12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Олеся Викторовна579
Преподаю в ВУЗе и СПО с 1998 года. На сегодняшний день являюсь преподавателем Информатики и Информатики и ИКТ в профессиональной деятельности среди студентов СПО. Высшая квалификационная категория
Россия, Ярославская обл., Ярославль

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

 

 

 

Утверждаю

Зам.директора ___________

________________________

«____» ________ 20___ г.

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 

ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

 

по учебной дисциплине ОДБ.05

 

ИНФОРМАТИКА

 

по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям)

Уровень образования основное общее

Программа подготовки базовая

Форма обучения очная

 

 

Автор
Хрычева О.В., 
преподаватель ___________

 

 

ОДОБРЕНА

Цикловой методической комиссией

«__________________________»

Протокол № ____ от ___.___.201_ г.

________________, 2019

 

 2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

 2.1 Организационно-содержательная структура учебного занятия
 2.1.1 Общие положения

 

 

Место дисциплины в общепрофессиональном цикле

ОДБ.05 Информатика

Объем дисциплины в академических часах

Всего

Работа обучающихся во взаимодействии с преподавателем

Самостоятельная работа

Всего

по дисциплине

в том числе:

теоретические

занятия

лабораторные и

практические занятия

курсовой проект (работа)

111

78

20

58

-

33

 

 

Раздел по программе дисциплины

Раздел Технологии создания и преобразования информационных объектов

Объем раздела в академических часах

Всего

Работа обучающихся во взаимодействии с преподавателем

Самостоятельная

работа

Всего

по разделу

в том числе:

теоретические

занятия

лабораторные и

практические занятия

41

33

4

29

8

 

 

Тема по программе дисциплины

Тема Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов.

Объем темы в академических часах

Всего

Работа обучающихся во взаимодействии с преподавателем

Самостоятельная работа

Всего по теме

в том числе:

теоретические

занятия

лабораторные и

практические занятия

41

33

4

29

8

 

 

Тема учебного занятия

Средства графического представления статистических данных (деловая графика).

 

 

Тип учебного занятия

 

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности.

 

 

Вид учебного занятия

 

Практическое занятие

 

Образовательная

технология

ИКТ, Кейс-технология, здоровье сберегающие, личностно-ориентированные

 

 

Планируемый уровень освоения (основной уровень активности)

Репродуктивный, продуктивный

 

2.1.2 Цель учебного занятия (направлена на достижение основного образовательного результата, получаемого в ходе данного учебного занятия):

 

Цель: формирование знаний и умений графического представления статистических данных в различных компьютерных средах.

обучающая

развивающая

воспитательная

 

Закрепление и систематизация знаний и умений по работе с электронными таблицами

демонстрация необходимости использования диаграмм при представлении данных;

стимулирование интереса студентов к данной теме и учебным предметам в целом;

Формирование навыков работы в приложениях деловой графики

 

 

 

 

развитие творческих способностей, логического и аналитического мышления;

коммуникативно-технических умений, умений оценивать результаты выполненных действий, применять полученные знания при решении задач различной направленности;

развитие   познавательных   процессов   студентов  
(речь,   мышление,   внимание, память, воображение);

развитие интересов, способностей, эмоций личности;

Развитие личностных качеств (самостоятельности, ответственности)

формирование практического опыта в применении средств деловой графики;

формирование навыков анализа данных с помощью диаграмм различных типов;

нравственное воспитание личности, формирование целеустремленности, аккуратности при работе за ЭВМ.

Воспитание эстетического чувства гармонии, самостоятельности, ответственности, информационной культуры.

формирование у студентов научного взгляда на материальный мир,

профессиональное воспитание.

 

 

 

Методы:

словесные: рассказ, беседа, объяснение;

наглядные методы: презентации.

Практические: практическая работа

Исследовательский

Метод кейсов

Проблемное изложение материала

 

Планируемые результаты

 

Предметные

Усваивают основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов деловой графики

с помощью различных приложений,

анализируют статистические данные и определяют оптимальный тип диаграммы по исходным табличным данным,

понимают термин «деловая графика», умеют применять средства деловой графики в межпредметном контексте,

владеют навыками работы с источниками информации; самостоятельно извлекают, систематизируют, анализируют, отбирают необходимую для решения учебной задачи информацию; соблюдают ТБ.

 

 

Личностные

стимулирование поиска вариантов на основе имеющихся знаний;

формирование умения наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы; реализация себя в различных видах учебно – познавательной деятельности;

осуществление контроля и самоконтроля;

развитие находчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели;

осознание значимости данной темы для будущей профессии, в учебе и повседневной жизни.

 

Метапредметные

Регулятивные УУД

развитие умения формулировать тему и цель урока в соответствии с учебной задачей

умение формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

умение сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно

анализ собственной учебной и познавательной деятельности и деятельности других обучающихся в процессе взаимодействия;

Познавательные УУД

структурирование знаний, рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

построение речевого высказывания в устной форме, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

создание, применение и преобразование алгоритма действия в соответствие с темой занятия.

