Вводный урок биологии в 8 классе «Я — человек!»
Пояснительная записка к презентации
Презентация к уроку "Я- человек!"
PPT / 7.26 Мб
Модель вводного урока по биологии 8 класс Автор: Битюкова О.А. учитель биологии МБОУ СОШ №6 г. Новочеркасска |
|||||
Тема урока |
«Я- человек!» Модель вводного урока биологии составлена для УМК Пасечник В.В. и соответствует требованиям ФГОС второго поколения. |
||||
Тип урока |
Урок открытия нового знания |
||||
Дидактическая цель |
Создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации средствами проблемно-исследовательской технологии |
||||
Цели по содержанию |
образовательные: формирование представления о человеке как о биосоциальном существе, о биологических дисциплинах, изучающих организм человека развивающие: продолжить формирование умений решать проблемно-познавательные задания, определение границы знания и «незнания» воспитывающие: развитие интереса к предмету, к изучению собственного организма |
||||
Планируемые результаты |
Предметные знать определение «анатомия», «физиология», «гигиена» «психология»; определять систематическое положение человека характеризовать биосоциальную природу человека обосновывать необходимость знаний о строении и функциях организма человека. Метапредметные - регулятивные определять цель урока; участвовать в коллективном обсуждении проблемы; планировать и регулировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; - коммуникативные обосновывать свое мнение, принимать чужую точку зрения; развитие навыков сотрудничества; - познавательные развитие умения ориентироваться в системе знаний, работа с информационным текстом учебника; находить ответы на вопросы, используя свои знания, жизненный опыт и информацию, полученную ранее; Личностные развитие мотивов и смыслов учебно-познавательной деятельности осознание неполноты знаний, проявление интереса к новому содержанию; |
||||
Основные понятия и термины, изучаемые на уроке |
Анатомия, физиология, гигиена, психология, гигиена, систематическое положение человека |
||||
Ресурсы |
Мультимедийное оборудование, учебник, рабочая тетрадь, презентация к уроку |
||||
Технологии |
Проблемно-исследовательская технология, ИКТ-технология |
||||
СТРУКТУРА УРОКА |
|||||
Этап урока. |
Содержание учебного материала. Деятельность учителя. |
Деятельность обучающихся. |
Форма организации учебной деятельности |
Формирование УУД. |
|
1 этап. Организационный |
Приветствие учащихся, создания позитивной эмоциональной обстановки. -Добрый день! Я рада видеть вас на первом уроке биологии в 8 классе. Нашу встречу я бы хотела начать со следующих строк: Кто такой Человек – «гомо сапиенс» клон от пришельцев с планет, тех Великих времён? |
Приветствуют учителя. Настраиваются на урок, психологически готовятся к общению. |
фронтальная |
Личностные: проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность |
|
2 этап. Актуализация знаний |
-Предлагаю вам вспомнить какие разделы биологии вы изучили в 6 и 7 классе? |
Учащиеся называют разделы: «Растения», «Животные» |
|||
3 этап. Мотивация и целеполагание |
- В этом учебном году мы продолжим изучение самого интересного предмета- биологии, раздела «Человек». (уч-ся демонстрируется видеофрагмент «Выступление оркестра») - Как вы думаете, как этот видеофрагмент связан с изучением биологии? - Организм человека можно сравнить с оркестром. В нем множество органов и систем, которые работают согласованно, так же, как и в оркестре все музыкальные инструменты звучат в унисон Проблемный вопрос: Выступлением оркестра руководит дирижер, а какой «дирижер» управляет слаженной работой в нашем организме? - Точный ответ на этот вопрос вы узнаете, изучая биологию в 8 классе, и мы не раз еще вернемся к нему. - Человек- уникальное создание природы, знакомство с которым вам предстоит. В качестве эпиграфа я предлагаю вам слова Ф. Феллини: «Из всех приключений, уготованных нам жизнью самое важное и интересное - отправиться в путешествие внутрь самого себя» - Тема нашего урока «Я- человек!». Исходя из темы урока, сформулируйте цели учебного занятия |
Просматривают видеосюжет
Принимают участие в диалоге, высказывают свою точку зрения, обмениваются мнениями.
