Игровые методы обучения в педагогической практике

2
0
Материал опубликован 29 September 2020

Игровые методы обучения в педагогической практике

Учителя иностранного языка не нужно убеждать в том, что игра – мощный стимул к овладению языком, что ведет за собой развитие. Развивающее значение игры заложено в самой природе, ибо игра – это всегда эмоции, а там, где эмоции, там активность, там внимание и воображение, там мышление. Ребята очень любят игры. Обращение к ребятам «А теперь, давайте, поиграем!» не только оживляет урок, но и сами учащиеся, услышав слово «игра», оживают, в какой бы форме игра ни проходила.То , что бывает скучным для них при традиционных формах работы , легко усваивается в игре . Она создает возможность для многократного повторения изучаемых структур в условиях максимально приближенных эмоциональному, спонтанному речевому общению.

Среди разнообразных приемов организации занятий наибольший интерес у обучающихся вызывает игровые технологии, поскольку они приближают речевую деятельность к естественным нормам, способствуют эффективной обработке языкового программного материала.

Применение игр на уроке повышает, во-первых, у учащихся готовность к сотрудничеству и открытию, консолидации с группой, во-вторых, способствует развитию творческой активности, а также стремлению регулировать свое поведение и влиять на других. Причем отмеченные явления достаточно типичны для большинства участников такого обучения и протекает довольно интенсивно в сравнительно короткий период времени.

В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре; находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости. Ощущение посильности заданий- все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения- “оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми”.


Обучение через игровые технологии положительно влияет на развитие личности ребенка. Это способствует развитию его памяти, воображения, внимания, чувства коллективизма. Дети становятся раскованнее, активнее, общительнее, легче вступают в контакт. Радость познания развивает творчество обучающихся, формирует интерес к изучению иностранного языка. Наряду с устными играми, можно использовать мультимедийный курс. Здесь имеется большое разнообразие лексических игр, где заучиваются написание слов, их переводы и произношение. Все игры сопровождаются красочными картинками. Хотя они рекомендуются детям от трех до восьми лет, но интересны и учащимся старшего возраста.


Можно провести разнообразные конкурсы с использованием интерактивной доски.

- Детям предлагаются слова. Команды по очереди подбирают рифму к словам.

- Командам предлагаются предложения, в которых нарушен порядок слов. Они должны поставить слова в логическом порядке и записать их.

- Командам предлагается разгадать шараду из чисел, в которой первая буква каждого числительного соответствует букве в заданном слове. Детям необходимо назвать числительное и вписать букву в нужную ячейку.

- На интерактивной доске представлены предложения с пропущенными словами, нужно вставить слова, обозначающие цвет и составить схему цветовой гаммы из различных геометрических фигур.

Игры бывают различные, например:

- Подвижные игры (физкультминутки). Называешь разные слова на английском языке (fly, run, swim) – ребята воспринимают слова на слух и движениями показывают свое понимание.

- Игры- соревнования. Дети делятся на команды. Я называю слова на русском языке, ребята записывают эти слова на английском языке. Если ученик не может вспомнить и записать слово, то балл снимается с команды.

- Игры с предметами (мяч, кукла). Я называю слово на русском языке и передаю мяч по очереди ученикам, и ученик называет это слово на английском языке.

- Диалоги с героями книг, сказок.

- Фонетические, лексические, грамматические игры.


К любой учебной теме можно подобрать немало игрового материала, который ускорит усвоение лексического, грамматического материала. Ниже привожу подборку игр на тренировку написания и повторение ЛЕ.

Собери разбежавшиеся буквы.

t

b

u

l


l

y

w

o

l

e

Игра «Салат из букв».

Учитель называет буквы вперемежку. Ученики их записывают. Кто первым составит слово, тот записывает его на доске. Когда эта форма задания усвоена, победивший ученик может задумать свое слово и вести игру вместо учителя.

Игра «Знаете ли вы алфавит?»

Ученики образуют две команды и выполняют следующее задание:

Расположите слова, написанные на интерактивной доске, в алфавитном порядке: Bodo,Inna, Anton, Nina, Rudi.

Игра «Bingo» . Варианты «Zahlen – Bingo» , «Buchstaben – Bingo».

Каждый ученик рисует квадрат с 9 клетками и выписывает во все клетки цифры или буквы.

