Технологическая карта урока чтения в 4 классе «В. Маяковский "История Власа — лентяя и лоботряса"»
Технологическая карта урока литературного чтения на тему
«Стихотворение В.Маяковского «История Власа – лентяя и лоботряса»
учитель Кузнецова Ирина Александровна
Тема урока |
Стихотворение В.Маяковского «История Власа – лентяя и лоботряса» |
Тип урока |
открытие новых знаний |
Технология построения урока |
проблемный диалог, ТРИЗ |
Прием (приемы) ТРИЗ-технологии |
метамодели «Противоречие», «Элемент – Имя признака – Значение признака», «Выбор», учебный мозговой штурм,«Точка зрения» |
Цель урока: |
показать на примере анализа действий героя литературного произведения ценность учения Задачи: 1)высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему); 2) создать условия для воспринятия нравственных норм и жизненных ценностей; развивать умение передавать характер произведения через выразительное чтение, 3)воспитывать интерес к литературе, стремление работать активно, творчески, высказывать собственные суждения и отстаивать свою точку зрения. |
Планируемый результат обучения |
Предметные: -совершенствовать навык чтения -читать выборочно, используя разные приёмы -давать характеристику герою Личностные: -соблюдать ,выбранные правила общения при работе в группе -учиться общаться друг с другом Метапредметные: Регулятивные УУД: -высказывать своё предположение -определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя Коммуникативные УУД: -выразительно читать -учиться работать индивидуально, в группе Познавательные УУД: -уметь ориентироваться в произведении -находить ответы на вопросы в тексте |
Ресурсы |
Книгопечатная продукция учебник для 4 класса «Литературное чтение ..В океане света» Р.Н. Бунеева Технические средства обучения: ноутбук, мультимедийный проектор, экран. Оборудование: мультимедийная презентация, карточки для составления паспорта литературного героя,системного оператора |
Формы работы |
Индивидуальная, фронтальная, групповая |
Этапы урока |
Формируемые УУД |
Деятельность учителя |
Деятельность учащегося |
||||||||||||||||||||||
Мотивационный Актуализация знаний, постановка учебной задачи Первич ное восприя тие произведения Беседа по первичному восприя тию Постановка проблемы Повторное чтение стихотворения учащимися. Словарная работа. Комментиро ванное чтение, решение проблемы Работа в группах Подведение итогов Рефлексия. Домашнее задание |
Личностные: самоопределение (мотивация учения) Регулятивные: саморегуляция, умение контролировать свою готовность к уроку. Коммуникативные: умение соблюдать простейшие нормы этикета, слушать и понимать речь. Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую. Личностные: познавательная инициатива; Познавательные: принимать учебную задачу, слушать и понимать речь, преобразовывать информацию из одной формы в другую, задавать вопросы, строить речевое высказывание на основе анализа информации. Регулятивные: умение определять цель учебной деятельности на основе соотнесения того, что известно, и того, что неизвестно. Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли и осознанно приходить к тому или иному решению. Предметные: знакомство с новым автором, рассматривание фотовыставки книг. Личностные: мотивация к познавательной деятельности. Регулятивные: - уметь слушать других; Познавательные: - уметь выделять существенную информацию из задания,уметь ориентироваться в своей системе знаний. Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме. Предметные: понимать смысл произведения, характер героя, мотивы их поступков, высказывать и аргументировать свою точку зрения. Предметные: формирование умения понимать смысл произведения, характер героев, мотивы их поступков, эмоции, понимание авторского замысла. Предметные: понимать смысл произведения, характер героя, мотивы их поступков, высказывать и аргументировать свою точку зрения. Коммуникативны контроль и оценка процесса и результатов деятельности Познавательные: - уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте. Личностные: -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; Регулятивные: - уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей; Личностные: умение оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и с точки зрения желаемых норм Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения по определённым признакам
Регулятивные: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой |
Цель: создать условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности получать знания, включение в учебный процесс. «Книги – самые молчаливые и самые верные друзья; они – самые доступные и самые мудрые советники, и они самые терпеливые учителя - Как вы понимаете смысл этих слов? -Я хочу ,чтобы сегодняшний урок нашел отражение в вашей жизни
Цель: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. -Угадайте автора по рассказу С.Маршака О том, какое значение придавал поэт книгам для детей, можно судить по его беседе с одним из иностранных журналистов. Журналист задал ему обычный в таких случаях вопрос: - Над чем вы сейчас работаете? Поэт ответил: - ...С особенным увлечением работаю над детскими книжками. - О, это интересно, - сказал журналист. - И в каком же духе вы пишете такие книжки? - Моя цель - внушить детям некоторые элементарные общественные понятия. Но, разумеется, я делаю это осторожно. - Например? - Скажем, рассказ о лошадке на колесиках. Так вот, я пользуюсь случаем, чтобы объяснить ребенку, сколько людей работало, чтобы такую лошадку сделать6. Таким образом ребенок получает представление об общественном характере труда. Или описываю путешествие и таким образом знакомлю ребенка не только с географией, но и с тем, что, например, одни люди - бедные, другие - богатые7. Вероятно, эта беседа очень удивила иностранного журналиста, который вряд ли мог предполагать, что большой лирический поэт нашего времени, прокладывающий в поэзии новые дороги, станет тратить свое время и силы на решение каких-то педагогических задач. А между тем поэт и в самом деле владел высоким педагогическим искусством - искусством воспитывать и больших и маленьких. Он писал не для того, чтобы его стихами любовались, а для того, чтобы стихи работали, врывались в жизнь, переделывали ее.
