Технологическая карта урока чтения в 4 классе «В. Маяковский "История Власа — лентяя и лоботряса"»

3
0
Материал опубликован 3 March 2018

Технологическая карта урока литературного чтения на тему

«Стихотворение В.Маяковского «История Власа – лентяя и лоботряса»

учитель Кузнецова Ирина Александровна

Тема урока

Стихотворение В.Маяковского «История Власа – лентяя и лоботряса»

Тип урока

открытие новых знаний

Технология построения урока

проблемный диалог, ТРИЗ

Прием (приемы) ТРИЗ-технологии

метамодели «Противоречие», «Элемент – Имя признака – Значение признака», «Выбор», учебный мозговой штурм,«Точка зрения»

Цель урока:

показать на примере анализа действий героя литературного произведения ценность учения

Задачи:

1)высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

2) создать условия для воспринятия нравственных норм и жизненных ценностей; развивать умение передавать характер произведения через выразительное чтение,

3)воспитывать интерес к литературе, стремление работать активно, творчески, высказывать собственные суждения и отстаивать свою точку зрения.

Планируемый результат обучения

Предметные:

-совершенствовать навык чтения

-читать выборочно, используя разные приёмы

-давать характеристику герою

Личностные:

-соблюдать ,выбранные правила общения при работе в группе

-учиться общаться друг с другом

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

-высказывать своё предположение

-определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

Коммуникативные УУД:

-выразительно читать

-учиться работать индивидуально, в группе

Познавательные УУД:

-уметь ориентироваться в произведении

-находить ответы на вопросы в тексте

Ресурсы

Книгопечатная продукция учебник для 4 класса «Литературное чтение ..В океане света» Р.Н. Бунеева

Технические средства обучения: ноутбук, мультимедийный проектор, экран.

Оборудование: мультимедийная презентация, карточки для составления паспорта литературного героя,системного оператора

Формы работы


 

Индивидуальная, фронтальная, групповая

Этапы урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Мотивационный

Актуализация знаний, постановка учебной задачи

Первич

ное восприя

тие произведения

Беседа по первичному восприя

тию

Постановка проблемы

Повторное чтение стихотворения учащимися. Словарная работа.

Комментиро

ванное чтение,

решение проблемы

Работа в группах

Подведение итогов

Рефлексия.

Домашнее задание

Личностные: самоопределение (мотивация учения)

Регулятивные: саморегуляция, умение контролировать свою готовность к уроку.

Коммуникативные: умение соблюдать простейшие нормы этикета, слушать и понимать речь.

Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую.

Личностные: познавательная инициатива;

Познавательные: принимать учебную задачу, слушать и понимать речь, преобразовывать информацию из одной формы в другую, задавать вопросы, строить речевое высказывание на основе анализа информации.

Регулятивные: умение определять цель учебной деятельности на основе соотнесения того, что известно, и того, что неизвестно.

Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли и осознанно приходить к тому или иному решению.

Предметные: знакомство с новым автором, рассматривание фотовыставки книг.

Личностные: мотивация к познавательной деятельности.

Регулятивные:

- уметь слушать других;

Познавательные:

- уметь выделять существенную информацию из задания,уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Предметные: понимать смысл произведения, характер героя, мотивы их поступков, высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Предметные: формирование умения понимать смысл произведения, характер героев, мотивы их поступков, эмоции, понимание авторского замысла.

Предметные: понимать смысл произведения, характер героя, мотивы их поступков, высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Коммуникативны

контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Познавательные:

- уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.

Личностные:

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Регулятивные:

- уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей;

Личностные: умение оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и с точки зрения желаемых норм

Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения по определённым признакам

Регулятивные: оценивать свои достижения и возможности, делать выбор в ситуации поставленной задачи

Коммуникативные: умение слушать и понимать

других, связно

излагать свои мысли, аргументировать.

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой

Цель: создать условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности получать знания, включение в учебный процесс.

«Книги – самые молчаливые и самые верные друзья; они – самые доступные и самые мудрые советники, и они самые терпеливые учителя

- Как вы понимаете смысл этих слов?

-Я хочу ,чтобы сегодняшний урок нашел отражение в вашей жизни


 


 


 


 


 

Цель: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

-Угадайте автора по рассказу С.Маршака

О том, какое значение придавал поэт книгам для детей, можно судить по его беседе с одним из иностранных журналистов.

Журналист задал ему обычный в таких случаях вопрос:

- Над чем вы сейчас работаете?

Поэт ответил:

- ...С особенным увлечением работаю над детскими книжками.

- О, это интересно, - сказал журналист. - И в каком же духе вы пишете такие книжки?

- Моя цель - внушить детям некоторые элементарные общественные понятия. Но, разумеется, я делаю это осторожно.

- Например?

