План-конспект занятия «Встречаем весну безопасно»
МБОУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи» Ленинского района
г. Кемерово
«Встречаем весну безопасно»:
влияние погодных условий на безопасность дорожного движения
план-конспект открытого занятия
Педагог дополнительного образования:
Марышева Виктория Вячеславовна
Кемерово 2016
План открытого занятия по безопасности дорожного движения
«Встречаем весну безопасно»
Педагог дополнительного образования: Марышева Виктория Вячеславовна
Дата проведения: 14 апреля 2016 года
Место проведения: МБОУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи» Ленинского района г. Кемерово, кабинет № 23.
Тема занятия: «Встречаем весну безопасно»: влияние погодных условий на безопасность дорожного движения.
Форма занятия: театрализованная игра-путешествие
Цель: выработать у обучающихся навыки безопасного поведения в условиях дорожно-транспортной среды во время плохих погодных условиях весной.
Задачи:
Научить различать первые признаки непогоды и выработать способы борьбы с ними;
Развить у детей внимание, память, наблюдательность на дороге в условиях непогоды;
Воспитать культуру безопасного поведения на дорогах.
Материалы и оборудование: световозвращающие элементы, вспомогательные материалы: раскраска, карточки с погодными изображениями и действиями к ним, листовки, памятки по безопасности дорожного движения, карандаши, фломастеры.
План занятия:
Организационный момент (2 мин.)
Вступительная часть – повторение правил безопасного поведения на дороге; (2 мин.)
Основная часть – сообщение нового материала посредством подвижных игр (30 мин.)
Заключительная часть – подвижные игры, подведение итогов и раздача подарков (11 мин.)
Ход занятия
I Организационный момент – 2 минуты
Педагог приветствует обучающихся, наводит дисциплину в классе, сообщает тему и цель занятия.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Рада вас приветствовать сегодня на нашем занятии. Скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? (дети отвечают: весна). Правильно, весна. А весна – это переходный период, характеризующийся частыми сменами погоды. Что, конечно же, отражается на дорожном движении. Поэтому весну нужно не только встретить, но и провести безопасно. А как это сделать мы с вами узнаем из нашего сегодняшнего занятия. Тема его: «Встречаем весну безопасно» или влияние погодных условий на безопасность дорожного движения.
II Вступительная часть – 2 минуты
Педагог: Ребята, сегодня на занятии мы будем с вами ждать в гости Весну. Помогать нам в этом будет добрый сказочный герой Светик – он освещает водителям и пешеходам путь и помогает найти безопасную дорогу. Но, кроме Светика, есть еще Непогодка, которая уже начала строить козни на дороге, чтобы задержать весну и помешать ей прийти к нам в гости.
III Основная часть – 30 минут
Но мы с вами поможем весне найти безопасный путь и добраться до нас с вами поскорее. А какой именно дорогой пойдет Весна, мы не знаем. Поэтому, сейчас я предлагаю каждому из вас нарисовать безопасный путь от вашего дома до Дворца творчества. Возможно, одним из предложенных маршрутов наша Весна и воспользуется. Ребята, вспомните, какие на вашем пути встречаются дорожные знаки? В каком месте безопаснее всего переходить дорогу? Где находятся регулируемые или нерегулируемые пешеходные переходы?
Дети рисуют безопасный путь. На работу отводится 5 - 7 минут. Звучит музыка «По правилам».
Светик: Какие молодцы наши ребята! Все они знают, а, значит, помогут Весне найти безопасный путь! Ура!
Непогодка: Что, Светик, думаешь, сделал с ребятами безопасный маршрут и сразу Весна придет быстрее? А вот и нет! Я нашлю на вас такую непогоду, которая помешает весне в пути!
Светик: А вот и нет, потому что ребята помогут мне справиться со всеми твоими напастями! Правда, ребята?
Непогодка: Ну, попробуйте! Мне будут помогать мои друзья, погодные явления. Никто не принимает их всерьез, а они могут принести вам немало неприятностей!
В это время Непогодка вешает на доску изображения своих друзей — маленьких монстров (первые признаки дождя, снега, тумана).
Педагог: И с этим заданием мы легко справимся! Ребята, давайте с вами вспомним, какие погодные явления вам известны?
