Урок химии в 8 классе по технологии деятельностного метода «Реакции обмена»
Конспект урока химии в 8 классе
ФИО Кобась Ольга Ивановна
Место работы: МБОУ Гимназия, город Ливны, Орловской области
Должность: учитель химии высшей квалификационной категории
Предмет: химия
Класс: 8
Автор УМК: О.С. Габриелян
Тема: « Реакции обмена»
Тип урока: изучение нового материала
Планируемые результаты:
- в предметной области:
1) учащиеся получат представление о реакции обмена;
2)научатся составлять уравнения реакции обмена;
- в метапредметных достижениях:
1)в ходе урока обучающиеся расширят свои умения в работе с текстом;
2) научатся составлять схемы;
3)переводить текстовую информацию в знаковую;
4)расширят свои умения веделять главную мысль;
5)формулировать понятия;
6)планировать свою учебную деятельность;
7)проводить анализ, самоанализ.и осуществлять проверку и взаимопроверку;
-личностные достижения:
1)социализация;
2)связь с жизнью (урок носит практико-ориентированное направление)
Оборудование:
- компьютер; мультимедиа проектор; дидактический материал для обучающихся – периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева; таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде.
Технологическая карта урока по технологии деятельностного метода
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формирование УУД |
|||||||||||||||
1 |
Организационный этап |
приветствует обучающихся, определяет готовность к уроку |
приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места |
коммуникативное сотрудничество с учителем |
||||||||||||||
Актуализация опорных знаний учащихся |
Беседа - Какой раздел вы сейчас изучаете? - С какими новыми понятиями вы встретились? - Дайте определение термину «Реакция» -А какие навыки и умения вы приобрели при изучении этого раздела? -Да, вы молодцы. А теперь проверим ваши знания и умения. Возьмите рабочую карту. Посмотрите в окошечко №1. Выполните тест. Правильные ответы отмечаете прямо в карте. Можете выполнять любые задания. У вас 3 минуты. -Отведенное время истекает. Просигнальте мне, кто закончил работу -Проверьте себя и выставьте баллы. За каждый правильный ответ тестов 1,2,3 вы получаете 1балл. Итого за все тесты 6 баллов. Задание 4 под звездочкой(задание повышенного уровня сложности) приносит вам 4 балла. У вас 1 минута. -Переведите баллы в оценку 10баллов –«5» 8-9баллов-«4» 6-7баллов-«3» 5 и ниже –«2» -В окошечке проставьте сначала баллы, а затем оценку. -Кто из вас не допустил ни одной ошибки, просигнальте мне. Спасибо. -Есть такие, кто не справился? -Все молодцы! |
отвечают на вопросы -Изучаем раздел «Изменения, происходящие с веществами» - С понятием «Реакция» -Реакция- это явление при котором из одного вещества образуется другое - Узнали, что такое реакция, научились составлять уравнения реакций Выполняют тест Ученики при помощи карточек демонстрируют сою готовность. Осуществляют самопроверку по критериям и переводят баллы в оценку |
познавательные: общеучебные, построение логической цепи рассуждений, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения. регулятивные: целеполагание, контроль, саморегуляция; коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; |
|||||||||||||||
2 |
Стадия вызова 1) собственно вызов |
создает проблемную ситуацию путем предложения задания: -А теперь я вам предлагаю новое испытание. -Найдите окошечко под номером 2. -Прочитайте задание. -Выполняйте. У вас 1 минута
-Время истекло. Просигнальте, кто готов. -Прочтите свои записи -У всех так? У кого не так? Кто может объяснить почему не так? -Почему не можешь объяснить? -Так что сегодня на уроке будете изучать? - Да, но вы уже изучали реакции -У кого-то есть предположения, что это за реакция? Как сформулировать тему? - В соответствущем окошечке запишите тему урока. -Можете ли вы сказать, что тема сформулирована полностью? -Раз вы выявили проблему, то какую цель вы перед собой ставите? -Хорошо Найдите поле «Что мне надо узнать» и сформулируйте задачи, которые вы перед собой ставите. У вас1 минута -Зачитай! У кого так? Есть добавления - А как будете реализовывать? -Каким образом? В окошке «Как я буду узнавать»наметьте шаги своей деятельности. У вас 1 минута -Зачитай! Все согласны? У кого добавления? - Как другими словами можно назвать то, о чем сейчас шла речь? |
Учащиеся пытаются составить уравнение реакции между оксидом цинка и соляной кислотой. Учащиеся приводят свои ответы -Я еще не сталкивался с такой реакцией - Реакции - Но с таким типом пока не сталкивались -Пока нет предположений -Нет! - Изучить реакцию нового типа и научиться составлять уравнения Учащиеся записывают задачи Учащиеся дополняют и соглашаются с задачами урока. -Надо спланировать свою деятельность Учащиеся делают записи - Нужно прочитать в учебнике, спросить у учителя, зайти в интернет -Собрать информацию |
познавательные: систематизируют информацию до изучения нового материала, дают определение понятиям; извлечение необходимой информации из прослушанного текста; определение основной и второстепенной информации; постановка и формулирование проблемы коммуникативные: формируют собственное мнение, устанавливают и сравнивают разные точки зрения, принимают решение; регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование |
||||||||||||||
3 |
Стадия осмысления содержания |
-Да, информация вещь нужная .Но вам не надо ее искать. Она перед вами. Найдите поле3.Как оно называется? -Повторите правила работы с текстом -Зачитайте вопросы ,на которые необходимо найти ответ -Теперь вы проинструктированы. Приступайте к работе. У вас 3 минуты |
-Информация к изучению Учащиеся проговаривают правила работы с текстом - Нам надо найти ответы на вопросы: что объединяет эти тексты и определить ключевые слова Учащиеся работают с текстами |
познавательные: умение структурировать знания; общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез коммуникативные умение выражать свои мысли, осуществляют контроль, коррекцию и оценку своих действий ; регулятивные: самостоятельно анализируют условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия |
||||||||||||||
-Просигнальте мне свою готовность
-Обсудите в парах полученные ответы.1минута - В чем же главная мысль каждого текста? – Какие ключевые слова нашли в каждом отрывке?
