Конспект урока по истории в технологии деятельностного метода в 8 классе «Эпоха дворцовых переворотов»
Конспект урока по истории в технологии деятельностного метода
Класс: 8
Предмет: история России
Тема урока: Эпоха дворцовых переворотов
Тип урока: открытия нового знания (в технологии деятельностного метода)
Цель и задачи урока:
Цель: познакомить учащихся с процессом дворцовых переворотов, его причинами и основными персоналиями периода; продолжать формировать умение сравнивать исторические явления
Задачи:
а) Образовательная:
– усвоение конкретно-исторических фактов, характеризующих эпоху дворцовых переворотов;
– развивать способность обучающихся к освоению и применению знаний об эпохе дворцовых переворотов на основе уже имеющихся знаний.
- усвоение учащимися важнейших исторических понятий.
б) Развивающая:
– продолжить выработку умений и навыков работы с историческим материалом и текстом, систематизировать полученные данные в таблицу;
– развивать коллективно-мыслительную деятельность учащихся, умение работать в группе;
- развивать умение анализировать и оценивать исторические события.
3. Воспитательная:
– воспитывать культуру общения;
– воспитывать желание отстаивать собственную позицию, используя для аргументации исторические сведения;
- определить свое отношение к событиям XVIII в.
Планируемые результаты урока:
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
1. Определять цель учебной деятельности.
2. Выдвигать версии.
3. Планировать деятельность в учебной ситуации.
4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.
Познавательные УУД:
1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, документ).
2. Анализировать (выделять главное).
3. Определять понятия.
4. Обобщать, делать выводы.
5. Выделять причины и следствия.
6. Систематизировать изучаемый материал в форме таблицы.
Коммуникативные УУД:
1. Умение работать индивидуально и коллективно.
2. Излагать своё мнение, аргументируя его.
3. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.
Личностные результаты:
1. Осознавать себя представителем исторически сложившегося сообщества, гражданином России;
2. Развивать сотрудничество;
3. Развивать интерес к истории как науке.
Предметные результаты:
1. Понимать факты и процессы, характеризующие системность и целостность исторического процесса;
2. Уметь работать с историческими понятиями;
Оборудование: мультимедийное оборудование, экран.
Литература:
Аванта плюс. История России. М., 2001 г.
Балязин В.Петр Великий и его наследники. М., 2008.
Голубев А.В. и др. Современная школьная энциклопедия. Российская история. М., 2008.
Энциклопедический словарь. М., 2003.
В.В.Кириллов. Отечественная история в схемах и таблицах.
http://linda6035.ucoz.ru/
http://images.yandex.ru/
http://ru.wikipedia.org/
http://ricolor.org/history/mn/perevorot/1
Приложения: презентация, раздаточный материал (задание для пробного действия, исторические тексты)
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности (5 мин) Цель: Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Задача: - обеспечить своевременное и организованное начало урока. Использование приема «Удивляй» | Приветствие учащихся; Фиксация отсутствующих; Организация внимания и внутренней готовности. Посмотрите на слайд №1(приложение 1). “Тут кротко или строго. Царило много лиц А более цариц”. А.К.Толстой Соотнесите эти строки с изображением, которое вы видите (картина Ге «Петр допрашивает царевича Алексея») Вспомните дело царевича Алексея. Как связаны эти строки и дело царевича Алексея? | Приветствие учителя; Концентрация внимания Готовность класса к работе Учащиеся рассматривают изображение, вспоминают картину Ге, рассказывают сюжет, вспоминают дело царевича Алексея. Дело царевича Алексея – это столкновение интересов Петра 1 и его сына, не разделяющего стремление отца к реформированию государства. Поэтому Петр 1 приказывает сына посадить в тюрьму, пытает собственноручно, Алексей умирает в тюрьме, у Петра не остается наследников. Петр изменяет систему престолонаследия – отныне император сам назначает преемника по завещанию. |
