Конспект урока по математике
Школа России
Предмет: Математика
Класс: 4 "В"
Тема урока: Решение задач на встречное движение.
Тип урока: «Урок открытия новых знаний».
Цель: познакомить с новым понятием «скорость сближения».
Планируемые результаты
Предметные:
способствовать формированию умения находить различные способы решения задач на встречное движение и выделять наиболее рациональные способы их решения, устанавливать связи между величинами.
закреплять навыки устного счета, действий с числами.
Метапредметные
Познавательные:
уметь ориентироваться в информации и работать с разными её видами;
использовать знаково-символические средства при решении задач математического характера и объяснении их;
задавать проблемные вопросы в ходе деятельности и отвечать на них;
развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
Коммуникативные:
развивать умение сотрудничества со сверстниками при работе в паре;
развивать умение принимать коллективное решение;
учиться высказывать и отстаивать свою точку зрения.
Регулятивные:
ставить учебные цели и задачи и добиваться их реализации;
планировать свою деятельность и оценивать результат своих действий
самостоятельно решать задачи, примеры
контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания
Личностные:
осознание необходимости учения, желания делать открытия;
работать над самооценкой и пониманием причин успеха \ неуспеха в учебной деятельности;
следовать установке на здоровый образ жизни;
проявлять самостоятельность в разных видах деятельности;
работать над осознанием ответственности за общее дело
Этап урока. |
Время |
Содержание урока. Деятельность учителя. |
Деятель-ность ученика |
УУД |
Организационный момент
|
1 |
В школе прозвенел звонок Начинаем наш урок. Сядьте вы за парты тихо, Руки – палочкой красиво, На меня вы посмотрите, И немного улыбнитесь!
|
Приветствуют учителя. |
формировать положительную мотивацию к учебе;
|
Актуализация опорных знаний
|
5 |
Устный счет Мы приступаем к устному счету. - Произведение чисел 20 и 3 увеличь на 178. - К числу 24 прибавь произведение чисел 15 и 3. - Увеличь 420 на 98. - Какое число разделили на 5 и получили 25? - 42 000 уменьшить в 100 раз. - Неизвестное число уменьшили в 6 раз и получили 60. Найди неизвестное число. - Я задумала число. Оно в 7 раз больше 21. Какое число я задумала? - Сколько см и мм в 46 мм? - Длина прямоугольника 18 см. Ширина в 3 раза меньше. Найти площадь прямоугольника. - После того, как туристы проехали 85 км на машине, им осталось пройти 47 км пешком. Какова длина маршрута? - За 3 часа трёхпалый ленивец преодолевает 450 м. С какой скоростью передвигается это животное?
|
Решают примеры и задачи. |
Анализ; Самоконтроль;
фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Понимать и принимать учебную задачу |
Целеполагание
Изучение нового материала. |
7 |
- Ребята, давайте попробуем сформулировать тему и цель урока.
- Что такое движение? - Движение – это перемещение ... в пространстве. -Движение –это ключевое слово нашего урока. Без движения, друзья, Нам прожить никак нельзя. - Какие величины характеризуют процесс движения? (Время, скорость, расстояние) - Какими буквами мы обозначаем скорость, время, расстояние? -В каких единицах измеряется расстояние? (км, м, дм, см). - В каких единицах измеряется время? (ч, мин, с, сут.). - В каких единицах измеряется скорость? (км/ч, м/мин, м/с, км/мин, км/с). - Время, скорость и расстояние взаимосвязаны.
- Существует несколько видов задач на движение. Мы сегодня познакомимся с одним из них. А помогут в этом мне 2 ученика нашего класса. Я приглашаю к доске….. Сейчас мы проведем с вами эксперимент. Два наших ученика превратятся в пешеходов. - Уважаемые пешеходы, повернитесь лицом друг к другу и одновременно начните двигаться навстречу друг другу. Что значит одновременно? (В одно и то же время) Что значит навстречу? (По направлению к чему-либо) - Ребята, скажите, пожалуйста, как называется движение, при котором объекты движутся на встречу друг другу? (встречное движение) Учитель дает таблички в руки детей. - Предположим, то один пешеход движется со скоростью 2 км/ч, а другой 3 км/ч. Как вы думаете, на сколько они приближаются к друг другу за 1 час? (На 5 км) - Сделайте вывод - сложив скорости пешеходов мы получим скорость… (сближения) Вывешивается формулу на доску. - Скажите, что произойдет с пешеходами, если они будут двигаться навстречу друг другу? (Они встретятся) Место встречи мы будем обозначать флажком. - Могли ли пешеходы встретиться на середине пути? При каких условиях? (Нет, если скорость пешеходов одинакова) - Спасибо за работу, присаживайтесь. Сегодня научимся решать задачи на встречное движения, когда до встречи остаётся какое-то расстояние
Послушайте задачу: Из двух пунктов навстречу друг другу вышли два поезда. Один двигался со скоростью 70 км\час, а другой 80 км\час. Время в пути 2 часа. Найдите расстояние между пунктами.
