Урок географии в 5 классе «Науки о природе»

3
0
Материал опубликован 15 October 2017

Урок 2. Науки о природе

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

 

Используемые технологии: 

здоровьесбережения,

проблемного обучения,

 развивающего обучения;

 развития исследовательских навыков;

информационно-коммуникационные.

 

Цель: познакомить учащихся с предметом изучения естествен­ных наук — астрономии, химии, физики, географии, биологии, экологии; дать представление о значении естественных наук в из­учении природы Земли.

 

Формируемые УУД: 

предметные: объяснять значение понятий тело, вещество, явление природы', называть науки о природе;

метапредметные: уметь ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учи­теля; работать в соответствии с поставленной учебной задачей; работать в соответствии с предложенным планом; выделять глав­ное, существенные признаки понятий; участвовать в совместной деятельности; высказывать суждения, подтверждая их фактами; составлять описания объектов; составлять простой план; рабо­тать с текстом и нетекстовыми компонентами; оценивать работу одноклассников;

личностные: обладать — ответственным отноше­нием к учебе; осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, творческой деятельности; основами экологической культуры.

Оборудование: учебники, рабочие тетради, электронное при­ложение, оборудование для химических и физических опытов, карта звездного неба.

Ход урока

I. Организационный момент

II.       Проверка выполнения домашнего задания

(Учитель проверяет выполнение домашнего задания в рабочей тетради, разбирает с учениками вопросы и задания, вызвавшие затруднения.)

III.      Актуализация знаний

- Что такое природа?

На какие две группы делится природа Земли?

Какие объекты относятся к миру живой природы?

Назовите части неживой природы.

Какая связь существует между объектами живой и неживой природы?

Какой из объектов не относится к живой природе: подоси­новик, стрекоза, грач, вода, человек? Почему?

Объясните предложение.

1)  Человек на 80% состоит из воды.

2)Акулы обитают в теплых водах океана.

3)  Дождевые черви обитают в почве и делают ее плодородней.

 

Что такое явление?

Назовите биологические явления природы.

Назовите физические явления природы.

IV.       Работа по теме урока

Тема урока: «Науки о природе». (Знакомство с планом урока.)

План урока:

1.   Астрономия.

2.   Физика.

3.   Химия.

4.   География.

5.   Биология.

6.   Экология.

Природу Земли изучают многие науки. Их называют есте­ственными науками. Почему? Найдите ответ в учебнике на с. 11. (старину природу называли «естество».)

Нас окружают тела природы — почва, человек, горная порода, дерево... Тела состоят из веществ. Тело живой природы состоит из органических веществ - белков, жиров и углеводов. В состав тел живой природы входят и минеральные вещества, в том числе вода. Когда сгорают дрова на костре или в печи, то остается зола. Зола состоит из минеральных веществ.

А какие вещества сгорают? (Органические.)

Приведите примеры тел природы.

Назовите самое необходимое тело и вещество Земли. (Вода.)

Назовите явления природы. (Листопад, землетрясение, гро­за, камнепад, рождение...)

Естественные науки изучают тела и вещества природы, а так­же процессы, которые с ними происходят, т. е. явления. Позна­комимся с науками, которые изучают природу.

1. Астрономия

(Ученики читают текст учебника на с. 11, рассматривают рис. 8.)

От каких греческих слов произошло название науки астро­номии? (От слов «астрон» — «звезда», «номос» — «закон».)

Что изучает астрономия? (Небесные тела.)

Какие небесные тела вы знаете?

Что такое Вселенная?

Какое небесное тело более всего изучено? (Планета Земля.)

Какие явления мы можем наблюдать во Вселенной? (За­тмение Солнца, метеоритный дождь.)

Вывод. Астрономия — наука о небесных телах: их происхожде­нии, строении, составе, движении в космическом пространстве.

2.   Физика

(Ученики читают текст учебника на с. 13, рассматривают рис. 8.)

От какого греческого слова произошло название науки фи­зики? (От слова «физис» — «природа».)

Какое физическое явление показано на рисунке?

Какие явления изучает физика? (Движение тел, электриче­ство, звук, свет и др.)

Для чего нужно знание физики? (Для разработки и исполь­зования человеком техники: компьютеров, автомобилей, са­молетов и др.)

Вывод. Физика — наука, изучающая разнообразные явления природы.

3.   Химия

(Ученики читают текст учебника на с. 13, рассматривают рис. 8.)

От какого греческого слова произошло название науки химии? (Предположительно от слова «химевсис» «смешивание».)

Какие вещества вы знаете?

Какие вещества мы используем в быту?

Какие вещества мы смешиваем каждый день?
 

Вывод. Химия - наука о веществах и их превращениях.

4. География

(Ученики читают текст учебника на с. 13, рассматривают! рис. 8.)

  От каких греческих слов произошло название науки географии? (От слов «гео» — «земля», «графо» — «пишу».)

Первыми географами были путешественники и купцы, которые везли товары из одной страны в другую и описывали природу,  быт и обычаи людей, живущих в разных землях.

Первыми географами были также и воины - захватывая территории разных стран, они описывали природу, жизнь и культуру этих стран. Ни одна наука не обошлась человечеству так дорого, как наука о Земле. Вряд ли на карте есть места, где бы не было мо­гил путешественников — исследователей нашей Земли, большая I часть которых неизвестна миру.

Назовите современных путешественников. (Федор Конюхов.)

Назовите знаменитых путешественников и мореплавателей, (Марко Поло, Христофор Колумб.)

5. Биология

(Ученики читают текст учебника на с. 14, рассматривают! рис. 9.)

  От каких греческих слов произошло название науки биоло­гии? (От слов «биос» — «жизнь», «логос» — «наука, учение».)

Частями биологии являются:

     ботаника — наука о растениях;

     зоология — наука о животных;

     микология — наука о грибах. Вывод. Биология — наука о живой природе.

6. Экология
(Ученики читают текст учебника на с. 15, рассматривают

рис. 10.)

От каких греческих слов происходит название науки эко­логии? (От слов «экое» — «дом», «логос» «наука, учение» )

Что вы можете сказать о взаимоотношениях человека и при-

роды/

Вывод. Экология - наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей их средой, о взаимодействии чело­века и природы.

V. Закрепление изученного материала

1. Ответьте на вопросы раздела «Проверьте свои знания»
нас. 17 учебника.

2. Географический диктант.
(Учитель дает определение науки.)

   Наука о взаимоотношениях человека и природы.

   Наука, изучающая и объясняющая явления природы.

   Наука, изучающая небесные тела.

   Наука о веществах и их превращениях.

   Наука о живых организмах.

   Наука, изучающая Землю.

(Ученики записывают цифру, под которой название науки записано на доске.)

1)   Астрономия.

2) Биология.

3)   География.

4) Экология.

5)   Физика.

6) Химия.

Ответы: 4, 5, 1, 6, 2, 3.

VI. Рефлексия учебной деятельности

   Я понял тему урока.

   Как я оцениваю свою работу на уроке.

   У меня были проблемы на уроке.

VII.

Подведение итогов урока

(Ученики рассматривают рисунок 11 на с. 16.)

- Какие науки изучают явления и объекты природы?

Прочитайте вывод на с. 17 учебника.

Домашнее задание

1.    Прочитать §2.

2.    Выполнить задания № 1, 2, 3 .

 

Комментарии
Комментариев пока нет.