II. Этап актуализации и пробного учебного действия. (3 мин) Цель: Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. Задачи: - сформулировать совместно с учащимися цели, темы и задач изучения нового материала; Фиксация затруднения | Организация работы фронтальная, направленная на ввод учащихся в тему. Вопросы для учащихся: - Как вы думаете, о чем же мы будем говорить? - Какова цель нашего урока? - Как вы думаете слово «переворот» однозначное или многозначное с точки зрения русского языка? - что такое переворот? - что могло привести к переворотам? Пробное действие: Попробуйте расположить в хронологической последовательности правителей Российской империи, подобрав даты правления. (приложение 2) - Кто справился? Уверены ли вы, что выполнили правильно? Почему мы не можем выполнить правильно? | Учащиеся определяют тему урока и записывают её в тетрадь. Целью нашего урока является изучение истории дворцовых переворотов Многозначное. Переворот (государственный) – насильственный захват власти. Не было наследников, У Петра были дочери, рожденные до брака Учащиеся выполняют пробное действие. Нет, не уверены. Мы не можем, потому что не знаем. |
III. Этап выявления места и причины затруднения. (2 мин) Цель: Осознание того, в чем именно состоит недостаточность знаний, умений или способностей учащихся. Задачи: - выявить пробелы в знаниях;сформулировать совместно с учащимися задачи изучения нового материала; - показать его практическую значимость. Совместная деятельность учащихся и учителя способствует раскрепощению детей, воспитывает коммуникативную культуру. | - Совершенно ли новой является для вас тема занятия? Работают по алгоритму: 1. временные рамки переворотов; 2. причины переворотов; 3. повод к началу переворотов; 4. смена правителей на престоле. 5. как исторический период получил своё название. | В режиме «Мозгового штурма» учащиеся дают разные ответы на вопросы алгоритма. Выявляются пробелы в знаниях. Затем фиксируются задачи урока (какую информацию мы будем выяснять?) Мы должны узнать причины переворотов, когда они начались, какие императоры приходили к власти, как и сколько они правили. |
IV. Этап построения проекта выхода из затруднения. (2 мин) Цель: Постановка целей учебной деятельности и на этой основе выбор способа и средств их реализации. Задачи: - выделить и повторить узловые моменты; - проанализировать результат усваиваемых или усвоенных знаний, - скорректировать знания. | Вопросы для учащихся: - Какими историческими источниками знаний мы с вами располагаем в настоящий момент? Я вам предлангаю также ознакомиться с отрывком исторического сочинения Ключевского, который говорит о причинах дворцовых переворотов. (приложение 4) - Мы будем с вами работать в группах (Шесть групп), каждая группа изучает свой вопрос. Для этого нужно проработать пункт в учебнике, изучить дополнительный материал и оформить наглядно на плакате - портрет, годы правления, указать, на кого оприался император, указать основные итоги его деятельности. 1. ЕкатеринаI 2. Петр II 3. Анна Иоанновна 4. Иван VI 5. Елизавета Петровна 6. Петр III | Ответы учащихся: - Учебник и тексты с биографическими и историческими справками. (приложение 3) |
V. Этап реализации построенного проекта.(15 мин) Цель: Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять. Задачи: - на основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы; - при построении нового знания использовать предметные действия с таблицей; | Учитель выступает в роли модератора. | Идёт поиск исторической информации и оформление плаката. Каждая группа рассматривает одного правителя, заполняет свою колонку в таблице (приложение 5) |
VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. (10 мин) Цель: Усвоение учащимися нового знания. Задачи: - научить учащихся давать ответы. | Учитель проверяет полученную информацию. Каждая группа приготовила выступление и наглядное оформление. Перед выступлением групп беседа: - Итак, что же такое дворцовый переворот? - Почему они начались ? Итак, после сметри Петра 1 императрицей была провозглашена его жена Екатерина. | Ответы учащихся, выходят к доске, представляют свой ответ, приклеивают на большой ватман свой материал, заполняя один столбец, остальные группы заполняют в тетради свою табличку. Дворцовый переворот – это насильственный захват власти дворянскими группировками с помощью гвардии. Петр 1 не оставил наследника престола, власть была уязвимой, на престол всходили даже случайные люди, не имеющие ни знаний ни возможностей управлять империей. Группа 1: Екатерина 1, 1725-1727; опора – Меншиков, Верховный Тайный Совет, гвардия; Деятельность: создала Верховный Тайный Совет, учредила Академию наук, отправила экспедицию Беринга; Уменьшен подушный сбор, отменено участие армии в его сборе и ее квартирование по уездам, Дворяне получили право торговли во всех городах и пристанях Группа 2: Петр II, 1727-1730; опора - Гвардейские полки, придворная группировка князей Долгоруких, Верховный тайный совет. Деятельность – отправил в отставку Меньшикова (Борьба за влияние на молодого царя: А.Д. Меньшиков с князьями Долгорукими и Остерманом); объявил себя противником петровских преобразований. С его смертью прервалась династия Романовых по мужской линии. Группа 3. Анна Иоанновна, 1730-1740. Опора: гвардейские полки, немецкое дворянство в главе с Бироном,А.И.Остерман, Б.К.Миних, Тайная канцелярия. Деятельность: 1730 г. — отмена указа о единонаследии 1714 г; 1731 г. — создан Кабинет министров; 1736 г. — замена бессрочной службы дворян 25 годами.; 1736 г. — указ о вечноотданных, закреплявший за мануфактурами не только пришлых работников, но и членов их семей. Группа 4. Иван Антонович, Анна Леопольдовна, 1740-1741. Опора: Немецкое дворянство. Деятельность: Бирон снизил подушную подать, амнистии осужденным, допустил в ряды гвардий людей других сословий. Группа 5. Елизавета Петровна, 1741-1761. Опора: гвардейские полки. Деятельность: 1744 г. — отмена смертной казни; 1754 г. — отмена внутренних таможен; 1746 г. — указ, разрешавший только дворянам покупать людей и крестьян с землей и без земли; 1760 г. — помещики получили право ссылать неугодных крестьян в Сибирь без суда и судебного постановления. Группа 6, Петр III, 1761-1762. Опора: не имел опоры. Деятельность: Принят указ о секуляризации церковных земель, Прекращено преследование староверов; Предпринята попытка вывести из Петербурга гвардию, лишив ее возможности влиять на политическую жизнь страны, 1762 г – «Манифест о вольности дворянской». |
VII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.(3 мин) Цель: Применение нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная, индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия. | Итак, мы рассмотрели правление всех императоров в период с 1725 по 1762 годы. А можем ли мы теперь выполнить наше задание, которые мы не смогли сделать в начале урока? Какой вывод вы можете сделать? А теперь посмотрим, сможете ли вы догадаться, о каком правителе идет речь. О каком правителе идёт речь? 1. В.О. Ключевский писал о ней «Наиболее законная из всех приемников и преемниц Петра I, но поднятая на престол мятежными гвардейскими штыками, она унаследовала энергию своего великого отца. (Елизавета) 2. По мнению историка В.О. Ключевского, «…Это царствование – одна из мрачных страниц нашей истории, и наиболее тёмное пятно на ней - сама императрица…немцы посыпались в Россию, точно сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забились на самые доходные места в управлении…» (Анна Ивановна) 3. А.С. Мыльников – современный исследователь. «Несколько месяцев пребывания у власти с наибольшей полнотой выявили противоречивость характера …, его не только слабые и вызывающие сожаление, но и сильные привлекательные стороны. Почти все современники … отмечали такие черты характера императора, как жажда деятельности, неутомимость, доброта и доверчивость…Но наряду с этим они же писали о его вспыльчивости, гневливости, поспешности, отсутствии политической гибкости». (Петр III) 4. В.