Рабочая программа «Введение в профессию»
ГОУ ВПО ХМАО-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и практики управления
Рабочая программа
2014-15 уч. г.
СОГЛАСОВАНО |
УТВЕРЖДАЮ |
|
Ф.И. Дубовая директор библиотеки |
Т.М. Захожая проректор по УР |
|
Н.А. Шкляева заведующий кафедрой |
||
согласовано 15 ноября 2014 г. |
||
О.В. Власова декан факультета |
||
В.3.14 Введение в профессию , 1 семестр 2 полусеместр
Б-4231, 27.03.02, Управление качеством, зачёт
Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Автор |
Л.В. Латыпова ____________ |
Характеристики рабочей программы
Компетенции
Компетенция |
Содержание компетенции |
Тип |
Способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1) |
Знание основных требований рынка труда к специальностям данного профиля |
знаниевый |
Знание сущности профессиональных стандартов |
знаниевый |
|
Умение описывать сущностные признаки профессии и выделять её место в современном обществе |
ориентировочный |
|
Умение составлять сообщения, доклады,рефераты |
операциональный |
|
Написание сообщения о лучших представителях профессии, выступление на круглых столах, встречах с представителями |
опыт |
|
Способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7) |
Знание об опыте лучших представителей профессии |
знаниевый |
Знание о компетентностной модели выпускника (ФГОС ВО, учебный план подготовки конкретного выпускника и т.д.) |
знаниевый |
|
Знание о конкретной профессиональной деятельности и способах достижения профессионального мастерства |
знаниевый |
|
Знание о социальной роли и значимости профессии |
знаниевый |
|
Знание содержания понятия профессиональное саморазвитие |
знаниевый |
|
Знания об особенностях индивидуальной троектории обучения. Роль студента в подготовки будущего специалиста |
знаниевый |
|
Умение определять качество субъекта |
ориентировочный |
|
Умение строить собственную программу профессионального обучения |
ориентировочный |
|
Владение способами достижения профкссионального мастерства |
операциональный |
|
Умение описывать, сравнивать, классифицировать, выявлять структуру объектов действительности |
операциональный |
|
Описание, сравнение, построение обоощений, классификаций на примере описания профессии, социальной роли и значимости, компетентностной модели и т.д. |
опыт |
Цели изучения дисциплины
Сформировать понимание особенностей и содержания избранной профессии и способов достижения профессионального мастерства
Задачи
Освоение основных характеристик профессиональной деятельности инженера-менеджера по качеству, современных требований к деятельности специалистов по качеству
Jсвоение базовых понятий профессиональной деятельности
Уметь охарактеризовать особенности различных направлений профессиональной деятельности специалиста в сфере управления качеством
Числовые характеристики
Трудоемкость |
72 ч. |
Аудиторная работа |
28,0 ч. (38,89%) |
Контроль самостоятельной работы |
11,0 ч. |
Самостоятельная работа студента |
44,0 ч. (61,11%) |
Процент выполнения нагрузки |
100,0% |
Индивидуальная работа со студентами |
7,5 ч. из 7,0 ч. |
Часов в неделю |
4,0 ч. (4,0 ч. норма) |
Модули рабочей программы
Название |
Цель |
Результат |
Дидактические единицы |
Модуль 1 Особенности профессиональной карьеры специалиста в сфере управления качеством |
Освоение основных характеристик профессиональной деятельности инженера-менеджера по качеству, современных требований к деятельности специалистов по качеству |
Получение студентами представлений о социальном значении профессии, ее международном эквиваленте, о специфике развития профессиональной карьеры, о современных тенденциях рынка труда и востребованности специалистов данного профиля |
Требования рынка труда и современные условия подготовки специалистов в области качества в вузе Ступени карьеры специалиста в области управления качеством |
Модуль 2 Терминологическое поле профессиональной деятельности инженера-менеджера по качеству |
Освоение базовых понятий профессиональной сферы деятельности |
получение первоначальных представлений о сущности деятельности в сфере качества, о философии качества, принципах менеджмента качества, метрологии, стандартизации, сертификации как необходимых условий к управлению качеством |
Информационное поле профессиональной деятельности в сфере управления качеством Нормативно-юридические основы профессиональной деятельности |
Модуль 3 Направления профессиональной деятельности инженера -менеджера по качеству на предприятии |
