12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Латыпова Лидия Васильевна1798
Активно занимаюсь научной деятельностью, опубликовано более 50 научных статей, авторские методические рекомендации, учебные пособия с грифом УМО, монографии, к. э.н., доцент кафедры теории и практики управления
Россия, Ханты-Мансийский АО, Сургут

ГОУ ВПО ХМАО-Югры

«Сургутский государственный педагогический университет»

Кафедра теории и практики управления

Рабочая программа

2014-15 уч. г.

СОГЛАСОВАНО

 

УТВЕРЖДАЮ

Ф.И. Дубовая директор библиотеки

 

Т.М. Захожая проректор по УР

     
     

Н.А. Шкляева заведующий кафедрой

   

согласовано 15 ноября 2014 г.

   
     

О.В. Власова декан факультета

   
     

В.3.14 Введение в профессию , 1 семестр 2 полусеместр

Б-4231, 27.03.02, Управление качеством, зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов

Автор

Л.В. Латыпова ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция

Содержание компетенции

Тип

Способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1)

Знание основных требований рынка труда к специальностям данного профиля

знаниевый

Знание сущности профессиональных стандартов

знаниевый

Умение описывать сущностные признаки профессии и выделять её место в современном обществе

ориентировочный

Умение составлять сообщения, доклады,рефераты

операциональный

Написание сообщения о лучших представителях профессии, выступление на круглых столах, встречах с представителями

опыт

Способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7)

Знание об опыте лучших представителей профессии

знаниевый

Знание о компетентностной модели выпускника (ФГОС ВО, учебный план подготовки конкретного выпускника и т.д.)

знаниевый

Знание о конкретной профессиональной деятельности и способах достижения профессионального мастерства

знаниевый

Знание о социальной роли и значимости профессии

знаниевый

Знание содержания понятия профессиональное саморазвитие

знаниевый

Знания об особенностях индивидуальной троектории обучения. Роль студента в подготовки будущего специалиста

знаниевый

Умение определять качество субъекта

ориентировочный

Умение строить собственную программу профессионального обучения

ориентировочный

Владение способами достижения профкссионального мастерства

операциональный

Умение описывать, сравнивать, классифицировать, выявлять структуру объектов действительности

операциональный

Описание, сравнение, построение обоощений, классификаций на примере описания профессии, социальной роли и значимости, компетентностной модели и т.д.

опыт

Цели изучения дисциплины

Сформировать понимание особенностей и содержания избранной профессии и способов достижения профессионального мастерства

Задачи

Освоение основных характеристик профессиональной деятельности инженера-менеджера по качеству, современных требований к деятельности специалистов по качеству

Jсвоение базовых понятий профессиональной деятельности

Уметь охарактеризовать особенности различных направлений профессиональной деятельности специалиста в сфере управления качеством

Числовые характеристики

Трудоемкость

72 ч.

Аудиторная работа

28,0 ч. (38,89%)

Контроль самостоятельной работы

11,0 ч.

Самостоятельная работа студента

44,0 ч. (61,11%)

Процент выполнения нагрузки

100,0%

Индивидуальная работа со студентами

7,5 ч. из 7,0 ч.

Часов в неделю

4,0 ч. (4,0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название

Цель

Результат

Дидактические единицы

Модуль 1 Особенности профессиональной карьеры специалиста в сфере управления качеством

Освоение основных характеристик профессиональной деятельности инженера-менеджера по качеству, современных требований к деятельности специалистов по качеству

Получение студентами представлений о социальном значении профессии, ее международном эквиваленте, о специфике развития профессиональной карьеры, о современных тенденциях рынка труда и востребованности специалистов данного профиля

Требования рынка труда и современные условия подготовки специалистов в области качества в вузе

Ступени карьеры специалиста в области управления качеством

Модуль 2 Терминологическое поле профессиональной деятельности инженера-менеджера по качеству

Освоение базовых понятий профессиональной сферы деятельности

получение первоначальных представлений о сущности деятельности в сфере качества, о философии качества, принципах менеджмента качества, метрологии, стандартизации, сертификации как необходимых условий к управлению качеством

Информационное поле профессиональной деятельности в сфере управления качеством

Нормативно-юридические основы профессиональной деятельности

Модуль 3 Направления профессиональной деятельности инженера -менеджера по качеству на предприятии