Как движутся объекты? А какой может быть скорость движения предметов в зависимости от направления? Давайте вспомним формулу скорости сближения.
Работа с учебником. На доске такой же чертеж, как в задаче 62 (1). - Прочитайте задачу. Как движутся лыжники? - Как это показано на чертеже? - Что известно о времени их выхода? (одновременно) - Как обозначено место встречи? - Сколько времени будет идти до встречи каждый лыжник? (3 часа) - Известны ли скорости лыжников? - Который из лыжников пройдет до встречи большее расстояние? Почему? - Что требуется узнать? -Как видим по чертежу, часть этого расстояния прошел первый лыжник, а другую часть – второй лыжник. Покажите эти части на чертеже. Как же узнать расстояние между поселками? -Запишем решение задачи. 1) 12 · 3 = 36 (км) – прошел первый лыжник 2) 14 · 3 = 42 (км) – прошел второй лыжник 3) 36 + 42 = 78 (км) -Ребята, эту задачу можно решить другим способом. - Кто догадался, как по-другому решить задачу? II способ: 1) 12 + 14 = 26 (км/ч) – скорость сближения 2) 26 · 3 = 78 (км) О т в е т: 78 км между поселками. Аналогично рассматриваются решения двух других задач из этого номера, причем вторая задача решается одним способом, а третья – двумя.
|
- сегодня мы будем решать задачи на движение. Цель: Закрепить умения решать задачи на движение.
Повторяют формулы скорости, времени, расстояния
Заполняют таблицу, используя формулы.
Навстречу друг другу
На встречное движение
Скорость сближения, скорость удаления.
|
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой; планирование собственной деятельности; постановка и формулирование целей урока; |
Закрепление изученного материала
С/р учащихся |
|
1.От двух причалов вышли одновременно навстречу друг другу 2 катера и встретились через 5 часов. Один катер шёл со скоростью 29 км / ч, а другой 35 км / ч. Каково расстояние между причалами? 2.Из двух городов вышли одновременно навстречу друг другу два автобуса и встретились через 4 часа. Скорость одного 60 км/ч, а другого на 5 км больше. Найдите расстояние между городами.
|
Решают задачу с комментированием у доски.
Решают задачу самостоя-тельно |
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения. |
Физминутка |
1 |
А теперь все тихо встали, |
|
|
Закрепление изученного
|
10 |
- Откройте свои тетради на печатной основе. Чтение вслух задачи № 4 стр. 20.
Объясните, что означают выражения под задачей.
Ответьте на вопрос задачи выражением, запишите решение.
|
Решают задачу № 1 коллективно
Решение задачи № 2 в парах |
Осознанное построение логической цепи рассуждений, доказательств;
осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь товарищам.
|
Итог урока |
4 |
- Что нового вы открыли сегодня на уроке. (Мы узнали, как найти расстояние при движении навстречу.) - Что вам помогло выйти из затруднения?
|
- Завкрепить умение решать задачи на движение.
Делают вывод
Работают с листами самооценивания. |
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Умение оценить свою работу на уроке |
Рефлексия
Д/з |
2 |
- Давайте вспомним цель сегодняшнего урока? - Как вы считаете, мы её достигли? - Какая новая величина появляется при решении задач на движение?(скорость сближения)
Пригодятся ли вам знания на расчет пути, времени и скорости в жизни?
Откройте дневники, запишите домашнее задание № 4 стр. 74, № 6,7 стр. 75 |
Дети проводят рефлексию своей работы на уроке.
Записывают д/з |
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Самооценка. |