Игровые методы обучения в педагогической практике

1
0
Материал опубликован 30 September 2020







«Игровые методы обучения в педагогической практике»











Воспитатель : Петрова М.В.

































«Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества.

Игру принято называть основным видом

деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и

развиваются разные стороны его личности,

удовлетворяются многие интеллектуальные и

эмоциональные потребности, складывается характер.

Вы думаете, что вы просто покупаете игрушку?

Нет, вы проектируете при этом человеческую личность!»

Б.Никитин







Игра составляет главное содержание жизни ребенка дошкольного возраста, является основной его деятельностью, и влияет на все стороны его личности.

Играть или учить?

Конечно же играть, считает Зайцев. В дошкольном возрасте любой другой путь не даёт желаемого результата. Именно в игре проявляются разные стороны личности дошкольника, реализуются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер.

Однако в практике можно довольно часто наблюдать значительные отклонения от этой истины. Если воспитатель не помогает детям воплощать их впечатления в творческих играх, то дети не умеют полноценно использовать игрушки, не могут развить действие.

На своём опыте я убедилась, что руководство воспитателя не только не ограничивает свободы действий ребёнка в игре, а наоборот, поднимает игру на более высокую ступень, делает её более интересной и усиливает её воспитательное значение.

Облекая обучение в форму игры, я использую различные методы:

-дидактические игры,
-подвижные игры,
-игры-забавы, инсценировки.

Дидактические игры.

Под дидактической игрой мы подразумеваем такую деятельность, смысл и цель которой дать детям определенные знания и навыки. По сравнению с другими играми, они имеют одну характерную особенность: цель дидактических игр- учить детей, тренировать и развивать их умственные способности и прививать им положительные черты характера.

Дидактические игры в большинстве случаев проводятся тогда, когда дети уже получили на занятиях определённые знания и навыки, иначе трудно осуществить игру. Например, ребёнок только на основе знаний может на ощупь определить предмет в «волшебном мешочке» и назвать его, найти схожие и различные качества изображаемых на картинке предметов. Эти игры опираются на способность детей сознательно запоминать и воспроизводить то, что воспринимали.

По содержанию дидактические игры можно разделить на:

·математические

·сенсорные

·речевые

·музыкальные

·природоведческие

·для ознакомления с окружающим

·по изобразительной деятельности

Дидактическая игра в педагогическом процессе:

-Игры для младших детей.

Перемешанные картинки.

Задача игры: закрепить и проверить культурно-гигиенические навыки.

Пособия: серия больших картинок, к которым дети находят соответсвующие маленькие картинки. Например, к большой картинке, на которой изображена растрепанная девочка,- расчёска; к картинке, на которой изображён неопрятный мальчик,- мыло и щётку, и т.д.

Ход игры: воспитатель вешает на доску большую картину, изображающую неопрятного ребёнка , а детям раздаёт маленькие картинки, на которых нарисованы подходящие предметы. Дети ищут среди своих картинок предмет, которым надо дополнить большую картинку. Когда они отдают картину воспитателю, то должны объяснить его назначение.

Магазин одежды для кукол.

Задача игры: Назвать цвет платья и остальных предметов одежды.

Пособия: Платья для кукол разных цветов, а также шапочки, сумочки ,пояса ,уложить в большую коробку, стоящую на столе. Это будет «магазин».

Ход игры: Воспитатель показывает детям платья и остальные предметы, и спрашивает , какого они цвета. Потом объясняет детям , что они могут купить одежду для кукол, и одновременно учит, как это нужно делать: «Надо сказать: «Дайте мне , пожалуйста , жёлтое платье». Когда вы наденете на куклу платье, то нужно будет покупать предметы того же цвета, что и платье».

Вариант. Игру можно проводить и с куклами , вырезанных из картона.

Катание шариков.

Задача игры: Уточнение знаний об особенностях шара; совершенствование координации движений и ловкости.

Пособия: цветные шарики.

Ход игры: воспитатель сажает детей на пол попарно друг против друга. Дети катают друг другу шар. Воспитатель усложняет игру- предлагает как можно лучше подтолкнуть шар своему товарищу.

Игра с уточками.

Задача игры: формировать представление о количестве.

Пособия: утка и три утёнка ; конструктор.