Уметь охарактеризовать особенности различных направлений профессиональной деятельности специалиста в сфере управления качеством |
Получение представлений о роли специалиста по качеству в системе организационного взаимодействия, управления качеством, обеспечения качества продукции, мониторинга, организационного развития |
Роль и место специалиста по качеству в деятельности организации Практические умения специалиста в сфере управления качеством |
Структура курса
Модуль 1. Модуль 1 Особенности профессиональной карьеры специалиста в сфере управления качеством
ДЕ 1. Требования рынка труда и современные условия подготовки специалистов в области качества в вузе
Содержание |
Результаты |
Уровень усвоения |
Управление качеством как вид профессиональной деятельности. Состояние рынка труда и кадрового потенциала по профессии "Инженер-менеджер по качеству" |
области професиональной деятельности инженера по качеству |
Воспроизведение |
степень востребованности специалистов по качеству в ХМАО |
Воспроизведение |
|
Становление деятельности в сфере качества. Ведущие специалисты в управлении качеством |
стадии развития менеджмента качества |
Воспроизведение |
имена в области качества |
Узнавание |
ДЕ 2. Ступени карьеры специалиста в области управления качеством
Содержание |
Результаты |
Уровень усвоения |
Требования ФГОС ВПО к профессиональной компетентности бакалавра в области управления качеством.Специфика и содержание магистерской подготовки по направлению "Управление качеством" |
виды профессиональной деятельности |
Воспроизведение |
структура образовательной программы |
Воспроизведение |
|
Содержание образовательно-профессиональной программы подготовки бакалавра управления качеством, назначение дисциплин в формировании профессиональных компеетенций |
профессиональные компетенции бакалавра УК |
Узнавание |
Роль учебных дисциплин в формировании профессиональных компетенций |
Воспроизведение |
|
Условия сертификации в РССП эксперта по оценке систем менеджмента качества, требования к образованию, подготовке, личностным качествам. Квалификационные требования к должности Менеджера по качеству |
стандарты по сертификации экспертов |
Воспроизведение |
квалификационные требования к должности Инженера-менеджера по качеству |
Воспроизведение |
|
Кодекс этики эксперта по качеству |
Воспроизведение |
Модуль 2. Модуль 2 Терминологическое поле профессиональной деятельности инженера-менеджера по качеству
ДЕ 1. Информационное поле профессиональной деятельности в сфере управления качеством
Содержание |
Результаты |
Уровень усвоения |
Терминология по менеджменту качества |
менеджмент качества |
Воспроизведение |
контроль качества |
Воспроизведение |
|
планирование качества |
Воспроизведение |
|
улучшение качества |
Воспроизведение |
|
качество |
Воспроизведение |
|
требование |
Воспроизведение |
|
потребитель |
Воспроизведение |
|
удовлетворенность |
Воспроизведение |
|
принципы менеджмента качества |
Воспроизведение |
|
Терминология по стандартизации, метрологии и оценке соответствия |
стандарт |
Воспроизведение |
стандартизация |
Воспроизведение |
|
соответствие |
Воспроизведение |
|
несоответствие |
Воспроизведение |
|
оценка соответствия |
Воспроизведение |
|
измерения |
Узнавание |
|
методы измерения |
Узнавание |
|
измерительное оборудование |
Узнавание |
|
Учебная и научная литература по формированию профессиональных компетенций менеджера по качеству |
базовые понятия по качеству |
Узнавание |
базовые понятия по процессному подходу |
Узнавание |
ДЕ 2. Нормативно-юридические основы профессиональной деятельности
Содержание |
Результаты |
Уровень усвоения |
Национальная система стандартов (ГОСТов). Международная система стандартов в области качества. |
виды стандартов |
Воспроизведение |
стандарты на продукцию |
Воспроизведение |
|
стандарты на услуги |
Воспроизведение |
|
стандарты на системы управления |
Воспроизведение |
|
стандарты по системе стандартизации |
Воспроизведение |
|
международные стандарты в области качества |
Воспроизведение |
|
Законодательный (юридический) и технологический подход к управлению качеством |
Закон о техническом регулировании |
Воспроизведение |
Закон о защите прав потребителей |
Воспроизведение |
Модуль 3. Модуль 3 Направления профессиональной деятельности инженера -менеджера по качеству на предприятии
ДЕ 1. Роль и место специалиста по качеству в деятельности организации
Содержание |
Результаты |
Уровень усвоения |
Значение деятельности специалиста по качеству для руководства организации |
