Вводный урок биологии в 8 классе «Я — человек!»

4
0
Материал опубликован 28 February 2017

Пояснительная записка к презентации

Презентация к уроку "Я- человек!"
PPT / 7.26 Мб

 

Модель вводного урока по биологии 8 класс

Автор: Битюкова О.А.

учитель биологии

МБОУ СОШ №6 г. Новочеркасска

Тема урока

«Я- человек!»

Модель вводного урока биологии составлена для УМК Пасечник В.В. и соответствует требованиям ФГОС второго поколения.

Тип урока

Урок открытия нового знания

Дидактическая цель

Создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации средствами проблемно-исследовательской технологии

Цели по содержанию

образовательные: формирование представления о человеке как о биосоциальном существе, о биологических дисциплинах, изучающих организм человека

развивающие: продолжить формирование умений решать проблемно-познавательные задания, определение границы знания и «незнания»

воспитывающие: развитие интереса к предмету, к изучению собственного организма

Планируемые результаты

Предметные

знать определение «анатомия», «физиология», «гигиена» «психология»;

определять систематическое положение человека

характеризовать биосоциальную природу человека

обосновывать необходимость знаний о строении и функциях организма человека.

Метапредметные

- регулятивные

определять цель урока;

участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

планировать и регулировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- коммуникативные

обосновывать свое мнение, принимать чужую точку зрения;

развитие навыков сотрудничества;

- познавательные

развитие умения ориентироваться в системе знаний, работа с информационным текстом учебника;

находить ответы на вопросы, используя свои знания, жизненный опыт и информацию, полученную ранее;

Личностные

развитие мотивов и смыслов учебно-познавательной деятельности

осознание неполноты знаний, проявление интереса к новому содержанию;

Основные понятия и термины, изучаемые на уроке

Анатомия, физиология, гигиена, психология, гигиена, систематическое положение человека

Ресурсы

Мультимедийное оборудование, учебник, рабочая тетрадь, презентация к уроку

Технологии

Проблемно-исследовательская технология, ИКТ-технология

СТРУКТУРА УРОКА

Этап урока.

Содержание учебного материала.

Деятельность учителя.

Деятельность обучающихся.

Форма организации учебной деятельности

Формирование УУД.

1 этап. Организационный

Приветствие учащихся, создания позитивной эмоциональной обстановки.

-Добрый день! Я рада видеть вас на первом уроке биологии в 8 классе. Нашу встречу я бы хотела начать со следующих строк:

Кто такой Человек – «гомо сапиенс» клон от пришельцев с планет, тех Великих времён?

Приветствуют учителя. Настраиваются на урок, психологически готовятся к общению.

фронтальная

Личностные:

проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

2 этап.

Актуализация знаний

-Предлагаю вам вспомнить какие разделы биологии вы изучили в 6 и 7 классе?

Учащиеся называют разделы: «Растения», «Животные»

   

3 этап.

Мотивация и целеполагание

- В этом учебном году мы продолжим изучение самого интересного предмета- биологии, раздела «Человек».

(уч-ся демонстрируется видеофрагмент «Выступление оркестра»)

- Как вы думаете, как этот видеофрагмент связан с изучением биологии?

- Организм человека можно сравнить с оркестром. В нем множество органов и систем, которые работают согласованно, так же, как и в оркестре все музыкальные инструменты звучат в унисон

Проблемный вопрос: Выступлением оркестра руководит дирижер, а какой «дирижер» управляет слаженной работой в нашем организме?

- Точный ответ на этот вопрос вы узнаете, изучая биологию в 8 классе, и мы не раз еще вернемся к нему.

- Человек- уникальное создание природы, знакомство с которым вам предстоит.

В качестве эпиграфа я предлагаю вам слова Ф. Феллини: «Из всех приключений, уготованных нам жизнью самое важное и интересное - отправиться в путешествие внутрь самого себя»

- Тема нашего урока «Я- человек!». Исходя из темы урока, сформулируйте цели учебного занятия

Просматривают видеосюжет

 

Принимают участие в диалоге, высказывают свою точку зрения, обмениваются мнениями.


