Выступление на педагогическом совете "Взаимодействие с родителями учеников"
«Взаимодействие с родителями, пути сотрудничества»
Свое выступление сегодня мне б хотелось начать вот такими строчками
«Воспитание детей надо начинать с воспитания родителей.
Именно родители должны стать нашими помощниками, союзниками, участниками единого педагогического процесса, коллегами в деле воспитания детей».
Василий Александрович Сухомлинский.
Школа – какое обычное слово для каждого из нас. Но в жизни каждого человека она оставляет неизгладимый след. Школа… Почти всегда на неё возлагают большие надежды и дети, и их родители. И это не случайно. Ведь успешным, смело шагающим по жизни сможет стать только тот выпускник, который впитает в себя всё лучшее, что даёт школа. А это может произойти только в том случае, когда родители и учителя работают вместе, помогая друг другу в воспитании и обучении ребёнка.
Работа с семьей – это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход в работе с семьей. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. И это требует от педагогов определенных усилий. И педагог, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем.
Установление доверия и организация взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся в целях повышения эффективности процесса обучения и воспитания - основная задача классного руководителя. На этапе перехода на уровень основного общего образования эта задача вновь приобретает актуальность.
Классный руководитель пятого класса проходит с детьми и родителями сложный возрастной период. Перед педагогом стоит первоочередная задача – помочь пятиклассникам адаптироваться к обучению на уровне основного общего образования.
Когда учитель берет классное руководство с 1 сентября он задается вопросами: А что представляют мои будущие ученики и их родители? Сложится ли наша новая школьная семья? Какими будут наши отношения? Как перестроиться и перевоспитать себя: два разных возрастных коллектива детей и родителей, можно сказать уже со сложившимися привычками, устоями и взглядами? Как объединить тех и других…..
Ведь семьи, из которых пришли в школу ученики, неоднородны. В них различный материальный достаток и культурный уровень. Это влияет на здоровье ребенка, его психику, на его отношение к учению. Я понимаю, что осуществлять воспитательную работу без сотрудничества с семьей невозможно. Влияние родителей на ребёнка сильнее всех других воспитательных воздействий. Именно в семье формируются те качества, которые никто, как родители сформировать у ребёнка не могут. И когда процесс воспитания ребенка в школе идет вне сотрудничества с семьей, это приводит к печальным результатам.
Конечно нужно отметить, что большая часть современных родителей занимает достаточно пассивную роль в системе отношений «школа-семья». Хроническая нехватка времени, патологическая загруженность на работе и ряд других причин объясняют такое положение, но не облегчают задачу учителя. Педагогу нужно создать атмосферу для разговора, в которой зазвучит голос родителя, подобрать такие вопросы для обсуждения, которые никого не оставят равнодушными.
В своей работе с родителями я придерживаюсь таких принципов взаимодействия как:
Доброжелательный стиль общения.
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагога с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к школе в целом.
Индивидуальный подход
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Педагог, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение.
Сотрудничество, а не наставничество
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты.
Формы организованного общения с родителями обучающихся могут быть разными: коллективные встречи и индивидуальная работа.
К групповым формам традиционно относится родительское собрание. Родительские собрания проводятся как с целью решения организационных (текущих) вопросов жизни классного коллектива, так и с целью обсуждения наиболее актуальных тем воспитания детей данного возраста - тематические родительские собрания. Проведение тематических родительский собраний способствует повышения педагогической грамотности среди родителей, согласованности действий классного руководителя и семьи.
Проведение групповых встреч, на которые приглашаются родители для обсуждения более частных ситуаций, помогает объединить семьи, имеющие одинаковые проблемы, для поиска решения.
Индивидуальное общение классного руководителя с каждым из родителей дает возможность сообщить о достижениях ребёнка, а также почувствовать, что волнует и интересует родителей, способствует установлению откровенных, доверительных отношений с ними.
Работая с родителями, стараюсь достичь обоюдного откровения, познания и понимания, создаю условия для знакомства родителей с учителями-предметниками, которые вовремя отметят недочёты в подготовке домашних заданий отдельных учеников;
Я убеждена в том, что взаимоотношения с родителями укрепляются, если дать родителям то, в чём они нуждаются (выслушать их, показать понимание и доброжелательность по отношению к их детям), не забывать, что родители смотрят на школу глазами детей (установить контакт с детьми, а затем с родителями), делиться накопленным опытом, стремиться раскрыть способности и родителей в отдельных областях воспитания. Подводя итоги своего выступления, хотелось бы, чтобы родители были позитивным эхом не только в отдельно взятом классе, но и во всём образовательном учреждении…