мониторинг качества |
Воспроизведение |
улучшение качества |
Воспроизведение |
|
контроль качества |
Воспроизведение |
|
планирование качества |
Воспроизведение |
|
взаимодействие с потребителем |
Воспроизведение |
|
стратегическое развитие организации |
Воспроизведение |
|
Значение деятельности специалиста по качеству для персонала организации |
регламентация деятельности |
Воспроизведение |
контроль качества |
Воспроизведение |
|
вовлечение в управление качеством |
Воспроизведение |
|
прозрачность взаимодействия |
Воспроизведение |
|
четкость, предсказуемость деятельности |
Воспроизведение |
|
обучение персонала методам менеджмента качества |
Воспроизведение |
|
Психологические аспекты и проблемы профессиональной деятельности специалиста по качеству в организации |
управление изменениями |
Воспроизведение |
этические принципы деятельности специалиста по качеству |
Воспроизведение |
ДЕ 2. Практические умения специалиста в сфере управления качеством
Содержание |
Результаты |
Уровень усвоения |
Организация работ по внедрению СМК |
система менеджмента качества |
Воспроизведение |
анализ системы управления |
Узнавание |
|
Документирование и регламентация процессов, разработка стандартов, инструкций, требований |
документация СМК |
Воспроизведение |
руководство по качеству |
Воспроизведение |
|
документированные процедуры |
Воспроизведение |
|
инструкции и стандарты |
Воспроизведение |
|
Проведение внутренних аудитов СМК, контроль качества продукции |
аудит качества |
Воспроизведение |
критерии аудита |
Воспроизведение |
|
программа аудита |
Воспроизведение |
|
виды контроля качества продукции |
Воспроизведение |
Распределение учебной нагрузки
№ |
Тема занятия |
Тип занятия |
Кол-во часов |
Неделя |
1 |
Управление качеством как вид профессиональной деятельности. Состояние рынка труда и кадрового потенциала по профессии "Инженер-менеджер по качеству" |
Лекция |
2,0 |
1 |
2 |
Становление деятельности в сфере качества. Ведущие специалисты в управлении качеством |
Семинар |
2,0 |
1 |
3 |
Требования ФГОС ВПО к профессиональной компетентности бакалавра в области управления качеством.Специфика и содержание магистерской подготовки по направлению "Управление качеством" |
Практическая работа |
2,0 |
2 |
4 |
Содержание образовательно-профессиональной программы подготовки бакалавра управления качеством, назначение дисциплин в формировании профессиональных компеетенций |
Коллоквиум |
2,0 |
2 |
5 |
Требования ФГОС ВПО к профессиональной компетентности бакалавра в области управления качеством.Специфика и содержание магистерской подготовки по направлению "Управление качеством" |
Индивидуальная работа |
2,0 |
2 |
6 |
Условия сертификации в РССП эксперта по оценке систем менеджмента качества, требования к образованию, подготовке, личностным качествам. Квалификационные требования к должности Менеджера по качеству |
Семинар |
1,0 |
3 |
7 |
Учебная и научная литература по формированию профессиональных компетенций будущего менеджера по качеству |
Другое |
2,0 |
3 |
8 |
Терминология по стандартизации, метрологии и оценке соответствия |
Контрольная работа |
2,0 |
5 |
9 |
Психологические аспекты и проблемы профессиональной деятельности специалиста по качеству в организации |
Контрольная работа |
1,0 |
5 |
10 |
Значение деятельности по управлению качеством в достижении организацией устойчивого развития |
Семинар |
2,0 |
6 |
11 |
Законодательный (юридический) и технологический подход к управлению качеством |
Практическая работа |
2,0 |
6 |
12 |
Национальная система стандартов (ГОСТов). Международная система стандартов в области качества. |
Другое |
2,0 |
6 |
13 |
Национальная система стандартов (ГОСТов). Международная система стандартов в области качества. |
Индивидуальная работа |
1,5 |
6 |
14 |
Значение деятельности специалиста по качеству для руководства организации |
Семинар |
2,0 |
7 |
15 |
Значение деятельности специалиста по качеству для персонала организации |
Лекция |
2,0 |
7 |
16 |
Организация работ по внедрению СМК |
Семинар |
2,0 |
7 |
17 |
Законодательный (юридический) и технологический подход к управлению качеством |
Индивидуальная работа |
2,0 |
7 |
18 |
Документирование и регламентация процессов, разработка стандартов, инструкций, требований |
Индивидуальная работа |
2,0 |
7 |
19 |
Документирование и регламентация процессов, разработка стандартов, инструкций, требований |
Другое |
2,0 |
8 |
Контроль результатов обучения
№ |
Тема |
Тип занятия |
Результаты |
Уровень усвоения |
