Семинар практикум «Взаимоотношения педагога с педагогическим сообществом»
Педагог-психолог: Шкуратова Т.В.
Семинар-практикум
«Взаимоотношения педагога с педагогическим сообществом»
Цель: формирование представления о педагогическом взаимодействии как
важнейшем условии эффективности образовательного процесса.
Задачи:
1. Способствовать развитию умений определять пути и способы решения проблем, возникающих в процессе взаимодействия педагогов
2. Развивать ответственность и вклад каждого участника в решение общих задач;
3. Формировать умения эффективного использования вербальных и невербальных средств в ситуациях педагогического общения, навыки
совместной деятельности педагогов.
Ход семинара-практикума.
Педагог-психолог: Нашу встречу мне хотелось бы начать со следующего высказывания: «Если вы просто общаетесь, вы можете получить результаты.
Но если вы общаетесь с умом, вы можете творить чудеса» (Джим Рон).
Большая часть рабочего дня педагога протекает в обстановке ситуации общения (с детьми, родителями, сотрудниками, представителями администрации).
Сегодня я бы хотела затронуть тему «Взаимоотношения педагогов с педагогическим сообществом». Для того чтобы наше общение было наиболее эффективным, предлагаю в процессе нашей работы придерживаться следующих правил:
- «Доверительный стиль общения» (одно из его отличий – называние друг друга на «ты», что психологически уравнивает всех членов группы и ведущего);
- «Общение по принципу «здесь и теперь» (говорить только о том, что волнует участников в данный момент, и обсуждать то, что происходит в группе);
- Правило «Поднятой руки» - желающий высказаться поднимает руку, никто из участников не перебивает говорящего;
- Очередность высказываний (когда один говорит, другой ожидает своей очереди);
- «Без оценочное восприятие партнера» - не давать оценок другим участникам тренинга, если они об этом не просят;
- «Персонификация высказываний» (отказ от безличных речевых форм, помогающих людям в повседневном общении скрывать собственную позицию и уходить от ответственности, свои суждения выдвигать в форме «Я считаю…», «Я думаю…»);
- «Искренность в общении» (говорить только то, что действительно чувствуем, или молчать; открыто выражать свои чувства по отношению к действиям других участников).
- «Конфиденциальность» (происходящее на занятии не выносится за пределы группы, что способствует раскрытию участников).
- «Определение сильных сторон личности» (в ходе обсуждения обязательно подчеркивать положительные качества выступившего).
- Активность (время тренинга регламентировано, поэтому для максимальной эффективности мы должны работать активно).
- Правило «стоп» (я не хочу о чём-то высказываться, я передаю слово другому).
Затем идет коллективное обсуждение этих правил: что-то можно исправить, что-то добавить и в дальнейшем пользоваться только этими принятыми нормами обращения.
Но сначала поприветствуем друг друга.
1.Упражнение «Радуга приветствий»
Каждый участник здоровается с коллективом разными словами или способами, которые еще не повторялись у участников. Группа отвечает хором, повторив его приветствие.
Педагог-психолог: Мероприятие было проведено 17.01.2019 года. Участников 18 человек, возраст педагогов от 21 до 50 лет. По результатам опросника Н.В.Клюева «Взаимоотношения в педагогическом коллективе» можно сделать вывод о позитивных взаимоотношениях в нашем коллективе. Так,
70% педагогов чувствуют себя членом коллектива;
30% - участвуют в его делах.
70% удовлетворены отношением к ним товарищей по работе
20% - удовлетворены полностью
10% - недостаточно удовлетворены
Если бы представилась возможность перейти в другой коллектив:
90% скорее всего остались;
10% - однозначно перешли.
Взаимоотношения в коллективе такие же, как в большинстве других садов:
90% считают, что такие же, как в большинстве других садов.
30% утверждают, что в коллективе не сложились традиции взаимной поддержки, взаимовыручки,
80% педагогов удовлетворены своими взаимоотношениями с администрацией,
10% - недостаточно удовлетворены.
2. Упражнение «Ассоциации»
Гармоничные взаимоотношения в коллективе — одно из главных преимуществ любой рабочей среды. Это основа основ.
Подумайте и напишите по одной ассоциации, которая возникает у вас со словом «взаимоотношение».
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ — субъективные связи и отношения, существующие между людьми в социальных группах.
Педагог-психолог: В основе взаимоотношений лежит общение. Сегодня мы попробуем понять ценность общения, постараемся раскрыть содержание
понятия «общение», познакомиться с его элементами и научиться
преодолевать конфликтные ситуации, возникающие в процессе общения.
