Методическая разработка открытого урока по информатике по теме «Деловая графика»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
|
|
Утверждаю Зам.директора ___________ ________________________ «____» ________ 20___ г. |
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
по учебной дисциплине ОДБ.05
ИНФОРМАТИКА
по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям)
Уровень образования основное общее
Программа подготовки базовая
Форма обучения очная
|
Автор
|
ОДОБРЕНА
Цикловой методической комиссией
«__________________________»
Протокол № ____ от ___.___.201_ г.
________________, 2019
2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.1 Организационно-содержательная структура учебного занятия | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.1.1 Общие положения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Место дисциплины в общепрофессиональном цикле |
ОДБ.05 Информатика
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Раздел по программе дисциплины |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Тема по программе дисциплины |
Тема Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Тема учебного занятия |
Средства графического представления статистических данных (деловая графика).
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Тип учебного занятия
|
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Вид учебного занятия
|
Практическое занятие |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Образовательная технология |
ИКТ, Кейс-технология, здоровье сберегающие, личностно-ориентированные
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Планируемый уровень освоения (основной уровень активности) |
Репродуктивный, продуктивный
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.1.2 Цель учебного занятия (направлена на достижение основного образовательного результата, получаемого в ходе данного учебного занятия): | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Цель: формирование знаний и умений графического представления статистических данных в различных компьютерных средах. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
обучающая |
развивающая |
воспитательная |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Закрепление и систематизация знаний и умений по работе с электронными таблицами демонстрация необходимости использования диаграмм при представлении данных; стимулирование интереса студентов к данной теме и учебным предметам в целом; Формирование навыков работы в приложениях деловой графики
|
развитие творческих способностей, логического и аналитического мышления; коммуникативно-технических умений, умений оценивать результаты выполненных действий, применять полученные знания при решении задач различной направленности; развитие познавательных процессов студентов развитие интересов, способностей, эмоций личности; Развитие личностных качеств (самостоятельности, ответственности) формирование практического опыта в применении средств деловой графики; формирование навыков анализа данных с помощью диаграмм различных типов; |
нравственное воспитание личности, формирование целеустремленности, аккуратности при работе за ЭВМ. Воспитание эстетического чувства гармонии, самостоятельности, ответственности, информационной культуры. формирование у студентов научного взгляда на материальный мир, профессиональное воспитание.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Методы: словесные: рассказ, беседа, объяснение; наглядные методы: презентации. Практические: практическая работа Исследовательский Метод кейсов Проблемное изложение материала |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Планируемые результаты |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Предметные Усваивают основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов деловой графики с помощью различных приложений, анализируют статистические данные и определяют оптимальный тип диаграммы по исходным табличным данным, понимают термин «деловая графика», умеют применять средства деловой графики в межпредметном контексте, владеют навыками работы с источниками информации; самостоятельно извлекают, систематизируют, анализируют, отбирают необходимую для решения учебной задачи информацию; соблюдают ТБ.
|
Личностные стимулирование поиска вариантов на основе имеющихся знаний; формирование умения наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы; реализация себя в различных видах учебно – познавательной деятельности; осуществление контроля и самоконтроля; развитие находчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели; осознание значимости данной темы для будущей профессии, в учебе и повседневной жизни.