- Скажем, рассказ о лошадке на колесиках. Так вот, я пользуюсь случаем, чтобы объяснить ребенку, сколько людей работало, чтобы такую лошадку сделать6. Таким образом ребенок получает представление об общественном характере труда. Или описываю путешествие и таким образом знакомлю ребенка не только с географией, но и с тем, что, например, одни люди - бедные, другие - богатые7.

Вероятно, эта беседа очень удивила иностранного журналиста, который вряд ли мог предполагать, что большой лирический поэт нашего времени, прокладывающий в поэзии новые дороги, станет тратить свое время и силы на решение каких-то педагогических задач.

А между тем поэт и в самом деле владел высоким педагогическим искусством - искусством воспитывать и больших и маленьких. Он писал не для того, чтобы его стихами любовались, а для того, чтобы стихи работали, врывались в жизнь, переделывали ее.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

-Какие стихи В.Маяковского вам знакомы?


 


 

-Что отличает все его стихи от других поэтов?


 

-Да. Они же сделали его одним из выдающихся поэтов двадцатого века.

Что по названию произведения можно сказать об этом Власе?

Давайте отправимсяся в далёкий 1928год. В.В.Маяковский «История Власа - лентяя и лоботряса»

Кто такой лоботряс?

-Ребята, предлагаю посмотреть видеофрагмент из мультфильма о вашем сверстнике.

-Понравилось ли вам стихотворение? Ваши первые впечатления об услышанном и увиденном?

- Кто является главным героем?

-Какой образ главного героя создал Маяковский : положительный или отрицательный? Как автор сам относится к Власу? Почему вы так думаете?

-Почему же прогульщику, бездельнику и лентяю знаменитый поэт посвятил свое произведение? Попробуем это сегодня выяснить, но сначала прочитаем стихотворение.

Прочитаем стихотворение ещё раз, а потом побеседуем подробнее.


 

-Как вы думаете, для кого и для чего Владимир Маяковский написал это стихотворение?

-Какие действия совершает Влас в стихотворении?

-В. Маяковский на протяжении всего стихотворения ставит героя в разные ситуации выбора. Выбор – это решение. От решения и литературного героя, и человека зависят совершаемые ими действия.

-От каких обстоятельств зависели те действия, которые совершил герой стихотворения, то есть причины действий

-Верно, поступки человека говорят о том, какой это человек.

-Что можно сказать о Власе?

-Составим паспорт литературного героя, воспользуемся для этого моделью «Элемент – Имя признака – Значение признака».


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

-От чего ещё зависит поведение человека?

-Действие зависит и от внешних обстоятельств. Это вторая причина. Какие внешние обстоятельства повлияли на действия Власа?

-Конечно, от воспитания родителей зависит многое. Но ведь ситуации ,в которые попадал герой, их приходилось решать самому Власу.

-Внешние обстоятельства и характер героя уже в самом начале стихотворения ставят Власа в ситуацию выбора. Какого?

1)-Разве плохо, что ребенок хочет читать, особенно в наше время, когда дети не хотя читать книги.

-Какое противоречие можно сформулировать.

-Что больше плюсов или минусов


 

А Влас-то сам замечает плюсы и минусы в своих действиях?

-Какое решение принимает мальчик?

-Значит, он какой?(заполняют таблицу)


 

2)-Когда еще перед ним выбор?

-Противоречие

-Можно отдохнуть и развлечься несколько дней, потом это войдет в привычку, незнание по предметам будет накапливаться как снежный ком.

Влас плохо закончил школу, не поступил ни в одно заведение. Бездари нигде не нужны!!!

3)И на заводе то же.

-Какова стала жизнь Власа?

-Нравится ли вам Влас? Почему?

-Маяковский прослеживает несколько лет из жизни Власа, меняется ли его отношение к герою?

- Как автор выражает своё отношение к герою?

-Жалко ли вам главного героя?

В какой момент можно было бы ему помочь?

-Конечно, Влас совершил проступок, который повлек за собой все последующие печальные события в его жизни.

-Чему учит нас эта история?

-Чтобы вы посоветовали Власу-мальчику изменить в себе, в своем характере, чтобы стать хорошим настоящим человеком, достойным гражданином своей страны?

-Главный совет…


 

Цель: обобщить знания, полученные на уроке, оценить работу по теме.

Чему эта история научила вас?

-Какие выводы вы сделали для себя?


 


 

Дом. задание: По выбору учащихся:

1. -Как вы думаете, как дальше будут развиваться события?

2.Письмо –коментарии Власу

3.Анонс стихотворению


 


 

Цель: самоконтроль готовности к уроку, эмоциональный настрой к познавательной деятельности.

-Читая то или иное произведение мы учимся на примере литературных героев, усваиваем авторские уроки


 


 


 


 


 

Цель: самостоятельно осознать тему урока, сформулировать цель урока, проявить готовность читать и анализировать текст.