Начнем мы с понятия «общение». А поможет нам раскрыть это понятие
упражнение «Расшифруй слово».
3. Упражнение «Расшифруй слово»
Участники выполняют работу самостоятельно, объединившись в небольшие
группы (по два человека). Каждая группа расшифровывает только одну букву.
По окончании работы педагоги обсуждают результаты исследования и
объясняют свой выбор.
Например:
О- объединение, открытость;
Б- близость, безопасность;
Щ- щедрость;
Е- единение, единомыслие;
Н- необходимость;
И- искренность, истина…
Е- единомыслие;
Общение – форма связи между людьми, взаимодействие, действие
совершаемое вместе, сообща.
Столько хороших, важных слов раскрывает нам понятие «общение». Так
почему же именно в общении возникают конфликты? Сегодня от части мы
постараемся ответить на этот вопрос.
Конфликт – столкновение противоположных интересов, взглядов, серьезное
разногласие, острый спор.
Наверно все сталкивались с тем, что, произнося одни и те же слова, в одной
ситуации устанавливаются хорошие отношения с собеседником, а в другой –
плохие, приводящие к конфликтам.
Следующее упражнение «Ромашка чувств» поможет нам понять, почему так
происходит.
4. Упражнение «Ромашка чувств».
Педагогам предлагается произнести словосочетание «давай дружить», как
можно выразительнее, отразив его интонацией написанной на лепестках
ромашки. Каждый участник по очереди выбирает понравившийся лепесток и
произносит нужное слово с выбранной им интонацией.
Итак, начнем: удивленно, скорбно, нежно, злобно, восторженно и др.
Педагог-психолог: Что такое интонация?
Интонация – манера произношения, отражающая чувства или состояние
говорящего.
Какой вывод нам помогло сделать это упражнение? (отвечают педагоги).
Мы иногда не придаем должного значения словам и тону, в котором мы
произносим эти слова, особенно сказанные в минуту раздражения,
усталости….
Необходимо постоянно следить не только за тем, что вы говорите, но и с
какой интонацией вы обращаетесь к человеку. Неслучайно об этом говорится
в народных пословицах: «Слово пуще стрелы разит»; «От одного слова – да
на век ссора»…
5. Упражнение «Яблоко и червячок»
Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко.
Спелое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке.
Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда не возьмись, подползает к
вам червяк и говорит: «сейчас я тебя буду есть! Что бы вы ответили червяку?
Откройте глаза и запишите свой ответ.
А теперь вспомним ваши ответы из упражнения «Яблоко и червячок» и
соотнесите к способам выхода из различных ситуаций.
Психолог предлагает 5 способов выхода из конфликтных
ситуаций конкуренция (соревнование) предлагает сосредоточение
внимания только на своих интересах. Полное игнорирование интересов
партнера. («Сейчас как упаду на тебя и раздавлю»).
Избегание (уклонение) характеризуется отсутствием внимания, как к своим
интересам, так и к интересам партнера («Вон посмотри, какая там красивая
груша»)
Компромисс – достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны. («Ну,
хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам»)
Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого
человека в ущерб собственным. («Такая, видно, у меня доля тяжкая»)
Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих
сторон. («Посмотри, на земле уже есть упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже
вкусные»)
Кеннет Томас считает, что:
- при ИЗБЕГАНИИ ни одна из сторон не достигает успеха;
- при таких формах поведения, как КОНКУРЕНЦИЯ, ПРИСПОСОБЛЕНИЕ и
КОМПРОМИС, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой
проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки;
- и только в ситуации СОТРУДНИЧЕСТВА обе стороны оказываются в
выигрыше.
Почему одни люди легко общаются со всеми, а у других так не получается?
По-видимому, для успешного общения человек должен сам обладать
некоторыми особыми качествами и умениями. У некоторых людей они есть с
самого начала, другие при желании могут им научиться.
6. Упражнение «Качества общения»
я предлагаю каждому из Вас нарисовать следующую схему: в середине листа
нарисуйте квадрат и впишите в него такие особенности вашей личности,
которые вам кажутся важными для работы и общения в педагогическом
коллективе. Вокруг квадрата напишите те личностные качества, которые вы
не можете использовать в профессиональной деятельности, потому что, с
вашей точки зрения, они не нужны и, более того, являются даже
неуместными (под фоновую музыку участники выполняют задание).