5

7

1

9

6

13

4

8

2


A

S

U

D

F

Z

Q

R

K



Учитель называет числа в любом порядке. При этом он вычеркивает в своем квадрате названное число. Если это число имеется в клеточке ученика, он его вычеркивает. Игрок, который первым вычеркнет все 9 чисел , громко заявляет об этом и является победителем. Он вслух читает все 9 чисел. Таким же образом проводится игра на узнавание букв алфавита.

«Знаешь ли ты правила чтения?»

Выбираются два участника игры от каждой команды с помощью известной им считалки.

На столе перевернуты карточки с самыми трудными правилами чтения , а на доске заранее написаны слова , правильное чтение которых требует опоры на эти правила. Ученик , взяв любую карточку , должен объяснить правила чтения , найти слово на доске , соответствующее определенному правилу , прочитать его , перевести и стереть это слово с доски.

Knife this thick song


Wrong dish chicken which

6. Прочитайте зашифрованное слово – назовите числа по - английски, и из первых букв названных слов составится новое слово. (stone)

7

12

1

9

8


7. Отгадайте зашифрованное слово (цифры обозначают порядок буквы в алфавите).

8. Прочитайте зашифрованное предложение – возьмите первые буквы из названий предметов и соедините их с написанными.

9. Игра «Покупатели».

Класс делится на 2 команды. Одна команда может « покупать « только слова , в которых буква « с « читается как ( s ) , а другая – слова , в которых эта буква читается как ( к ) .Учитель в быстром темпе показывает детям карточки со словами сarrot , center , nice , сlub , welcome , cat , сinema . Задача команды – успеть озвучить слово ( « купить » его)

10. Игра « Охотники ».

На доске скотчем прикреплены слова в транскрипции. Вызываются 2 «охотника»; у каждого своя «сумка». Учитель называет слово, дети ищут его транскрипцию. Кто первым нашел слово , тот снимает с доски «добычу» и кладет в свою сумку. Побеждает тот, кто набрал больше карточек. Победитель затем демонстрирует свою «добычу» ребятам, доставая карточки из сумки и читая их.


Игры на развитие умений устной речи.

«Зашифрованные вопросы».

Дети получают карточки, где цифрами (каждой цифре соответствует определенная буква алфавита) зашифрованы вопросы. Ученики, расшифровав по алфавитной таблице свой вопрос, дают на него ответ.


Я также широко использую ролевые игры «Урок английского языка», «Экскурсия по стране изучаемого языка», « Визит немецкого или американского туриста ». Учащимся также нравится исполнять роли в таких играх, как «В поликлинике», «В магазине», «В аэропорту», «В кафе»., дискуссии, КВН, телемосты, викторины «Что? Где? Когда ?».

С целью повышения интереса учащихся к иностранному языку устраиваю заочное путешествие в США, ФРГ . Класс превращается в салон самолета, а учительница –в стюардессу. Чтобы стать пассажиром, надо пройти паспортный контроль (паспорта изготавливаются заранее ), а главное – спеть песенку, рассказать стихотворение или анекдот на иностранном языке.

А в старших классах часто провожу телемост Бирск – Москва – Вашингтон. В роли ведущего выступает сильный ученик. В полилоге используется страноведческий материал и повторяется материал из диалогов по телефону.

Я стараюсь приучать школьников к обобщению, постоянно привлекая пройденный материал, не ограничиваясь темой сегодняшнего дня.

Невозможно пройти мимо проблемы контроля за ошибками. Их можно фиксировать, а исправлять следует лишь явно грубые, мешающие пониманию. В конце ответа можно дать ученику предложения с ошибками для перевода. Зачастую учащиеся ошибаются не столько от незнания, сколько от отсутствия навыка говорения. При фиксировании ошибок ребята часто их исправляют.


Таким образом, игры создают благоприятную почву для развития двигательной активности детей, укрепления здоровья, способствуют решению учебно-воспитательных задач. Используемые мной грамматические и лексические игры учат детей употреблению РО, содержащих определенные трудности; создают естественную ситуацию для употребления данного РО; развивают речевую и творческую активность учащихся, их речевую реакцию; активизируют речемыслительную деятельность, а сочетание движений, аудирования, говорения позволяют довести используемый в игре речевой материал до автоматизма. Разнообразие форм работы на уроке, выполнение упражнений в форме игры способствуют повышению мотивации говорения, познавательного интереса щкольников.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.