Уметь охарактеризовать особенности различных направлений профессиональной деятельности специалиста в сфере управления качеством

Получение представлений о роли специалиста по качеству в системе организационного взаимодействия, управления качеством, обеспечения качества продукции, мониторинга, организационного развития

Роль и место специалиста по качеству в деятельности организации

Практические умения специалиста в сфере управления качеством

Структура курса

Модуль 1. Модуль 1 Особенности профессиональной карьеры специалиста в сфере управления качеством

ДЕ 1. Требования рынка труда и современные условия подготовки специалистов в области качества в вузе

Содержание

Результаты

Уровень усвоения

Управление качеством как вид профессиональной деятельности. Состояние рынка труда и кадрового потенциала по профессии "Инженер-менеджер по качеству"

области професиональной деятельности инженера по качеству

Воспроизведение

степень востребованности специалистов по качеству в ХМАО

Воспроизведение

Становление деятельности в сфере качества. Ведущие специалисты в управлении качеством

стадии развития менеджмента качества

Воспроизведение

имена в области качества

Узнавание

ДЕ 2. Ступени карьеры специалиста в области управления качеством

Содержание

Результаты

Уровень усвоения

Требования ФГОС ВПО к профессиональной компетентности бакалавра в области управления качеством.Специфика и содержание магистерской подготовки по направлению "Управление качеством"

виды профессиональной деятельности

Воспроизведение

структура образовательной программы

Воспроизведение

Содержание образовательно-профессиональной программы подготовки бакалавра управления качеством, назначение дисциплин в формировании профессиональных компеетенций

профессиональные компетенции бакалавра УК

Узнавание

Роль учебных дисциплин в формировании профессиональных компетенций

Воспроизведение

Условия сертификации в РССП эксперта по оценке систем менеджмента качества, требования к образованию, подготовке, личностным качествам. Квалификационные требования к должности Менеджера по качеству

стандарты по сертификации экспертов

Воспроизведение

квалификационные требования к должности Инженера-менеджера по качеству

Воспроизведение

Кодекс этики эксперта по качеству

Воспроизведение

Модуль 2. Модуль 2 Терминологическое поле профессиональной деятельности инженера-менеджера по качеству

ДЕ 1. Информационное поле профессиональной деятельности в сфере управления качеством

Содержание

Результаты

Уровень усвоения

Терминология по менеджменту качества

менеджмент качества

Воспроизведение

контроль качества

Воспроизведение

планирование качества

Воспроизведение

улучшение качества

Воспроизведение

качество

Воспроизведение

требование

Воспроизведение

потребитель

Воспроизведение

удовлетворенность

Воспроизведение

принципы менеджмента качества

Воспроизведение

Терминология по стандартизации, метрологии и оценке соответствия

стандарт

Воспроизведение

стандартизация

Воспроизведение

соответствие

Воспроизведение

несоответствие

Воспроизведение

оценка соответствия

Воспроизведение

измерения

Узнавание

методы измерения

Узнавание

измерительное оборудование

Узнавание

Учебная и научная литература по формированию профессиональных компетенций менеджера по качеству

базовые понятия по качеству

Узнавание

базовые понятия по процессному подходу

Узнавание

ДЕ 2. Нормативно-юридические основы профессиональной деятельности 

Содержание

Результаты

Уровень усвоения

Национальная система стандартов (ГОСТов). Международная система стандартов в области качества.

виды стандартов

Воспроизведение

стандарты на продукцию

Воспроизведение

стандарты на услуги

Воспроизведение

стандарты на системы управления

Воспроизведение

стандарты по системе стандартизации

Воспроизведение

международные стандарты в области качества

Воспроизведение

Законодательный (юридический) и технологический подход к управлению качеством

Закон о техническом регулировании

Воспроизведение

Закон о защите прав потребителей

Воспроизведение

Модуль 3. Модуль 3 Направления профессиональной деятельности инженера -менеджера по качеству на предприятии

