Всероссийский дистанционный конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Игровые методы обучения в педагогической практике»: использование комплекса упражнений «BEGAMES»

4
0
Материал опубликован 4 April


Всероссийский дистанционный конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Игровые методы обучения в педагогической практике»: использование комплекса упражнений «BEGAMES»

                                                                             Мамедова Эльнура Вахидовна

                                                                              Учитель английского языка

                                                                           ГКОУ «Горловская СШИ № 16»


                                       «В игре ребенок живет, и следы этой жизни глубже                                           остаются в нем, чем следы действительно жизни».

                                                                                                (К.Д.Успенский)

                                                              «Игра практически с древних времён                                                                              выступает как форма обучения»
                                                                                                   (Ян Коменский)

       Влияние игровых методик на эффективность обучения английскому языку давно признано. Применение игр существенно повышает интерес к занятиям и стимулирует учащихся к активному участию. Вопросы интеграции игр в образовательный процесс рассматривались в работах выдающихся педагогов, таких как В.А. Сухомлинский, Д.Б. Эльконин, А.С. Макаренко и М.Ф. Строннин.
     Доказано, что применение игровых приемов на уроках иностранного языка преобразует общение между учениками, создавая среду, максимально имитирующую реальную коммуникацию. В процессе игры активизируются умственные процессы, возрастает эмоциональная вовлеченность и познавательная активность. Необходимость решения игровой задачи заставляет учеников полностью концентрироваться на задании, и, что особенно важно, вся игровая деятельность сопровождается использованием иностранного языка, что способствует развитию навыков беглой, неподготовленной речи.
     Активное участие в играх активизирует умственные и чувственные способности личности, содействуя релаксации и снятию скованности. Игровой процесс задействует все когнитивные функции обучающихся: совершенствует память, активизирует аналитические способности и творческий потенциал, увеличивает заинтересованность в обучении и помогает концентрироваться на главных моментах. Стоит отметить, что использование игровых подходов – это действенный способ, упрощающий образовательный процесс. Тем не менее, важно учитывать, что игра, применяемая в образовательных целях, должна вызывать интерес, быть понятной и динамичной, а также способствовать увеличению лексикона и закреплению имеющихся знаний. Игры формируют подходящую атмосферу для развития фонетических, лексических, орфографических и грамматических навыков, поэтому их можно классифицировать, опираясь на эти критерии. Любая группа игр ориентирована на достижение определенной задачи.
     Исследования в сфере методик преподавания иностранных языков детям младшего школьного возраста (среди авторов Люблинская А.А., Негневицкая Е.И., и другие) демонстрируют, что ситуационно-игровой подход к обучению является наиболее эффективным. Это объясняется тем, что игра сохраняет свою ключевую роль в развитии и жизни детей данного возраста. Использование игровых методик в образовательном процессе вызывает у школьников неподдельный интерес. Педагогу необходимо тактично показать ученикам, что игра ценна не только как развлечение, но и как эффективный инструмент обучения. Игры выступают своеобразной тренировкой, позволяющей многократно повторять языковые структуры в условиях, максимально приближенных к реальному общению. Каждая игра предоставляет возможность достичь успеха и стимулирует стремление к победе. Значительная часть успеха в игре определяется личными качествами и индивидуальными особенностями участника.

     В своей работе «Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке» И.А. Зимняя, опираясь на работы авторитетных исследователей, подчеркивает: «Л.С. Выготский подчеркивал важность постановки четкой задачи и предоставления необходимых средств для ее решения, чтобы стимулировать интеллектуальный рост ребенка. Главная задача образования – научить ребенка мыслить» [3, с. 8]. В играх все участники находятся в одинаковом положении. Она доступна почти всем учащимся, даже тем, кто не имеет глубоких знаний в этой области. Кроме того, учащийся с проблемами в языковой подготовке может возглавить игру, потому что изобретательность и находчивость часто более ценны, чем глубокие знания предмета. Ощущение равенства, атмосфера энтузиазма и радости, ощущение выполнимости заданий – все это позволяет студенту преодолеть застенчивость, которая мешает свободно использовать иностранные слова в речи, уменьшает страх ошибок и оказывает положительное влияние на результаты обучения. Языковой материал усваивается незаметно, и возникает чувство удовлетворения, и студент может говорить наравне со всеми.
    Рассмотрим ряд игровых техник, которые могут быть полезны и интересны на уроках английского.
Комплекс упражнений на ситуативно-игровой основе, получил название BEGAMES. Выбрано несколько ситуаций: игры в лото, домино, игра в сыщика, игры с установкой «Будь быстрым, сообразительным!», «Будь удачлив!»
Комплекс упражнений состоит из 6 компонентов:
1.
Biloto;
2.
Biatlon;
3. В
equick;
4. В
eagle
5.
Belucky;
6.
Bimino.
Игровые компоненты представляют собой упражнения, направленные на развитие словарного запаса по конкретной тематике. Набор заданий позволяет многократно отрабатывать языковые конструкции в обстановке, максимально имитирующей реальное общение, с характерными для него эмоциональной окраской, непредсказуемостью и коммуникативной направленностью.

