Выступление «Феномен любви в педагогическом взаимодействии»
Пояснительная записка к презентации
Фурлова Ольга Ивановна, учитель истории МАОУ СОШ № 20
Феномен любви в педагогическом взаимодействии
Река жизни, по которой мы плывем, превратилась в настоящее время в болото, потому что ее главный исток — духовность, нравственность — замутнен ложными ценностями и целями. Перед учителями стоит задача нравственного просвещения учащихся, привития им культурного иммунитета, обеспечения духовно-нравственной безопасности детей. Это писал О.А. Казанский в 90-е годы.
А знаете ли вы, чему учат в современной школе? Уверены — знаете! Но знаете ли вы, чему можно учить в современной школе? И не удивляйтесь, пожалуйста! Оказывается, можно учить любить! Любить в другом ученика и учителя... Любить в себе учителя и ученика... Эти слова Олег Анатольевич произнес в 80-е годы.
Чего в мире больше: добра или зла? Конечно, добра. Добро побеждает зло. Это во всех сказках, чтобы маленький человек входил в эту жизнь и нравственно окреп. Чтобы его эмоциональная память — память сердца — помнила эту победу, верила и надеялась на нее. Все это так. И действительно, насильников и убийц значительно меньше, чем добропорядочных граждан. Но если рассматривать зло как отсутствие добра, отзывчивости, душевности, то тогда... Тогда я снова о грустном... А это уже конец 90-х…
«Известный английский режиссер Питер Брук несколько лет назад привозил в Москву спектакль «Вишнёвый сад». А там они (персонажи) ходят все вместе, разговаривают, спорят, торгуются, но НИКТО ДРУГ ДРУГУ НЕ НУЖЕН. Подумаешь, «человека забыли». Странно, если бы вспомнили... А «Вишнёвый сад» всего лишь декорация разрушаемого людьми дома. Парадокс нашего общества: самое большое количество оскорблений в свой адрес человек слышит у себя дома, в своей семье. Попробуйте на улице женщину назвать так, как она позволяет называть себя дома. А мужчину на работе назвать так, как называют его дома. Кто-то обронил фразу: «В наше время чрезвычайно трудно дать хорошее воспитание детям: любой ценой они стремятся походить на своих родителей». Да, ребенок как зеркало. Но самое главное, важное для меня то, что он отражает любовь, ту, с которой он сталкивается в детстве в своем доме, — любовь родителей. И это тот случай, когда ребенок не начинает первым любить. Если он видит, чувствует и получает, ему есть и будет что отдавать. Потому что нравственность, добро требуют от человека больше, чем он может. Разрешение этого противоречия и делает человека другим — лучшим», - это слова из книг Казанского.
Судьба будущей России лежит в руках русского учителя, преданного делу, способного не только обучать, но и духовно воспитывать. История последних лет показала нам, что образование и воспитание должны идти рука об руку. Жизненно необходимо развивать в детях и подростках нравственное чувство, приверженность исконным духовным ценностям, любовь к Отечеству, его истории, культуре, языку, заботу о его будущем. Нет и не может быть школы без воспитания, без стремления помочь ребенку стать личностью: самостоятельной, одухотворенной, способной отдавать себя ближнему, нашему народу и нашему Отечеству. Нынешнее молодое поколение совсем забыло о милосердии, о том, что многие нуждаются в помощи и сочувствии. Почему?