И. Буганов –советский историк. «Судьба бывшей портомои сложилась удачно, даже ярко – для женщины «подлого» происхождения. Как правительница она ничем себя не проявила; да и трудно было от неё этого ожидать. Самое важное в её жизни и судьбе - близость к великому человеку. Преобразователю России». (Екатерина I) 5. Е.В. Анисимов – современный историк. «Вообще, юный царь производил тяжелое впечатление на окружающих: гордый и капризный, он вырос человеком недобрым и скрытным. Отличался насмешливым, желчным умом и только одного человека ещё как-то слушался – свою старшую сестру Наталью. Но осенью 1728 года она умерла, и управы на царя-охотника уже не стало никакой». (Петр II). 6. С.Н. Синегубов – современный исследователь. «Она оказалась во главе Российского государства по воле случая, что как нельзя лучше характеризует «эпоху дворцовых переворотов». (Анна Леопольдовна) | Возвращение к пробному действию, учащиеся выполняют задание. Ответы учащихся. |
VIII. Этап включения в систему знаний и повторения. (3 мин) Цель: Включение нового способа действий в систему знаний Задачи: - выявить и зафиксировать границы применимости нового знания; - организовать выполнение заданий | Игра «Да-нетка» с взаимопроверкой 1. Дворцовые перевороты начались после смерти Петра I. (Да или нет.) 2. Петр II – сын Петра I. (Да или нет.) 3. Елизавета Петровна дочь Петра I. (Да или нет.) 4. Анна Иоанновна жена Петра I. (Да или нет.) 5. Меньшиков был фаворитом Екатерины I (Да или нет.) 6. Екатерина II – племянница Петра I. (Да или нет.) 7. Петр III имеет отчество Федорович. (Да или нет.) 8. Петр II имеет отчество Иванович. (Да или нет.) 9. Дворцовые перевороты закончились с именем Екатерины II. (Да или нет.) | Ответы учащихся (в тетрадь) Да Нет Да Нет Да Нет Да Нет Нет |
IX. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке (2 мин) Цель: Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. Задачи: - организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке; -учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия. | - Какую цель мы ставили перед собой на уроке? - Мы выполнили ее? - Как именно мы ее выполнили? - По каким критериям мы оценим работу на уроке? Самооценка и оценка работы класса и отдельных учащихся. Аргументация выставленных отметок, замечания по уроку, предложения о возможных изменениях на последующих уроках. Домашнее задание (на выбор) Прием «Идеальное задание»: Прочитать параграф и приготовить пересказ Нарисовать иллюстрацию к теме Составить кроссворд, используя имена и понятия по изученной теме. Придумать толстые и тонкие вопросы для одноклассников. | Отвечают на поставленные вопросы сообразно своим представлениям и собственной роли на уроке. |
Приложение 1 (презентация отдельным файлом).
Приложение 2. Задание для пробного действия.
Приложение 3. Исторические справки
Екатерина I
А. Д. Меншиков и другие приближенные покойного императора при поддержке гвардии возвели на трон жену Петра Екатерину (1725- 1727 гг.). Это был первый дворцовый переворот XVIII в. в России. В правление Екатерины I, неспособной к государственной деятельности, власть фактически находилась в руках Меншикова. Меншиков стал всесильным временщиком. Всю власть Екатерина I передала Верховному тайному совету – высшему органу власти, который был создан в 1726 г., ограничивший самодержавную царскую власть. В него входили и выдвиженцы Петра, и представители старой аристократии. Одновременно Екатерина стремится упорядочить систему престолонаследия. Она подписывает "Тестамент", документ, определяющий порядок наследования престола после ее кончины Реальную вооруженную силу в столице представляли гвардейские полки, дворянские по своему составу. От них зависело возведение на престол и низложение монархов. Поэтому претенденты на царский венец всячески старались заручиться поддержкой гвардии, оказывали ей особые милости - давали чины, земли с крестьянами, деньги и прочие. В годы правления Екатерины I была открыта Академия наук, организована экспедиция В.Беринга, учрежден орден Святого Александра Невского.