 


 


 

Учащиеся высказывают свое мнение о том, что «дирижёром» может быть нервная система


 


 


 


 

Учащиеся слушают учителя


 


 


 

Учащиеся предлагают формулировку цели урока

Фронтальная

фронтальная

Познавательные:

ориентироваться в своей системе знаний.

Личностные: понимают значение знаний для человека

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний.

Личностные: формирование мотивационной основы учебной деятельности

4 этап

Открытие новых знаний (изучение нового материала)

Создание проблемной ситуации: Как вы считаете, почему каждому человеку необходимо знать строение и функции своего организма? Ведь сегодня на достаточном уровне развита современная медицина и всегда можно обратиться к специалисту.

- Какие науки изучают человека? Оформите свой ответ в виде схемы в тетради.

Оказывает необходимую помощь учащимся при составлении схемы, проверяет результаты выполнения задания

- Какие естественные науки являются ведущими для -изучения строения и жизнедеятельности человека?

Учитель организует работу в малых группах:

1группа «Анатомы»

2 группа «Физиологи»

3 группа «Психологи»

4 группа «Гигиенисты»

Предлагает спикеру от каждой группы выступить по результатам самостоятельной работы

- Древнегреческому философу Софоклу принадлежат слова:

Много есть чудес на свете,

Человек всего чудесней….

Так кто же такой Человек? Чтобы ответить на этот вопрос нам необходимо определить его положение в системе органического мира, т.к. он – часть живой природы.

Каждый человек в нашей стране, достигая 14 лет, получает гражданский паспорт. А вот «биологический паспорт» един для всех людей, не взирая на национальную и расовую принадлежность. Что же представляет собой «биологический паспорт»?

- Действительно, это систематическое положение человека. Вспомним таксоны животных и запишем систематическое положение человека

- Но человек- это не только биологический вид, но и общественное существо. Двойственную природу человека определяет понятие «биосоциальное существо». Попробуем разобраться с ним

- В чем проявляется биологическая сущность человека?

- Какие животные ближе всего к человеку?

- Действительно, это приматы.

Проблемный вопрос: У высших обезьян те же группы крови, что и у человека. Кровь карликового шимпанзе можно переливать человеку. О чем свидетельствует это факт?

- В чем проявляется социальная сущность человека?

- Что важнее для человека, его биологическое или социальное начало? Спор об этом вели еще древнегреческие ученые. Платон считал: «Человек – двуногое существо, лишенное перьев.».

Согласны ли вы с мнением Платона

- С мнением Платона также не согласился ученик Сократа, который принес ему ощипанного петуха.

- Таким образом, человек может быть Человеком, только сочетая и признаки биологического вида, и существуя в социуме среди подобных себе.

Вступают в диалог с учителем, отвечают на вопросы, проговаривают и осознают значение знаний об организме человека

Анализируют субъектный опыт, систематизируют знания и составляют схему:

 

анатомия

социология

физиология

психология

гигиена

эмбриология

антропология

экология

обществознание

генетика

 

 

Учащиеся отвечают: Анатомия, физиология, гигиена и психология

Работают в малых группах по алгоритму:

Алгоритм работы в группе:

1. Прочитать текст учебной статьи в учебнике

2. Заполнить таблицу: (см. Приложение №1)

3. Выступить с результатами работы

Выступление групп по результатам самостоятельной работы

Учащиеся высказывают свои предположения

Учащиеся называют систематические группы животных и записывают систематическое положение человека:

Царство: Животные

Тип: Хордовые

Подтип: Позвоночные

Класс: Млекопитающие

Отряд: Приматы

Семейство: Гоминиды

Род: Люди (Homo)

Вид: Человек разумный (Homo sapiens)

Учащиеся высказывают свое мнение:

- в строении, в функциях, в сходстве с другими животными

Учащиеся отвечают, что это приматы

Учащиеся высказывают и обосновывают свое мнение

Учащиеся высказывают свое мнение: в трудовой деятельности, в общественном образе жизни, в речи, в абстрактном мышлении.