Учащиеся высказывают свое мнение о том, что «дирижёром» может быть нервная система
Учащиеся слушают учителя
Учащиеся предлагают формулировку цели урока |
Фронтальная фронтальная |
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний. Личностные: понимают значение знаний для человека Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний. Личностные: формирование мотивационной основы учебной деятельности |
|
4 этап Открытие новых знаний (изучение нового материала) |
Создание проблемной ситуации: Как вы считаете, почему каждому человеку необходимо знать строение и функции своего организма? Ведь сегодня на достаточном уровне развита современная медицина и всегда можно обратиться к специалисту. - Какие науки изучают человека? Оформите свой ответ в виде схемы в тетради. Оказывает необходимую помощь учащимся при составлении схемы, проверяет результаты выполнения задания - Какие естественные науки являются ведущими для -изучения строения и жизнедеятельности человека? Учитель организует работу в малых группах: 1группа «Анатомы» 2 группа «Физиологи» 3 группа «Психологи» 4 группа «Гигиенисты» Предлагает спикеру от каждой группы выступить по результатам самостоятельной работы - Древнегреческому философу Софоклу принадлежат слова: Много есть чудес на свете, Человек всего чудесней…. Так кто же такой Человек? Чтобы ответить на этот вопрос нам необходимо определить его положение в системе органического мира, т.к. он – часть живой природы. Каждый человек в нашей стране, достигая 14 лет, получает гражданский паспорт. А вот «биологический паспорт» един для всех людей, не взирая на национальную и расовую принадлежность. Что же представляет собой «биологический паспорт»? - Действительно, это систематическое положение человека. Вспомним таксоны животных и запишем систематическое положение человека - Но человек- это не только биологический вид, но и общественное существо. Двойственную природу человека определяет понятие «биосоциальное существо». Попробуем разобраться с ним - В чем проявляется биологическая сущность человека? - Какие животные ближе всего к человеку? - Действительно, это приматы. Проблемный вопрос: У высших обезьян те же группы крови, что и у человека. Кровь карликового шимпанзе можно переливать человеку. О чем свидетельствует это факт? - В чем проявляется социальная сущность человека? - Что важнее для человека, его биологическое или социальное начало? Спор об этом вели еще древнегреческие ученые. Платон считал: «Человек – двуногое существо, лишенное перьев.». Согласны ли вы с мнением Платона - С мнением Платона также не согласился ученик Сократа, который принес ему ощипанного петуха. - Таким образом, человек может быть Человеком, только сочетая и признаки биологического вида, и существуя в социуме среди подобных себе. |
Вступают в диалог с учителем, отвечают на вопросы, проговаривают и осознают значение знаний об организме человека Анализируют субъектный опыт, систематизируют знания и составляют схему:
анатомия социология физиология психология гигиена эмбриология антропология экология обществознание генетика
Учащиеся отвечают: Анатомия, физиология, гигиена и психология Работают в малых группах по алгоритму: Алгоритм работы в группе: 1. Прочитать текст учебной статьи в учебнике 2. Заполнить таблицу: (см. Приложение №1) 3. Выступить с результатами работы Выступление групп по результатам самостоятельной работы Учащиеся высказывают свои предположения Учащиеся называют систематические группы животных и записывают систематическое положение человека: Царство: Животные Тип: Хордовые Подтип: Позвоночные Класс: Млекопитающие Отряд: Приматы Семейство: Гоминиды Род: Люди (Homo) Вид: Человек разумный (Homo sapiens) Учащиеся высказывают свое мнение: - в строении, в функциях, в сходстве с другими животными Учащиеся отвечают, что это приматы Учащиеся высказывают и обосновывают свое мнение Учащиеся высказывают свое мнение: в трудовой деятельности, в общественном образе жизни, в речи, в абстрактном мышлении. Учащиеся высказывают и обосновывают свое мнение Совместно с учителем формулируют вывод |
фронтальная индивидуальная фронтальная групповая фронтальная фронтальная фронтальная фронтальная фронтальная фронтальная фронтальная |
Познавательные: могут составить произвольное речевое высказывание в устной форме умеют извлечь информацию из собственного жизненного опыта. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; Познавательные: анализировать, и обобщать информацию, составлять схему Регулятивные: регулировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Личностные: развитие навыков коллективной работы Коммуникативные: развитие навыков сотрудничества; Познавательные: воспринимать, и обобщать информацию Познавательные: продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении Регулятивные: продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое |
|
5 этап Осознание, осмысление и применение знаний: |
Организует диалог с учащимися: 1. Почему развитие человека нельзя объяснить только законами биологической эволюции? 2. Мог ли Маугли сказать: «Я – человек!»? 3. Почему нам необходимо подробно изучать организм человека? Творческое задание: Составить синквейн (пятистишье) по теме «Я-человек!» |
Учащиеся высказывают и обосновывают свое мнение Выполняют творческое задание |
фронтальная индивидуальная |
Познавательные: Ориентируются в своей системе знаний. Личностные: Осознают свои возможности в учении. Регулятивные: Осуществляют контроль учебных действий. |
|
6 этап Рефлексия |
Анализ уровня понимания учебного материала, психологического состояния учащихся Прием «Незаконченное предложение»: - Человек является биологическим видом, потому что… - Человек является социальным существом, потому что… -Самым интересным на уроке для меня было………… - Самым неожиданным для меня стало ………………. - Я понял, что ………………….. |
индивидуальная |
Познавательные: ориентируются в своей системе знаний, анализируют, воспринимают, интерпретируют и обобщают информацию. Регулятивные: проводят рефлексию учебной деятельности; осуществляют контроль учебных действий. |
||
8 этап Домашнее задание. |
Параграф §1, Познавательный вопрос: Объясните смысл фразы: «Врач спасает человека, а гигиенист- человечество». |
Записывают д/з |
Таблица
Название науки |
Предмет изучения |
Методы изучения |