Тестовые задания |
1 |
Управление качеством как вид профессиональной деятельности. Состояние рынка труда и кадрового потенциала по профессии "Инженер-менеджер по качеству" |
Лекция |
области професиональной деятельности инженера по качеству |
Воспроизведение |
|
степень востребованности специалистов по качеству в ХМАО |
Воспроизведение |
||||
2 |
Становление деятельности в сфере качества. Ведущие специалисты в управлении качеством |
Семинар |
стадии развития менеджмента качества |
Воспроизведение |
|
имена в области качества |
Узнавание |
||||
3 |
Требования ФГОС ВПО к профессиональной компетентности бакалавра в области управления качеством.Специфика и содержание магистерской подготовки по направлению "Управление качеством" |
Практическая работа |
виды профессиональной деятельности |
Воспроизведение |
|
структура образовательной программы |
Воспроизведение |
||||
4 |
Содержание образовательно-профессиональной программы подготовки бакалавра управления качеством, назначение дисциплин в формировании профессиональных компеетенций |
Коллоквиум |
профессиональные компетенции бакалавра УК |
Узнавание |
|
Роль учебных дисциплин в формировании профессиональных компетенций |
Воспроизведение |
||||
5 |
Требования ФГОС ВПО к профессиональной компетентности бакалавра в области управления качеством.Специфика и содержание магистерской подготовки по направлению "Управление качеством" |
Индивидуальная работа |
виды профессиональной деятельности |
Воспроизведение |
|
структура образовательной программы |
Воспроизведение |
||||
6 |
Условия сертификации в РССП эксперта по оценке систем менеджмента качества, требования к образованию, подготовке, личностным качествам. Квалификационные требования к должности Менеджера по качеству |
Семинар |
стандарты по сертификации экспертов |
Воспроизведение |
|
квалификационные требования к должности Инженера-менеджера по качеству |
Воспроизведение |
||||
Кодекс этики эксперта по качеству |
Воспроизведение |
||||
7 |
Учебная и научная литература по формированию профессиональных компетенций будущего менеджера по качеству |
Другое |
базовые понятия по качеству |
Узнавание |
|
базовые понятия по процессному подходу |
Узнавание |
||||
8 |
Терминология по стандартизации, метрологии и оценке соответствия |
Контрольная работа |
стандарт |
Воспроизведение |
|
стандартизация |
Воспроизведение |
||||
соответствие |
Воспроизведение |
||||
несоответствие |
Воспроизведение |
||||
оценка соответствия |
Воспроизведение |
||||
измерения |
Узнавание |
||||
методы измерения |
Узнавание |
||||
измерительное оборудование |
Узнавание |
||||
9 |
Психологические аспекты и проблемы профессиональной деятельности специалиста по качеству в организации |
Контрольная работа |
области професиональной деятельности инженера по качеству |
Воспроизведение |
|
степень востребованности специалистов по качеству в ХМАО |
Воспроизведение |
||||
10 |
Значение деятельности по управлению качеством в достижении организацией устойчивого развития |
Семинар |
мониторинг качества |
Воспроизведение |
|
улучшение качества |
Воспроизведение |
||||
контроль качества |
Воспроизведение |
||||
планирование качества |
Воспроизведение |
||||
взаимодействие с потребителем |
Воспроизведение |
||||
стратегическое развитие организации |
Воспроизведение |
||||
регламентация деятельности |
Воспроизведение |
||||
контроль качества |
Воспроизведение |
||||
вовлечение в управление качеством |
Воспроизведение |
||||
прозрачность взаимодействия |
Воспроизведение |
||||
четкость, предсказуемость деятельности |
Воспроизведение |
||||
обучение персонала методам менеджмента качества |
Воспроизведение |
||||
управление изменениями |
Воспроизведение |
||||
этические принципы деятельности специалиста по качеству |
Воспроизведение |
||||
система менеджмента качества |
Воспроизведение |
||||
анализ системы управления |
Узнавание |
||||
документация СМК |
Воспроизведение |
||||
11 |
Законодательный (юридический) и технологический подход к управлению качеством |
Практическая работа |
Закон о техническом регулировании |
Воспроизведение |
|
Закон о защите прав потребителей |
Воспроизведение |
||||
12 |
Национальная система стандартов (ГОСТов). Международная система стандартов в области качества. |
Другое |
виды стандартов |
Воспроизведение |
|
стандарты на продукцию |
Воспроизведение |
||||
стандарты на услуги |
Воспроизведение |
||||
стандарты на системы управления |
Воспроизведение |
||||
стандарты по системе стандартизации |
Воспроизведение |