 


 


 

Слушают


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

В.Маяковский

1 ученик: Владимир Маяковский родился в 1893 году в городе Багдати Кутаиской губернии, сейчас  это территория Грузии. Его отец был лесничим. Эта работа была полна опасностей: пожары, горные обвалы, случалось, нападали бандиты. Отец воспитывал в сыне бесстрашие. Володя таким и вырос: подвижным и воинственным.  Его характер закалила природа Кавказа: огромные просторы, горы.  Он очень много времени проводил на воздухе, поэтому вырос крепким и сильным. Изнеженность в семье Маяковских не поощрялась.

За образованием пришлось ехать в другой город – Кутаиси, только там была гимназия. Маяковский учился хорошо, увлеченно читал книги. После переезда в Москву, он поступил в столичную гимназию, но в пятом классе был отчислен за неуплату. Семья Маяковского, после потери кормильца жила в нужде.

2 ученик:

Владимир Маяковский всегда помогал свой матери и двум сестрам. В 1906 году, когда он был еще ребенком, они все вместе переехали в Москву из Кутаиси. После смерти отца будущего поэта, семья больше не могла оставаться там, где все напоминало им о тяжелой утрате. По той же причине Маяковский никогда больше не приезжал в родной город, хотя всегда говорил о нем с любовью.

3 ученик

Писать для народа, чтобы тебя услышал каждый, даже самый далекий от поэзии человек.  Сложная задача – стать известным автором. Маяковскому это удалось. Он стал популярным при жизни. Его строки, ставшие крылатыми фразами, живут до сих пор.  

Что такое крылатые фразы? Это слова, прочно вошедшие в язык. Их говорят, даже не задумываясь о том, что у них есть автор. «Если звезды зажигают – значит – это кому-нибудь нужно», «И никаких гвоздей», «Жизнь прекрасна и удивительна» - если ты услышишь эти фразы, знай, что придумал их Владимир Маяковский


 


 

-«Что такое хорошо и что такое плохо?» и «Кем быть?».


 

Выставка книг В.Маяковкиого


 


 

-Рифмовки, новые слова, нетрадиционная разбивка на строки.  Они же сделали его одним из выдающихся поэтов двадцатого века.


 

Он лентяй и лоботряс


 


 

Бездельник


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

- Стихотворение понравилось, оно интересное, необычное, написано в игровой форме.


 


 

-Ученик, прогулявший школу

Чтение по цепочке ( по строфам)По ходу чтения – разбор непонятных слов, выражений(работа со словарем)

Кауфёр – это устаревшее слово, оно означает парикмахер.

Тэжэ – это духи.

Боров – это кабан/свинья мужского пола.

-Доказать, как важно учиться!!!

-Читает до утра журнал, прогуливает школу, играет на деньги и т. д.

Поступки Власа зависили от него самого

Элемент

Имя признака

Значение

признака

Влас

1.Имя

возраст

Влас

 

2.Внешность

Милый

мальчик

 

3. Род занятий

ученик

 

4. Место в семь

«сверх»

(неразумная)

любовь,

гиперопека

родителей,

потакают

во всем

сыну

 

5.Лич

ные качества

Любопытный

лживый,хитрый

безответственный

игоистичный..

 

6.Осо

бые приметы

разиня

лоботряс

боров


 


 


 

-От окружения, где. в какой семье живёт.

Родители любили ,исполняли прихоть ребенка. Они его «испортили»


 


 


 


 


 


 


 

Лечь спать или дочитать журнал

Это прекрасно ,но не ночью же?

-Если мальчик будет читать журнал, то будет много знать(развитие интеллектуальное (+),но утром проспит, опоздает в школу, весь день будет вялый, неработоспособный.(-)


 


 


 


 


 


 

-Нет

- Он все равно делает все по-своему, не поддается никаким уговорам взрослых


 

-Настырный,упрямый

-Приход в школу, его не пускают

Если дети не будут ходить в школу, то можно развлекаться ,ничего не делать(+?),но станешь неучем, ни в какое учебное заведение не примут(-) Как и произошло с Власм –лоботрясом


 


 


 


 


 


 


 

-От безделья Влас опустился: стал пить, курить и ,наконец, превратился в «борова».


 

-Сначала «милый мальчик», потом «разиня», «лоботряс», потом «под забором вроде борова лежит он грязен и оборван»


 


 


 


 


 


 

-Когда он начал читать на ночь журнал. Все можно поправить, любой поступок можно исправить, главное вовремя ,но надо захотеть САМОМУ


 


 


 


 


 

Работа в группах . Составление правил.


 

-Власу надо было менять свой характер, слушаться родителей и учителей, а одноклассники всегда смогли бы прийти ему на помощь


 


 


 

Цель: оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности на уроке.

-Меня потрясло,удивило…

-История Власа заставила меня задуматься…

-Мне захотелось..


 

Восприятие и осмысление информации и запись домашнего задания.

.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.