Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Повышение учебной мотивации с помощью игровых технологий»
Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую статью
«Повышение учебной мотивации с помощью игровых технологий»
Автор: Астанина Елена Владимировна, учитель английского языка, МБОУ школа №2, город Обь Новосибирской области
Повышение учебной мотивации с помощью игровых технологий
Аннотация: Формирование мотивации к учебной деятельности на уроках английского языка - задача сложная. Чем заинтересовать обучающихся, как мотивировать их на изучение своего предмета? Какие методы и технологии выбрать для работы на уроке? Как учитель-практик, могу сказать, игровая деятельность имеет огромное значение в формировании мотивации учеников к обучению. С темой «Игровые методы на уроках иностранного языка» я познакомилась на первом курсе ФИЯ в далеких 1990-х. Много лет прошло с тех пор. Изменились реалии, дети, мы изменились. И только игровые технологии на уроках иностранного языка остались, превратившись в геймификацию.
Ключевые слова: мотивация, игровые технологии, игра, геймификация
Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой
принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями.
К. Д. Ушинский
Прав был Ушинский, «принудить, заставить» что-то делать на уроке, можно лишь морально зрелого ученика, заинтересованного в собственных результатах, мотивировать же к обучению нужно с помощью увлекательных приемов, таких как геймификация (игрофикация).
«Геймификация (gamification, игрофикация) — подход, подразумевающий внедрение элементов игры в неигровые процессы реального мира, в том числе и обучения, для повышения вовлеченности учеников в решение задач и усвоение материала» - гласит Большая российская энциклопедия.
Действительно, игра является незаменимым инструментом преподавателя, способным активизировать мыслительную деятельность обучающихся и сделать учебный процесс увлекательным и запоминающимся.
Использование различных игр на уроках способствует овладению языком в занимательной форме, развивает память детей, внимание, воображение, сообразительность и творчество.
В своей книге «Обучающие игры на уроках английского языка» (2001 г)
М. Ф. Стронин подразделяет игры на следующие категории:
подготовительные (лексические, грамматические, орфографические, фонетические) и творческие. В условиях современного мира стоит добавить еще одну категорию – онлайн игры (ЦОР). Часто игры бывают смешанные, например, лексико-грамматические или лексико-фонетические.
Хочу познакомить Вас с основными играми, используемыми на уроках английского языка. Выбор игры безусловно зависит от уровня обучающихся, возрастных особенностей, цели и темы урока. На начальном этапе обучения преобладают игры фонетические, орфографические и лексико-грамматические. На средних и старших этапах игры – творческие.
Игры «Подготовительные»
«Договаривалки»
Уровень: начальный, дошкольный
Категория: фонетическая
Цель: отработка лексики по темам «Семья», «Животные», «Цвета» и т.д,
отработка конструкции It is … и притяжательных местоимений
Вид работы: фронтальная
Кто проснулся очень рано,
Неохотно сполз с дивана,
Вышел с папой за порог?
Дети правы – It’s my DOG!
«Кто быстрее?»
Уровень: начальный
Категория: фонетическая
Цель: формирование навыков чтения и произношения
Вид работы: групповая
Группу делят на команды по 3-4 человека. Ученики становятся у дальней стены. Учитель показывает на доске слова, учащиеся по очереди читают. При правильном прочтении, команда делает шаг вперёд. Тот ученик, который читал слово, уходит в конец своей команды, на его место встает следующий участник. Команда, пришедшая к доске первой – победитель.
«Bingo»
Уровень: начальный, дошкольный
Категория: лексическая, фонетическая
Цель: систематизация слов по темам «Погода», «Школьные принадлежности», «Животные» и т.д. Формирование навыков аудирования
Вид работы: индивидуальная, парная
У детей игровое поле с 10-15 изображениями. Ведущий (учитель или ученик) громко называет по одному слову, которое дети должны закрыть соответствующей карточкой с названием животного или предмета. Для быстроты процесса можно предварительно закрыть на игровом поле любые 2-3 карточки. Первый, закрывший все игровое поле, кричит BINGO!