В жизни современного человека наблюдается кризис чувств, - такую поднимают проблему ряд философов, педагогов и психологов (Р. Мэй, Э. Фромм, О.Казанский и др.). Люди теряют способность любить в мире, где развитие техники превалирует над развитием человеческих отношений. В век перемен, когда рушатся старые мифы, и «весь мир объят беспокойством» (Э. Фромм), человек чувствует себя неуверенно и одиноко. По мере развития цивилизации, люди отдаляются друг от друга и утрачивают понимание смысла любви друг к другу. Любовь, пишет Э.Фромм, которая была всегда опорой и помогала справляться с жизненными ситуациями, стала проблемой. Люди становятся надменными, высокомерными и отстраненными. Как педагог-практик, я всегда считала, что отношения с моими учениками в какой-то степени должны выходить за рамки непосредственного профессионального контакта. Интуитивно чувствовала, что выстраиваю педагогическое взаимодействие, в первую очередь, как человек, начинающий личностные отношения. Впоследствии это стало профессиональной позицией. Существует распространенное мнение, что любовь ребенок должен получать в семье, к школе это чувство не имеет никакого отношения. Но Ш.А. Амонашвили, педагог начальной школы, первым принципом педагогической деятельности называет любовь к ребенку. Без нее нельзя воспитать «гуманную душу в человеке». Ребенок становится счастливым, как только ощущает к себе искреннюю и бескорыстную любовь. О. А. Казанский посвящает свой труд педагогике «как любви» и считает, что сотрудничество в отношениях «учитель-ученик» – это и есть проявление любви. Любовь, подчеркивает автор, снимает тревожность и дает ощущение безопасности. У Казанского О.А. акцент делается на установлении связи между способностью любить и отношением в этой любви к другому. Более значим не учитель, который любит, а ученик, которого любят. Любимый ученик становится ценностью. Любовь позволяет увидеть перспективу, открывает уникальные возможности ученика, которого любишь. Поэтому, решая вопросы любви, Олег Анатольевич активно оперируют понятиями «забота», «знание», «усиление», «открытие», «понимание», «принятие», что особенно актуально для педагогики. Итак, в чем феномен учительской любви? 1. Любовь открывает мне, любящему педагогу, уникальные возможности каждого воспитанника, его ценностную перспективу, и в этом особенность педагогического процесса. Педагогика, как и любовь интуитивна, она должна видеть то, чего еще нет. В каждом человеке есть нечто такое, что мешает видеть свою душу насквозь. Запутавшись в житейских проблемах, человек, порой, не в состоянии открыть своей души другим. Тот же, кто не может открыться перед другими, не может любить и, следовательно, несчастнейший человек в мире. Чтобы суметь понять другого, человек по крайней мере должен быть готов любить его, - пишет Олег Анатольевич. 2. Учитель обеспечивает личностный рост своих воспитанников, улучшает их жизнедеятельность. Только когда учитель видит и понимает поступки и мысли ребенка так, как ребенок сам их видит и понимает, учитель принимает их, тем самым, усиливая личность своего воспитанника. Для понимания необходимо глубокое включение в жизнь своих учеников, чему способствует саморефлексия учителя. Учителю следует постоянно себя спрашивать: Кем являюсь я для детей в настоящий момент? Какая задача сейчас стоит передо мной? Какие отношения с детьми я создаю? Что меня беспокоит? Каким меня видят мои ученики? О чем я мечтаю? Чего ждет от меня Н.? Как я влияю на него? Смог ли я помочь ему? Что его тревожит? В чем причина его неудачи? И т.д. 3. «Я люблю своих учеников, значит, я хочу, чтобы они стали лучше» – основополагающий принцип деятельности О.А. Казанского: в своих работах он использовал выражение «утверждая другого». Утверждение человека значит принятие его скрытых возможностей. В педагогическом процессе утверждение воспитанника – это работа на перспективу, его потенциальные возможности. Учитель ошибается, если не видит в своем ученике перспективы изменения, воспринимает его уже сформировавшимся, развитым, причем, независимо от возраста учащегося. Педагогическое общение потому и называется взаимодействием, что представляет непрерывный процесс, в ходе которого каждая из сторон берет и дает. 4. А может, и не надо любить конкретного ученика, ну, не за что его любить-то! А вот заботиться надо бы. Ведь есть выражение «любить по-русски». Это и означает жалеть, заботиться. Олег Анатольевич пишет, что забота означает активное действие по отношению к другому, она – противоположность апатии. Озабоченность по отношению к любимому человеку вынуждает нас трудиться, улучшать его жизнь. «Любят то, над чем трудятся, и трудятся над тем, что любят». Поэтому забота учителя выражается в непрерывной активности, направленной на благо своих учеников. Заботиться о другом означает относиться бескорыстно – отрешиться от сознательного внимания к себе. 5. Любовь возможна всегда лишь в условиях свободы и никогда – в условиях принуждения, - это становится основополагающей педагогической задачей. Для ее осуществления следует быть реальным человеком, не пытаться играть роль учителя, а быть искренним, делиться своими сомнениями, радостью, неуверенностью, изменениями, настроения с учениками. Человек, который любит, способен: - видеть ученика таким, каков он есть, понять и знать в его конкретности и уникальности; - принять ценность и необходимость ученика; - утвердить человеческое существование другого; - открыть еще не реализованные личностные возможности ученика, перспективу его развития. Таким образом, в воспитательном процессе огромную роль играет сама личность учителя. Выдающийся педагог Константин Дмитриевич Ушинский писал, что влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни системой наказаний и поощрений. В нравственном воспитании педагог вооружает питомцев не только знаниями; он воздействует на них своим поведением, всем своим обликом. Сердечность, чуткость, отзывчивость, доброта, вежливость, честность, справедливость — обязательные профессиональные качества учителя.
Литература: Казанский О.А. Педагогика как любовь. – М.: Российское педагогическое агентство, 1995. Фромм Э. Душа человека / Искусство любить. – М.: Республика, 1992. – С. 109-165 Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика. – М.: изд-во СОБОРЪ, 1997. |