Занятие «Введение в образовательную программу фольклорного ансамбля «Ручеек»»

2
0
Материал опубликован 14 March 2019 в группе

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дом пионеров и школьников Кувандыкского городского округа Оренбургской области»

Конспект занятия

«Введение в образовательную программу фольклорного ансамбля «Ручеек»

Возраст детей: 10-14 лет

Разработал: Литовкин Петр Владимирович, педагог дополнительного образования

2016

Цель. Познакомить с творческой деятельностью и традициями фольклорного ансамбля «Ручеек», пробудить интерес к занятиям фольклором.

Задачи:

В обучении:

познакомить с жанрами фольклора: песня, игра, частушка, скороговорка;

познакомить с манерой исполнения песни и частушки;

познакомить с шумовыми инструментами и особенностями их звучания в оркестре.

В воспитании:

воспитывать ценностное отношение к народной культуре,

содействовать позитивным взаимоотношениям детей друг к другу в процессе творческой деятельности;

воспитывать уважительное отношение к творчеству другого коллектива.

В развитии:

развивать эмоциональную сферу личности ребенка;

формировать мотивацию к занятиям фольклором;

развивать умение работать в творческой группе.

Оборудование: волшебный сундук с элементами русского народного костюма: кокошниками, платочками, кушаками и картузами по числу детей; шумовые инструменты, ярмарочный стол с самоваром, яркими атрибутами, 2 короба со сладостями, самодельными игрушками, ярмарочная карусель, мыльные пузыри, мультимедиапроектор, экран, магнитная доска, баян.

Кабинет разделен на зоны.

План занятия

п/п

Этап занятия

Время

1.

Организационный момент

2 минуты

2.

Основная часть

40 минут

3.

Заключительная часть

3 минуты

Ход занятия

Орг. момент

Педагог (встречает детей около двери): Здравствуйте, ребята! Очень рад вас видеть, приглашаю к себе на занятие.

(Дети проходят в кабинет и рассаживаются на стульчики, стоящие полукругом).

Основная часть

Педагог: зовут меня Петр Владимирович и мне, прежде всего, хотелось бы с вами познакомиться поближе. У меня для вас есть необычный способ познакомиться – музыкальный. А поможет мне в этом мой хороший друг, вот этот замечательный музыкальный инструмент (указывает на баян). Кто знает, как он называется? (ответы детей).

Педагог: правильно, это баян. Итак, давайте поближе познакомимся!

Игра «Музыкальное знакомство»

Дети пропевают свои уменьшительно-ласкательные имена под музыку по очереди. Заканчивает педагог.

Педагог: Ребята, я – руководитель образцового фольклорного коллектива «Ручеек» (обращает внимание на баннер). Живу в Кувандыкском районе Оренбургской области, где очень красивая природа, певучие люди, богатая народная культура. Сегодня я вас поближе познакомлю и с коллективом и с тем, чем мы в нем занимаемся. А может вы уже догадались? (ответы детей).

Педагог: да, мы занимаемся изучением фольклора! А вы знаете, что такое фольклор? (ответы детей).

Педагог: фольклор это целый мир, это богатство, накопленное нашими предками – вашими бабушками, дедушками. В России, в Оренбургской области и у нас в Кувандыке дружно проживают люди разных национальностей, у каждой национальности необыкновенной красоты музыка, песни. Сегодня я вас познакомлю с русским фольклором. Он тесно связан с календарем, природными явлениями и укладом жизни человека.

Вы, наверное, уже знакомы с фольклорными жанрами. Давайте вместе с вами их вспомним. Я буду называть, а вы говорите, относится ли названный мною жанр к фольклору.

Называет жанры:

- пословицы, поговорки;

- загадки;

- скороговорки;

- анекдоты;

- потешки;

- марш;

- заклички;

- симфония;

- пляски;

- хороводы.

Как вы думаете, а кто автор всех перечисленных жанров? Правильно, народ. Поэтому фольклор называют еще народным творчеством. Мы сегодня с вами поближе познакомимся с некоторыми из названных жанров. Будем с вами и плясать и петь. Давайте подготовим для этого наш самый главный инструмент – голосовой аппарат.

Педагог: подтяните спинки, расправьте плечи…

Разучивание упражнений:

«А-У» упражнение на звуковысотность (рассказ про октаву);

Скороговорка «Бык-тупогуб»;

Перевертыш «Ехала деревня…»

Педагог: ай, да молодцы. Здорово поете, уже почти сложился фольклорный коллектив. Ребята, вы, наверное, знаете, что певческое дыхание очень важно для исполнителя. Нужно научиться делать короткий вдох и длинный выдох. (Пробуем). В этом нам помогут мыльные пузыри. Дуйте их в этот волшебный мешок, если их вылетает много – значит, выдох у вас получается длинный (дети дуют пузыри – сначала девочки, потом мальчики).

Педагог: Ой, а что это на дне мешка появилось? (просит ребенка достать) Педагог: От чего же этот ключ? (смотрит по сторонам) Ребята, вы как думаете? (От сундука). Давайте откроем сундук, да посмотрим, что там такое (вместе с детьми заглядывает в сундук).