ДЕ 1. Роль и место специалиста по качеству в деятельности организации

Содержание

Результаты

Уровень усвоения

Значение деятельности специалиста по качеству для руководства организации

мониторинг качества

Воспроизведение

улучшение качества

Воспроизведение

контроль качества

Воспроизведение

планирование качества

Воспроизведение

взаимодействие с потребителем

Воспроизведение

стратегическое развитие организации

Воспроизведение

Значение деятельности специалиста по качеству для персонала организации

регламентация деятельности

Воспроизведение

контроль качества

Воспроизведение

вовлечение в управление качеством

Воспроизведение

прозрачность взаимодействия

Воспроизведение

четкость, предсказуемость деятельности

Воспроизведение

обучение персонала методам менеджмента качества

Воспроизведение

Психологические аспекты и проблемы профессиональной деятельности специалиста по качеству в организации

управление изменениями

Воспроизведение

этические принципы деятельности специалиста по качеству

Воспроизведение

ДЕ 2. Практические умения специалиста в сфере управления качеством 

Содержание

Результаты

Уровень усвоения

Организация работ по внедрению СМК

система менеджмента качества

Воспроизведение

анализ системы управления

Узнавание

Документирование и регламентация процессов, разработка стандартов, инструкций, требований

документация СМК

Воспроизведение

руководство по качеству

Воспроизведение

документированные процедуры

Воспроизведение

инструкции и стандарты

Воспроизведение

Проведение внутренних аудитов СМК, контроль качества продукции

аудит качества

Воспроизведение

критерии аудита

Воспроизведение

программа аудита

Воспроизведение

виды контроля качества продукции

Воспроизведение

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия

Тип занятия

Кол-во часов

Неделя

1

Управление качеством как вид профессиональной деятельности. Состояние рынка труда и кадрового потенциала по профессии "Инженер-менеджер по качеству"

Лекция

2,0

1

2

Становление деятельности в сфере качества. Ведущие специалисты в управлении качеством

Семинар

2,0

1

3

Требования ФГОС ВПО к профессиональной компетентности бакалавра в области управления качеством.Специфика и содержание магистерской подготовки по направлению "Управление качеством"

Практическая работа

2,0

2

4

Содержание образовательно-профессиональной программы подготовки бакалавра управления качеством, назначение дисциплин в формировании профессиональных компеетенций

Коллоквиум

2,0

2

5

Требования ФГОС ВПО к профессиональной компетентности бакалавра в области управления качеством.Специфика и содержание магистерской подготовки по направлению "Управление качеством"

Индивидуальная работа

2,0

2

6

Условия сертификации в РССП эксперта по оценке систем менеджмента качества, требования к образованию, подготовке, личностным качествам. Квалификационные требования к должности Менеджера по качеству

Семинар

1,0

3

7

Учебная и научная литература по формированию профессиональных компетенций будущего менеджера по качеству

Другое

2,0

3

8

Терминология по стандартизации, метрологии и оценке соответствия

Контрольная работа

2,0

5

9

Психологические аспекты и проблемы профессиональной деятельности специалиста по качеству в организации

Контрольная работа

1,0

5

10

Значение деятельности по управлению качеством в достижении организацией устойчивого развития

Семинар

2,0

6

11

Законодательный (юридический) и технологический подход к управлению качеством

Практическая работа

2,0

6

12

Национальная система стандартов (ГОСТов). Международная система стандартов в области качества.

Другое

2,0

6

13

Национальная система стандартов (ГОСТов). Международная система стандартов в области качества.

Индивидуальная работа

1,5

6

14

Значение деятельности специалиста по качеству для руководства организации

Семинар

2,0

7

15

Значение деятельности специалиста по качеству для персонала организации

Лекция

2,0

7

16

Организация работ по внедрению СМК

Семинар

2,0

7

17

Законодательный (юридический) и технологический подход к управлению качеством

Индивидуальная работа

2,0

7

18

Документирование и регламентация процессов, разработка стандартов, инструкций, требований

Индивидуальная работа

2,0

7

19

Документирование и регламентация процессов, разработка стандартов, инструкций, требований

Другое

2,0

8

Контроль результатов обучения

Тема

Тип занятия

Результаты

Уровень усвоения

Тестовые задания

1

Управление качеством как вид профессиональной деятельности. Состояние рынка труда и кадрового потенциала по профессии "Инженер-менеджер по качеству"

Лекция

области професиональной деятельности инженера по качеству

Воспроизведение

 