«Simon says …»
Уровень: начальный, дошкольный
Категория: лексическая, фонетическая
Цель: систематизация глаголов. Формирование навыков аудирования
Вид работы: фронтальная
Задача, делать то, что говорят! Учитель произносит фразу «Simon says: sit down» и показывает детям соответствующее движение. Дети садятся. Далее можно использовать глаголы stand up, jump, swim, read, dance, sing, показывая правильные и неправильные движения. Кто из детей не ошибся ни разу – победил.
К концу первой четверти 2 класса дети готовы к игре «Snowball». Есть определенный лексический запас и знание глагола to be.
«Snowball - 1»
Уровень: начальный
Категория: лексическо-грамматическая
Цель: отработка употребления глагола to be, личных местоимений, прилагательных
Вид работы: групповая
Ученики становятся в круг и представляются по очереди, называя свое имя и какой он или она, используя прилагательные: Hi, my name is Anna, I’m nice. Второй ребенок повторяет, все, что сказала Аня, заменяя на соответствующие местоимения и глаголы, и добавляет информацию о себе: Hi! This is Anna, she is nice. I’m Anton and I’m clever. Последний в кругу рассказывает обо всех.
«Snowball - 2»
Уровень: старший
Категория: лексическо-грамматическая
Цель: teambuilding, систематизация глаголов преференции (love, like, enjoy, be fond of, be interested in, hate)
Вид работы: групповая
Эту игру хорошо проводить на первом уроке в 10 классе, когда в новом учебном году собираются дети из разных классов и школ. Цель – сплочение коллектива. Ученики не просто представляются, они рассказывают о своих предпочтениях: Hi, my name is Svetlana, I’m fond of reading novels и т.д.
Игры «Творческие»
Составление кроссвордов, филвордов»
Уровень: средний
Категория: лексический, творческий
Цель: систематизация знаний лексики по изученным темам «Магазины», «Еда», «Профессии» и т.д.
Вид работы: индивидуальная
Решение кроссвордов, филвордов относится к лексическим играм, а вот создание собственных кроссвордов – к творческим. На отдельном тетрадном листе готовим задание для одноклассника, составляя кроссворд или филворд Главное, сразу обговорить правила: как слова писать, как они могут пересекаться или «ломаться». Когда кроссворды готовы, работы собирают и раздают в произвольном порядке.
Мини-проекты
Уровень: старший
Категория: лексический, грамматический, творческий
Цель: обобщение и систематизация знаний лексики и грамматики по изученным темам «Мой любимый фильм», «Мой любимый исполнитель», «Лучшая профессия», развитие презентационных навыков.
Вид работы: парная, групповая
Для выполнения таких заданий класс делится на пары или группы по три человека. Перед выполнением задания обговаривается план, что должно быть в проекте, какие пункты необходимо осветить, наличие звукового сопровождения, рисунков. Первый урок-подготовка, второй – защита проекта.
«Mind map»
Уровень: средний, старший
Категория: лексический, грамматический, творческий
Цель: обобщение и систематизация знаний лексики и грамматики по изученным темам, развитие презентационных навыков
Вид работы: групповая
Для выполнения интеллект-карты класс делится на группы по 3-4 человека. Перед выполнением задания обговаривается план: выбор лексических элементов, грамматических правил, иллюстраций, цветов и т.д. На выполнение карты дается 25-30 минут.
Как показывает практика, игры на уроках английского языка должны быть интересными, несложными и оживленными. Игровые технологии помогают обучающимся легче усваивать программный материал, расширяют кругозор, повышают познавательную активность, создают атмосферу свободы и творчества.
https://bigenc.ru/c/geimifikatsiia-79b12f Большая российская энциклопедия
Стронин М. Ф. Обучающие игры на уроке английского языка / М. Ф. Стронин — М.: Просвещение,2001.370с.