Обсуждение представленных схем строится вокруг двух
центральных вопросов: какими личностными проявлениями надо
пожертвовать во время работы? Какие свойства личности все же можно
интегрировать в профессиональную жизнь)
Вот те качества, которые помогут вам для эффективного общения:
• способность чувствовать и проявлять свое доброжелательное отношение,
уважение, симпатию к другим людям, даже когда не одобряешь их поступки,
готовность их поддержать (доброжелательность);
• умение встать на место другого человека, посмотреть на мир его глазами,
воспринимать поступки с его позиций, увидеть себя его глазами (эмпатия);
• умение быть естественным в отношениях, открытым, не скрываться за
масками или ролями, не «строить из себя», не стараться казаться другим, а
быть самим собой (аутентичность);
• умение говорить о своих конкретных переживаниях, мнениях, поступках,
отказ от общих рассуждений, многозначительных и непонятных для
собеседника, от пространных, наводящих скуку, «умствований вообще» (конкретность);
• способность самому устанавливать контакты, не дожидаясь инициативы со
стороны других, склонность к активности в отношениях, к тому,
чтобы «идти вперед и вести за собой»; готовность браться за какие-то дела,
требующие активного вмешательства, а не просто ждать, когда другие начнут что-то делать (инициативность);
• умение говорить и действовать напрямую, открытая демонстрация своего
отношения к проблемам, людям, своей точки зрения, не скрывая и не
замалчивая (непосредственность);
• искренность, готовность открыть другому свой внутренний мир и твердая
убежденность, что открытость способствует установлению здоровых и
прочных отношений с окружающими; следует отличать открытость от
нездорового стремления раскрыть все свои самые интимные секреты,
выложить всю свою подноготную посторонним людям, поскольку сам
человек, а не его тайны интересны людям (открытость);
• в случае возникновения трений или конфликтов — умение «с глазу на
глаз» поговорить с другим человеком и, не допустив обострения ситуации,
выяснить источники разногласий, найти компромисс; готовность в некоторых случаях пойти на конфронтацию, но не с целью испугать или покарать другого, а стремясь установить пусть не дружеские, но открытые и ровные отношения, прийти к какому-то соглашению (толерантность,
терпимость) и др.
Педагог-психолог: Перед практикумом вы заполняли методику С. Л.
Братченко «Направленность личности в общении (НЛО-А)», предлагаю
ознакомиться с ее результатами.
У 10% педагогов – конформная направленность, которая характеризуется
отказом от равноправия в общении в пользу собеседника, ориентацией на
подчинение силе авторитета, на «объектную» позицию для себя, отсутствием
стремления к действительному пониманию и желания быть понятым,
направленностью на подражание, готовность подстроиться под собеседника.
У 30% педагогов – индифферентная направленность, отношение к
общению, при котором игнорируется оно само со всеми его проблемами,
доминирование ориентации на сугубо деловые вопросы, уход от общения как
такового.
У 20% педагогов – альтероцентристская направленность, это
добровольная «центрация» на собеседнике, ориентация на его цели,
потребности и т.д. и бескорыстное жертвование своими интересами,
стремление понять запросы другого с целью их наиболее полного
удовлетворения, но безразличие к пониманию себя с его стороны, стремление способствовать развитию собеседника даже в ущерб собственному развитию и благополучию.
У 30% педагогов – манипулятивная направленность , т.е. ориентация на
использование собеседника и всего общения в своих целях, для получения
разного рода выгоды. Отношение к собеседнику как к средству, объекту своих манипуляций, стремление понять (вычислить) собеседника, чтобы получить нужную информацию, в сочетании с собственной скрытностью,
неискренностью, ориентация на развитие в общении, но односторонняя –
только для себя, за счет другого.
Остальные 10% педагогов – авторитарная направленность личности в общении. Ориентация на доминирование в общении, стремлении «подавить» партнера, подчинить его действия своим целям; эгоцентризм. Неуважение чужой точки зрения4 ориентация на штампы и стереотипы.
Педагог-психолог: Следующее упражнение покажет нам, как в коллективе
могут возникнуть ситуации недопонимания и искажения информации.
Упражнение 7 «Рисунок на спине»
Ход: «А сейчас мы с вами порисуем на спине. Нам необходимо построиться колонной, каждый участник при этом смотрит в спину своего товарища. Я сейчас нарисую картинку и спрячу, затем такой же рисунок я изображу пальцем на спине у того кто стоит последним в колонне. Ваша задача, постараться почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше, до самого первого. А первый затем воспроизведет этот рисунок на бумаге, в конце мы сравним этот рисунок с первоначальным вариантом. Итак, начали».