степень востребованности специалистов по качеству в ХМАО

Воспроизведение

 

2

Становление деятельности в сфере качества. Ведущие специалисты в управлении качеством

Семинар

стадии развития менеджмента качества

Воспроизведение

 

имена в области качества

Узнавание

 

3

Требования ФГОС ВПО к профессиональной компетентности бакалавра в области управления качеством.Специфика и содержание магистерской подготовки по направлению "Управление качеством"

Практическая работа

виды профессиональной деятельности

Воспроизведение

 

структура образовательной программы

Воспроизведение

 

4

Содержание образовательно-профессиональной программы подготовки бакалавра управления качеством, назначение дисциплин в формировании профессиональных компеетенций

Коллоквиум

профессиональные компетенции бакалавра УК

Узнавание

 

Роль учебных дисциплин в формировании профессиональных компетенций

Воспроизведение

 

5

Требования ФГОС ВПО к профессиональной компетентности бакалавра в области управления качеством.Специфика и содержание магистерской подготовки по направлению "Управление качеством"

Индивидуальная работа

виды профессиональной деятельности

Воспроизведение

 

структура образовательной программы

Воспроизведение

 

6

Условия сертификации в РССП эксперта по оценке систем менеджмента качества, требования к образованию, подготовке, личностным качествам. Квалификационные требования к должности Менеджера по качеству

Семинар

стандарты по сертификации экспертов

Воспроизведение

 

квалификационные требования к должности Инженера-менеджера по качеству

Воспроизведение

 

Кодекс этики эксперта по качеству

Воспроизведение

 

7

Учебная и научная литература по формированию профессиональных компетенций будущего менеджера по качеству

Другое

базовые понятия по качеству

Узнавание

 

базовые понятия по процессному подходу

Узнавание

 

8

Терминология по стандартизации, метрологии и оценке соответствия

Контрольная работа

стандарт

Воспроизведение

 

стандартизация

Воспроизведение

 

соответствие

Воспроизведение

 

несоответствие

Воспроизведение

 

оценка соответствия

Воспроизведение

 

измерения

Узнавание

 

методы измерения

Узнавание

 

измерительное оборудование

Узнавание

 

9

Психологические аспекты и проблемы профессиональной деятельности специалиста по качеству в организации

Контрольная работа

области професиональной деятельности инженера по качеству

Воспроизведение

 

степень востребованности специалистов по качеству в ХМАО

Воспроизведение

 

10

Значение деятельности по управлению качеством в достижении организацией устойчивого развития

Семинар

мониторинг качества

Воспроизведение

 

улучшение качества

Воспроизведение

 

контроль качества

Воспроизведение

 

планирование качества

Воспроизведение

 

взаимодействие с потребителем

Воспроизведение

 

стратегическое развитие организации

Воспроизведение

 

регламентация деятельности

Воспроизведение

 

контроль качества

Воспроизведение

 

вовлечение в управление качеством

Воспроизведение

 

прозрачность взаимодействия

Воспроизведение

 

четкость, предсказуемость деятельности

Воспроизведение

 

обучение персонала методам менеджмента качества

Воспроизведение

 

управление изменениями

Воспроизведение

 

этические принципы деятельности специалиста по качеству

Воспроизведение

 

система менеджмента качества

Воспроизведение

 

анализ системы управления

Узнавание

 

документация СМК

Воспроизведение

 

11

Законодательный (юридический) и технологический подход к управлению качеством

Практическая работа

Закон о техническом регулировании

Воспроизведение

 

Закон о защите прав потребителей

Воспроизведение

 

12

Национальная система стандартов (ГОСТов). Международная система стандартов в области качества.

Другое

виды стандартов

Воспроизведение

 

стандарты на продукцию

Воспроизведение

 

стандарты на услуги

Воспроизведение

 

стандарты на системы управления

Воспроизведение

 

стандарты по системе стандартизации

Воспроизведение

 

международные стандарты в области качества

Воспроизведение

 

13

Национальная система стандартов (ГОСТов). Международная система стандартов в области качества.

