План-конспект урока литературы в 8 классе «Маяковский. Футуризм»
Конспект урока утверждаю
____________________
____________________
Тема урока: «В.В. Маяковский. Футуризм и его роль в жизни и творчестве поэта».
Цели урока:
Дать представление о раннем творчестве В. Маяковского, его новаторском характере; вызвать у уч-ся интерес к поэзии В. Маяковского;
показать влияние футуризма на творчество В. Маяковского;
Развивать умение анализировать лирическое стихотворение;
воспитывать чувство уважения к поэту.
Оборудование: листы со стихотворением «Надоело», портрет Маяковского, портрет Маринетти, листы со списком основных признаков футуризма, карточки с изобразительно выразительными средствами.
План урока.
Организационный момент.
Вступительная часть.
Ввод в понятие «Футуризм».
Работа с текстом.
Домашнее задание.
Ход урока.
Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Вступительная часть.
Зачитывается стих В.В Маяковского «Надоело», наряду с чтением раздаются листы с напечатанным на них стихотворением. После прочтения прикрепляю к доске изображение В. Маяковского и пишу годы жизни: «На фото изображен В.В. Маяковский, фото, как и прочитанный стих относится к раннему периоду творчества Маяковского.
(записываем в тетрадь число, имя поэта и его годы жизни).
О чем это стихотворение?
Как вы можете знать, Маяковский относится к поэтам футуристам, и чтобы адекватно рассматривать творчество поэта, нам нужно узнать, что же такое футуризм. (записываем в тетради заголовок «Футуризм»).
Ввод в понятие «Футуризм».
Рассказ о появлении футуризма: «Автор слова и основоположник направления — итальянский поэт Филиппо Маринетти
(вывешиваю на доске портрет и пишу год образования модернизма, слова «будущее», «прошлое», «настоящее»).
1909 год - от этой даты принято отсчитывать историю одного из крупнейших течений искусства начала XX века. Само название подразумевает культ будущего и дискриминацию прошлого вместе с настоящим. В России же день возникновения футуризма нельзя определить с такой же точностью. Маяковский датирует его появление декабрем 1912 года, когда был опубликован манифест "Пощечина общественному вкусу".
- записываем в тетрадь.
(Раздаю листы со списком основных признаков футуризма).
Русские футуристы всячески открещивались от футуризма итальянского. (Записываю на доске термины «Футуристы» и «Будетляне»).
В. Хлебников предложил даже отказаться от термина «футуристы», заменив его на «будетляне», подчеркивая тем самым самобытный характер движения. Однако между русским футуризмом и его итальянским собратом, несомненно, много общего: пренебрежение к культуре прошлого, желание создать не только новое искусство, но и новое общество (нового человека), урбанистические мотивы.»
Работа с текстом.
На ваших столах лежат листы со списком особенностей русского футуризма, внимательно рассмотрите его и соотнесите с прочитанным мною стихотворением. В каких строчках наиболее выражены эти особенности?
(выслушиваю ответы, поправляю, дополняю)
Теперь взгляните на карточки (у доски развешены карточки с изобразительно-выразительными средствами) и найдите в тексте данные изобразительно-выразительные средства.
Домашнее задание.
Прочитать биографию В. Маяковского в учебнике, ответить на вопросы после нее и написать самостоятельно 3 вопроса для одноклассников касательно жизни и творчества поэта.