При желании участников упражнение может повториться, только те, кто стояли первыми и последними в колонне меняются, также можно сменить ведущего.
После упражнения ведущий задает вопросы. Что помогало понимать и передавать ощущение? Что чувствовали первые и последние стоящие в команде? Что мешало выполнять упражнение, с каким трудностями столкнулись?
8. Упражнение «Испорченный телефон»
Психолог уводит одного из участников и передает ему информацию,
полученную информацию он передает следующему коллеге и т.д. После чего
сравнивается текст изначальный с тем, что расскажет последний участник.
Текст:
Ольга Николаевна попросила Юлию Сергеевну, чтобы она передала Лидии
Александровне, чтобы материалы по новому проекту о благоустройстве
территории детского сада и отчет о проделанной работе были готовы к 13.00
последней пятницы декабря. Информацию необходимо сообщить Жанне
Николаевне по телефону до вечера 11 января.
Педагог-психолог: Большую роль в общении играют невербальные средства: мимика, жесты, поза.
Упражнение 9. «Свет мой зеркальце! Скажи»
Ход: «Вспомните, пожалуйста, сказку А.С Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях». Сначала я предлагаю поупражняться в мимических движениях, поднять брови, опустить, нахмурить брови. Сдвинуть, надуть губы, опустить уголки губ, улыбнуться. Представьте свой мимический образ партнеру.
Хорошо, продолжаем. В сказке есть слова, которые произносит царица, сидя перед зеркальцем, помните: «Свет мой зеркальце скажи, да всю правду доложи…». Мы сегодня попросим зеркальце рассказать, какие мы. Роль зеркальца и царицы вы распределите в парах. «Зеркальце» внимательно посмотрит «на царицу», подумает, как и что о нем можно рассказать. Только для зеркальца не внешность, а более качественная характеристика важна, оценка жизненных проявлений, ситуаций, поступков. По сигналу «начали», первая пара по порядку, начинает игру, царица спрашивает, зеркальце отвечает. Внимание, начали!»
После упражнения ведущий задает вопросы. Что вызвало затруднение? Легко ли охарактеризовать человека? Как чувствовал себя партнер, согласен с мнением о нем?
Педагог-психолог: Подведем итоги по определению типа личности по 5 фигурам по методике «Определение типа личности сформировавшегося в результате взаимодействия с окружающей средой»
КВАДРАТ. Квадрат – это, прежде всего неутомимый труженик. Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы, - вот чем, прежде всего знамениты истинные Квадраты. Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области. Этому способствует и неутолимая потребность в информации. Квадраты – коллекционеры всевозможных данных. Все сведения систематизированы, разложены по полочкам… Квадраты заслуженно слывут эрудитами, по крайней мере, в своей области.
Мыслительный анализ – сильная сторона Квадрата… Квадраты чрезвычайно внимательны к деталям, к подробностям. Квадраты любят раз и навсегда заведенный порядок…
Аккуратность, порядок, соблюдение правил и приличий могут развиться до парализующей крайности. И когда приходит время принимать решение, особенно связанное с риском, с возможной потерей статус-кво, Квадраты вольно или невольно затягивают его принятие. Кроме того, рациональность, эмоциональная сухость и холодность мешают Квадратам быстро устанавливать контакты с разными лицами. Квадрат неэффективно действует в аморфной ситуации.
ТРЕУГОЛЬНИК. Эта форма символизирует лидерство, и многие Треугольники ощущают в этом свое предназначение. Самая характерная особенность истинного Треугольника способность концентрироваться на главной цели. Треугольники – энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их!
Треугольник – это очень уверенный человек, который хочет быть правым во всем! Сильная потребность быть правым и управлять положением дел, решать не только за себя, но и по возможности за других делает Треугольника личностью, постоянно соперничающей, конкурирующей с другими. Доминирующая установка в любом деле – это установка на победу, выигрыш, успех! Он часто рискует, бывает нетерпеливым и нетерпимым к тем, кто колеблется в принятии решения.