Педагог: посмотрите, что в нем: кокошники, кушаки, платочки. Что это, как вы думаете? Это элементы старинного русского наряда, их для вас приготовили ребята из фольклорного ансамбля «Ручеек». Предлагаю их надеть и отправиться на ярмарку. Что такое ярмарка, кто знает? Да, ярмаркой называли раньше торговую площадь, где раз в неделю, по выходным продавалось все то, что люди сами производили. Но еще это был и фольклорный праздник, молодежь наряжалась и приходила повеселиться. А как веселились, мы сейчас узнаем! (Переодевается сам педагог). Я тоже с вами! (Под музыку идут, приплясывают).

Педагог: ярмарочное веселье – это конечно песни, пляски, хороводы. На ярмарке любимым развлечением была карусель. Вот и у нас с вами есть такая веселька-каруселька. Но она не простая. Она будет вам загадывать музыкальные загадки.

(Звучат три произведения «Во поле березка стояла», «Во саду ли, в огороде», «Барыня»).

Педагог: какие произведения музыкального фольклора сейчас прозвучали?

(ответы детей)

Это жанры музыкального фольклора. Посмотрите, вы их видите на экране. Попытайтесь отнести услышанное к этим трем жанрам.

(ответы детей)

Педагог: ай да молодцы! Хорошо разбираетесь в музыкальных жанрах!

Педагог: Идем дальше. Ни одна ярмарка не обходится без частушек. Знатные были частушечные бои – назывались «стенка на стенку». А вы не испугаетесь? Тогда вставайте девочки против мальчиков, мы сейчас с вами будем петь частушки Геннадия Заволокина «Завлекаши» (раздает слова частушек, объясняет и показывает элементы движений во время проигрыша).

Педагог: ребята, а что еще есть на ярмарке? (Чай, угощения, сувениры). На ярмарках всегда есть коробейники, задорные, веселые ребята. Они раздают угощения и сладости (считалкой выбираются коробейники, одеваются лотки). Посмотрите на экран: вы можете увидеть, как выглядел коробейник начала 20 века. А это памятник коробейнику или Офене – странствующему торговцу. Стоит он в городе Екатеринбурге. У памятника есть тайна – он исполняет желания. В коробе всегда много мелочи – люди загадывают желания и кладут монетку. А вот как выглядит современный коробейник.

Гостинцы раздаются не просто так, их еще нужно заработать. Вот в этом сундучке хранятся пословицы и загадки. (Берет сундучок, зачитывает пословицы – дети отгадывают окончание, загадывает загадки. Коробейники раздают подарки).

Педагог: давайте-ка, ребята, заглянем в наш большой сундук. Может быть, в нем еще что-то есть? Да тут целое богатство! Вы узнали, что это такое? (Предлагает детям взять инструменты, попробовать извлечь из них звук. Оркестр шумовых инструментов исполняет композицию на мелодию песни «Светит месяц…»)

Педагог: ай да молодцы! Какой хороший оркестр получился! Подошла к концу наша ярмарка, мы, сегодня познакомились лишь с небольшой частичкой русского фольклора. Думаю, что вам запомнились некоторые жанры, с которыми мы познакомились. Предлагаю поиграть в игру. Вот здесь, у вас на столах, лежат лепестки цветов, они не простые. На них вы увидите самые разнообразные жанры. Выберите, пожалуйста, только те лепестки, на которых написаны жанры фольклора, с которыми мы сегодня с вами познакомились. Девочки будут работать вот за эти столом, а мальчики вот за этим. Посмотрим, у кого быстрее расцветет красивый цветок! Итак, приготовились – начали!

(дети работают в группах)

Педагог: расцвели цветы! Итак, посмотрим, с какими же жанрами вы сегодня познакомились! (педагог предлагает обменяться цветами и оценить работу друг друга).

Педагог: ребята, понравилось вам на ярмарке? Что вы узнали о фольклоре? Что понравилось больше: петь, играть?

Педагог: ребята, вы уже немножко знакомы с коллективом «Ручеек». Ему в этом году исполнилось 20 лет. У нашего коллектива есть свой гимн, написал его один из участников ансамбля Габдулин Гумар. (Звучит фонограмма песни «Край родной»). Предлагаю вам его сейчас исполнить (дети встают).

(Под аккомпанемент дети исполняют песню «Край родной», Приложение 1)

Заключительная часть

Педагог: Есть еще одна хорошая традиция в нашем коллективе – у каждого участника есть песенник, в котором он хранит песни. Ребята моего коллектива передают вам в подарок такие песенники на память и с пожеланием любить народную песню и свою малую родину. Надеюсь, вы сохраните хорошее настроение и память о фольклорном ансамбле «Ручеек» надолго!

Спасибо вам за занятие, вы молодцы! Если вы будете в наших краях, в городе Кувандыке – милости просим в гости к ансамблю «Ручеек»!

Всего вам доброго!

Приложение 1

Край родной

Посадил я березоньку

Под окошечком в садике,

Белой тоненькой ноженькой

Высоко поднимается.

Припев:

Край родной – это дом родной,

Край родной не забудется,

Край родной – ты навеки мой!

Здесь мечты мои сбудутся.

Над рекой стелется туман,

Все прохладою нежною.

Высоко поднялась луна

Светит яркой надеждою.

Припев.

Край родной, как же ты красив!

Слезы в радостных лицах,

Здесь хочу я набраться сил

Родниковой водицей.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.