-Какой текст на ваш взгляд более полно отражает суть реакции обмена? -Зачитай определение
- -Вернитесь к окошечку №2 Какие по составу вещества реагировали друг с другом в этом случае? -Какой вывод напрашивается? -Каков механизм реакции обмена?
- Можете теперь составить уравнение реакции между оксидом цинка и соляной кислотой? -Увас1 минута -Зачитайте свои ответы и сравните с эталоном. У кого так же? -Посмотрите на окошечко «Что мне надо узнать». Узнали вы все, что планировали? |
Учащиеся показывают, кто готов, кто пока еще нет Учащиеся обсуждают свои ответы Учащиеся дают ответы Учащиеся отмечают, что в каждом тексте речь идет об обмене веществ - Текст из Википедии Ученик зачитывает определение реакции обмена
ответ: -сложные -Это реакция обмена -Катионы обмениваются анионами -Да. предполагаемый ответ: да! |
|||||||||||||||||
-Готовы ли вы записать любое уравнение реакции обмена? -Запишите уравнение реакции между сульфатом натрия и нитратом бария.1минута -Просигнальте, кто готов. -Прочитай свое уравнение. У кого также? -Чего вам не хватило? Почему не смогли справиться с заданием? -Составляем.1минута -Прочитай! У всех так? |
-Готовы Учащиеся пишут - Не смог составить уравнение -Нужно узнать схему реакции Учащиеся записывают схему реакции обмена АВ+СД=АД+СВ |
|||||||||||||||||
Валеологическая пауза |
От умственных упражнений перейдем к физическим 1минута
|
выполняют упражнения, предложенные учителем |
учащиеся отдохнули и готовы для дальнейшей работы |
|||||||||||||||
4 |
Стадия рефлексии 1)самостоятельная работа |
проводит диагностику уровня усвоения обучающимися новых знаний: -Откройте учебник стр.191 упр. 3.Первый вариант выполняет задание под буквой А, второй – под буквой Б. 2 минуты -Проведите взаимопроверку по ключам. -Кто не допустил ни одной ошибки? Молодцы! -Что ты планировал узнать на уроке? -Ты свои планы реализовал? -Вернемся теперь к теме урока. Помните, в начале урока у вас не получилось сформулировать ее правильно. -Как вы теперь определите тему урока? -Какие реакции называются реакциями обмена? |
работают самостоятельно выполняют задание Проводят взаимопроверку по ключам (На слайде) -Я планировал узнать как называется реакция -Да! -Реакции обмена! -Это реакция между двумя сложными веществами, в ходе которой они обмениваются анионами. |
познавательные: общеучебные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. коммуникативные умение выражать свои мысли. регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено, прогнозирование |
||||||||||||||
Стадия рефлексии 2)собственно рефлексия
|
||||||||||||||||||
Обратите внимание на поле 4. -Прокомментируйте! - Откройте учебник на странице 191 и найдите упражнение 4. Прочитайте. -А теперь из окошечка 5 выбери ответ, который тебе ближе по смыслу. Прочитай -Дай оценку своей деятельности и выбери ответ на второй вопрос -Озвучь! -Кого ты считаешь самым активным на уроке? Кто был лидером? -Кто желает лучше подготовиться к контрольной работе, для тех задание из поля «Поработай дополнительно» -Всем спасибо! Урок окончен! |
-Это домашнее задание . Параграф 33, страница 191, упражнение 4 - Я Готов выполнить домашнее задание так, как я научился составлять уравнения реакции обмена и вывел схему реакции -Сегодня на уроке я смог поставить цель и наметить план действий Ученики дают оценку деятельности на уроке своих одноклассников |