнее задание. Параграф учебника Составить синквейн «вулкан» и «гейзер» |