Вводный урок по технологии «Как я работаю с учебником. Я и мои друзья» (1 класс)
Урок 1. Как работать с учебником. Я и мои друзья.
(вводный)
Цели: познакомить с учебником, рабочей тетрадью, их персонажами; раскрыть содержание понятий «анкета», «условные обозначения».
Задачи:
1.Предметные:
- сформировать представления об учебном курсе «Технология», его содержании и организации работы;
- ознакомить с учебником и учебной тетрадью, их особенностями, с материалами и инструментами, основными правилами поведения и работы на уроках технологии;
- воспитывать уважение к труду других людей, желание мастерить, делать работу своими руками
2. Метапредметные:
Познавательные:
-создать содержательные и организованные условия для развития умения анализировать сравнивать выделять главное;
-формировать умения формулировать ответ на вопросы учителя;
Регулятивные:
- обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность;
-содействовать развитию осуществлять самоконтроль, самооценку;
Коммуникативные
- содействовать развитию у детей умению общаться;
-обеспечить развитие диалогической и монологической речи.
Личностные:
-способствовать формированию ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов.
-помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности;
Оборудование: Учебник, рабочие тетради, цветные карандаши, инструменты и материалы (для учителя).
Ход урока
I.Организационный момент
Долгожданный дан звонок-
Начинается урок!
Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть в нашем классе.
II.Работа по теме урока
1. Вступительная беседа
Совсем недавно вы стали учениками, но уже познакомились почти со всеми предметами, которые будете изучать в первом классе. Сегодня у вас первое занятие по предмету «Технология».
Что же вы будете познавать на уроках технологии?
Постараемся найти ответ на этот вопрос сегодня на уроке.
2. Работа по учебнику
- Ребята, рассмотрите свой учебник. Какой предмет мы начинаем изучать? (Предмет «Технология».)
- О чем нам может рассказать обложка учебника? (Наверное, мы будем лепить из пластилина, потому что видим овощи из пластилина. Еще нам будут нужны карандаш, ножницы, стека, линейка, кисточка. Наверное, помогать нам будет Совенок, который держит кисточку, как указку.)
- Давайте прочитаем, кто написал для нас этот красочный учебник. (Авторы Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова, И. П. Фрейтаг.)
- Как и в любом учебнике, здесь есть условные обозначения. Давайте рассмотрим их.
(Дети рассматривают значок, учитель читает, что он обозначает.)
- Посмотрите на следующую страницу. Нас встречают ребята. Как их зовут? Узнаем об этом, прочитав обращение авторов учебника на с. 4.
- Кто запомнил, как зовут наших героев? (Аня и Ваня.)
- Аня и Ваня — юные дизайнеры и экспериментаторы. Куда они нас приглашают? (Отправиться в увлекательное путешествие.)
- Чему вы будете учиться на уроках технологии? (Лепить из пластилина, из глины, вырезать из бумаги фигурки животных, делать из ткани и ниток мягкие игрушки.)
- Рассмотрите игрушки на с. 5. Назовите их. Из чего они сделаны? (Лиса и поросенок — из пластилина, русалка — из ниток, гусеница — из ткани.)
- А вы уже умеете мастерить какие-нибудь игрушки, поделки? Из чего? (Высказывания детей.)
- В учебнике будут встречаться и другие условные обозначения. Давайте рассмотрим их на с. 6.
(Дети рассматривают условные обозначения сложности выполнения изделия, затрат времени на его изготовление, оценки своего изделия.)
Изучая предмет «Технология», вы узнаете, как правильно выполнять некоторые технологические операции, научитесь думать и придумывать новое. Этот предмет очень увлекательный, ведь так здорово держать в руках красивые, полезные вещи, сделанные самостоятельно. А смастерить их вам предстоит много. Посмотрите, какие разные аппликации, елочные игрушки, открытки предлагают вам выполнить авторы учебника. Я думаю, что эта прекрасная книга поможет вам ощутить «магическое могущество», скрытое ваших руках. И тогда из вороха листов цветной бумаги, обрезков картона, ленточек, коробочек, засушенных листьев вдруг появятся картины, солонки, игрушки.
Для того чтобы мы смогли что-то смастерить, нам нужно подготовить материалы.
3.Знакомство с понятиями материалы и инструменты.
Материалы - это то ,из чего мы изготавливаем изделия.
Какие же материалы нам потребуются?
Некоторые из них вам хорошо знакомы.
Назовите материалы, отгадав загадки
Загадки
Поле бело, поле гладко,
Кто умеет, тот и сеет. Что это?
(Бумага.)
Сделан он из воска, глины,
Мягок очень и липуч.
Из него леплю фигурки,
Необычные скульптурки.
(Пластилин.)
Тонко скрученная пряжа
И длинна, и прочна.
За иголкой потянется,
След за ней останется.
(Нитка.)
Липок он, но без него
Не соединить нам ничего.
(Клей.)
А теперь немного поиграем. Игра «Угадай-ка!
(на столе различные материалы: пластилин, бумага, скорлупа, ткань, нитки, фольга, засушенные листья, цветы.)
