Урок русского языка в 1 классе на тему «Буква Е, е и звуки, которые она обозначает»

Технологическая карта урока обучение грамоте
Корчебновой Ольги Валерьевны
Тема. Буква Е, е и звуки, которые она обозначает.
Цель урока: создание условий для ознакомления учащихся с гласными буквами Е, е, развития речи.
Тип урока: урок освоения новых знаний и способов действий (изучение нового материала)
Планируемые результаты:
предметные | метапредметные | личностные |
владение навыками плавного слогового чтения с буквой Е; чтения предложений и короткого текста с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; имеют представление о букве Е, как показателе мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии и о том,что буква е дает два звука. | Коммуникативные УУД: формулировать высказывание; сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим ход работы и её результат, слушать мнение других. Регулятивные УУД: формулировать вопрос (проблему, затруднение), оценивать сложившуюся учебную ситуацию. Познавательные УУД: обобщать полученную информацию; давать оценку своим действиям, оценивать результат; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на учебных занятиях. | проявление творческого отношения к процессу обучения; проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной деятельности. |
Оборудование: презентация, карточки с иллюстрациями.
Ход урока
Структурные компоненты урока
| Действия учителя по организации деятельности учащихся и формулировка заданий | Планируемые результаты | Способы проверки и критерии оценивания результатов | ||||||
предметные | метапредметные | ||||||||
название | время | ||||||||
Мотивационный этап | 1-2 мин. | Здравствуйте, ребята!. Долгожданный дан звонок – Начинается урок. Каждый день – всегда, везде На занятиях, в игре Смело, четко говорим И тихонечко сидим. | | | | ||||
Целеполагание | 3 мин. | 1.Формулирование темы На доске прикреплены картинки на которых изображены ели, енот, ежата. Под картинками написаны слова, называющие эти предметы -Ребята, прочитайте данные слова. Кто заметил, что общего в этих словах? Сформулируйте тему урока.(Все слова начинаются на букву Е. Значит, тема сегодняшнего урока – «Буква Е и звуки, которые она обозначает». -Тему определили, теперь посмотрите на доску, здесь написаны слова-пощники, они помогут в определении цели урока. Какую цель поставим на урок? (Цель нашего урока-познакомиться с буквой Е и звуками, которые она обозначает, узнать, какую работу она выполняет, учиться читать слова с новой буквой. |
владение навыками плавного слогового чтения с буквой Е | Регулятивные УУД: формулировать вопрос (проблему, затруднение), оценивать сложившуюся учебную ситуацию | Отметить учеников, которые правильно сформулировали тему урока. | ||||
Повторение и закрепление изученного | 25-30 мин. | -У вас на столах лежит несколько букв. Найдите среди них букву Е и покажите мне. -Скажите, на что похожа буква Е? -Изобразите букву с помощью горошин. -С буквой Е мы познакомились. Теперь узнаем, какую работу она выполняет. Прочитайте слово ели по слогам. Из скольких букв состоит первый слог? (из одной буквы Е) -Произнесите первый слог. -Й-э-э-э. -Сколько звуков вы слышите? (2 звука) -Какой вы слышите первый звук? (й) Какой второй? (э) -Какой вывод можно сделать? (буква Е обозначает два звука) Какие? -Ребята, посмотрите, в какой части слова находится буква Е, и уточните, в каком случае она обозначает два звука. (если находится в начале слова) -Образуйте от слова ели другое слово, которое отвечает на вопрос какие? (еловые) -Прочитайте слово еловые по слогам. Назовите последний слог. ( слог е) Произнесите последний слог. (й-э-э-э) -Сколько слышно звуков и какие? (слышно два звука й и э) -Посмотрите на слово, после какой буквы находится буква Е, и скажите, в каком еще случае она обозначает два звука? (Буква Е обозначает два звука, если она находится после гласной. -Сделайте вывод: в каких случаях буква Е обозначает два звука? (если находится в начале слова и после гласной) -Ребята, давайте попробуем составить предложение со словом ели. (варианты предложений) -Откройте Азбуку, сейчас ваш одноклассник будет читать свое предложение, а вы скажите, к какой из картинок оно подходит. - А теперь назовите сказочного героя, который может прийти к нам на урок, но почему-то задержался. Его имя вам помогут определить тема урока и пословица. Тему урока вы знаете, а пословица такая: Есть-так сегодня, а работать-так завтра. Назовите имя героя и обоснуйте свой ответ. (Это Емеля, его имя начинается на букву Е. Он не любит работать. -Вы знаете, что у Емели было два брата? Какие у них могли быть имена? При ответе не забывайте тему урока. (Братьев могли звать Егор и Ерема) -Почему вы так считает?(их имена начинаются на букву Е) -Сколько звуков обозначает буква Е в словах Егор, Ерема и почему? (два, т.к. находится в начале слова) -Посмотрите на слайд. Какие дрова привез Емеля? (березовые, сосновые …..дрова) -Сколько звуков обозначает буква Е в последнем слоге этого слова и почему? (два звука, т.к. находится после гласной) Физминутка. Любимым занятием Емели было лежание на печи, но после больших уговоров он оттуда слез. На физкультминутке мы изобразим, как он это делал. Если я покажу и произнесу слово, в котором есть буква Е, вы изображаете, как Емеля слезает с печки. Если в слове нет буквы Е, то вы, сидя на месте, потягиваетесь, поднимая вверх руки. -Собака, едят, ворота, единица, сани, ест, шуба, если, шапки, синие, яркие.(Эти слова написаны на доске) Чтение слов и предложений с новой буквой. -Когда Емеля ехал на санях без лошади, картина была, конечно, интересной. Давайте попытаемся ее себе представить. Вам поможет в этом запись на доске. Прочитайте ее. Ворота (какие?)большие… Шуба (какая?) старая… Собака (что делает?) лает… Народ (что делает?) удивляется… Сформулируйте задание к этой записи. -Хорошая зарисовка у вас получилась. А теперь давайте вспомним, чему удивился Емеля, когда поймал щуку? (что рыба разговаривает) -Емеля удивился бы еще больше, если бы узнал о рыбах то, что вы сейчас узнаете. Прочитайте текст. Скажите, что вы из него узнали? (что рыбы летают) Какое заглавие вы бы подобрали к этому тексту? -Удивили мы Емелю сообщением, что рыбы летают. Наверное, ему с нами было интересно. Но Емеле пора возвращаться в сказку. Наш урок тоже подходит к концу. | имеют представление о букве Е, как показателе мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии и о том,что буква е дает два звука чтения предложений и короткого текста с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания | Познавательные УУД: обобщать полученную информацию; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на учебных занятиях. Регулятивные УУД: формулировать вопрос (проблему, затруднение), оценивать сложившуюся учебную ситуацию. | Отметить учеников, которые правильно выполнили работу. . | ||||
Итог урока | 3-4 мин. | -Скажите, что вы узнали сегодня на уроке? Кому сегодня было интересно на уроке? - А кому трудно было? - Как вы считаете, хорошо вы работали сегодня? -До свидания! | | Познавательные УУД: давать оценку своим действиям, оценивать результат. | |