-Какие стихи В.Маяковского вам знакомы?
-Что отличает все его стихи от других поэтов?
-Да. Они же сделали его одним из выдающихся поэтов двадцатого века. Что по названию произведения можно сказать об этом Власе? Давайте отправимсяся в далёкий 1928год. В.В.Маяковский «История Власа - лентяя и лоботряса» Кто такой лоботряс? -Ребята, предлагаю посмотреть видеофрагмент из мультфильма о вашем сверстнике. -Понравилось ли вам стихотворение? Ваши первые впечатления об услышанном и увиденном? - Кто является главным героем? -Какой образ главного героя создал Маяковский : положительный или отрицательный? Как автор сам относится к Власу? Почему вы так думаете? -Почему же прогульщику, бездельнику и лентяю знаменитый поэт посвятил свое произведение? Попробуем это сегодня выяснить, но сначала прочитаем стихотворение. Прочитаем стихотворение ещё раз, а потом побеседуем подробнее.
-Как вы думаете, для кого и для чего Владимир Маяковский написал это стихотворение? -Какие действия совершает Влас в стихотворении? -В. Маяковский на протяжении всего стихотворения ставит героя в разные ситуации выбора. Выбор – это решение. От решения и литературного героя, и человека зависят совершаемые ими действия. -От каких обстоятельств зависели те действия, которые совершил герой стихотворения, то есть причины действий -Верно, поступки человека говорят о том, какой это человек. -Что можно сказать о Власе? -Составим паспорт литературного героя, воспользуемся для этого моделью «Элемент – Имя признака – Значение признака».
-От чего ещё зависит поведение человека? -Действие зависит и от внешних обстоятельств. Это вторая причина. Какие внешние обстоятельства повлияли на действия Власа? -Конечно, от воспитания родителей зависит многое. Но ведь ситуации ,в которые попадал герой, их приходилось решать самому Власу. -Внешние обстоятельства и характер героя уже в самом начале стихотворения ставят Власа в ситуацию выбора. Какого? 1)-Разве плохо, что ребенок хочет читать, особенно в наше время, когда дети не хотя читать книги. -Какое противоречие можно сформулировать. -Что больше плюсов или минусов
А Влас-то сам замечает плюсы и минусы в своих действиях? -Какое решение принимает мальчик? -Значит, он какой?(заполняют таблицу)
2)-Когда еще перед ним выбор? -Противоречие -Можно отдохнуть и развлечься несколько дней, потом это войдет в привычку, незнание по предметам будет накапливаться как снежный ком. Влас плохо закончил школу, не поступил ни в одно заведение. Бездари нигде не нужны!!! 3)И на заводе то же. -Какова стала жизнь Власа? -Нравится ли вам Влас? Почему? -Маяковский прослеживает несколько лет из жизни Власа, меняется ли его отношение к герою? - Как автор выражает своё отношение к герою? -Жалко ли вам главного героя? В какой момент можно было бы ему помочь? -Конечно, Влас совершил проступок, который повлек за собой все последующие печальные события в его жизни. -Чему учит нас эта история? -Чтобы вы посоветовали Власу-мальчику изменить в себе, в своем характере, чтобы стать хорошим настоящим человеком, достойным гражданином своей страны? -Главный совет…
Цель: обобщить знания, полученные на уроке, оценить работу по теме. Чему эта история научила вас? -Какие выводы вы сделали для себя?