Индивидуальная работа

виды стандартов

Воспроизведение

 

стандарты на продукцию

Воспроизведение

 

стандарты на услуги

Воспроизведение

 

стандарты на системы управления

Воспроизведение

 

стандарты по системе стандартизации

Воспроизведение

 

международные стандарты в области качества

Воспроизведение

 

14

Значение деятельности специалиста по качеству для руководства организации

Семинар

мониторинг качества

Воспроизведение

 

улучшение качества

Воспроизведение

 

контроль качества

Воспроизведение

 

планирование качества

Воспроизведение

 

взаимодействие с потребителем

Воспроизведение

 

стратегическое развитие организации

Воспроизведение

 

15

Значение деятельности специалиста по качеству для персонала организации

Лекция

регламентация деятельности

Воспроизведение

 

контроль качества

Воспроизведение

 

вовлечение в управление качеством

Воспроизведение

 

прозрачность взаимодействия

Воспроизведение

 

четкость, предсказуемость деятельности

Воспроизведение

 

обучение персонала методам менеджмента качества

Воспроизведение

 

16

Организация работ по внедрению СМК

Семинар

система менеджмента качества

Воспроизведение

 

анализ системы управления

Узнавание

 

17

Законодательный (юридический) и технологический подход к управлению качеством

Индивидуальная работа

Закон о техническом регулировании

Воспроизведение

 

Закон о защите прав потребителей

Воспроизведение

 

18

Документирование и регламентация процессов, разработка стандартов, инструкций, требований

Индивидуальная работа

документация СМК

Воспроизведение

 

руководство по качеству

Воспроизведение

 

документированные процедуры

Воспроизведение

 

инструкции и стандарты

Воспроизведение

 

19

Документирование и регламентация процессов, разработка стандартов, инструкций, требований

Другое

документация СМК

Воспроизведение

 

руководство по качеству

Воспроизведение

 

документированные процедуры

Воспроизведение

 

инструкции и стандарты

Воспроизведение

 

Литература

Основная

Горбашко, Е.А. Управление качеством: учебник для бакалавров / Е.А. Горбашко. - М.: Издательство Юрайт, 2012. - 463с.

Ефимов, В.В. Средства и методы управления качеством : учеб. пособие для студентов вузов по специальности "Управление качеством" / В.В. Ефимов. - 2-е изд., стер. - М. : КНОРУС, 2010. - 224, [1] с.

Коноплёв, С.П. Управление качеством: Учеб. пособие./ С.П. Коноплев. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 252с.

Дополнительная

ISO анализирует перспективы совершенствования систем менеджмента качества // Мир стандартов. - 2010. - № 1. - С. 49-50.

Аристов, О.В. Управление качеством : учебник для студентов вузов по специальности 061100 "Менеджмент организации" / О.В. Аристов. - М. : ИНФРА-М, 2007. - 235, [1] с. - (Высшее образование). - Гриф МО.

Белкин, В.Г. Роль системы менеджмента качества в научно-инновационной деятельности вуза / В.Г. Белкин, Е.Б. Гаффорова, К.И. Сафонова // Качество. Инновации. Образование. - 2010. - № 2. - С. 9-11."

Гамов, А.И. СМК - локомотив деятельности в области качества / Александр Игоревич Гамов // Стандарты и качество. - 2010. - № 2. - С. 105-107."

Каштанова, Е. Подготовка кадров при внедрении стандартов менеджмента качества / Е. Каштанова // Кадровик. Кадровое делопроизводство. - 2008. - № 9. - С. 56-65."

Конти, Т. Системное мышление: новые рубежи в менеджменте качества / Тито Конти // Стандарты и качество. - 2010. - № 4. - С. 104-106."

Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента / ГОСТ Р ИСО 19011-2003.

Тихомирова, О.   Современные системы менеджмента: тенденции развития / О. Тихомирова, Л. Цыганова // Управление качеством. - 2005. - № 10. - С. 20-30.

Феноменология качества - теория и практика менеджмента качества //Управление качеством. - 2005. - № 3. - С. 38-39.

Цифровые ресурсы

Полезные ссылки по управлению качеством [Электронный ресурс] : Режим доступа : http://bizoffice.ru

Просто качество [Электронный ресурс] : Режим доступа : http://www.prostokachestvo.ru

ЭБС"Znanium" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.znanium.com

ЭБС "Научная элетронная библиотека elibraru" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.elibraru.ru


 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.