Коммуникативные УУД

ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника, умение аргументировать свое мнение, убеждать и уступать

организация учебного взаимодействия в паре и в группе

принятие решения в ходе диалога и согласование его с собеседником;

2.1.3 Ожидаемые результаты в части формируемых компетенций (заполняется в соответствии с ФГОС СПО ТОП-50 и ОПОП):

Формируемые на учебном занятии общие компетенции:

 

Код и формулировка

компетенции в соответствии с ФГОС

Знания, умения

(указываются в соответствии с ПООП или рабочей программой)

Основные показатели
(критерии) оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

 

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы

и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

OK 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести

за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для

эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и

личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Умения:

представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);

осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях;

создавать информационные объекты сложной структуры;

оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

распознавать информационные процессы в различных системах;

осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;

иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

 

Знания:

назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);

назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

эффективной организации индивидуального информационного пространства;

автоматизации коммуникационной деятельности;

эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.

Практическая работа:

Наличие данных мини-исследования, представленных в виде таблицы.

ИК заполнена верно

Кейс выполнен и оформлен в соответствии с требованиями.

Ответы на устные вопросы четкие и аргументированные


 


 


 


 


 


 


 


 

Фронтальная (устный опрос)

Групповая (выполнение практических заданий в группе)

Индивидуальная (выполнение практического задания за ПК, оценка своей работы по балльной системе)

Парная (выполнение кейса)

внеаудиторная самостоятельная работа


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 2.1.4 Организация образовательного пространства:

 

Ресурсное обеспечение учебного занятия:

 

Материально-техническое и дидактическое обеспечение

Основная литература

Дополнительная литература

Электронные информационные и образовательные ресурсы

 

Материально-техническое обеспечение:

персональные компьютеры,

мультимедийный проектор, экран

Дидактическое обеспечение:

Инструкционная карта к практическому занятию

Кейс

Файлы (электронные документы) – заготовки с таблицами и шаблонами для выполнения практических заданий и кейса, презентации.

Цветкова М.С., Великович Л.С. Информатика и ИКТ: учебник для студ.

учреждений сред. проф. образования.— М., 2014

 

1.Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ (профильный уровень) 10 кл., БИНОМ, 2010;

2.Цветкова М.С.Информатика и ИКТ: электронный учеб.-метод.

комплекс для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2015

1.Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru

2.MS Excel для новичков и профессионалов

https://excel2.ru/

3.Официальный сайт
ЯКСИД https://tbs.edu.yar.ru/

 

Междисциплинарные связи

 

Математика, физика, экология

 

 2.2 Дидактическая структура (технология проведения) учебного занятия

 

Этапы

и временные рамки

учебного занятия

(согласно выбранной технологии)

Цель этапа

(ожидаемый результат, формируемые компетенции)

Показатели достижения ожидаемого результата

Деятельность обучающихся

(методы учения)

Формы

организации деятельности обучающегося

Деятельность педагога

 

1

Организационный этап

1 мин

Организовать студентов, обеспечить рабочую обстановку на занятии

Готовность студентов к занятию
Настрой на активную работу

Приветствуют преподавателя, настраиваются на активную работу на занятии

фронтальная

 

Приветствует студентов, отмечает отсутствующих, проверяет готовность к занятию

2

Этап мотивации

5 мин

Привлечь внимание к теме, обеспечить положительную мотивацию студентов для продуктивной работы на занятии.

Осознание студентами практической значимости предстоящего занятия

Активно слушают, обдумывают, анализируют визуальную информацию, отвечают на вопросы

фронтальная

 

Вызывает интерес студентов и подводит их к осознанию значимости данной темы:

Озвучивает статистические данные,
демонстрирует таблицы и диаграммы,

Задает вопросы

 

 

3

Целеполагание

3 мин

Совместное целеполагание через проблемное изложение материала

Сформулированная тема и цель занятия

 

 

Формулируют тему и цели занятия, записывают тему и цель в инструкционную карту

фронтальная

индивидуальная

Корректирует ответы студентов по теме и цели занятия

 

4

Подготовительный этап

2 мин

Активизировать деятельность студентов

Включение студентов в активную деятельность

Слушают, задают вопросы

фронтальная

 

Инструктирует студентов о ходе занятия,

обращает внимание на критерии оценивания работы на занятии

5

Актуализация знаний и полученного опыта

15 мин

Актуализировать деятельность студентов для открытия нового знания, выявить и рассмотреть затруднения

Правильные ответы на вопросы, верно заполненная таблица соответствия в инструкционной карте, грамотно выполненное построение диаграмм, названы основные требования ТБ

 

 

 

 

Слушают преподавателя

Отвечают на вопросы

Заполняют таблицу в ИК, сравнивают с эталоном

Повторяют этапы построения диаграмм (вслух)