||||
международные стандарты в области качества |
Воспроизведение |
||||
13 |
Национальная система стандартов (ГОСТов). Международная система стандартов в области качества. |
Индивидуальная работа |
виды стандартов |
Воспроизведение |
|
стандарты на продукцию |
Воспроизведение |
||||
стандарты на услуги |
Воспроизведение |
||||
стандарты на системы управления |
Воспроизведение |
||||
стандарты по системе стандартизации |
Воспроизведение |
||||
международные стандарты в области качества |
Воспроизведение |
||||
14 |
Значение деятельности специалиста по качеству для руководства организации |
Семинар |
мониторинг качества |
Воспроизведение |
|
улучшение качества |
Воспроизведение |
||||
контроль качества |
Воспроизведение |
||||
планирование качества |
Воспроизведение |
||||
взаимодействие с потребителем |
Воспроизведение |
||||
стратегическое развитие организации |
Воспроизведение |
||||
15 |
Значение деятельности специалиста по качеству для персонала организации |
Лекция |
регламентация деятельности |
Воспроизведение |
|
контроль качества |
Воспроизведение |
||||
вовлечение в управление качеством |
Воспроизведение |
||||
прозрачность взаимодействия |
Воспроизведение |
||||
четкость, предсказуемость деятельности |
Воспроизведение |
||||
обучение персонала методам менеджмента качества |
Воспроизведение |
||||
16 |
Организация работ по внедрению СМК |
Семинар |
система менеджмента качества |
Воспроизведение |
|
анализ системы управления |
Узнавание |
||||
17 |
Законодательный (юридический) и технологический подход к управлению качеством |
Индивидуальная работа |
Закон о техническом регулировании |
Воспроизведение |
|
Закон о защите прав потребителей |
Воспроизведение |
||||
18 |
Документирование и регламентация процессов, разработка стандартов, инструкций, требований |
Индивидуальная работа |
документация СМК |
Воспроизведение |
|
руководство по качеству |
Воспроизведение |
||||
документированные процедуры |
Воспроизведение |
||||
инструкции и стандарты |
Воспроизведение |
||||
19 |
Документирование и регламентация процессов, разработка стандартов, инструкций, требований |
Другое |
документация СМК |
Воспроизведение |
|
руководство по качеству |
Воспроизведение |
||||
документированные процедуры |
Воспроизведение |
||||
инструкции и стандарты |
Воспроизведение |
Литература
Основная
Горбашко, Е.А. Управление качеством: учебник для бакалавров / Е.А. Горбашко. - М.: Издательство Юрайт, 2012. - 463с.
Ефимов, В.В. Средства и методы управления качеством : учеб. пособие для студентов вузов по специальности "Управление качеством" / В.В. Ефимов. - 2-е изд., стер. - М. : КНОРУС, 2010. - 224, [1] с.
Коноплёв, С.П. Управление качеством: Учеб. пособие./ С.П. Коноплев. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 252с.
Дополнительная
ISO анализирует перспективы совершенствования систем менеджмента качества // Мир стандартов. - 2010. - № 1. - С. 49-50.
Аристов, О.В. Управление качеством : учебник для студентов вузов по специальности 061100 "Менеджмент организации" / О.В. Аристов. - М. : ИНФРА-М, 2007. - 235, [1] с. - (Высшее образование). - Гриф МО.
Белкин, В.Г. Роль системы менеджмента качества в научно-инновационной деятельности вуза / В.Г. Белкин, Е.Б. Гаффорова, К.И. Сафонова // Качество. Инновации. Образование. - 2010. - № 2. - С. 9-11."
Гамов, А.И. СМК - локомотив деятельности в области качества / Александр Игоревич Гамов // Стандарты и качество. - 2010. - № 2. - С. 105-107."
Каштанова, Е. Подготовка кадров при внедрении стандартов менеджмента качества / Е. Каштанова // Кадровик. Кадровое делопроизводство. - 2008. - № 9. - С. 56-65."
Конти, Т. Системное мышление: новые рубежи в менеджменте качества / Тито Конти // Стандарты и качество. - 2010. - № 4. - С. 104-106."
Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента / ГОСТ Р ИСО 19011-2003.
Тихомирова, О. Современные системы менеджмента: тенденции развития / О. Тихомирова, Л. Цыганова // Управление качеством. - 2005. - № 10. - С. 20-30.
Феноменология качества - теория и практика менеджмента качества //Управление качеством. - 2005. - № 3. - С. 38-39.
Цифровые ресурсы
Полезные ссылки по управлению качеством [Электронный ресурс] : Режим доступа : http://bizoffice.ru
Просто качество [Электронный ресурс] : Режим доступа : http://www.prostokachestvo.ru
ЭБС"Znanium" [Электронный ресурс]. - Режим доступа:www.znanium.com
ЭБС "Научная элетронная библиотека elibraru" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.elibraru.ru