С завязанными глазами на ощупь узнайте и назовите материалы.
А также для работы нам необходимы инструменты. А какие догадайтесь!
Отгадайте загадки- подсказки.
Инструмент бывалый - не большой, не малый.
У него полно забот: он и режет, и стрижет.
(Ножницы.)
Я, планочка прямая, из дерева, пластмассы.
Черточки и цифры вы видите на мне.
Отмерьте мной отрезок, пусть даже самый малый,
И вы тогда узнаете нужный вам размер.
(Линейка.)
Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски.
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке.
(Кисточка.)
Не похож на человечка, но имеет он сердечко,
И работе круглый год он сердечко отдает.
(Карандаш.)
Вострушка-пеструшка уперлась ногой,
Потерял болтун покой. (Отвертка.)
Если хорошо заточен,
Все легко он режет очень:
Хлеб, картошку, свеклу, мясо,
Рыбу, яблоки и масло. (Нож.)
В процессе отгадывания загадок учитель показывает называемые инструменты
Игра « Угадай-ка»
(в мешочке сложены инструменты: кисточка, ножницы, карандаш, гладилка, ластик).
Не раскрывая мешочка, на ощупь узнайте и назовите инструменты
Инструмент, который дети могут не угадать.
При работе с бумагой нам также потребуется инструмент, который вам еще незнаком. Этот инструмент называется гладилкой. Она необходима для того, чтобы сгибы в изделиях получались аккуратными. С инструментами нужно быть осторожным! А почему? (ответы детей).
4. Выполнение заданий в рабочей тетради
- Еще один помощник на уроках технологии — рабочая тетрадь. Рассмотрите обложку. Чем похожи обложка тетради и обложка учебника? (Такое же красочное оформление, те же поделки — овощи в тарелке, те же инструменты, те же авторы и т. д.)
- Тетрадь тоже содержит условные обозначения. Откроем тетрадь на с. 4 и прочитаем их значения.
(Учитель читает обращение авторов.)
- Может быть, кто-то уже видел такие обозначения? Где? (В различных журналах и в книжках-самоделках есть вкладыш)
Физкультминутка
Кустик гнется на ветру,
И роняет он листву.
Ветерок его качает,
Ветки до земли сгибает.
Лишь затихнет ветерок-
Кустик ветками взмахнет.
III. Продолжение работы по теме урока
1. Работа по учебнику с.7. Заполнение анкеты
- Аня и Ваня хотят поближе познакомиться с вами. Да и нам нужно узнать больше друг о друге. Давайте познакомимся с анкетой Ани. Что такое анкета? (Высказывания детей)
Анкета — это опросный лист для получения каких-либо сведений о том, кто его составлял. Анкета нужна для сбора сведений путем получения ответов на определенные вопросы.
- Рассмотрите анкету Ани. Что вы можете о ней рассказать? (Ответы детей) Выполнение заданий в рабочей тетради с. 5
Попробуем так же, как Аня, рассказать о себе. Рассмотрите анкету в рабочих тетрадях. Заполните ее.
Отгадайте загадку.
У сосны и елки листики – иголки.
А на каких листочках растут слова и строчки? (Книга)
Учебник — это учебная книга. В конце учебного года нам следует сдать ее в библиотеку, чтобы по ней занимались будущие первоклассники. Как нужно обращаться с учебником, чтобы сохранить его? Какие правила следует соблюдать? (Ответы детей.)
(Учитель может познакомить детей с памятками о бережном обращении с книгой, а затем раздать их каждому ученику.)
IV.Памятка. Как пользоваться учебником
Дорогие ребята! Каждый день вы берете в руки учебники, которые открывают вам путь к вершинам познания. Смело вступайте в увлекательный мир знаний. Образование, которое вы получите, станет вашим богатством. На всем этом пути рядом с вами будет ваш учебник.
Учебник — ваш друг и помощник. В его создание вложен труд многих людей.
Помните, что после вас им будут пользоваться ваши младшие товарищи. Бережно и аккуратно сохраняйте его. Для защиты обложки необходимо обернуть учебник. Пользуйтесь закладкой. Дома храните учебник на книжной полке. В конце учебного года проверьте учебник, приведите в порядок. Докажите, что ваши учебники лучшие.
Единые требования к учащимся по использованию и сохранности учебников
1. Оберни учебник специальной обложкой.
2. Подпиши свой учебник.
3. Имей закладку.
4. Не клади в учебник карандаши, ручки и другие предметы.
5. Не загибай углы, не рви, не рисуй, не делай никаких пометок.
6. Не перегибай учебник.
7. Испорченный или утерянный учебник обязан заменить.
8. Если книга порвалась, подклей ее.
V. Рефлексия
— Какое задание на уроке было интересным?
— Оцените свои достижения на уроке.
VI. Подведение итогов урока
— Какой предмет мы будем изучать?
— Какие условные обозначения учебника запомнили?
— Какие инструменты будем использовать на уроках технологии?
— Какие материалы будем использовать на уроках технологии?
— Кто будет путешествовать вместе с нами? (Аня и Ваня)