Диктанты по русскому языку (по УМК В.В. Бабайцевой), ФГОС, 5 класс

6
0
Материал опубликован 19 January 2016 в группе

Диктанты по русскому языку (по УМК В.В. Бабайцевой) ФГОС. 5 класс

Первое полугодие

Диктант. Повторение изученного в начальной школе.

Небесная книга


Вы умеете читать небесную книгу? Слова в обычной книге составляются из букв, а звезды в небе образуют разные созвездия.
Моряки по звездной книге находят дорогу в необъятном море.
По облакам мы узнаем погоду. Вот по синему небу протянулись белые волокна. Они обещают дождливую погоду. В жаркий летний день вдруг появляются на небе белые облачные горы. Это вестники грозы.
И птицы могут о многом рассказать. В чистом небе летают ласточки и предвещают хорошую погоду. Прилет грачей означает наступление весны. Мы читаем небесную книгу, и удивительные вещи открываются нам.

(87 сл.)

Задание

Озаглавьте текст диктанта.

Подчеркните то место в тексте, где выражается его главная мысль.

Произведите разбор слов в соответствии с указанным над ними цифровым индексом

Диктант. Повторение изученного в начальной школе. ( Части речи)

Мы идём по узкой дорожке берегом большого озера. Над ближним лесом встаёт солнце. Под яркими лучами солнца сверкает голубое озеро. За ним широкой полосой легло болото. Тут шагать опасно.

Мы входим в зелёную чащу. Ровными рядами стоят высокие сосны. Редкий луч солнца льётся через густую зелень. Под деревьями прохладно. Тишь и глушь в лесу.

Мы постояли у опушки и пошли к деревне. Крутой подъём ведёт в гору. Там конец нашего пути.

Задание

Произведите разбор предложений, обозначенных соответствующими значками.

Выпишите из текста по одному слову каждой части речи.

Диктант Раздел « Синтаксис и пунктуация»

Погода стала меняться. Из-за далёкого горизонта неслись и приближались низкие облака. Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло. Потемнело. Налетел резкий ветер. Он зашумел тростником, бросил в воду сухие листья и погнал их по реке. « Дождь пойдёт», - проговорила Нина.

Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает. Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель. Река покрылась пузырьками , когда сплошной полосой хлестнул проливной дождь. Валерка громко закричал: «Бежим, ребята!»

Но вот ветер утих, появилось солнце. Редкие капли дождя падали на землю. Они повисали в траве, и в каждой капле отражалось солнце.

Задание

Выполните синтаксический разбор предложения.

1 вариант.

Из-за далёкого горизонта неслись и приближались низкие облака.

2 вариант.

Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло.

Второе полугодие

Диктант. Раздел русского языка « Фонетика. Орфография»

Много столетий считалось, что вылечиться от укуса тарантула можно только музыкой. Врач являлся к больному с музыкантами. Зву­чал быстрый, веселый мотив. Больной вставал с постели и танцевал. Считалось, что яд тарантула выделяется с потом. Поэтому чем быстрее и дольше танцевал больной, тем успешнее шло выздоровление. Со­ставлялся даже список музыкальных произведений. Но подходящих мелодий было все-таки мало, и стали сочинять специальные для изле­чения от тарантизма. Они так и назывались — «тарантелла». Это были быстрые, веселые мотивы, под которые хорошо танцевалось. Они по­любились людям, и музыканты стали их исполнять не только у постели больных, но и на свадьбах, именинах, разных праздниках. Так родился веселый народный итальянский танец «тарантелла».

(По Ю. Дмитриеву) (105 слов)

Задание

Что же общего у ядовитого паука тарантула и веселого тан­ца тарантелла?

Выполните фонетический разбор слов мотив, яд, являлся.

Диктант. Раздел русского языка « Морфемика. Словообразование и орфография»

Ночлег в лесу

Ребята расположились на опушке леса. Одни побежали собирать хворост, другие рубили ветви для шалаша. Остальные разбирали ве­щи, вынимали съестное, котелки, кружки, ложки.