|
Метапредметные Регулятивные УУД развитие умения формулировать тему и цель урока в соответствии с учебной задачей умение формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; умение сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно анализ собственной учебной и познавательной деятельности и деятельности других обучающихся в процессе взаимодействия; Познавательные УУД структурирование знаний, рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности построение речевого высказывания в устной форме, контроль и оценка процесса и результатов деятельности создание, применение и преобразование алгоритма действия в соответствие с темой занятия. Коммуникативные УУД ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника, умение аргументировать свое мнение, убеждать и уступать организация учебного взаимодействия в паре и в группе принятие решения в ходе диалога и согласование его с собеседником; |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.1.3 Ожидаемые результаты в части формируемых компетенций (заполняется в соответствии с ФГОС СПО ТОП-50 и ОПОП): | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Формируемые на учебном занятии общие компетенции: |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Код и формулировка компетенции в соответствии с ФГОС |
Знания, умения (указываются в соответствии с ПООП или рабочей программой) |
Основные показатели |
Формы и методы контроля и оценки |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. OK 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
Умения: представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.); осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях; создавать информационные объекты сложной структуры; оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники; распознавать информационные процессы в различных системах; осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей; иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий; соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
Знания: назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей); назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы; Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: эффективной организации индивидуального информационного пространства; автоматизации коммуникационной деятельности; эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности. |
Практическая работа: Наличие данных мини-исследования, представленных в виде таблицы. ИК заполнена верно Кейс выполнен и оформлен в соответствии с требованиями. Ответы на устные вопросы четкие и аргументированные
|
Фронтальная (устный опрос) Групповая (выполнение практических заданий в группе) Индивидуальная (выполнение практического задания за ПК, оценка своей работы по балльной системе) Парная (выполнение кейса) внеаудиторная самостоятельная работа
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.1.4 Организация образовательного пространства: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Ресурсное обеспечение учебного занятия: |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Материально-техническое и дидактическое обеспечение |
Основная литература |
Дополнительная литература |
Электронные информационные и образовательные ресурсы |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Материально-техническое обеспечение: персональные компьютеры, мультимедийный проектор, экран Дидактическое обеспечение: Инструкционная карта к практическому занятию Кейс Файлы (электронные документы) – заготовки с таблицами и шаблонами для выполнения практических заданий и кейса, презентации. |
Цветкова М.С., Великович Л.С. Информатика и ИКТ: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования.— М., 2014
|
1.Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ (профильный уровень) 10 кл., БИНОМ, 2010; 2.Цветкова М.С.Информатика и ИКТ: электронный учеб.-метод. комплекс для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2015 |
1.Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru 2.MS Excel для новичков и профессионалов 3.Официальный сайт |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Междисциплинарные связи |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Математика, физика, экология |
2.2 Дидактическая структура (технология проведения) учебного занятия |
Этапы и временные рамки учебного занятия (согласно выбранной технологии) |
Цель этапа (ожидаемый результат, формируемые компетенции) |
Показатели достижения ожидаемого результата |
Деятельность обучающихся (методы учения) |
Формы организации деятельности обучающегося |
Деятельность педагога
|
1 Организационный этап 1 мин |
Организовать студентов, обеспечить рабочую обстановку на занятии |
Готовность студентов к занятию |
Приветствуют преподавателя, настраиваются на активную работу на занятии |
фронтальная
|
Приветствует студентов, отмечает отсутствующих, проверяет готовность к занятию |
2 Этап мотивации 5 мин |
Привлечь внимание к теме, обеспечить положительную мотивацию студентов для продуктивной работы на занятии. |
Осознание студентами практической значимости предстоящего занятия |
Активно слушают, обдумывают, анализируют визуальную информацию, отвечают на вопросы |
фронтальная
|
Вызывает интерес студентов и подводит их к осознанию значимости данной темы: Озвучивает статистические данные, Задает вопросы
|
3 Целеполагание 3 мин |
Совместное целеполагание через проблемное изложение материала |
Сформулированная тема и цель занятия
|
Формулируют тему и цели занятия, записывают тему и цель в инструкционную карту |
фронтальная индивидуальная |
Корректирует ответы студентов по теме и цели занятия
|
4 Подготовительный этап 2 мин |
Активизировать деятельность студентов |
Включение студентов в активную деятельность |
Слушают, задают вопросы |
фронтальная
|
Инструктирует студентов о ходе занятия, обращает внимание на критерии оценивания работы на занятии |
5 Актуализация знаний и полученного опыта 15 мин |
Актуализировать деятельность студентов для открытия нового знания, выявить и рассмотреть затруднения |
Правильные ответы на вопросы, верно заполненная таблица соответствия в инструкционной карте, грамотно выполненное построение диаграмм, названы основные требования ТБ
|
Слушают преподавателя Отвечают на вопросы Заполняют таблицу в ИК, сравнивают с эталоном Повторяют этапы построения диаграмм (вслух) вспоминают основные требования ТБ Выполняют (двое студентов) задания на ПК преподавателя с проекцией на экран Выполняют задания на своем рабочем месте за ПК |
Фронтальная индивидуальная
|
Задает вопросы студентам, корректирует ответы Предлагает заполнить таблицу соответствия Типов диаграмм их назначению в инструкционной карте, сравнить с эталоном Предлагает повторить этапы построения диаграмм Напоминает о технике безопасности работы за компьютером Корректирует при необходимости построение диаграмм студента на компьютере с проекцией на экран |
Этап первичного усвоения и закрепления 25 мин
(Эксперимент) 7 мин
|
Убедить в преимуществах онлайн-средств построения графиков |
Выполнены три способа построения графиков (вручную на доске, в MS Excel, в онлайн-приложении) |
Выполняют построение графика функции различными способами (в инструкционной карте и на ПК), сравнивают, учитывают время построения (один студент засекает время), анализируют, записывают время в инструкционную карту
|
Фронтальная индивидуальная |
Наблюдает, координирует работу студентов, оказывает консультативную помощь.