Ход игры: дети делают из кубиков ручей и пускают в него утку с утятами. Воспитатель вводит детей в игру коротким рассказом: «Была одна утка и было у неё три утёнка (ставит на стол утку с утятами). Одного утёнка взяла Машенька( даёт Машеньке одного утёнка), Другого забрал Миша (Миша берёт второго утёнка), третьего Мариночка (девочка забирает утёнка). Утка пришла к ручью и зовёт своих деток. Приплыл первый утёнок ( Машенька быстро кладёт утенка в ручей), потом приплыл второй , с которым играл Миша. Сколько утят возвратилось ? –«Два»,- отвечают дети. Но утка опять зовёт. –«Почему она снова зовёт, дети?» - «Потому что пришли не все утята». Прибежал ещё один утёнок( Мариночка кладёт на стол утёнка). Сколько утят возвратилось? –«Три». Правильно, теперь утка может плыть со своими утятами.

Узнай цветы

Задача игры: научить детей узнавать цветы.

Пособия: картинки с изображениями цветов и из них же букеты.

Ход игры: воспитатель даёт детям картинки с изображением цветов. Дети должны выбрать из букетов такой цветок, какой нарисован на картинке, и назвать его.

Кто что услышит

Задача игры: Закрепить звуковое восприятие.

Пособия: ширма, разные предметы, которые издают какой-нибудь звук: звонок, молоток, труба.

Ход игры: Воспитатель за ширмой издаёт звуки, а дети угадывают, что она делает.

Дидактические игры для старших детей.

Что в корзинку мы берем.

Дидактическая задача: закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу.

Научить различать плоды по месту их выращивания.

Сформировать представление о роли людей сохранения природы.

Материалы: Картинки с изображение овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод, а так же корзинок.

Ход игры. У одних детей - картинки, изображающие разные дары природы. У других – картинки в виде корзинок.

Дети – плоды под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т.д.

Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и т.д.). Выигрывает тот, кто выполнил это условие.

Игра с мячом «Воздух, земля, вода»

Дид. задача:  закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.

Материалы: мяч.

Ход игры: Вариант№1Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д.

Вариант№2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.

«НАВЕДИ ПОРЯДОК»

Цель: Учить детей различать цвета и использовать название цветов в речи. Учить понимать слова «такой», «не такой», «разные». Развивать мелкую моторику.

Материал: Нарезанные цветные кубики из поролона (красные, желтые, зеленые, синие); 4 цветные тарелочки основных цветов , пинцет.

Ход игры: Дети собирают рассыпанные по столу цветные кубики и раскладывают их по тарелочкам соответствующего цвета. Проговаривая при этом цвет каждого кубика

Дидактическая игра «Слушайте внимательно»

Цель:

Ход игры: расширить представления детей по правилам пожарной безопасности.

Воспитатель задает вопрос, а дети хором должны отвечать:

«Это я, это я, это все мои друзья».

- Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?

- Кто из вас, заметив дым, закричит: "Пожар, горим!"

- Кто из вас шалит с огнем утром вечером и днем?

- Кто, почуяв газ в квартире, открывает окна, двери?

-Кто от маленькой сестрички незаметно прячет спички?

-Кто из вас шалит с огнем? Признавайтесь честно в том.

-Кто костров не разжигает и другим не разрешает?

Дидактическая игра «Отвечайте правильно»

Цель: формировать знания детей о пользе и вреде огня, о правилах пожарной безопасности

Материал: мяч

Ход игры: Воспитатель начинает стихотворную строку, а продолжить ее должен тот ребенок, которому передали мяч.

Где с огнем беспечны люди

Там взовьется в небе шар,

Там всегда грозить нам будет

Злой… (пожар) — передача мяча.

Раз, два, три, четыре.

У кого пожар в… (квартире) — передача мяча.

Дым столбом поднялся вдруг.

Кто не выключил (утюг) — передача мяча.

Красный отблеск пробежал.

Кто со спичками (играл) — передача мяча.

Стол и шкаф сгорели разом.

Кто сушил белье над (газом) — передача мяча.

Пламя спрыгнуло в листву.

Кто у дома жег (траву) — передача мяча.

Кто в огонь бросал при этом

Незнакомые (предметы) — передача мяча.

Помни каждый гражданин:

Этот номер (01) — передача мяча.

Дым увидел — не зевай.

И пожарных (вызывай) — передача мяча.

Игра «Спасение пострадавших»

Подвижные игры.

Игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Игра является oсобой формой общественной жизни дoшкольников, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы и пoзнают мир. Самостoятельная игровая деятельность способствует физическому и психическому развитию каждого ребенка, воспитанию нравственно – волевых качеств и творческих способностей. Подвижная игра – это oдно из эффективных средств физического развития. Бoльшую потребность в движении дети обычно стремятся выплеснуть в играх. Вo время подвижной игры у детей развиваются мнoгие качества.

А.С. Макаренко утверждал, что как ведёт ребёнок себя в игре, так позже он будет вести себя на работе. Если ребёнок вялый, малоактивный и медлительный, равнодушен к проигрышу , потом же он будет не в состоянии загореться трудовыми задачами.