Между тем заря угасала. Смеркалось. Вот из лесу раздаются весе­лые голоса. В ответ послышались радостные крики ожидающих. Большие вязанки хвороста сгружаются на полянке.

Сколько охотников разводить костер! Ребята с увлечением разду­вают первые искры огоньков. Дым от костра расстилается густой за­весой, и скоро он разгорается. Весело забулькала в котелке вода.

Вскоре все отужинали и стали готовиться ко сну. Но не забывают они потолкаться, побороться, поспорить. А подниматься нужно с рас­светом! Раздается команда: «Всем спать!» Лагерь быстро затихает.

(102 слова)

Задание

Выполните морфемный и словообразовательный разбор выделенных слов.

Используя разнообразные приставки, образуйте со словом собирать новые слова.

Графически объясните постановку знаков препинания в предложениях с прямой речью и с однородными членами.

Выполните синтаксический разбор сложного предложения.

Обозначьте орфограммы, сгруппируйте их. Какие орфо­графические правила можно проиллюстрировать примерами из текста?

Диктант. Раздел русского языка « Лексика»

Почему писатель назвал своего героя Чебурашкой?

Не удивляйтесь, но предположительно первым Чебурашкой была маленькая девочка. Вот как это происходило.
Морозной зимой писатель Эдуард Успенский шел по двору. Вдруг он видит малышку, которая гуляет с мамой. На девочке длинная мохнатая шуба. Эта шуба ей подойдет, когда девочка подрастет. А сейчас малышка с трудом пробирается по снегу, все время спотыкается и падает. А мама ее поднимает и говорит: «Вот какая чебурашка!».
Писателю понравилось это словцо, и он назвал им своего сказочного героя.
Так появился этот «неизвестный науке зверь», который приехал в нашу страну в ящике с апельсинами и поселился в столице нашей родины.

(95 слов)
 

Задания

1. Сделайте фонетический разбор слов:

I вариант – всё, ее;
II вариант – зверь, ей.

2. Подберите:

а) синоним к слову:

I вариант – понравилось;
II вариант – морозная (зима);

б) антоним к слову:

I вариант – маленькая;
II вариант – падает.

3. Сделайте морфемный разбор слов:

I вариант – писатель, гуляет, длинная;
II вариант – подрастет, словцо, маленькая.

4. Сделайте морфологический разбор слова:

I вариант – малышку;
II вариант – (на) девочке.

5. Сделайте синтаксический разбор предложения:

I вариант – второго во 2-м абзаце;
II вариант – четвертого во 2-м абзаце.

Диктант Повторение изученного в 5 классе.

Капустник

До революции 1917 года во время Великого поста театры закрывались. В этот период не разрешались представления для зрителей, запрещалось есть мясо.
И вот в Московском художественном театре1 придумали такую вещь. Актеры собирались в здании театра и располагались за длинным столом. К ужину подавали пироги с капустой. И актеры без зрителей представляли разные сценки из своей жизни, которые они сочиняли сами. Шутки были для своих. Так появились капустники. Популярность их росла.
Слухи об актерских ужинах быстро разлетаются по Москве, и многие люди стараются попасть на них. Капустники становятся особым театральным жанром.
Сейчас театральные капустники можно увидеть по телевидению.

(97 слов)

Задания

1. Сделайте фонетический разбор слов:

I вариант – есть, мясо;
II вариант – своей, вещь.

2. Найдите:

а) синонимы к слову:

I вариант – представление;
II вариант – актер;

б) многозначное слово:

I вариант – в 1-м абзаце;
II вариант – в предпоследнем абзаце.

3. Сделайте морфемный разбор слов:

I вариант – придумали, капустой, актерских;
II вариант – подавали, театре, длинным.

4. Сделайте морфологический разбор слова:

I вариант – (в) период;
II вариант – (для) зрителей.

5. Составьте схему предложения:

I вариант – третьего из 2-го абзаца;
II вариант – первого из 3-го абзаца.

Комментарии
Комментариев пока нет.