Дом. задание: По выбору учащихся: 1. -Как вы думаете, как дальше будут развиваться события? 2.Письмо –коментарии Власу 3.Анонс стихотворению
|
Цель: самоконтроль готовности к уроку, эмоциональный настрой к познавательной деятельности. -Читая то или иное произведение мы учимся на примере литературных героев, усваиваем авторские уроки
Цель: самостоятельно осознать тему урока, сформулировать цель урока, проявить готовность читать и анализировать текст.
Слушают
В.Маяковский 1 ученик: Владимир Маяковский родился в 1893 году в городе Багдати Кутаиской губернии, сейчас это территория Грузии. Его отец был лесничим. Эта работа была полна опасностей: пожары, горные обвалы, случалось, нападали бандиты. Отец воспитывал в сыне бесстрашие. Володя таким и вырос: подвижным и воинственным. Его характер закалила природа Кавказа: огромные просторы, горы. Он очень много времени проводил на воздухе, поэтому вырос крепким и сильным. Изнеженность в семье Маяковских не поощрялась. За образованием пришлось ехать в другой город – Кутаиси, только там была гимназия. Маяковский учился хорошо, увлеченно читал книги. После переезда в Москву, он поступил в столичную гимназию, но в пятом классе был отчислен за неуплату. Семья Маяковского, после потери кормильца жила в нужде. 2 ученик: Владимир Маяковский всегда помогал свой матери и двум сестрам. В 1906 году, когда он был еще ребенком, они все вместе переехали в Москву из Кутаиси. После смерти отца будущего поэта, семья больше не могла оставаться там, где все напоминало им о тяжелой утрате. По той же причине Маяковский никогда больше не приезжал в родной город, хотя всегда говорил о нем с любовью. 3 ученик Писать для народа, чтобы тебя услышал каждый, даже самый далекий от поэзии человек. Сложная задача – стать известным автором. Маяковскому это удалось. Он стал популярным при жизни. Его строки, ставшие крылатыми фразами, живут до сих пор. Что такое крылатые фразы? Это слова, прочно вошедшие в язык. Их говорят, даже не задумываясь о том, что у них есть автор. «Если звезды зажигают – значит – это кому-нибудь нужно», «И никаких гвоздей», «Жизнь прекрасна и удивительна» - если ты услышишь эти фразы, знай, что придумал их Владимир Маяковский
-«Что такое хорошо и что такое плохо?» и «Кем быть?».
Выставка книг В.Маяковкиого
-Рифмовки, новые слова, нетрадиционная разбивка на строки. Они же сделали его одним из выдающихся поэтов двадцатого века.
Он лентяй и лоботряс
Бездельник
- Стихотворение понравилось, оно интересное, необычное, написано в игровой форме.
-Ученик, прогулявший школу Чтение по цепочке ( по строфам)По ходу чтения – разбор непонятных слов, выражений(работа со словарем) Кауфёр – это устаревшее слово, оно означает парикмахер. Тэжэ – это духи. Боров – это кабан/свинья мужского пола. -Доказать, как важно учиться!!! -Читает до утра журнал, прогуливает школу, играет на деньги и т. д. Поступки Власа зависили от него самого
-От окружения, где. в какой семье живёт. Родители любили ,исполняли прихоть ребенка. Они его «испортили»
Лечь спать или дочитать журнал Это прекрасно ,но не ночью же? -Если мальчик будет читать журнал, то будет много знать(развитие интеллектуальное (+),но утром проспит, опоздает в школу, весь день будет вялый, неработоспособный.(-)
-Нет - Он все равно делает все по-своему, не поддается никаким уговорам взрослых
-Настырный,упрямый -Приход в школу, его не пускают Если дети не будут ходить в школу, то можно развлекаться ,ничего не делать(+?),но станешь неучем, ни в какое учебное заведение не примут(-) Как и произошло с Власм –лоботрясом
-От безделья Влас опустился: стал пить, курить и ,наконец, превратился в «борова».
-Сначала «милый мальчик», потом «разиня», «лоботряс», потом «под забором вроде борова лежит он грязен и оборван»
-Когда он начал читать на ночь журнал. Все можно поправить, любой поступок можно исправить, главное вовремя ,но надо захотеть САМОМУ
Работа в группах . Составление правил.
-Власу надо было менять свой характер, слушаться родителей и учителей, а одноклассники всегда смогли бы прийти ему на помощь
Цель: оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности на уроке. -Меня потрясло,удивило… -История Власа заставила меня задуматься… -Мне захотелось..
Восприятие и осмысление информации и запись домашнего задания. . |