Треугольники очень не любят оказываться неправыми и с большим трудом признают свои ошибки…
Треугольники – честолюбивы. Если делом чести для Квадрата является достижение высшего качества выполняемой работы, то Треугольник стремится достичь высокого положения, приобрести высокий статус, иначе говоря сделать карьеру…
Главное отрицательное качество «треугольной» формы: сильный эгоцентризм, направленность на себя. Треугольники на пути к вершинам власти не проявляют особой щепетильности в отношении моральных норм и могут идти к своей цели по головам других. Это характерно для «зарвавшихся» Треугольников, которых никто вовремя не остановил. Треугольники заставляют все и всех вращаться вокруг себя, без них жизнь потеряла бы свою остроту.
КРУГ. Это мифологический символ гармонии. Тот, кто уверенно выбирает его, искренне заинтересован, прежде всего, в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для Круга – люди, их благополучие. Круг… чаще всего служит тем «клеем», который скрепляет и рабочий коллектив, и семью, т. Е. стабилизирует группу…
Они обладают высокой чувствительностью, развитой эмпатией – способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания другого человека… Естественно, что люди тянутся к Кругам. Круги великолепно «читают» людей и в одну минуту способны распознать притворщика, обманщика…
Они пытаются сохранить мир и ради этого иногда избегают занимать «твердую» позицию и принимать непопулярные решения. Для Круга нет ничего более тяжелого, чем вступать в межличностный конфликт. Круг счастлив тогда, когда все ладят друг с другом. Поэтому, когда у Круга возникает с кем-то конфликт, наиболее вероятно, что именно Круг уступит первым.
… Круги не отличаются решительностью, слабы в «политических играх» и часто не могут подать себя и свою «команду» должным образом. Все это ведет к тому, что над Кругами часто берут верх! Более сильные личности, например, Треугольники. Круги, кажется, не слишком беспокоятся о том, в чьих руках будет находиться власть. Лишь бы все были довольны, и кругом царил мир. Однако в одном Круги проявляют завидную твердость. Если дело касается вопросов морали или нарушения справедливости.
… Главные черты их стиля мышления – ориентация на субъективные факторы проблемы (ценности, оценки, чувства и т. Д.) и стремление найти общее даже в противоположных точках зрения. Можно сказать, что Круг – прирожденный психолог.
ЗИГЗАГ. Эта фигура символизирует креативность, творчество, хотя бы потому, что она самая уникальная из всех фигур и единственная разомкнутая фигура…
Доминирующим стилем мышления Зигзага чаще всего является синтетический стиль. Комбинирование абсолютно различных, несходных идей и создание на этой основе чего-то нового, оригинального – вот, что нравится Зигзагам. В отличие от Кругов, Зигзаги вовсе не заинтересованы в консенсусе и добиваются синтеза не путем уступок, а наоборот – заострением конфликта идей и построением новой концепции, в которой этот конфликт получает свое разрешение, «снимается». Причем, используя свое природное остроумие, они могут быть весьма язвительными, «открывая глаза другим» на возможность нового решения…
Зигзаги просто не могут продуктивно трудиться в хорошо структурированных ситуациях. Их раздражают четкие вертикальные и горизонтальные связи, строго фиксированные обязанности и постоянные способы работы. Им необходимо иметь большое разнообразие и высокий уровень стимуляции на рабочем месте. Они также хотят быть независимыми от других в своей работе. Тогда Зигзаг оживает и начинает выполнять свое основное назначение – генерировать новые идеи и методы работы… Зигзаги устремлены в будущее и больше интересуются возможностью, чем действительностью. Мир идей для них так же реален, как мир вещей для остальных…
Зигзаги – неутомимые проповедники своих идей и способны мотивировать всех вокруг себя. Однако им не хватает политичности: они несдержанны, очень экспрессивны («режут правду в глаза»), что, наряду с их эксцентричностью, часто мешает им проводить свои идеи в жизнь. К тому же они не сильны в проработке конкретных деталей (без чего материализация идеи невозможна) и не слишком настойчивы в доведении дела до конца (так как с утратой новизны теряется и интерес к идее).
10. Упражнение «Пойми меня» для пары участников
- внести бревно и распилить его;
- внести ковер и повесить на стену;
- встреча на скамейке;
- утешение обиженного;
- встреча друзей после долгой разлуки;
Педагог-психолог: Результаты «Самотест «Готовность к саморазвитию» Ратанова Т.А.
График А – 3 чел, Б – 11 чел, В – 1 чел, Г – 3 чел.
Педагог-психолог: Наш коллектив такой, каким мы сами его делаем, и
каждый из нас привносит в него что-то свое. Кто-то смех или юмор, кто-то
доброту, строгость, дисциплину, организованность и т. Д. – все это очень
важно для коллектива.
Февраль 2019