Почувствовав приближение смерти, Екатерина I поручила Верховному тайному совету исполнять роль коллективного регента при 12-летнем Петре, сыне царевича Алексея Петровича.
Петр ΙΙ
Петр Алексеевич, внук Петра I, вступил на престол по завещанию императрицы Екатерины I. Воспитанию и образованию Петра Алексеевича не уделялось много внимания. Вскоре после смерти Екатерины I группу учителей молодого императора возглавил А.И.Остерман, которому помогали академик Гольдбах и архиепископ Феофан Прокопович. Чтобы не потерять влияния при новом государе, Меншиков немедленно обручил Петра со своей дочерью Марией и вскоре удалил от двора неугодных.
Самовластие и заносчивость временщика раздражали придворных. Да и сам молодой император не любил Меншикова. Этим воспользовались князья Долгорукие, убедившие Петра арестовать Меншикова. Меншиков вместе с семейством был сослан в Сибирь, а все его имущество конфисковано.
Петр II с приближенными поселился в Москве и почти все время проводил на охоте. Для укрепления своей власти при дворе Долгорукие 19 ноября 1729 года организовали обручение Петра II с княжной Екатериной Алексеевной Долгорукой. Петр II объявил себя противником преобразований Петра I и ликвидировал созданные дедом учреждения. Вся полнота власти перешла к Верховному тайному совету. Иностранные послы писали, что "все в России в страшном беспорядке". Верховный тайный совет собирался редко, а Петр II предавался развлечениям и не заботился о делах государственных.
В январе 1730 года император заболел оспой и вскоре умер. Со смертью Петра II пресекся род Романовых по мужской линии. После смерти Петра II Верховный тайный совет избрал на престол дочь царя Иоанна V Анну Иоанновну, вдову герцога Курляндского.
Анна Иоанновна
Анна Иоанновна была избрана на престол в январе 1730 года после того, как, не оставив завещания, скончался от оспы император Петр II. На царство пригласили вторую дочь Иоанна Алексеевича, вдовствующую герцогиню Курляндскую Анну.
Анна Иоанновна не получила в юности должного воспитания и образования и до конца дней оставалась малограмотной. Ее любимыми развлечениями были верховая езда и охота. Анна Иоанновна отличалась дурным вкусом: она окружила себя шутами, которые безмерно ее веселили, в театре предпочитала спектакли с драками и потасовками. Став императрицей, Анна начала возвышать иностранцев и подвергла опале русскую знать. Власть в стране фактически принадлежала канцлеру Остерману и фавориту Анны, Эрнсту Иоганну Бирону, вызванному ею из Курляндии. Во главе армии также стоял немец – фельдмаршал Миних. Верховный тайный совет был упразднен. Инакомыслие жестоко преследовалось: всех лиц, казавшихся опасными, подвергали репрессиям и ссылали в Сибирь. Ужесточение крепостного права и налоговой политики в отношении крестьян привели к народным волнениям и массовому бегству разорившихся крестьян на окраины России.
Однако в сфере образования произошли некоторые позитивные изменения: был учрежден Сухопутный шляхетный кадетский корпус для дворян, при Сенате было создано училище по подготовке чиновников, при Академии наук открылась семинария на 35 юношей. К этому же времени относится организация почты, а также введение полицейских подразделений для поддержания порядка в больших городах.
. Войны, которые Россия вела в царствование Анны Иоанновны, не принесли империи выгод, хотя и подняли ее престиж в Европе.
17 октября 1740 года в возрасте 47 лет Анна Иоанновна скончалась.
Иоанн VI
Иоанн Антонович, сын принцессы Анны Леопольдовны Мекленбургской и принца Антона-Ульриха Брауншвейг-Люнебургского, был возведен на престол после смерти своей двоюродной бабки, императрицы Анны Иоанновны. Регентом при императоре Анна Иоанновна назначила своего фаворита герцога Бирона. Во время недолгого, меньше месяца, правления Бирон уменьшил размер подушной подати, ввел ограничения на роскошь при дворе, издал манифест о строгом соблюдении законов.