Дети должны назвать первые признаки непогоды – капли дождя, снежинки, туман и т.д.
Светик: Молодцы, ребята! Теперь мы легко сможем распознать первые признаки непогоды. А вот как же нас с ними бороться?
Педагог: Ребята, запомните, уже при первых признаках непогоды, нужно принимать необходимые меры безопасности. По данным статистики, любые погодные изменения приводят к увеличению дорожно-транспортных происшествий на 20% и более. Ухудшение погодных условий увеличивает число наездов на пешеходов. Ведь водителям в непогоду гораздо сложнее остановить свое транспортное средство. Помните, что во время дождя тормозной путь автомобиля увеличивается в 4 раза, а в гололедицу – в целых 8 раз! Поэтому, даже когда водитель, заметив вас, резко затормозит, автомобиль проедет еще достаточно продолжительное расстояние.
Непогодка: Значит, водители могут сделать дорогу более опасной и задержать Весну в пути?
Непогодка радуется
Педагог: Мы с вами еще не водители, но можем легко выступить сейчас в этой роли. Я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Машина едет, едет, едет…». Эта игра на развитие быстроты реакции. Благодаря ней вы познакомитесь с понятием «тормозной путь автомобиля». Помогать нам будут Светик и Непогодка.
Правила ее таковы: вы выстраиваетесь в одну линию, перед вами стою я. Пока звучит музыка, и я говорю: Машина едет, едет, едет…, вы двигаетесь, как только Непогодка скажет: стоп! Снег! (дождь, туман, скользкая дорога и т.д.) вы должны успеть вовремя остановиться и замереть. Те, кто не успеет во время остановиться, выбывает из игры.
Педагог: Машина едет, едет, едет, едет, едет, едет…
Дети двигаются под музыку «Бибика». В неожиданный момент Непогодка говорит: …едет, стоп, снег! (дождь, туман и т.д.). Все обучающиеся замирают на месте.
Итог: Учащиеся узнают, что машине для полной остановки нужно время, знакомятся с понятием «тормозной путь автомобиля» и узнают, что во время неблагоприятных погодных условий его длина увеличивается.
Непогодка: Что, трудно вам? Так-то!
Светик: А, по-моему, ребята хорошо справляются!
Педагог: Молодцы, ребята! Присаживайтесь все на свои места. Теперь вы узнали, как сложно водителям резко остановить автомобиль. Поэтому, старайтесь не перебегать дорогу, провоцируя резкое торможение. Не надейтесь, что водитель вас видит, лучше пропустите транспорт, или точно убедитесь в остановке. Не идите по краю дороги, особенно вдоль движения транспорта. Двигаться по обочине надо навстречу транспорту, максимально дальше от края проезжей части.
При переходе проезжей части необходимо убирать наушники с музыкой, не писать по сотовому телефону смс-сообщений и не отвечать на звонки – все это отвлекает ваше внимание, не позволяя полноценно оценить дорожную ситуацию. Пешеходы в условиях холодной погоды надевают головные уборы или капюшоны, прячутся под зонтами, и это значительно сужает поле их обзора, отнимая возможность полноценно следить за ситуацией на дороге.
В непогоду не нужно носить верхнюю одежду темных тонов — в ней вы сливаетесь с дорогой. Самое лучшее решение — разметить на одежде или школьном рюкзаке специальные световозвращающие элементы – фликеры. В 2015 году вступила в силу новая редакция Правил дорожного движения, согласно которой пешеходов обяжут носить вне населенных пунктов одежду со световозвращающими элементами, делающими их более заметными на трассах. В городской черте это требование остается рекомендацией. Между тем, исследования сотрудников Научно-исследовательского центра ГИБДД России показали, что применение пешеходами фликеров более чем в 6,5 раз снижает риск наезда на них транспортного средства. Происходит это потому, что водитель обнаруживает пешехода, имеющего фликеры на верхней одежде со значительно большего расстояния, вместо 30 метров – со 150 метров, а при движении с дальним светом водитель видит пешехода уже на расстоянии 400 метров.
Светик: Ура, ребята! Теперь мы с вами сможем победить Непогодку и ее друзей!
