Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему «Вулканы. Гейзеры»

2
0
Материал опубликован 2 March 2017 в группе

Ерофеева Н.А.

Учитель географии МБОУ «СШ №7» г. Иваново

Вулканы. Гейзеры

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока: сформировать представление учащихся о вулканах и гейзерах, закономерностях распространения вулканизма,

объяснить необходимость обеспечения безопасности населения

Урок направлен на достижение следующих результатов:

Предметные: ученики смогут дать определение «вулкан», «землетрясение», «магма», «сейсмическая активность»; отличить визуально различные типы вулканов друг от дрруга;

Метапредметные: развивать навыки работы с географической картой, умение строить развернутый ответ на вопрос по плану; работать с текстом учебника и дополнительными материалами, совершенствовать навыки работы с контурной картой; обосновывать свои выводы, опираясь на текст и карту; развивать навыки критического мышления.

Личностные: осознать неполноту знаний, проявить интерес к новому содержанию. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Ответственность при принятии решения.

Основное содержание: вулканы – это огнедышащие горы, возникают в зонах сейсмической активности на земной поверхности и дне океана; существует «Тихоокеанское огненное кольцо», гейзеры образуются только в местах активной вулканической деятельности.

Понятия: вулкан, жерло, кратер, конический вулкан, щитовой вулкан, действующий вулкан, потухший вулкан, кратер, жерло, гейзер

Форма организации учебной деятельности: полилог, фронтальная работа, индивидуальная работа.

Оборудование:

И.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. География. Начальный курс. 5 класс.М., Дрофа, 2016;

Атлас «География», 5 класс, Дрофа, 2016;

Физическая карта полушарий (настенная и в атласе)

Интерактивная доска, проектор, персональный сайт учителя и канал на You Tube

Компьютер с выходом в Интернет

Раздаточный материал (Приложения).

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку. Психологически настраивает обучающихся на урок.

Приветствуют учителя.

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

 

Учитель предлагает учащимся выполнить проверку знаний по теме «Землетрясения. Движение земной коры»

Выполняют задание на установление соответствий и после - взаимопроверку.

Зачитывают синквейны «землетрясение»

МОТИВАЦИЯ

Демонстрирует отрывок из новостной ленты от 28 февраля 2017 года (Этна проснулась)

https://www.youtube.com/watch?v=BWcZ2cmkxxI

Мотивирует учащихся, побуждает к высказыванию своего мнения

Просматривают ролик, высказывают свои мнения об увиденном

Побуждает к высказыванию своего мнения и подводит учащихся к формулировке темы урока.

Корректирует тему, сформулированную учащимися

Отвечают на вопрос:

Что мы с вами сегодня будем изучать?

Формулируют тему урока. Записывают тему в тетради.

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Организует диалог, направленный на формирование целей урока.

Корректирует цели, предложенные учащимися.

Слушают рассказ учителя:

Люди не всегда знали о существовании вулканов – когда то давно они думали что это горы и при периодических извержениях погибало много людей. Сегодня люди знают и о существовании теплой воды в недрах земли, которую нагревают «внутренности» вулкана - гейзеров и используют их в своей жизни и деятельности

Отвечают на вопросы:

Почему образуются вулканы?

Одинаковы ли они по своему внешнему виду и свойствам?

Зачем человеку гейзеры?

Высказывают свои предположения, формулируют цели урока

ОСНОВНОЙ ЭТАП - ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Организует и помогает правильно выстроить работу в паре; организует поисковую работу учащихся и самостоятельную работу учащихся с учебником

Смотрят на картинки и распределяют их на группы: горы и вулканы.

Отвечают на вопрос: в чем принципиальное отличие вулкана от горы?

Слушают рассказ учителя о возникновении слова «вулкан» у древних римлян.

Читают материал учебника и выполняют индивидуальные задания в рамках работы пары: выписывают в тетрадь части вулкана и виды вулканов по-активности

Помогает проверить полученные в результате поисковой работы знания: предлагает посмотреть видеосюжет:

Смотрят видео сюжет, дают ответы о результатах полученных сведений при работе с текстом учебника

Предлагает выполнить физкультминутку:

https://www.youtube.com/watch?v=SAWr-KZhD0E&list=PLdrqUGRUqvvZsXmJi6gcAmZccmOdBav2C&index=1

Выполняют упражнения

Организует работу по формированию географического положения вулканов

Отвечают на вопросы:

Как вы думаете, вулканы равномерно распределены по планете?

Найдите вулканы на самом большом материке Земли

Определите, на каком материки Земли нет действующих вулканов?

Работают с физической картой полушарий

Организует работу по установлению причинно-следственной связи

Отвечают на вопросы:

В каких территориях планеты чаще всего происходят землетрясения?

А где образуются вулканы? Существует ли связь между расположением вулканов и землетрясениями?

Отвечают на вопросы, устанавливают зависимость

Организует работу по формированию понятия «гейзер»

Демонстрирует материалы Единой коллекции ЦОР: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/15ad6682-0394-477a-92db-c6e8e9873be0/start.html

Смотрят материалы, делают выводы о связи расположения гейзеров и действующих вулканов

ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Осуществляет первичное закрепление, используя прием «Установи соответствие»:

Кратер

Жерло

Очаг магмы

Лава

Конический вулкан

Щитовой вулкан

Действующий вулкан

Потухший вулкан

Вулканический бомбы

Ключевская Сопка

А Каменные глыбы, выбрасываемые из жерла вулкана

Б Углубление в верхней части вулкана

В Вулкан с густой лавой и крутыми склонами

Г Самый высокий действующий вулкан России

Д Вулкан, извержения которого прекратились

Е Канал, по которому поднимается магма

Ж Магма, излившаяся на поверхность

З Вулкан, извержения которого повторяются

И Вулкан с жидкой лавой и пологими склонами

К Расплавленная мантия в глубинах Земли

Выполняют задание. Осуществляют взаимопроверку по - образцу, оценивают друг друга.

ВЫПОЛНЕНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ УРОКА

Организует беседу, связывая результаты урока с его целями.

Отвечают на вопросы:

Что такое вулканы?

В каких местах планеты они образуются?

Какие виды вулканов вы знаете?

Как вулканы связаны с гейзерами?

РЕФЛЕКСИЯ

Организует работу учащихся, создает положительный эмоциональный итог урока, использует прием «Азбука»

Каждая парта записывает как можно больше слов на букву «В», тесно связанных с изучаемой темой. Обосновывают свой список – показывают связь слов с темой.

Побеждает парта с самым длинным списком.

КОММЕНТИРОВАНИЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Комментирует домашнее задание

Записывают домашнее задание.

Параграф учебника

Составить синквейн «вулкан» и «гейзер»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.