     1. Пример такой игры – "Biloto". В ней задействованы все учащиеся. Требуется предварительная подготовка таблиц и жетонов. До начала урока преподаватель инструктирует помощников (ассистентов и экспертов) об их функциях, а также координирует их действия в ходе занятия.

Цель игры: совершенствование лексических навыков, развитие навыков аудирования и чтения, а также языковой интуиции.

Количество используемого материала определяется уровнем подготовки учеников. Оптимальное число – 20-30 слов и фраз. Темп игры – высокий. Ученикам, демонстрирующим хорошие результаты, можно предложить роль экспертов, наблюдающих за ходом игры и оказывающих помощь при необходимости. Каждый ученик получает лист с таблицей, содержащей 25 слов. (Рассчитано на учащихся 7 класса).

Shape

Material

Patter

Colour

Items

Round

Wood

Woolen

Gold

Ball

Square

Paper

Cotton

Blue

Frame

Oval

Metal

Velvet

Silver

Book

Triangular

Leather

Silk

Brown

Bowl


Каждый ученик получает набор жетонов для игры. Используя таблицу со словами и имея возможность обратиться за помощью к учителю или эксперту, ученики готовятся к игре. Учитель без пауз называет русские слова, а задача учеников - быстро найти их английские переводы в таблице и закрыть их жетонами.
Первый, кто полностью закроет все названные слова, кричит "Beloto!". Учитель и эксперты проверяют правильность, и только потом объявляется результат. Ученикам предоставляется три попытки.

       2. «Biatlon» -Биатлон.

Цель игры: развить и укрепить лексические навыки учащихся.
В игре участвуют 2-4 ученика. На доске размещены карточки с английскими словами. Учитель называет слово на русском языке, ученики должны найти и коснуться соответствующей английской карточки, имитируя лыжный бег. Ассистенты учителя фиксируют баллы за правильные ответы. Каждому участнику предоставляется три попытки.


Shape Woollen Cotton Blue Round Oval Silver Triangular Paper Velvet Gold Wood Metal Leather Ball Frame Book Bowl Square Brown.....

      3. «Вeagle» – сыщик.

Цель игры: совершенствование навыков комбинирования слов.

В этой игре задействован весь класс. На столах разложены карточки с различными словами. Учащиеся знакомятся с представленными словами, восстанавливают в памяти их значения и, при необходимости, обращаются за разъяснениями к преподавателю. Учитель произносит слово на английском языке, после чего ученики приступают к поиску слов, образующих с ним осмысленные сочетания. Рекомендуется заранее установить количество словосочетаний, которые необходимо найти. Это создает организованность и предотвращает излишние вопросы во время игры. Побеждает тот, кто быстрее всех соберет требуемое количество лексически и грамматически верных комбинаций. Ассистент, выбранный учителем, фиксирует результаты на доске.

Round- blue ball, metal-bowl, leatherbag, silver- frame, square - brown book и т.д

      4. «Bequick» - будь быстрым!

Цель: Совершенствование навыков чтения и восприятия на слух, а также фонетическая тренировка новых слов.