9 ноября 1740 года в результате дворцового переворота Бирон был арестован и отправлен в ссылку, а правительницей государства заговорщики провозгласили мать императора Анну Леопольдовну. Через год, в ноябре 1741 года, дочь Петра I Елизавета Петровна при поддержке солдат и офицеров Преображенского полка арестовала правительницу и ее семью, в том числе годовалого императора Иоанна VI.
В 1744 году Анна Леопольдовна с семьей была тайно сослана в Холмогоры. Здесь Иоанн провел около 12 лет в полном одиночестве. Однако когда в 1756 году по Холмогорам поползли слухи о пребывании в городе бывшего императора, Иоанн Антонович был переведен в Шлиссельбург и содержался в одиночном заключении. Каким-то образом он научился грамоте, и ему разрешили читать Библию.
После воцарения Петра III положение несчастного узника не изменилось. Екатерина II, взойдя на престол, приказала охране Иоанна VI склонить узника к принятию монашеского сана. Но в июле 1764 года подпоручик Смоленского полка Василий Яковлевич Мирович предпринял попытку освободить Иоанна Антоновича и провозгласить его императором. Тогда охрана узника, следуя точной инструкции императрицы, убила Иоанна Антоновича. После тщательного расследования Мирович был казнен. Императора тайно похоронили у крепостной стены Шлиссельбурга, а могилу сравняли с землей.
Елизавета Петровна
Одно из первых мероприятий императрицы было направлено на установление порядка престолонаследия. С этой целью Елизавета Петровна пригласила из Голштинии своего племянника Карла-Петра-Ульриха (будущего Петра III), сына Анны Петровны, и объявила его наследником престола и великим князем Петром Федоровичем, заставила изучать русский язык.
Внутренняя политика Елизаветы Петровны носила скорее реставрационный, нежели эволюционный характер. Императрица стремилась вернуться к порядкам времен Петра I. Однако у нее не было определенной программы управления государством. Тем не менее, при Елизавете Петровне было восстановлено национальное достоинство русского народа, отменена смертная казнь. Сенат приобрел прежнее значение и, после уничтожения Кабинета министров, стал высшим органом управления в государстве: к административно-судебным функциям Сената прибавились и законодательные. При набожной императрице возросло и значение Синода и духовенства, жестоко преследовались раскольники. Синод заботился о материальном обеспечении духовенства и монастырей, распространении духовного образования в народе.
Большой проблемой было состояние финансов государства. После десятилетия пребывания у власти правителей немецкого происхождения Россия не могла свести концы с концами. Комиссия по коммерции разработала ряд проектов, направленных на развитие внешней торговли. Купечеству, как и дворянству, государство открыло дешевый кредит, учредив Заемный и Государственный банки. В результате этих мероприятий торговле и промышленности наметился медленный, но стабильный рост. В 1754 году Сенат принял разработанное П.И.Шуваловым постановление об уничтожении внутренних таможен, что дало толчок развитию всероссийского рынка. Одновременно шло развитие системы монополий. Усиленно велась политика по славянскому заселению южных окраин.
В 1744 году вышел указ о расширении сети начальных школ. Были открыты первые в России гимназии: в Москве (1755 год) и в Казани (1758 год). В 1755 году М.В.Ломоносов основал Московский университет. В 1756 году в Санкт-Петербурге открылся общедоступный театр, велась работа по сбору статистических и географических данных о России.
Елизавета Петровна скончалась 25 декабря 1761 года на 53 году жизни. Она похоронена в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге.
