Занятие «Бкува Т и звуки, которые она обозначает»
Цель: научить детей слышать и различать звук "т" на слух и букву т на письме.
Задачи:
I.
Организовать деятельность учащихся по вырабатыванию четкой дифференциации твердого и мягкого согласных звуков "т".
Установить связь звука с буквой;
Предупредить возникновение недифференциации строчных прописных букв т-п на основе кинетического сходства.
Продолжить работу по совершенствованию умения воспринимать инструкцию с первого предъявления; отвечать на вопрос учителя - логопеда полным предложением.
Совершенствовать технику чтения и письма.
II.
Создать условия для развития психологической базы речи (восприятия, внимания, мышления); зрительно - пространственного гнозиса;
Общей, мелкой, артикуляционной моторики.
III.
Воспитывать положительное отношение к учебной деятельности, интерес к логопедическим занятиям.
Ход занятия
I. Орг. момент
II. Работа над звуками.
1) Отгадайте загадки
Ходит скалка по дороге,
Грузная, громадная,
И теперь у нас дорога
Кака линейка ровная.
( каток)
- Что это такое? Какие значения есть у этого слова?
На весенних полях
Бродит стадо черепах,
Но совсем не на ногах,
А на собственных зубах.
( трактор)
- Какой общий звук в этих двух словах?
- т
Что это за звук? Давайте охарактеризуем его по плану.
1. Согласный. т.к. воздух встречает преграду.
2. Глухой, т.к. состоит из голоса и шума.
3. Может быть твёрдым и мягким.
Работа с цифровым рядом
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Какой звук по счёту в словах?
Тигр, пастух, тетрадь, ракета.
Где встретился мягкий, а где твёрдый звук?
III. Знакомство с буквой.
Рассматриваем варианты заглавной и строчной букв. Письменной и печатной.
На что похоже?
Физкультминутка
Слушаем слова. Если услышали твёрдый звук - хлопнули в ладоши, если мягкий - погладили себя по голове.
Кот, парта, телефон, почта, постель, куст, стекло, автобус, паста.
IV. Письменные упражнения
1. Из предложений выписать слова с буквой "т".
Мы отправились в интересное путешествие. Котёнок лакает молоко. У нас в доме живут два кота. Большая птица взлетела в воздух.Кругом всё в тонком кружеве теней.
Проверяем.
2.Самостоятельная работа.
Списать текст, подчеркнуть зелёным карандашом букву "т", обозначающую мягкий звук, синим карандашом- твёрдый звук.
Наступила весна. Ярко светит солнце. Трава и листья блестят на солнце. Фиалки цветут в лесу. Птицы стаями прилетают из тёплых стран. Дети встречают птиц. Они мастерят скворечники.
Проверяем.
V. Итог.
С какими звуками сегодня работали? Ещё раз вспомним характеристику звука "т".