Урок литературного чтения «Я и мои друзья» (1 класс)
МБОУ Стаевская СОШ
План-конспект
урока литературного чтения
в 1 классе
"Я и мои друзья"
учителя
начальных классов
Семиной И. А
2019
Задачи урока: Предметные:
формировать умение работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире;
создавать условия для формирования умения сравнивать искусство слова с другими видами искусства;
формировать умение находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде и неявном виде;
формировать умение определять тему и главную мысль текста.
Метапредметные:
создавать условия для аргументированного мнения;
умение устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения;
способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке;
понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы.
Личностные:
обобщить полученные знания детей: выявить представление учащихся о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;
формировать навыки сотрудничества через организацию работы в группах;
работать над осознанием ответственности за общее дело;
прививать любовь к чтению;
воспитывать бережное и теплое отношение не только к близким, но и ко всем окружающим людям;
способствовать формированию таких нравственных качеств учащихся как: умение дружить, беречь дружбу.
Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений.
Оборудование: задания для работы в группах, иллюстрации к произведениям, портреты писателей, аудиозапись песни «Спроси у жизни строгой».
Ход урока
Организация класса. (Создание позитивного настроения, укрепление чувства принадлежности к группе).
Слева друг и справа друг,
А вместе это Дружбы круг.
Другу справа руку ты пожми,
Передай ему тепло своей руки.
Все участники групп стоя за партами, пожимают друг другу руки. Звучит песня о дружбе.
II. Сообщение темы и задач урока.
- На наших уроках мы читали стихотворения, рассказы о дружбе и друзьях. Сегодня я предлагаю вам вернуться к этим произведениям, пролистать страницы ещё раз, попробовать пройти по «тропинкам дружбы» и понять: кого мы можем назвать, «настоящим другом». Сегодня у нас обобщающий урок по разделу, который мы с вами изучили «Я и мои друзья».
Вспомним: произведения, каких авторов мы читали на уроках литературного чтения.
Будем учиться: дружить и быть настоящими друзьями.
Научимся: правильно себя вести в различных ситуациях.
В конце урока мы должны ответить на очень важный вопрос:
"Что значит быть настоящим другом?"
Помогут нам в этом предложения, которые необходимо будет закончить.
«Настоящий друг – это тот …»
«Я могу дружить с такими людьми, которые …» «Со мной можно дружить потому, что …»
Работа по теме урока.
Во все времена дружба была мерилом ценности человека. Недаром народ сложил о ней пословицы и поговорки.
Друга ищи, а найдешь – береги. Старый друг лучше новых двух.
С другом веселее при удаче, легче в беде. Друзья познаются в беде.
- Мы объединимся в группы для путешествия по «тропинкам дружбы» (дети самостоятельно образуют группы, состоящие из пяти человек). Я надеюсь, что каждая группа, выполняя задания, работать будет дружно, старательно, применяя полученные раннее знания.
Задание №1 «Восстанови пословицы о дружбе»
У каждой команды на парте лежит начало пословицы, а продолжение прикреплено на доске. Дети должны найти окончание своей части и объединить, прочитать, объяснить её значение.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Маленькая дружба лучше большой ссоры.
Человек без друга, что земля без воды.
О себе заботься, а товарища не забывай.
– Прочтите слова, записанные на доске:
> помогают друг другу
> жадничают
> дерутся
> имеют общие интересы, игры, дела
> обижают друг друга
> спорят и ссорятся
> думают только о себе
> внимательны и заботливы
– Прочтите только те слова и выражения, которые соответствуют вашим представлениям о дружбе.
– Какие из этих качеств есть у вас?
Задание №2 «Соединить стрелками авторов и названия их произведений»
Ю. Ермолаев «Лучший друг»
Я. Аким «Моя родня»
Ю. Энтин «Про дружбу»
С. Маршак «Хороший день»
Задание №3 «Угадай произведение». Работа с текстом. Определить, к какому тексту относится данный отрывок. Представители команд вытаскивают листок с отрывком и прочитывают их, определяя название произведения. Один из представителей команды выразительно читает данное произведение.
Друзей не покупают,
Друзей не продают…
В. Берестов. «В магазине игрушек»
…Поссорились
Чашка и блюдце.
Сейчас они разобьются…
Р. Сеф. «Совет»
– Кто кого обидел первый?
– Он меня!
– Нет, он меня!..
В. Орлов. «Кто первый?»
Пришла ко мне подружка,
И мы играли с ней.
И вот одна игрушка
Вдруг приглянулась ей…
Е. Благинина. «Подарок»
…Потом
Он отходил на шаг
И говорил:
– Тюлень – тюфяк…
И. Пивоварова. «Вежливый ослик»
Сверху солнышко печет,
А внизу река течет.
В этой речке утром рано
Утонули два барана…
С. Михалков. «Бараны»
Физкультминутка
Буратино потянулся,
(руки поднять через стороны вверх, потянуться, поднявшись на носочки)
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
(наклоны корпуса вперед)
Руки в сторону развел,
(руки развести в стороны)
Ключик, видно, не нашел.
(повороты вправо и влево)
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
(руки на поясе, подняться на носочки)
А сейчас давайте проведем поэтическую игру «Словарь вежливых слов».
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого…(Спасибо)
Зазеленеет старый пень,
Когда услышишь…(Добрый день)
Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь…(Здравствуйте)
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят…(До свидания)
- Спасибо, здравствуйте, добрый день, до свидания это вежливые слова.
- Как вы думаете, помогает ли вежливость дружбе?
Задание №4 «Собери пазлы». Каждая команда должна собрать рисунок, и определить с иллюстрацией какого произведения они работали, кто автор.
На ваших столах лежат полезные советы, которые назвали так «Правило 5 «не» прочитайте их. Как вы считаете, стоит ли их выполнять в нашей жизни?
Правило 5 "НЕ"
- не ссорься с друзьями, старайся работать и играть с ними дружно;
- не спорь по пустякам;
-не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается;
-не завидуй товарищам - надо радоваться их успехам;
- не стесняйся признаться и исправиться, если поступил плохо.
IV. Итог урока. Рефлексия.
- Вы показали хорошее знание произведений, которые мы с вами читали, обсуждали, соглашались с поступками героев рассказов, стихотворений или нет. В начале урока я поставила вам проблемный вопрос: "Что значит быть настоящим другом?" - Думаю, что сейчас вы сможете сделать вывод и закончите предложения, предложенные вам раннее:(ответы детей).
«Настоящий друг – это тот …»
«Я могу дружить с такими людьми, которые …» «Со мной можно дружить потому, что …»
- У каждого на парте лежит одинокий лепесток ромашки. Напишите на нем имя своего друга и прикрепите к нашей солнечной серединке. Все лепестки соединились в красивый цветок, а вы и ваши друзья объединились в дружную команду.