Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему «Вулканы. Гейзеры»
Ерофеева Н.А.
Учитель географии МБОУ «СШ №7» г. Иваново
Вулканы. Гейзеры
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока: сформировать представление учащихся о вулканах и гейзерах, закономерностях распространения вулканизма,
объяснить необходимость обеспечения безопасности населения
Урок направлен на достижение следующих результатов:
Предметные: ученики смогут дать определение «вулкан», «землетрясение», «магма», «сейсмическая активность»; отличить визуально различные типы вулканов друг от дрруга;
Метапредметные: развивать навыки работы с географической картой, умение строить развернутый ответ на вопрос по плану; работать с текстом учебника и дополнительными материалами, совершенствовать навыки работы с контурной картой; обосновывать свои выводы, опираясь на текст и карту; развивать навыки критического мышления.
Личностные: осознать неполноту знаний, проявить интерес к новому содержанию. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Ответственность при принятии решения.
Основное содержание: вулканы – это огнедышащие горы, возникают в зонах сейсмической активности на земной поверхности и дне океана; существует «Тихоокеанское огненное кольцо», гейзеры образуются только в местах активной вулканической деятельности.
Понятия: вулкан, жерло, кратер, конический вулкан, щитовой вулкан, действующий вулкан, потухший вулкан, кратер, жерло, гейзер
Форма организации учебной деятельности: полилог, фронтальная работа, индивидуальная работа.
Оборудование:
И.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. География. Начальный курс. 5 класс.М., Дрофа, 2016;
Атлас «География», 5 класс, Дрофа, 2016;
Физическая карта полушарий (настенная и в атласе)
Интерактивная доска, проектор, персональный сайт учителя и канал на You Tube
Компьютер с выходом в Интернет
Раздаточный материал (Приложения).
Ход урока
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
||||||||||||
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ |
|||||||||||||
Приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку. Психологически настраивает обучающихся на урок. |
Приветствуют учителя. |
||||||||||||
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ |
|||||||||||||
Учитель предлагает учащимся выполнить проверку знаний по теме «Землетрясения. Движение земной коры» |
Выполняют задание на установление соответствий и после - взаимопроверку. Зачитывают синквейны «землетрясение» |
||||||||||||
МОТИВАЦИЯ |
|||||||||||||
Демонстрирует отрывок из новостной ленты от 28 февраля 2017 года (Этна проснулась) https://www.youtube.com/watch?v=BWcZ2cmkxxI Мотивирует учащихся, побуждает к высказыванию своего мнения |
Просматривают ролик, высказывают свои мнения об увиденном |
||||||||||||
Побуждает к высказыванию своего мнения и подводит учащихся к формулировке темы урока. Корректирует тему, сформулированную учащимися |
Отвечают на вопрос: Что мы с вами сегодня будем изучать? Формулируют тему урока. Записывают тему в тетради. |
||||||||||||
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ |
|||||||||||||
Организует диалог, направленный на формирование целей урока. Корректирует цели, предложенные учащимися. |
Слушают рассказ учителя: Люди не всегда знали о существовании вулканов – когда то давно они думали что это горы и при периодических извержениях погибало много людей. Сегодня люди знают и о существовании теплой воды в недрах земли, которую нагревают «внутренности» вулкана - гейзеров и используют их в своей жизни и деятельности Отвечают на вопросы: Почему образуются вулканы? Одинаковы ли они по своему внешнему виду и свойствам? Зачем человеку гейзеры? Высказывают свои предположения, формулируют цели урока |
||||||||||||
ОСНОВНОЙ ЭТАП - ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА |
|||||||||||||
Организует и помогает правильно выстроить работу в паре; организует поисковую работу учащихся и самостоятельную работу учащихся с учебником |
Смотрят на картинки и распределяют их на группы: горы и вулканы. Отвечают на вопрос: в чем принципиальное отличие вулкана от горы? Слушают рассказ учителя о возникновении слова «вулкан» у древних римлян. Читают материал учебника и выполняют индивидуальные задания в рамках работы пары: выписывают в тетрадь части вулкана и виды вулканов по-активности |
||||||||||||
Помогает проверить полученные в результате поисковой работы знания: предлагает посмотреть видеосюжет: |
Смотрят видео сюжет, дают ответы о результатах полученных сведений при работе с текстом учебника |
||||||||||||
Предлагает выполнить физкультминутку: https://www.youtube.com/watch?v=SAWr-KZhD0E&list=PLdrqUGRUqvvZsXmJi6gcAmZccmOdBav2C&index=1 |
Выполняют упражнения |
||||||||||||
Организует работу по формированию географического положения вулканов |
Отвечают на вопросы: Как вы думаете, вулканы равномерно распределены по планете? Найдите вулканы на самом большом материке Земли Определите, на каком материки Земли нет действующих вулканов? Работают с физической картой полушарий |
||||||||||||
Организует работу по установлению причинно-следственной связи |
Отвечают на вопросы: В каких территориях планеты чаще всего происходят землетрясения? А где образуются вулканы? Существует ли связь между расположением вулканов и землетрясениями? Отвечают на вопросы, устанавливают зависимость |
||||||||||||
Организует работу по формированию понятия «гейзер» Демонстрирует материалы Единой коллекции ЦОР: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/15ad6682-0394-477a-92db-c6e8e9873be0/start.html |
Смотрят материалы, делают выводы о связи расположения гейзеров и действующих вулканов |
||||||||||||
ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ |
|||||||||||||
Осуществляет первичное закрепление, используя прием «Установи соответствие»:
|
Выполняют задание. Осуществляют взаимопроверку по - образцу, оценивают друг друга. |
||||||||||||
ВЫПОЛНЕНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ УРОКА |
|||||||||||||
Организует беседу, связывая результаты урока с его целями. |
Отвечают на вопросы: Что такое вулканы? В каких местах планеты они образуются? Какие виды вулканов вы знаете? Как вулканы связаны с гейзерами? |
||||||||||||
РЕФЛЕКСИЯ |
|||||||||||||
Организует работу учащихся, создает положительный эмоциональный итог урока, использует прием «Азбука» |
Каждая парта записывает как можно больше слов на букву «В», тесно связанных с изучаемой темой. Обосновывают свой список – показывают связь слов с темой. Побеждает парта с самым длинным списком. |
||||||||||||
КОММЕНТИРОВАНИЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ |
|||||||||||||
Комментирует домашнее задание |
Записывают домашнее задание. Параграф учебника Составить синквейн «вулкан» и «гейзер» |