|
Дать определение деловой графики, ознакомиться со средствами графического представления статистических данных, закрепить полученные знания в практической работе на основе результатов исследовательской работы и путем совместного эксперимента Развить умение проводить исследовательскую работу Формировать умения визуализации графической информации средствами диаграмм в различных компьютерных средах Овладение новыми способами построения диаграмм в онлайн-приложениях
|
Умеют осуществлять поиск и структурирование статистической информации, способны к самоорганизации Дополненная таблица «Компьютерные средства деловой графики» в инструкционной карте Правильно выполнены построения диаграмм на ПК в приложении Ексель и онлайн - приложениях для построения диаграмм Обоснованные и верные выводы в группах по результатам исследования умеют работать в команде и коллективе, выступать перед аудиторией
|
Слушают выступления студентов с докладами по новой теме (опережающее дз), анализируют, фиксируют информацию в инструкционной карте занятия Представляют (один студент от каждой группы) табличные результаты заранее подготовленного статистического мини-исследования, выполняют построение диаграмм на ПК (по группам) в программных приложениях, Дополняют Инструкционную карту Озвучивают выводы по результатам работы группы
|
Индивидуальная Групповая Фронтальная
|
Комментирует порядок выполнения задания в инструкционной карте Представляет выступающих Дополняет доклады студентов (по необходимости) Организует процесс представления мини-исследований Определяет время на выполнение задания, Наблюдает, координирует работу студентов, оказывает консультативную помощь, при необходимости корректирует процесс построения диаграмм Демонстрирует результаты работы групп Комментирует выводы групп по исследованиям
|
|
Этап применения знаний и способов действий 20 мин |
формировать практический опыт в применении средств деловой графики, убедить студентов в значимости знаний для будущей профессии, отработать навыки общения с деловым партнером |
Инструкционная карта заполнена, Задания кейса выполнены; умеют отстаивать свою точку зрения, выстраивать общение с деловым партнером, выполняют ПР |
Заполняют инструкционную карту (выделяют пункты, относящиеся к теме нашего занятия в разделе «Описание конкурсного задания» и «Критерии оценки» согласно стандартам WorldSkills по компетенции Графический дизайн) Выполняют кейс: Читают текст кейса, осмысливают задание, задают уточняющие вопросы при необходимости, обсуждают в паре ход выполнения практического задания кейса, Выполняют задание, представленное в файлах-заготовках: строят диаграмму в двух приложениях, внедряют объект в документ MS Word.
|
Индивидуальная Парная |
Определяет время на выполнение задания, наблюдает, координирует работу студентов, при необходимости оказывает консультативную помощь |
Этап рефлексии 8 мин |
Анализ и оценка успешности достижения целей учебного занятия |
Умение критически оценивать достигнутые результаты, делать выводы
|
Выполняют рефлексию своей деятельности на занятии: заполняют оценочный лист, анализируют работу на уроке, делают вывод |
индивидуальная Фронтальная |
Организует рефлексивную деятельность студентов, дополняет балльную таблицу в случае активной работы на занятии, проводит анализ успешности усвоения материала, эмоционального состояния студентов
|
Подведение итогов Домашнее задание 4 мин |
Подведение итогов деятельности студентов в ходе занятия |
Цели занятия достигнуты. Оценки выставлены Домашнее задание выдано |
Участвуют в подведении итогов, делятся впечатлениями от занятия, отвечают на вопросы по итогам занятия (слайд) |
Фронтальная |
Подводит итоги работы на занятии, задает вопросы (слайд) Дает задание на дом. комментирует разные уровни ДЗ. Благодарит за работу |
Шелковникова Лариса Михайловна