Пётр III
Преемником Елизаветы Петровны стал её племянник Карл-Пётр-Ульрих - герцог Голштинский - сын ее сестры - Анны. Отцом Петра III был герцог маленького немецкого княжества Голштинии. Он взошёл на престол под именем Петра III (1761-1762 гг.) В Россию Пётр приехал в 14 лет , до восшествия на престол прожил здесь почти 20 лет ,но не стал ни умнее ,ни воспитанное. Россию и русских откровенно презирал. У него был один кумир - Фридрих 2. Взойдя на престол , Пётр стал немедленно вводить прусские порядки при дворе и в армии, что раздражало придворных и гвардейских офицеров. Масло в огонь добавляли издевательства Петра 3 над духовенством, которое он мечтал преобразовать на лютеранский манер. Всего полгода царствовал Петр III (1761-1762 гг.). Его обычно расценивают как недалекого, сумасбродного правителя. Однако некоторые указы Петра III были подтверждены его преемниками: 18 февраля 1762 г. был опубликован Манифест о пожаловании «всему российскому благородному дворянству вольности и свободы», то есть об освобождении от обязательной службы. «Манифест», был воспринят дворянством с энтузиазмом. Согласно этому документу, дворянство было освобождено от обязательной государственной службы. Дворяне получили личные привилегии, которых не имели другие сословия России. Помещики получили больше возможностей для хозяйственной деятельности, изыскания новых источников получения доходов. Развивающаяся экономика страны, промышленность, торговля вовлекали в свою орбиту дворянство. В угоду помещикам вводится исключительное право дворян на производство водки. Выгодные поставки сукна для армии крепостных душ. Особыми милостями осыпало правительство тех дворян, которые напрямую содействовали возведению на трон очередной императорской персоны. Петром III был издан Указ об упразднении Тайной канцелярии, указ об изъятии у церкви ее земель и крестьян. Вскоре политика Петра III вызвала в обществе недовольство, восстановила против него столичное общество. Особое возмущение офицеров вызвал отказ Петра III от всех завоеваний в период победоносной Семилетней войны с Пруссией (1755-1762 гг.), которую вела Елизавета Петровна. В гвардии созрел заговор с целью свержения Петра III.
Приложение 4. Отрывок из сочинения Ключевского В.О.
В.О. Ключевский о дворцовых переворотах в России
... Время от 1725 до 1762 г. составляет особую эпоху, отличающуюся некоторыми новыми явлениями в нашей государственной жизни, хотя основы её остаются прежними. Эти явления обнаруживаются тотчас по смерти преобразователя и стоят в тесной связи с некоторыми последствиями его деятельности...
Прежде всего, как и подобает в государстве с абсолютной властью, судьба русского престола оказала решительное действие, несогласное с духом и планами преобразователя. Надо бы припомнить преемство верховной власти после Петра. В минуту его смерти царствовавший дом распадался на две линии - императорскую и царскую: первая шла от императора Петра, вторая - от его старшего брата, царя Ивана. От Петра I престол перешел к его вдове императрице Екатерине I, от неё ко внуку преобразователя Петру II. от него к племяннице Петра I, дочери царя Ивана Анне, герцогине курляндской, от неё к ребёнку Ивану Антоновичу, сыну её племянницы Анны Леопольдовны брауншвейгской, дочери Екатерины Ивановны, герцогини мекленбургской, родной сестры Анны Ивановны, от низложенного ребёнка Ивана к дочери Петра I Елизавете, от неё к племяннику, сыну другой дочери Петра I, герцогини голштинской Анны, к Петру III, которого низложила его жена Екатерина II. Никогда в нашей стране, да, кажется , и ни в каком другом государстве, верховная власть не переходила по такой ломаной линии. Так ломал эту линию политический путь, каким эти лица достигали власти: все они попадали на престол не по какому-либо порядку, установленному законом или обычаем, а случайно, путём дворцового переворота или придворной интриги. Виною того был сам преобразователь: своим законом 5 февраля 1722 г.... он отменил оба порядка