Вводный урок по МХК в 10 классе «Диалог с самим собой»
Вводное занятие по МХК в 10 классе.
Тема: Диалог с самим собой.
Цель: формирование у учащихся деятельностных способностей к самопознанию, способностей к рефлексии на уровне самоопределения и самомотивации, создание алгоритма проведения самопроверки и самоконтроля, развитие умений устанавливать причинно-следственные связи и познавать себя через искусство.
Оборудование: тетради по МХК, репродукции картин, открытки с памятниками архитектуры, скульптуры, ландшафтного дизайна, картинки на тему «Музыка и человек», «Театр и человек», «Танец и человек»; цветные карандаши, фломастеры и т.п.
Эпиграф: Мы – цель и высшая вершина Вселенной.
Мы – наилучшая краса юдоли бренной.
Коль мирозданья круг есть некое кольцо,
В нём, без сомнения, мы – камень
Драгоценный.
Омар Хайям.
На доске: тема, эпиграф.
Юдоль – то, что имеет конец, смертно.
Иллюстративный материал по видам искусства.
Ход урока.
1. Завязка диалога.
1) Вчитайтесь в название урока. Как вы думаете, о ком или о чём наш вводный урок?
Запишите тему в тетрадь, попробуйте сформулировать цель урока для себя.
Итак, я предлагаю вам сегодня пообщаться с самими собой. Был ли у кого-нибудь такой опыт общения?
2) Запишите с абзаца: У меня был опыт (не было опыта) общения с самим собой. Хочется ли такой опыт получить? Пишем.
3) Начнём с философских вершин. Запишите эпиграф из Омара Хайяма. Подчеркните слова, отражающие понимание древним философом места человека в мире. Думали ли вы о себе когда-нибудь так? Пишем. Вы согласны с Хайямом?
Предполагаю, что не все ответили однозначно. Есть сомнения? Любые сомнения можно осмыслить и найти решение. Для этого и начнём диалог. Как вы уже поняли, ваш собеседник – вы сами, а посредник – тетрадь.
2. Осмысление себя в большом мире.
1)Посередине следующего листа напишите своё имя, отчество и фамилию, обведите овалом в своих инициалах то, что вам кажется важнейшим. Попытайтесь осмыслить, почему? ( Имя – индивидуальность, личностной приоритет, собственная судьба; отчество – связь с отцом, отношения с родителями, их приоритет; фамилия – связь с родом, историей, страной, миром).
2) С помощью стрелок от ваших инициалов покажите, связь с какими предметами мира важна для вас в данный момент. Рядом с каждым предметом в скобках укажите одно из слов: «прекрасно» или «проблема». Если больше «прекрасно», вы стремитесь к гармонии; если больше «проблем», вы пока разрушитель.
3) Представьте мост между Берегом Гармонии и Берегом Дисгармонии. Поместите себя на этом мосту (с помощью крестика). Попытайтесь осмыслить, почему вы именно в этом месте?
4) Символически изобразите себя в виде предмета, линий, фигур, звука, слова-понятия дважды:
Я реальный –
Я идеальный –
Между двумя «я» - дорога.
5) Запишите: дорога чего? ( преодолений, усилий, желаний, поисков и т. д.)
6) Готовы ли вы идти по этой дороге?
3. Пути постижения истины о себе.
Кто я? Зачем я? Для чего я в этом мире? Вечные вопросы. С тех пор как стоит мир, задаёт себе эти вопросы человек. Запишите 3-5 способов постижения истины о себе.
Есть ещё один путь – искусство, художественная культура в её развитии помогает осмысливать цель жизни, осознавать своё место в мире. Проверим.
Слушаем песню из кинофильма «Большая перемена» (Кто ошибётся, кто угадает…) Созвучна ли сейчас песня в каких-либо элементах твоей душе?
На доске подборка иллюстративного материала. В какой ситуации хотелось бы сейчас поучаствовать: постоять у картины, обойти вокруг здания, услышать музыку и т.д.? Попробуйте осмыслить, почему?
Новый предмет – МХК – познакомит вас с видами искусства разных народов и эпох, вовлечёт в диалог с искусством, но главное – поможет задуматься над важными вопросами бытия прежде всего каждого из вас.
4. Рефлексия:
Перечитайте всё, что вы написали на этом уроке. Напишите развёрнутый ответ на вопрос: Что о себе я узнал(а) у себя?
Домашнее задание: подготовьте рассказ о вашей интересной встрече с искусством, если такая встреча случилась.