Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Психолого-педагогическое сопровождение одаренных и талантливых детей»
«Психолого – педагогическое сопровождение
одаренных и талантливых детей»
Автор статьи Остробородова Ирина Николаевна
Педагог – психолог МБДОУ «Детский сад № 180 «Почемучка»,
город Барнаул, 2022
Одаренность – понятие поэтическое. Недаром Даниил Гранин очерк о Пушкине назвал «Священный дар». Какие бы определения ни давали мы способностям, таланту, гению, в основе всегда – одаренность. Драгоценный и, может быть, непостижимый дар человеку. Дар природы… Конечно, но не только. Это как алмаз, который засверкает своими гранями только после того, как побывает в руках мастера…
Как бы ни был одарен ребенок, он нуждается в бережных и заботливых воспитателях, которые придадут природному «материалу» бриллиантовый блеск.
Одаренному ребенку нужен одаренный педагог, точнее, педагогическая команда, в которую входят воспитатели, психолог, родители и другие значимые для ребенка взрослые.
Одаренный ребенок нередко отличается особенной ранимостью. Ему со своей необычностью бывает нелегко среди сверстников. Наша задача – помогать таланту раскрыться не только в сфере его основных увлечений, но и в отношениях с окружающими.
«Одаренный», «способный», «талантливый», - эти слова довольно часто произносятся – педагогами, психологами и родителями.
Под способностями понимают, как правило, такие особенности человека, которые обеспечивают высокие достижения в деятельности, определяют его пригодность к конкретному виду занятий.
Одаренность чаще всего трактуется как качественное своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешное осуществление деятельности. Эту индивидуально-психологическую особенность ученые характеризуют как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, позволяющее достичь человеку результатов.
И способность, и одаренность как проявляются, так и развиваются в деятельности и общении.
Исходной предпосылкой для развития способностей служат врождённые задатки.
Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Первые годы жизни ребенка - самые ценные для его будущего, и надо как можно полнее использовать их.
Очень важно пробудить имеющиеся задатки, заметить их проявления, не дать «заглохнуть» дарованию, обеспечить своевременное успешное прохождение первых этапов развития способностей и одаренности в период, особо значимый для человека – дошкольное детство.
В дошкольном детстве можно выделить несколько ступенек способностей. Каждая ступенька—это путь восхождения воспитанника ДОУ к вершинам своего развития или система воспитательно-образовательной работы.
Первый этап (2–3 года — копилка эстетических переживаний, настроений, эмоций. Первые сенсорные впечатления. Самое главное на этом этапе— пробуждение чувственной сферы, а искусство должно явиться сопровождающим фоном развития.
Второй этап (3–4 года) — Погружение в деятельность. Начальные признаки природного потенциала. Ребенок данного возраста очень активен, он с интересом берется за любое дело, не зависимо от уровня его сложности и новизны. Учитывая это, необходимо предоставлять детям широкий спектр различных видов деятельности. Очень важно на данном этапе наблюдать за ребенком.
Третий этап (4–5 лет) — интерес, желание, творческий поиск. Главное на данном этапе поддержать ребенка, помочь ему определиться. На данном этапе уже возможна работа по объединению детей, имеющих однотипные способности в группы для дополнительных занятий.
Четвертый этап (5–6 лет) — яркие проявления природного потенциала. Если на предыдущих этапах деятельность затевается ребенком просто ради самой деятельности, то теперь ребенок стремится к достижению результата в ней, прилагая максимум усилий, для того чтобы деятельность была успешной. Детям предлагают различные виды интеллектуальных игр.
Пятый этап (6–7 лет) — проявление одаренности. Сопровождающий фон развития ребенка (кружки, индивидуальная работа) это пробуждение его природного потенциала, первый этап развития способностей дошкольника. Уровень развития способностей некоторых детей уже достаточно высок. Им становится «тесно» в детском саду. Необходимо расширить сферу их деятельности, создать условия для дальнейшего интеллектуального развития. Главными союзниками и помощниками здесь становятся родители, которые «перебрасывают мостик» для ребенка от детского сада к школе, где ребенок продолжает совершенствовать свой природный потенциал в приоритетном для него виде деятельности. И здесь особое место в работе с одаренными детьми занимают консультации с их родителями. Направить же родителей, помочь им увидеть одаренность своего ребенка должен педагог.
Поскольку одаренный ребенок всегда требует к себе неординарного подхода, на консультациях с родителями, как правило, вначале выясняются причины конфликта, затем путь к взаимопониманию и выработке конструктивных способов взаимодействия родителей со своими детьми.
При создании в дошкольном учреждении благоприятных условий за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности.