Учащиеся высказывают и обосновывают свое мнение

Совместно с учителем формулируют вывод

фронтальная

индивидуальная

фронтальная

групповая

фронтальная

фронтальная

фронтальная

фронтальная

фронтальная

фронтальная

фронтальная

Познавательные:

могут составить

произвольное речевое высказывание в устной форме умеют извлечь информацию из собственного жизненного опыта.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу;

Познавательные:

анализировать, и обобщать информацию, составлять схему

Регулятивные: регулировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные: развитие навыков коллективной работы

Коммуникативные:

развитие навыков

сотрудничества;

Познавательные:

воспринимать, и обобщать информацию

Познавательные: продолжить

формирование умения

участвовать в коллективном обсуждении

Регулятивные:

продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое

5 этап

Осознание, осмысление и применение знаний:

Организует диалог с учащимися:

1. Почему развитие человека нельзя объяснить только законами биологической эволюции?

2. Мог ли Маугли сказать: «Я – человек!»?

3. Почему нам необходимо подробно изучать организм человека?

Творческое задание: Составить синквейн (пятистишье) по теме «Я-человек!»

Учащиеся высказывают и обосновывают свое мнение

Выполняют творческое задание

фронтальная

индивидуальная

Познавательные:

Ориентируются в своей системе знаний.

Личностные:

Осознают свои возможности в учении.

Регулятивные:

Осуществляют контроль учебных действий.

6 этап

Рефлексия

Анализ уровня понимания учебного материала, психологического состояния учащихся

Прием «Незаконченное предложение»:

- Человек является биологическим видом, потому что…

- Человек является социальным существом, потому что…

-Самым интересным на уроке для меня было…………

- Самым неожиданным для меня стало ……………….

- Я понял, что …………………..

 

индивидуальная

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний, анализируют, воспринимают, интерпретируют и обобщают информацию. Регулятивные: проводят рефлексию учебной деятельности; осуществляют контроль учебных действий.

8 этап

Домашнее задание.

Параграф §1, Познавательный вопрос:

Объясните смысл фразы:

«Врач спасает человека, а гигиенист- человечество».

Записывают д/з

   
Приложение №1

 

Таблица

Название науки

Предмет изучения

Методы изучения

     


 

Предварительный просмотр презентации

Кто такой Человек – «гомо сапиенс» клон от пришельцев с планет, тех Великих времён?

Проблемный вопрос: Выступлением оркестра руководит дирижер, а какой «дирижер» управляет слаженной работой в нашем организме?

Ф. Феллини: «Из всех приключений, уготованных нам жизнью самое важное и интересное - отправиться в путешествие внутрь самого себя»

Тема урока: «Я- человек!»

Цели урока: Ответить на основной вопрос урока: « Кто такой человек?» Определить положение человека в системе органического мира Познакомиться с биологическими дисциплинами, изучающими человека.

Как вы считаете, почему каждому человеку необходимо знать строение и функции своего организма? Ведь сегодня на достаточном уровне развита современная медицина и всегда можно обратиться к специалисту.

Науки о человеке: Генетика Экология Социология Антропология Эмбриология Физиология Анатомия Психология Гигиена Обществознание

Алгоритм работы в группе: 1. Прочитать текст учебной статьи в учебнике 2. Заполнить таблицу: 3. Выступить с результатами работы Название науки Предмет изучения Методы изучения

1группа «Анатомы» 2 группа «Физиологи» 3 группа «Психологи» 4 группа «Гигиенисты»

Много есть чудес на свете, Человек всего чудесней…. Софокл

«Биологический паспорт» человека

Проблемный вопрос: У высших обезьян те же группы крови, что и у человека. Кровь карликового шимпанзе можно переливать человеку. О чем свидетельствует это факт?

Платон считал: «Человек – двуногое существо, лишенное перьев.»

Вывод: человек может быть Человеком, только сочетая и признаки биологического вида, и существуя в социуме среди подобных себе.

Составить синквейн (пятистишье) по теме «Я-человек!» 1 строка – 1 существительное по теме cинквейна. 2 строка – 2 прилагательных 3 строка – три глагола 4 строка – фраза, несущая определенный смысл 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом)

Закончить предложения: - Человек является биологическим видом, потому что… - Человек является социальным существом, потому что… -Самым интересным на уроке для меня было………… - Самым неожиданным для меня стало.. - Я понял, что ……………

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.