В игре задействованы все ученики класса. Расположившись полукругом на стульях, каждый держит карточку с английским словом. Слова на карточках должны быть напечатаны крупным шрифтом, чтобы ведущий мог легко различать и быстро прочитывать их. Ведущий находится перед игроками на расстоянии двух-трех метров. Изначально роль ведущего выполняет учитель. У него тоже есть карточка со словом. Ведущий внимательно просматривает все карточки игроков, а затем громко произносит два слова. Ученики, у которых оказываются названные слова, должны оперативно подняться и поменяться местами. Важно сделать это максимально быстро, иначе ведущий займет их место. В таком случае, проигравший игрок становится новым ведущим. Продолжительность игры определяется временем, отведенным на урок. Ученики, которые ни разу не были в роли ведущего, получают дополнительные баллы.

ROUND - RED – STRIPED - BLUE - PLASTIC - LEATHER - YELLOW
ученик - ученик ………BALL (ведущий)

         5. «Вelucky» - будь удачлив!

Цель игры: развитие и улучшение словарного запаса.

Класс разбивается на команды по 3-4 человека. Игроки занимают места за столом, на котором размещены карточки со словами (от 20 до 30 штук). Преподаватель произносит слово на русском языке. Игрок, первым поднявший карточку с соответствующим английским переводом, зарабатывает очко. Учащимся дается от 3 до 5 шансов. Помощник учителя фиксирует результаты игры на доске.
Material: paper, wooden, plastic, metal, silver, leather, gold.
Материал: бумага, дерево, пластик, металл, серебро, кожа, золото.
Pattern: woollen, cotton, velvet, silk.
Текстура: шерсть, хлопок, вельвет, шёлк.
Shape: round, square, rectangular, oval, triangular, star-shaped.
Форма: круглый, квадратный, прямоугольный, овальный
треугольный, в форме звезды.

        6. «Вimino» - аналогия игры домино.

Цель игры: проверить усвоение словарного запаса. Для игры заранее подготовлен комплект из 36 слов (по 18 на русском и английском языках). Первая команда игроков занимает места за столом. Каждому раздается по 6 карточек. Игрок, начинающий игру, кладет на стол любую свою карточку. Допустим, это слово "MATERIAL". Ученик, сидящий слева, должен перекрыть ее соответствующим русским эквивалентом – "материал". Если у него нет нужной карточки, ход переходит к следующему. Обладатель карточки со словом "материал" выкладывает ее и получает право выложить уже свою карточку, например, "COTTON". Теперь уже ее должен закрыть тот, у кого есть перевод этого слова на русский язык. Побеждает тот, кто раньше всех выложит все карточки на стол и выйдет из игры.

MATERIAL ----------материал --------COTTON--------хлопок -----PAPPER------бумага------ OVAL-------овал-------SILK---------- шёлк------LEATHER-------кожа SILVER--------серебренный GOLD---------золотой-----------TRIANGULAR---------треугольный и т.д

       Каждый преподаватель, стремящийся к творческому подходу в работе, рано или поздно приходит к мысли о необходимости разработки собственных игровых методик. Однако одного лишь осознания этой потребности недостаточно; ключевым моментом является постоянное совершенствование профессионального мастерства педагогов.

Данный набор заданий может быть интегрирован как в структуру всего занятия, так и в качестве отдельного его этапа. Он способствует созданию позитивного настроя, вызывает интерес и предвкушение чего-то увлекательного. Дети приходят на занятия с надеждой на повторение игровых моментов. Подобный подход пробуждает в учениках стремление посещать уроки английского языка, наполняя их ожиданием новых и интересных открытий. Хорошо известно, что материал, усвоенный с эмоциональным вовлечением, запоминается гораздо эффективнее.

       В заключение, необходимо отметить, что применение игровых методик на занятиях по иностранному языку, как образовательных, так и языковых, является чрезвычайно эффективным. Игры способствуют надежному закреплению изученного материала, совершенствуют коммуникативные умения в разнообразных форматах и, что особенно ценно, вовлекают всех учащихся в процесс обучения. Игры стимулируют развитие логики, учат поиску оптимальных решений и сотрудничеству в коллективе, а также содействуют повторению и усвоению полученной информации. Преподаватель, управляя ходом игры, может уделить внимание всей аудитории и реализовать индивидуальную стратегию обучения для каждого ученика.

                                          Список литература

1. Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранному языку. М.: Просвещение, 1965

2. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке Книга для учителя. М., Просвещение, 1985 – 160 с.

3. Казанская В.Г. Психология и педагогика. Краткий курс. – СПб.: Питер, 2008 – 239 с.

4. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978 – 304 с.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.