Урок литературы в 7 классе «В.В. Маяковский "Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче"»
Урок литературы в 7 классе
В.В.Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества.
Автор Радькова Юлия Николаевна,
учитель русского языка и литературы высшей категории
МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска
Цели урока:
- Познакомить учащихся с творчеством В.В.Маяковского, дать представление об особенностях творческой манеры писателя. Определить роль поэзии в жизни В.В. Маяковского, показать, как эта тема отражена в его творчестве.
- развитие навыков анализа поэтического текста, мышления, умения видеть авторскую позицию, устной речи учащихся.
- воспитывать уважительное отношение к труду, показать важность определения своего места в жизни, а также роль трудолюбия в достижении целей.
Ход урока.
1.Подготовка к восприятию.
Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?
Автор этого необыкновенного стихотворения – В.Маяковский – говорил о себе: «Я – поэт. Этим и интересен. Об этом и пишу. Об остальном – только если это отстоялось словом».
Всё, что может быть сказано о Маяковском, может быть сказано только о поэте. Не потому, конечно, что неважны его жизненные обстоятельства, а потому, что словом успело отстояться очень многое. Лили Юрьевна Брик, знавшая тончайшие оттенки настроений и состояний поэта, вспоминала: «Он не любил разговаривать. Он всегда, ни на час не прекращая, сочинял стихи. Вероятно, потому так нерастраченно вошли в них его переживания».
«Можно много подобрать прилагательных для описания лица В.В.: волевое, мужественно-красивое, умное, вдохновенное, - писала его современница Лидия Сейфуллина. – Все эти слова подходят, не льстят и не лгут, когда говоришь о Маяковском. Но они не выражают основного, что делало лицо поэта незабываемым. В нём жила та внутренняя сила, которая редко встречается во внешнем выявлении. Неоспоримая сила таланта, его души».
А каким вы увидели поэта, познакомившись с отрывками из его автобиографии, с воспоминаниями о нём современников? Что удивило, поразило, произвело впечатление? (проверка д/з)
- Стихи Маяковского никого не оставляли равнодушным, творчеством поэта или восхищались, или возмущались. В холодных, переполненных залах стихи Маяковского звучали «как ласка, и лозунг, и штык, и кнут». Аудитория отвечала ему «все своим затаённым дыханием, всем напряжением тишины и – взрывом голосов, буквальным, не метафорическим громом аплодисментов. К знакомым с детства стихиям – огню, ветру, воде – прибавлялась новая, которую условно называли «поэзия».
Какими были представления Маяковского о поэзии и её роли в жизни человека и общества, мы узнаем сегодня на уроке.
2.Сообщение темы и целей урока.
3.Работа по теме урока.
- Уже с самого заглавия стихотворения мы попадаем в атмосферу то ли сказки, то ли шутки. Уже в самом названии стихотворения объединено восторженное изумление поэта перед необычностью события, которое заслуживает всеобщего внимания, и ироничное отношение к произошедшему. Почему? Обратимся к тексту (чтение стихотворения).
- Мы видим, что в начале стихотворения нет почти ничего необычного: картина русской природы, закат, но какой: в 140 солнц. И вот едва заметный поворот в повествовании: «Что я наделал? Я погиб!», и начинается фантастическое, хотя и окружённое вполне бытовыми деталями, действие. Что фантастично?
Сюжет, повествующий о том, как солнце гостит у поэта.
- Какими реальными штрихами обрисована их встреча?
Солнце ввалилось, дух переводя, заговорило басом; поэт, спасаясь от жары, садится на уголок скамьи; на столе – чай, самовар, варенье.
- Диалог и авторская речь насыщены разговорной лексикой. Докажите.
«Ну что ж, садись, светило…», «чёрт дёрнул», «что-де заела РОСТА», «шляться», «дармоед».
- Зачем в художественном произведении нужны просторечия?
Создают атмосферу живой разговорной речи, диалога.
- Что можно сказать о героях стихотворения?
Солнце - большое, сильное, добродушное, работящее; поэт, поначалу уставший, раздражённый, но тоже сильный и добрый, ценящий труд и умеющий трудиться; затем герой испытывает испуг, страх, сконфуженность, понимание и торжествующую радость.
- За бытовым планом стихотворения проступает другой, очень серьёзный: подобно солнцу, слово поэта освещает мрачные закоулки жизни, борется со всем, что держит человека в порабощении и мраке:
Светить всегда, светить –
Светить везде, и никаких гвоздей!
До дней последних донца, Вот лозунг мой –и солнца!
- Какое значение приобретает слово «светить» в этих строках Маяковского?
Отдавать свои силы, свою энергию, создавать новое (в т.ч. стихи) во имя добра, во имя победы света над тьмой.
- Простоту и величие будничного труда поэта и солнца автор раскрывает при помощи метафор, непривычных слов и выражений. Каких? Приведите примеры.
«Тупая сонница» - тупое, непреодолимое желание уснуть; «до дней последних донца» - череда дней представляется в виде колодца, у которого есть дно; «златолобо» - у солнца золотой лоб, «вспоём», «трезвонится», «ясь».
- Маяковский творчески переосмысливает фразеологизмы, чтобы показать читателям, что привычные уже фразы, устойчивые выражения могут служить для раскрытия новой мысли. Приведите примеры.
Смотреть в оба – «…Идёшь – и светишь в оба!», сколько лет, сколько зим – «а тут – не знай ни зим, ни лет, сиди, рисуй плакаты!».
- Ещё одна черта этого стихотворения – искусное обыгрывание омонимов. Найдите их.
«Чем так, без дела заходить, Ко мне на чай зашло бы», «Гоню обратно я огни впервые с сотворенья» - «Чаи гони, гони, поэт, варенье!»
- Обобщим всё сказанное о языке этого стихотворения в таблице.
Лексическая группа слов |
Примеры из стихотворения |
Цель употребления |
Разговорная лек-сика, просторечия |
Шляться, дармоед, ввалилось, дух переведя, чаи гони, чёрт дёрнул, слазь. |
Создают атмосферу живого разговора, диалога. |
Окказионализмы |
Горбил, занежен, златолобо, луч-шаги, ясь, взорим, вспоём, сонница, трезвонится. |
Более точное, конкретное, видимое изображение событий. |
Метафоры. |
Кривился крыш корою; двустволка солнц; донце дней; стена теней, ночей тюрьма. |
Помогают раскрыть главную мысль стихотворения, соз-дают неожиданные поворо-ты образности. |
Омонимы. |
«Чем так, без дела заходить, Ко мне на чай зашло бы», «Гоню обратно я огни впервые с сотворенья» - «Чаи гони, гони, поэт, варенье!» |
Подчёркивают шуточный аспект стихотворения. |
- Какова же идея Маяковского?
Творческая энергия поэта, как и животворящая энергия солнца, борется с мраком жизни; и солнце, и поэт освещают путь – солнце освещает видимый, физический путь, поэт – путь духовный.
4.Итоги.
5.Д/З: с. 110 – 11 выразительное чтение, наизусть; ?1 (с.111) устно.
Литература: В.Я.Коровина. Литература 7 класс. – М.: Просвещение, 2012