вспоминают основные требования ТБ

Выполняют (двое студентов) задания на ПК преподавателя с проекцией на экран

Выполняют задания на своем рабочем месте за ПК

Фронтальная

индивидуальная

 

 

Задает вопросы студентам, корректирует ответы

Предлагает заполнить таблицу соответствия Типов диаграмм их назначению в инструкционной карте, сравнить с эталоном

Предлагает повторить этапы построения диаграмм

Напоминает о технике безопасности работы за компьютером

Корректирует при необходимости построение диаграмм студента на компьютере с проекцией на экран

Этап первичного усвоения и закрепления
новых знаний 

25 мин

 

(Эксперимент)

7 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Убедить в преимуществах онлайн-средств построения графиков

Выполнены три способа построения графиков (вручную на доске, в MS Excel, в онлайн-приложении)

Выполняют построение графика функции различными способами (в инструкционной карте и на ПК), сравнивают, учитывают время построения (один студент засекает время), анализируют, записывают время в инструкционную карту

 

Фронтальная

индивидуальная

Наблюдает, координирует работу студентов, оказывает консультативную помощь.

 

Дать определение деловой графики, ознакомиться со средствами графического представления статистических данных, закрепить полученные знания в практической работе на основе результатов исследовательской работы и путем совместного эксперимента

Развить умение проводить исследовательскую работу

Формировать умения визуализации графической информации средствами диаграмм в различных компьютерных средах

Овладение новыми способами построения диаграмм в онлайн-приложениях

 

 

 

 

Умеют осуществлять поиск и структурирование статистической информации, способны к самоорганизации

Дополненная таблица «Компьютерные средства деловой графики» в инструкционной карте

Правильно выполнены построения диаграмм на ПК в приложении Ексель и онлайн - приложениях для построения диаграмм

Обоснованные и верные выводы в группах по результатам исследования

умеют работать в команде и коллективе, выступать перед аудиторией

 

 

Слушают выступления студентов с докладами по новой теме (опережающее дз), анализируют, фиксируют информацию в инструкционной карте занятия

Представляют (один студент от каждой группы) табличные результаты заранее подготовленного статистического мини-исследования,

выполняют построение диаграмм на ПК (по группам) в программных приложениях,

Дополняют Инструкционную карту

Озвучивают выводы по результатам работы группы

 

Индивидуальная

Групповая

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментирует порядок выполнения задания в инструкционной карте

Представляет выступающих

Дополняет доклады студентов (по необходимости)

Организует процесс представления мини-исследований

Определяет время на выполнение задания,

Наблюдает, координирует работу студентов, оказывает консультативную помощь, при необходимости корректирует процесс построения диаграмм

Демонстрирует результаты работы групп

Комментирует выводы групп по исследованиям

 

Этап применения знаний и способов действий

20 мин

формировать практический опыт в применении средств деловой графики, убедить студентов в значимости знаний для будущей профессии, отработать навыки общения с деловым партнером

Инструкционная карта заполнена,

Задания кейса выполнены;

умеют отстаивать свою точку зрения, выстраивать общение с деловым партнером, выполняют ПР

Заполняют инструкционную карту (выделяют пункты, относящиеся к теме нашего занятия в разделе «Описание конкурсного задания» и «Критерии оценки» согласно стандартам WorldSkills по компетенции Графический дизайн)

Выполняют кейс:

Читают текст кейса, осмысливают задание, задают уточняющие вопросы при необходимости, обсуждают в паре ход выполнения практического задания кейса,

Выполняют задание, представленное в файлах-заготовках: строят диаграмму в двух приложениях, внедряют объект в документ MS Word.

 

Индивидуальная

Парная

Определяет время на выполнение задания, наблюдает, координирует работу студентов, при необходимости оказывает консультативную помощь

Этап рефлексии

8 мин

Анализ и оценка успешности достижения целей учебного занятия

Умение критически оценивать достигнутые результаты, делать выводы

 

Выполняют рефлексию своей деятельности на занятии: заполняют оценочный лист, анализируют работу на уроке, делают вывод

индивидуальная

Фронтальная

Организует рефлексивную деятельность студентов, дополняет балльную таблицу в случае активной работы на занятии, проводит анализ успешности усвоения материала, эмоционального состояния студентов

 

Подведение итогов

Домашнее задание

4 мин

Подведение итогов деятельности студентов в ходе занятия

Цели занятия достигнуты. Оценки выставлены

Домашнее задание выдано

Участвуют в подведении итогов, делятся впечатлениями от занятия, отвечают на вопросы по итогам занятия (слайд)

Фронтальная

Подводит итоги работы на занятии, задает вопросы (слайд)

Дает задание на дом. комментирует разные уровни ДЗ.

Благодарит за работу

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Шелковникова Лариса Михайловна, 26.09.19 в 07:57 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за подробную запись занятия.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.