Главная воспитательная задача при проведении подвижных игр- руководство развитием движений ребёнка.

Подвижные игры для детей младшего возраста.

Подвижная игра «Хоровод».

 

Цель: учить детей водить хоровод; упражнять в приседании.

Дети за воспитателем проговаривают слова. Взявшись за руки, ходят по кругу.

Вокруг розовых кустов, среди травок и цветов

Кружим, кружим хоровод, ох, весёлый мы народ!

До того мы закружились, что на землю повалились.

Бух!

При произнесении последней фразы выполняют приседания.

 

Подвижная игра «Карусель».

Цель: развивать у детей равновесие в движении, навык бега, повышать эмоциональный тонус.

Описание. Воспитатель предлагает детям покататься на карусели. Держит в руках обруч (находясь в середине обруча) с привязанными к нему разноцветными ленточками. Дети берутся за ленточки, воспитатель двигается с обручем. Дети идут, а затем бегут по кругу. Воспитатель говорит:

Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,

А потом, а потом всё бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не бегите, карусель остановите,

Раз и два, раз и два, вот и кончилась игра!

Дети останавливаются.

Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»

Цель: приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место.

Описание. Дети – «воробушки» садятся на скамейку – «гнёздышки». Воспитатель изображает «автомобиль». После слов воспитателя: «Полетели, воробушки, на дорожку» - дети поднимаются и бегают по площадке, размахивая руками – «крылышками». По сигналу воспитателя: «Автомобиль едет, летите, воробушки, в свои гнёздышки!» - «автомобиль» выезжает из «гаража», «воробушки» улетают в «гнёзда» (садятся на скамейки). «Автомобиль» возвращается в «гараж».

Подвижные игры для детей старшего возраста .

«Кидаем кольца»

Развивается точность, а также глазомер. Правила. Малыши делятся на две команды. Перед каждой в землю втыкается палка. Необходимо накинуть цветные кольца на палку. У каждого игрока 3 колечка. Выигрывает команда, которая меньше ошибалась. Полезно после проявленной активности организовать несколько малоподвижных игровых занятий, чтобы малыши успокоились, снялась повышенная возбудимость. Особенностью всех малоподвижных занятий является организация дошкольников: малышей строят в круг, в шеренгу, может быть использован бег врассыпную. Положительным моментом малоподвижных занятий и упражнений можно считать то, что принимать в них могут участие все дети, независимо от физической формы. Соревнования, эстафеты могут быть сложны для малышей с проблемами здоровья. Стеснительные, пугливые ребята также не любят проявлять себя в маленьких группах: боятся не справиться. Приучение малышей к активности лучше всего начинать именно с малоподвижных игр.


«У кого мячик»

Вырабатывает наблюдательность, внимание, ловкость, сноровку. Дети становятся вплотную, составляя круг. Руки спрятаны за спиной. Ведущий, которого выбрали с помощью считалочки, идет в центр и закрывает глаза. Кто-то из детей берет небольшой мячик и прячет за спиной. По сигналу ведущий открывает глаза, внимательно наблюдает за игроками, которые передают мячик от одного к другому за спиной. Если ведущий указывает на малыша и говорит «руки», тот должен сразу вытянуть руки вперед и показать ладошки. Когда ведущий угадал, у кого мячик, дошколята меняются местами.

Все подвижные игры летом на прогулке в старшей группе помогают дошколятам улучшать, совершенствовать физические возможности, учат командной игре. Во дворе детского сада намного больше места для бега, пряток, которые так нравятся малышам. В игровом процессе вырабатывается ловкость, сила, сноровка, умение быстро бегать и внезапно поворачивать

Инoгда родители, желая воспитать своего ребенка очень ответственным, грамотным, стремятся как можно раньше приобщить его к учебной деятельнoсти (например, наняв репетитора и «усадив» его за изучение иностранных языков), не оставляя времени на игры, тем самым снижая социализацию в развитии ребенка. Развитие ребенка становится дисгармoничным (например, ребенок очень хoрoшо умеет считать, писать, но оказывается совершенно не умеет налаживать контакт со сверстниками; в худшем случае - у ребенка может случится нервное перенапряжение, могут возникнуть проблемы с поведением, навязчивые страхи и т.п.).

Именнo в дошкольном вoзрасте возникает умение вести себя в соответствии с принятыми на себя ролями, что очень важно для дальнейшего социального развития ребенка.

Оснoвной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дoшкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

В игровой деятельности формируются многие пoложительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению и развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой. Чтобы выполнить эту задачу, необходимо создать в детских садах все условия для разнообразных игр, внимательно, с уважением относиться к ним, вдумчиво, умело руководить ими.

Играя, дети учатся жить!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.