Такими условиями являются:
наличие специально подготовленных высококвалифицированных педагогов дополнительного образования и воспитателей;
наличие богатой предметно-развивающей среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка;
создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности;
наличие личностно-ориентированной воспитательно-образовательной системы, включающей в себя развивающие программы по различным направлениям детской одаренности, учитывающие как личностные, так и возрастные особенности ребенка;
введение системы психолого-педагогического мониторинга, направленного на выявление особых способностей детей и отслеживания их дальнейшего развития;
использование в работе педагогов различных нетрадиционных методов и приемов, игровых технологий,
занятие детей в свободной деятельности развивающими играми,
работа кружков и секции, развивающих творческую направленность ребенка;
участие детей в различных праздниках, спортивных соревнованиях, сюжетно-ролевых играх, выставках детского творчества
тесное сотрудничество с семьей по вопросам развития одаренности их детей;
Когда речь идет о детской одаренности и способностях, то имеют в виду и проявляют заботу обычно в отношении умственных способностей и одаренности ребенка, иногда - в области художественной сферы (музыкальной, изобразительной и т.др.) Между тем в настоящее время выявлены разнообразные виды человеческой одаренности. В их числе – общая интеллектуальная, художественная творческая, психомоторная, социальная (лидерская, коммуникативная), которые уже проявляются уже в дошкольный период.
Для того чтобы ребенок проявил свои интеллектуальные способности и успешно развивался, ему надо оказывать специальную и длительную психолого-педагогическую, эмоциональную поддержку в сочетании с умеренным контролем результатов.
Важное место занимают психическое здоровье детей, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Забота о психологическом здоровье детей в образовательном пространстве — это забота о безопасности каждого растущего человека и безопасности нации завтра. Именно поэтому на современном этапе развития системы дошкольного образования возникает потребность организации психологического сопровождения внедрения федерального государственного образовательного стандарта на уровне каждого дошкольного образовательного учреждения.
Воспитание одаренных детей выдвигает значительные требования к психологической, интеллектуальной, моральной и артистической восприимчивости у воспитателя. Многие дарования имеют отличительные свойство: они сами умеют о себе позаботиться. Чем более гениален одарённый ребенок, тем более его творческая способность ведет себя как личность, далеко превосходящая в данных обстоятельствах возраст ребёнка («гений»). Одаренность становится ценностью лишь в том случае, если остальная личность идет с ней в ногу так, что талант может быть применен с пользой.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в детском саду гарантирует формирование профессионального мастерства педагогов, психологической культуры родителей, а это в свою очередь разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него способности до уровня, соответствующего возрастным особенностям и требованиям современного мира.
Задачи психолого-педагогической службы
Психолого-педагогическая поддержка – диагностика, консультативно-тренинговая работа, направленная на развитие самосознания, у одарённого ребёнка важно формировать ценностное отношение к себе, к своему таланту, развивать глубокое понимание своих возможностей (одаренные дети находятся в состоянии большого риска социальной изоляции и отвержения со стороны ровесников, реальный уровень способностей одаренных детей не понимается окружающими и нормальный для такого ребенка процесс развития рассматривается как аномальная неприспособленность к жизни в обществе, у таких детей возникают трудности в нахождении близких по духу друзей, трудности в социальной адаптации, появляются проблемы участия в играх сверстников, которые им не интересны. Дети подстраиваются под других, хотят казаться такими, как все, учителя очень часто не распознают одаренных учащихся и отрицательно оценивают их способности и достижения, сложность положения усугубляется тем, что сами дети осознают свою непохожесть).
Обучение одарённого ребёнка социально-психологическим навыкам и умениям установления и поддержания гармоничных отношений с окружающими, понимание своих чувств и переживаний в общении, делового сотрудничества, конструктивного решения конфликтов (известно, что высокий уровень интеллектуального развития не только не гарантирует ребенку, да и взрослому успешность в общении с другими людьми, но нередко сочетается с большими затруднениями в установлении контакта и осуществлении коммуникации, а именно в этом и проявляется феномен интеллектуально-социальной диссинхронии, Хотя одаренные дети и подростки с трудностями в общении нередко успешно взаимодействуют с партнерами посредством Интернета, при этом коммуникативные процессы претерпевают существенные изменения по сравнению с традиционными формами общения - исключаются либо модифицируются некоторые сложные коммуникативные действия, требующие высокого уровня развития социально-перцептивных, эмоциональных процессов (эмпатии) и в целом социальной компетенции).
Охрана и укрепление здоровья; развитие навыков саморегуляции и управления стрессом (современные исследования показывают, что гармоничность в развитии различных сторон психики одаренного человека является относительной редкостью, чаще можно столкнуться с неравномерностью, односторонностью развития, которая зачастую не только сохраняется на протяжении всей жизни одаренного человека, но и углубляется, порождая у него ряд психологических проблем).
Очень важно уделять внимание развитию эмоциональной сферы талантливых детей. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Поэтому очень важным элементом сопровождения является тренинговое развитие эмоционального мира ребенка. Режим психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса позволяет не только отслеживать актуальный психолого-педагогический статус каждого одаренного ребенка в самые сложные, критические возрастные периоды, но и прогнозировать зону ближайшего развития у детей «скрытых», нереализованных пока возможностей и способностей.