Итог: Обучающиеся еще раз закрепляют для себя информацию, что во время неблагоприятных погодных условий видимость ухудшается, в связи с чем на дороге необходимо быть заметным, носить яркую одежду и использовать аксессуары со световозвращающими элементами. Это обязательные условия безопасности.
IV Заключительная часть – 11 минут
Непогодка: Подождите, я предлагаю поиграть еще в одну игру и узнать, как хорошо ребята запомнили моих друзей – погодные явления. Называется она «Погодное-непогодное».
Правила игры таковы: я буду называть вам слова и бросать мяч, а вы вспоминаете – если это слово относится к погоде и погодным явлениям, вы ловите мяч, а если не относится – отбрасываете его.
Примеры погодного: снежинки, капли дождя, лужи, заморозки, гололед, снегопад, дождь, туман и т.д.
Примеры непогодного: затор на дороге, мигающий светофор, пешеходный переход и т.д.
Дети ловят или отбрасывают мяч, Светик и Педагог им помогают.
Итог: Умение распознавать первые признаки непогоды.
Непогодка: Ну, все! У меня осталось последнее и самое каверзное задание для вас! Картинки со знаками. Здесь есть и погодные знаки, и просто картинки. Вы должны как можно быстрее их отсортировать и придумать к ним какое-либо действие.
Светик: Ну, это мы легко сделаем. Ребята, давайте разделимся на две команды. Первая команда будет выбирать картинки с погодными знаками. А вторая — подбирать к картинкам со знаками природы правильные действия. Ребята, вы готовы?
Карточки для игры
Светик делит детей на 2 команды. Педагог оценивает — неправильные картинки отбрасывает, правильные вешает на доску.
Например:
Картинка: мама надевает резиновые сапоги (вывод: пойдет дождь).
Решение: надо взять зонт и быть осторожным.
Картинка: дорога в тумане (вывод: плохая видимость).
Решение: надеть одежду со световозвращающими элементами.
Картинка: термометр с минусовой температурой (вывод: будет холодно).
Решение: надеть шапку и быть осторожным.
По завершению всех игр Непогодка признает свое тотальное поражение.
Непогодка: Ну что же! Похоже что ребята хорошо справились со всеми моими заданиями и Весна все же придет к ним в гости.
Светик: Ура! Ребята, вы молодцы!
Педагог: Но, для того, чтобы Весна к нам пришла, нужно ее всем вместе позвать. Итак, ребята, давайте все вместе скажем волшебные слова:
Безопасная весна,
Очень всем ты нам нужна!
Поскорее приходи,
Всем нам радость приноси!
Входит Весна под музыку.
Весна: Здравствуйте, ребята! Вы меня ждали? Вы меня звали? И вот я здесь вместе с вами. Благодаря вашей помощи, я смогла найти короткую и безопасную дорогу. Вы все большие молодцы! Сегодня на занятии вы узнали, что весной нужно быть особенно внимательными и острожными на дороге. Просыпается, оживает вся природа, тает снег, бегут ручейки, ярче светит солнышко. Но зима пока еще не хочет отступать, и насылает на нас плохую погоду. Как различить первые признаки непогоды и как с ними бороться, вы уже знаете. А я предлагаю вам сейчас призвать хорошую погоду, чтобы оставшиеся весенние месяцы были теплыми и ясными. А если погода будет хорошей, то и дорожно-транспортных происшествий будет меньше.
Сейчас вы все встаете со своих мест, выстраиваетесь в круг друг за другом. А Светик и Непогодка мне помогут.
Весна под музыку водит хоровод с детьми, выполняя движения. Помогают ей Светик и Непогодка. Затем Весна рассаживает детей по своим местам.
Весна: Какие вы молодцы! Теперь погода точно будет хорошей, ясной и будет радовать нам с вами. А я хочу вручить вам на память вот такие смайлики для хорошего настроения.
Весна вручает смайлики детям.
Весна: А мы с вами прощаемся и желаем вам всем безопасных дорог!
Светик и Непогодка: Пока, ребята!
Весна, Светик и Непогодка уходят.
Педагог: Ребята, на этом наше сегодняшнее занятие завершено. Вы все молодцы, я желаю вам улыбок, весеннего настроения и только добрых дорог.
В финале звучит песня «Добрая дорога детства».