престолонаследия, действовавшие прежде, и завещание, и соборное избрание, заменив то и другое личным назначением, усмотрением царствующего государя. Этот злополучный закон вышел из рогового сцепления династических несчастий... Целые годы Пётр колебался в выборе преемника и уже накануне смерти, лишившись языка, успел только написать Отдайте всё.., а кому - ослабевшая рука не дописала явственно. Лишив верховную власть правомерной постановки и бросив на ветер свои учреждения, Пётр этим законом погасил и свою династию как учреждение: остались отдельные лица царской крови без определённого династического положения. Так престол был отдан на волю случая и стал его игрушкой. С тех пор в продолжении нескольких десятилетий ни одна смена на престоле не обходилась без замешательства, кроме разве одной: каждому воцарению предшествовала придворная смута, негласная интрига или открытый государственный удар. Вот почему со смерти Петра I до воцарения Екатерины II можно назвать эпохой дворцовых переворотов. Дворцовые перевороты у нас в XVIII в. имели очень важное политическое значение, которое выходило далеко за пределы дворцовой сферы, затрагивало самые основы государственного порядка. Одна черта, яркой нитью проходящая через весь ряд этих переворотов, сообщала им такое значение. Когда отсутствует или бездействует закон, политический вопрос обыкновенно решается господствующей силой. В XVIII в. у нас такой решающей силой является гвардия, привилегированная часть созданной Петром регулярной армии. В царствование Анны к петровским гвардейским полкам, Преображенскому и Семёновскому, прибавились два новых, Измайловский и Конногвардейский. Ни одна почти смена на русском престоле в означенный промежуток времени не обошлась без участия гвардии; можно сказать, что гвардия делала правительства, чередовавшиеся у нас в эти 37 лет, и уже при Екатерине I заслужила у иностранных послов кличку "янычар".
В.О. Ключевский. Сочинения в девяти томах. Курс русской истории. Т. IV . М., 1989. С.236-239.
Приложение 5. Таблица «Эпоха дворцовых переворотов»
Император | Екатерина I | ПетрII | Анна Ивановна | Иоанн Антонович | Елизавета Петровна | Петр III |
Годы правления | 1725-1727 | 1727-1730 | 1730-1740 | 1740-1741 | 1741-1761 | 1761-1762 |
Опора | Семёновский и Преображенский Гвардейские полки, сподвижники Петра 1 (А.Д. Меншиков, П.А. Толстой), верховный тайный совет. | Гвардейские полки, придворная группировка князей Долгоруких, Верховный тайный совет. | Гвардейские полки, немецкое дворянство в главе с Бироном, А.И.Остерман, Б.К.Миних, Тайная канцелярия. | Немецкое дворянство. | Гвардейские полки. | Не имел опоры. |
Основные итоги деятельности | 1726 г. — создан Верховный тайный совет. Открытие Академии наук (1725 г) Утверждены штаты коллегий. Уменьшен подушный сбор, отменено участие армии в его сборе и ее квартирование по уездам Дворяне получили право торговли во всех городах и пристанях (до этого торговля считалась привилегией купечества) | Борьба за влияние на молодого царя: А.Д. Меньшиков с князьями Долгорукими и Остерманом. Смерть 14-летнего Петра II в январе 1730 г. От скоротечной болезни. | 1730 г. — отмена указа о единонаследии 1714 г 1731 г. — создан Кабинет министров 1736 г. — замена бессрочной службы дворян 25 годами. 1736 г. — указ о вечноотданных, закреплявший за мануфактурами не только пришлых работников, но и членов их семей | Бирон снизил подушную подать, амнистии осужденным, допустил в ряды гвардий людей других сословий. | 1744 г. — отмена смертной казни 1754 г. — отмена внутренних таможен. 1746 г. — указ, разрешавший только дворянам покупать людей и крестьян с землей и без земли. 1760 г. — помещики получили право ссылать неугодных крестьян в Сибирь без суда и судебного постановления | Принят указ о секуляризации церковных земель. Прекращено преследование староверов по религиозным мотивам Предпринята попытка вывести из Петербурга гвардию, лишив ее возможности влиять на политическую жизнь страны Указ о вольности дворянства |